Глава 0

Приложение к инструкции по эксплуатации текста (инструкция находится перед Введением) в виде проверенного временем анекдота:

Иностранка приехала в СССР и провалилась в какую-то неогороженную яму. На ее возмущенные вопли о том, что территорию, на которой опасно находиться, следует окружать красными флажками, последовал очень доходчивый ответ. «Когда вы въезжали в страну, красные флаги на границе видели? Ну вот! И чем вы сейчас недовольны?».

Читатель! Красный флаг угрозы своему интеллектуальному и моральному здоровью вы перед Введением видели?! Потом не следует возмущаться, если что.

0.1

Этот трактат родился как нервная реакция автора, обычно безразличного к любой общественно-политической суете, после случайного просмотра пары-тройки «политических» ток-шоу на российском ТВ мрачной осенью (не к ночи будь помянутого) 2020 года. Оптимистично предположим, что (прежний) «наше всё» не ошибается и 200 лет спустя. И сей скорбный труд не пропадёт. Только на Пушкина и надежда.

0.2

Стандартный сценарий обычных российских «политических» ток-шоу на ТВ полон жизни и эмоций. В мире вокруг нас одни враги, они мешают жить, Россия-Путин с ними неустанно борется и побеждает (в одной Сирии трижды всех побеждали и выводили войска), но враг не дремлет, НАТО у ворот, санкции на носу, оранжевые революции на пороге; нас там не было, ничего не докажете, так будет с каждым; величие России-Путина растет в мире, поэтому враги вокруг злобствуют, русофобствуют и вводят санкции, поэтому россиянам трудно жить, но они горды, что Россия-Путин встает с колен и крепнет, что признают все враги России-Путина, что только усиливает их санкции в связи со всякими голословными обвинениями, что увеличивает авторитет России-Путина, несмотря на попытки пересмотра итогов Второй Мировой войны и стремление игнорировать определяющую роль России-Путина в великой победе, что приводит к новой волне оранжевых революций за госдеповские печеньки в сопредельных странах, раздавленных укро-фашистами пополам с бандеровцами, с конечной целью ввоза оранжевой заразы в Россию-Путина… Примерно так. Но это не более 1% от глубины мыслей, которые излагаются в стандартном ток-шоу. Чтобы ощутить их полную мощь, надо соединить конец предложения с началом (закольцевать) и прокрутить это раз сто без пауз и остановок.

0.3

Вот что может автор возразить такой пропагандистской глыбе? Во-первых, он не может так громко изъясняться, как «эксперты» на таких ток-шоу, во-вторых, у него нет никакого желания к ним обращаться по какому-либо поводу и с какими-то ни было аргументами. Получается, что автор весьма близок к гармонии в этом вопросе: нет ни возможности, ни желания. На почве демагогии он ничего противопоставить этому совершенству в области коллективного бессознательного не в состоянии. Коварных врагов из рукава он доставать не сможет, драматургия у него так себе. Но что-то ведь надо делать? Для начала можно воспользоваться наследием Льва Толстого и, творчески его переработав, рявкнуть (про себя) «Если могу промолчать, значит, надо написАть!». И переведя дух, можно уже начинать неторопливые молчаливые рассуждения, используя гениальное изобретение Кирилла и Мефодия, которое позволяет поберечь голосовые связки…

0.4

Для разминки кратко сравним нынешнюю эпоху с предыдущей, которую принято называть теперь «лихими девяностыми». У Пелевина буквально в нескольких строках романа ”Generation «П»” выражена политическая суть начала девяностых годов на бытовом уровне. «По телевизору между тем показывали те же самые хари, от которых всех тошнило последние двадцать лет. Теперь они говорили точь-в-точь то самое, за что раньше сажали других, только были гораздо смелее, тверже и радикальнее. Татарский [протагонист романа] часто представлял себе Германию сорок шестого года, где доктор Геббельс истерически орет по радио о пропасти, в которую фашизм увлек нацию…» Казалось бы, вот оно – моральное дно. Ан нет. Текущая ситуация напоминает негатив от той картинки, которую описал Пелевин, всё как бы наоборот, но от этого только тоскливее. Сегодняшнее днище поглубже будет, чем в девяностые. Во-первых, «хари» (это цитата, если что) теперь не говорят смелые вещи, а запрещают ровно то, о чем они говорили буквально лет десять назад, и сажают других за гораздо более робкие высказывания. Во-вторых, доктора Геббельса для более точного отражения духа нашего времени я бы заменил в Пелевинском мысленном эксперименте на Махатму Ганди, который проповедует теорию патриотизма с дополнительной уникальной хромосомой и призывает всех стать, наконец, верными пехотинцами Путина на пути к истинной и всеобъемлющей любви… к произволу и насилию.

Вот такой образ вырисовывается на текущий момент.

0.5

Можно, конечно, в деталях рассказать в этом трактате о завтрашнем дне России. Только зачем нам это завтрашнее дно? Верно? Лучше написать, как его (дна) или их (доний) избежать по возможности.

0.6

Хотя яркие образы и запоминающиеся метафоры хороши для восприятия, автор предпочитает использовать что-то не столь броское, а более солидное и пресное.

Данный опус/трактат/текст опирается на формальную логику. Это скучнее, чем раскрывать коварный масонский заговор врагов России-Путина или пугать почтенную публику очередной антиутопией. Поэтому читать его будет тоскливо и неинтересно. Этот текст может служить разве что тренажером для развития силы воли. Даже сверх мотивированным читателям, желающим потренировать свое терпение и выносливость, следует остановиться и задуматься, углубившись в медленное и сосредоточенное чтение эпиграфа к этому трактату: стОит ли начинать жевать литературный песок сомнительного качества и загадочного происхождения (рассыпанный автором на этих страницах) с риском необратимого переворота своего сознания с неясными последствиями. Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые мгновения – не читайте дальше. Чтобы не жег позор за полное непонимание прочитанного, удалитесь на расстояние недосягаемости от этого текста (5-10 метров минимум, использование масок и шапочек из фольги необязательно). Чтобы, умирая, (лет эдак через сто) Вы, читатель, могли сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому главному в мире – борьбе за освобождение своего мозга от умных мыслей. За напрасно потраченные минуты и часы автор ответственности не несет. За мысли, возникающие у читателя при прочтении, тоже. За отсутствие мыслей вообще (и до, и после) – тем более. Все имена и названия в тексте выдуманы, совпадения случайны, утверждения голословны, рассуждения невнятны, мнения порочны, соображения невразумительны, размышления смехотворны, взгляды превратны, понятия абсурдны, аналогии нелепы, мысли хаотичны, скрепы бракованы, крюки хлипки, концепции мутны, эксперименты провальны, смыслы бессмысленны, образы безобразны, догадки гадки, намерения туманны, идеи вздорны, суждения провокационны, выводы поверхностны, оправдания неубедительны, зато, по крайней мере, заключения условны, причем приколы и их отсутствие ненамеренны, а эмоции неистовствующи… Если есть еще кто живой, то предупреждаю, что бесплатное несанкционированное обдумывание чего-либо без ведома и разрешения автора при прочтении этих заметок, а также до, после и вместо него запрещено законами копирайта, копилефта, а также копитопа с копиботомом.

Итак, мы начинаем. Кто не спрятался, я не виноват. Как говорят классики, времени на раскачку нет. Надо быстро бежать, да вот только непонятно куда… Если читатель еще здесь, то я ему не завидую…

0.7

Если далее ожидается, что последует что-то столь же прикольное и неожиданное, то напрасно. Все будет развиваться медленно, логично, неизбежно, неотвратимо и безотрадно, всё строго в соответствии с обещанной выше тягомотиной. Как выражались раньше – деловито и конкретно. Автор эмигрант и покинул Россию довольно давно. Рассуждения он будет вести на общественно-политические темы и в общемировом, и российском контексте. Вследствие своей удаленности от эпицентра он имеет преимущество по сравнению с вовлеченными в политическую движуху субъектами. Это нетрудно понять из такого мысленного эксперимента. Предупреждение: ниже по тексту их будет целая куча. Будь моя воля, я бы вставил тут красную мигающую лампочку с противным акустическим зуммером (типа, «Осторожно! Идет опасный для жизни мысленный эксперимент!! Спасайся кто может!!!).

0.8.1

Пусть на планете Земля имеется некий субъект со звездным небом над головой и (что уже очевидно для многих читателей, знакомых с творчеством коренного калининградца Мони Канта) моральным законом внутри. Моральный закон и внутренности нашего подопытного мы пока трогать не будем. Но совсем нетронутыми они вряд ли останутся, такое вот у меня недоброе предчувствие… Зададимся простым вопросом, сколько времени потребуется нашему испытуемому при наличии талантов или даже гениальности, чтобы понять, находясь строго на поверхности Земли и не обладая никакими изначальными знаниями, что Земля вращается вокруг Солнца, она является третьей по удаленности планетой в Солнечной системе и, вообще, как устроена эта самая Солнечная система. Звездное небо ему в этом точно поможет, насчет морального закона не уверен. На сбор данных уйдут десятки лет, на их интерпретацию, в зависимости от гениальности нашего индивидуума (при всем моем уважении к нему), еще многие годы. Короче, столько земные сапиенсы не живут. Получается, что нужно рассматривать целую династию субъектов, которая, в конце концов, придет к пониманию строения Солнечной системы примерно в 5-10 поколении, не раньше. Запомним это. Походу многие слишком умные представители этой династии могут совсем не дожить до старости вследствие общественного недопонимания сути их исследований на очевидно плоской Земле (это ведь и ежу понятно), с Солнцем и Луной, двигающимися по небесной тверди на божественном колесе… Как там у Окуджавы: «Господи, дай же ты каждому, чего у него нет. Мудрому дай голову…» Это точно, мудрые слишком часто рискуют головой, им про запас еще одна не помешает. А может так сложиться, что уже и не про запас… Я ведь предупреждал, что мысленные эксперименты – это вам не шуточки, для кого-то они опасны для жизни.

0.8.2

А теперь представим, что есть внешний наблюдатель, который смотрит на Солнечную систему откуда-то со стороны, желательно под не слишком острым углом. Да что там юлить – под самым что ни на есть тупым углом. Даже если это будет весьма недалекий во всех смыслах человек, (да просто тупой прямо как этот самый угол!) на всё про всё у него уйдет от нескольких месяцев до года. Потому что Меркурий за год сделает более 4 оборотов вокруг Солнца, Венера более полутора, Земля один, Марс больше половины, ну а дальше по аналогии получается, что и остальные планеты двигаются по почти круговым орбитам вокруг звезды по имени Солнце. Это и ежу будет понятно, но только ёж должен быть вне системы и смотреть на нее со стороны. Напомним, что ежу на поверхности Земли тоже всё ясно, но к объективной реальности его ощущения и выводы, как ни странно, никакого отношения не имеют. Какая несправедливость получается – вне системы тупому созерцателю всё ясно почти сразу и нет никакого риска вследствие осознания устройства мира поплатиться головой, как это может случиться с умным наблюдателем внутри, которому к тому же гораздо сложнее понять что к чему. Назовем выявленную нами вопиющую несправедливость нечаянной удачей и попытаемся воспользоваться ею в полной мере на страницах этого трактата.

0.8.3

Вот автор и будет играть роль правильного ежа вне Солнечной системы или (если это приятно читателю) такого тупого внешнего наблюдателя (которому, однако, всё не только видно, но даже и очевидно) на этих страницах. Если это не убеждает никого, что (поту)стороннему наблюдателю многие вещи гораздо проще увидеть и понять, чем людям, вовлеченным в процесс, то… и фиг с ним. Банкет на этих страницах будет продолжен даже без требований это делать. В конце концов, если никто не придет, то автор всё сам выпьет и съест. Ведь не зря же он распугивал всех читателей парой параграфов выше по тексту, ему самому только больше достанется.

0.8.4

В изложении ситуации с точки зрения стороннего созерцателя есть один существенный эмоциональный недостаток. Общая картина, как правило, слишком ясная, в её описании нет милой сердцу двусмысленности или загадки, всё механистически прямолинейно. Пользуясь опять аналогией с наблюдателями на Земле и вне Солнечной системы, можно сказать, что для земного созерцателя восходы-закаты Солнца или появление Луны на ночном небе, да еще и мистическое изменение ее фаз, несомненно, будоражат чувства и мысли, поражают своей глубиной и сложностью, вдохновляют на сочинение стихов-поэм-эпосов-эпопей, а также трудов по философии, этике, эстетике и других крайне умных произведений, а с точки зрения внешнего зрителя – это просто вращение трех шариков вокруг друг друга; всё ясно с первого беглого взгляда, и никакой загадки, глубины, поэзии и томления духа не присутствует. Поскольку это заметки потустороннего, то читателя не ждет ничего мистически-поэтически-туманного, а только мысли автора – прямые, как рельсы (когда мыслей много, то есть две; ну, хотя бы полторы). Если же мысль приходит к автору в одиночестве, то она подобна лому. Если вообще ничего отдаленно похожего на мысли читателем не наблюдается, то сам собой возникает образ шила, для особо впечатлительных натур – многих шильев, а для особо продвинутых – нулевых квантовых колебаний вакуума. В случае с ломом и рельсами изложение автором ведется без особых затей, то есть преимущественно прямо в лоб (или по лбу (?)). Ну, а шило, сами понимаете, обычно норовит воткнуться в область альтернативных полушарий. Аналогично и шилья – туда же, но больнее, естественно. А куда приткнуть нулевые квантовые колебания вакуума, пусть продвинутый читатель придумает сам и порадуется своему остроумию.

Загрузка...