В этой части, будут подняты как базовые нюансы профессии, так и возможные лайфхаки. Если наткнётесь на подтему, в которой вы уже разбираетесь – просто можете пролистать к следующей. Уровни и навыки у всех разные, моя задача поделиться всем тем полезным, что я могла бы дать, а вы избирайте тот материал, который для вас актуален.
Мне кажется нет смысла делить дизайнеров и прочих специалистов на новичков, профи, середнячков. В творческой профессии границы размыты. Писать отдельно книгу с теми же самыми темами отдельно новичкам и отдельно прочим – так же бессмысленно. В профессии у каждого человека свои темпы роста. Но и пробелы тоже уникальны. Даже если вы имеете большой опыт, велика вероятность, что какие-то моменты просто вышли из вашего поля зрения ввиду «тоннельного мышления». Так в психологии называют фокус человека на чём-то одном, что не позволяет воспринимать ситуацию объемно и целостно. Допустим вы в профессии лет 10, вы опытный специалист, который давно набил руку и знает, что делать в ответ на любое ТЗ. Но часто привычное и понятное усаживает нас на «кресло комфорта». Нам не нужно больше каждодневно искать решение новых задач («говорят не верные выпуски – а как переделать?», «исказились цвета – поищу что я сделал(а) не так» и т.д.). Работа становится функцией, существующей иногда автономно от нашего сознания. И мы вместо завоевания новых вершин навыка и знаний – просто работаем как работается, не замечая всегда существовавших пробелов, профессионального застоя. Это не ко всем относиться, но грозит каждому.
Я ощущаю это на себе. Образование дало мне опору и нужные знания, навык – позволил делать всё необходимое, опыт – скорректировал недостатки и отточил умения. И сейчас мне комфортно работать. Я могу взять любую задачу своего целевого клиента и воплотить в реальность. Я сижу на «кресле комфорта» внутри своей ниши. Мне понятно, удобно. Я не спущусь с кресла на пол и не возьму клиента, который не будет ценить моих услуг. Но и испугаюсь вставать с кресла, чтобы начать искать «крупную рыбу» (большие чеки, иностранные компании) среди новой неизвестной мне аудитории. Я обязательно буду работать над этим. Ведь застой – обязует нас на долговременное (если не пожизненное) пребывание в одной и той же категории в конкурентном ряду. И если наши бабушки нам горделиво рассказывали о 40-ка годах, проработанных на заводе, если я ничего не буду менять – своим внукам буду рассказывать подобные истории, в которых всё самое интересное (смешные случаи, новые знания, знакомства) и сложное (неудачи, победы, достижения) было только в начале профессионального пути.
Как я планирую с этим работать и получится ли? Обязательно буду держать в кусе на своём канале. Скажу лишь то, что на текущий момент я стараюсь работать в «ширину». С нуля изучать новое, например, 3D моделирование. Тем самым открывая окно для расширения возможностей в графическом дизайне (как минимум). Во что это перерастёт дальше – посмотрим!
Иногда стоит просто бесстрастно погрузиться в прочтение новых материалов, просмотр новых лекций/уроков, чтобы дать себе пинка и выйти из тоннеля в прекрасный и разнообразный мир. Буду рада, если сборник кому-то в этом поможет.
Наверное, стоит сказать, что эта проблема будет не близка каким-то специалистам. Если у вас есть имя, собственный стиль за которым и приходят, то возможно сейчас вы не тонете в постоянных доработках. Но я в этом сборнике поднимаю темы, о которых могу судить, которые я пережила на собственном опыте, проанализировала и смогла заключить в определенные выводы.
Правки вызывают гамму ощущений у специалиста. Всегда приятно, когда к тебе прислушиваются и просят внести изменения с опорой на ваши знания. Но совершенно противоположные чувства – когда ты становишься стенографисткой, но вместо записи речи под диктовку, зарисовываешь всё, что скажут.
За время работы я испытала разные чувства, поделюсь ими, а вы отметьте, что было знакомо и вам тоже. А позже мы немного с этим поработаем.
Меня посещали следующие мысли:
1) Было же так красиво, а теперь стыдно выкладывать такое.
2) Столько смыслов вложено в цвета и формы, как было креативно! А мы сделали макет очередной «пустышкой». Я же не просто красоту навела, это так круто бы смотрелось и реально работало на потребителя!
3) Ох, за эти деньги он мог получить такой шикарный лого, а выбрал вот… это. Мне жалко его потраченных средств.
4) Меня не воспринимают как специалиста, я просто рабочая сила?
Если нашли себя в каком-то пункте, то давайте разберем каждый из них и взглянем на вопрос правок под другим углом. Но каждый пункт сверяйте со своими внутренними ощущениями: «Кто вы? Каким хотите стать?»
1) Вопрос портфолио для специалиста (особенно начинающего) важен. Хочется показывать сильные работы, быть лицом крутых работ. Но, если для вас первостепенен заработок, поток клиентов, чтобы набить руку – правки лишь источник нового опыта (коммуникация с клиентом, воплощение чужого виденья, большее понимание потребностей, работа в программе, способ мышления, формирование новых идей на основе правок). Это хорошая тренировка и переживать по этому поводу смысла нет. Всегда можно взять вариант дизайна, который вам понравился больше и выложить в портфолио именно его, даже если он не утвержден окончательно. Главное показать достойный результат. Нет необходимости выкладывать в портфолио «проходные» работы, которые не стоят внимания целевого заказчика.
У меня до сих пор есть клиенты, любящие типичные красно-желтые баннеры. Я заранее отношусь к ним как к работе, не требующей моей креативности. Обрабатываю сухие пожелания за вознаграждение. Можно сказать, даже отдыхаю во время работы над ними. И в общей массе абсолютно довольна коммуникацией, просто эти работы не найдёшь в моём альбоме. Но опять же – это приемлемо для меня. Если ваши цели выше – вы можете оградить себя от клиентов такого типа. Ваш решать, браться за такую работу или нет. Прелесть фриланса в том, что клиенты у вас будут разные и задачи тоже. Кому-то нужно каждый раз придумывать кто-то новое, а иногда просто сделать что-то уже понятное налаженное под сериальчик.
2) Этот тип переживаний встречается во мне куда чаще, чем прочие «было эффективно и продающе – стало посредственно». Когда я чувствую, что создала что-то действительно невероятное, куда был вложен весь мой опыт, навык и знание. Я уже вижу (в своей голове) как этот макет работает, выделяет клиента среди конкурентов, привлекает клиентов. И моя излишняя привязка к проекту частично разбивает мне сердце, когда я читаю список правок или «концепция не подходит, давайте попробуем другое». Чувствуешь в такие моменты несправедливость, возможно даже глупость клиента: «Как он не понимает, что это для него лучше!». Тут очевидная проблема восприятия. Разберем так же на моём примере.
Не каждый заказ даёт мне возможность использовать навыки по полной. Тут множество факторов «против»: макет по чёткому ТЗ с определенными рамками, отсутствие вдохновения, эскиз по проекту, особые требования, готовые шаблоны. Разгуляться, что называется, можно на этапе создания чего-то нового или переосмысления старого – если в обоих случаях, по моей оценке, клиент способен прислушаться или сам просит что-то нестандартное или эффективное. И в моменты, когда я чувствую вдохновение или свободу творить – я могу тратить на разработку больше времени, наделять тезисы из ТЗ от компании особыми смыслами, которые возможно даже не важны или существовали только ради «красивого словца». В процессе творческого потока, я довольна процессом и результатом. Как пазл сходятся принципы дизайна, маркетинга, продаж, психологии восприятия. Мне хочется поделиться этим с клиентом и возможно увидеть в работе (на сайте, вывеске…) как моё «детище» будет жить. И не важно по какой причине это не зашло клиенту (личные вкусы, отсутствие соответствий между компанией и макетом, не те ассоциации), нельзя было привязываться к проекту. Любой дизайн нужно рассматривать как вариант имеющий место на существование. Если удалось словить от разработка какого-то варианта – невероятное вдохновение, так это замечательно! Можно поделиться работой в портфолио и описать заложенные смыслы и визуальные приёмы. Этого достаточно.
Клиент может быть, как прав в том, что отказал принять вашу идею, так и не прав. И этого его опыт и его компания/бизнес. Нельзя упускать из виду то, что дизайнер всё равно знаком с компанией поверхностно. Даже после длительного изучения стратегий и позиционирования, есть шанс, что вас познакомили только с «верхушкой айсберга», а 90% ощущений, настроений, принципов, внутренней «кухни компании» вам остались недоступны. И правками нас скорректируют до необходимого желаемого результата. Подобные правки, мотивированные нашим промахом, легко читаются по фразам с подобным посылом: «не похоже на нас».
Но бывают и правки «убийцы» без обоснования и объективных причин, исходящие из субъективного вкуса и восприятия. Это читается по формулировкам спонтанного и неопределенного типа: «что-то не то…», «может поинтересней», «а может … добавить… или это». Если к вашим рекомендациям не прислушиваются, просто отключите их и доделайте работу. Выясняйте, что имеется ввиду под правками и воплотите фантазии клиента.
Само по себе здорово, создание чего-то прекрасного. Как только вы осознали силу своей работы – похвалите себя, оцените ваши способности, насладитесь моментом. А теперь идите работать с чистой головой предложите, то что получилось, кратко и сухо описав нюансы, которые хотели бы подчеркнуть. В случае правок или смены концепции – обработайте запрос. Может с новыми вводными вы придумаете что-то ещё интересное. Не рассматривайте ранее созданное как конечный результат конкретного заказа. Не поддавайтесь обидам и фантазиям. Сохраняйте беспристрастные настроения, придерживайтесь вежливого общения. Завершите заказ так, чтобы для вас обоих коммуникация оказалась приятной. А после варианта два: 1) этот клиент потенциально будет вашим постоянным и с каждым заказом вы будете понимать его потребность всё больше и больше (бывает, что уровень доверия к вам повышается и вам дают больше свободы); 2) вы поймёте, что этот клиент «не ваш» и в следующий раз не возьметесь за его заказ (если он обратиться).
Но в любом случае нет смысла превращать работу в собственный кошмар. Вашего навыка же достаточно, чтобы доделать работу? Оплата есть (про недобросовестных заказчиков поговорим позднее)? Тогда у вас есть всё, чтобы завершить работу. Отпустите всё негативное, если таковое имеется. От вас зависит каков будет ваш день. Каждая мелочь добавляет в него красок. Завершится этот проект – начнётся другой. Здорово если в ваших воспоминаниях будет много хороших проектов, даже так, где ваши взгляды не сходились.
3) «столько денег за это?». Эта мысль раза 3 проникала в моё сознания за всё время работы. Когда я стала смелым пользователем программ, начала пользоваться знаниями из области рекламного дела и нащупала более платежеспособных клиентов, было несколько случаев, когда я была удивлена результатом работу. Самый яркий случай случился в 2022 году. Ко мне обратились за разработкой логотипа. В выбранном клиентом пакете услуг было включено 3 варианта и доработка выбранного. Клиент попросил сделать 2 варианта по ТЗ, а 1 полностью исходя из моего виденья. Я словила поток «в месте свободы» (как описывала выше), а два других были строго по ТЗ с предложенными образами. Клиенту не зашёл ни один вариант. И он попросил просто написать название компании в круге, внутри круга рядом нарисовать галочку и по краям обводку (а-ля печать). И остался очень рад полученным простым начертанием. Я была в шоке. То есть вы купили проработанный дизайн, а утвердили кружочек с галочкой? Было как-то странно. Я даже не взяла доплат за другой вариант и доработку по нему. Потому что это реально было очень простое начертание. Этот логотип он мог бы заказать где угодно и в 5 раз дешевле. Чтобы вы понимали уровень моего смущения, для меня это как прийти с подарочным сертификатом на круглую сумму в Золотое яблоко, послушать брендовые ароматы, протестировать качественную косметику, но уйти с тональной основой Max Factor. Или как купить билет на любимую группу с возможностью пройти за кулисы, получить мерч, сделать фото с артистом, но ты только берешь пакет с мерчом и идёшь домой. Зачем? Ты же мог просто заказать мерч на сайте с доставкой, зачем эти траты на то, что тебе не нужно?
Фактически я понимаю. Человек выбрал меня по моим работам, возможно хотел посмотреть, что можно придумать для его компании. Но в итоге решил, что не нужно ему это всё, достаточно простого логотипа. И за эту сумму он купил вежливость, качество, 3 варианта посмотреть/подумать и готовый логотип с брендбуком. Видно, что он уважает моё время, ценит работу дизайнера.
Но всё равно внутри есть желание лучшего для своего клиента. Сравнивая крутой вариант и утвержденный, я думаю – как стильно и сильно ты мог бы начать. Те же деньги!
Тут стоит подумать, а зачем мне жалеть о его выборе? Клиент доволен. Если в будущем будет что-то менять, он обратиться ко мне, когда будет готов. Но возможно ему это и не нужно. То, что подходит нам – не подходит всем. Нет повода для разочарований.
4) Частая проблема творческого человека сомнения в собственной компетенции. Особенно если вы обладатель полезных знаний (рисунок, психология, маркетинг…), а вас «юзают» просто как человека, который может вырезать/вставить. Кого-то это оскорбит, а кто-то как я говорила выше, позволит себе делать лёгкую работу и выполнять указания. Если вам не комфортно иногда работать в таком ключе – просто не берите таких клиентов, выстраивайте четкую позицию, информируйте новых клиентов об особенности вашей работы над заказами. Не всё стоит воспринимать как ущемление собственной уникальности. Не всем нужны инструменты для роста. Кто-то неосознанно избегает трудностей и так же находится на «кресле комфорта» только в своём деле. Продажи налажены и ладно! Работает один концепт дизайна – так и чего менять-то? Клиенту такого типа нужен тот, кто сделает, а не тот, кто придумает, создаст с нуля. Если это не вы, то будет кто-то другой.
Теперь, когда вы возможно стали терпимее к правкам, давайте посмотрим, как можно их уменьшить.
Важно обговорить, что это сработает не со всеми клиентами. Есть тип клиентов, которые уже давно работают с дизайнерами и у них уже сформировался паттерн коммуникации. Они уже сделали о нас свои выводы, знают нам цену – показать им наши профессиональные качества не представляется возможным и нужным. Таких мы просто принимаем как данность или убираем из поля зрения.
Но это лишь небольшая группа людей. Все остальные – способны прислушиваться и принимать вашу сторону, ЕСЛИ вы правильно подаёте себя и свои проекты. Пока мы не изменим подход – так и будем получать нескончаемые правки даже от потенциально лояльных групп. Об этом ниже.
В первую очередь нужно разобраться, почему излишние правки возникают в целом:
• Не верно понятое дизайнером ТЗ;
• Клиент доверяет лишь своему субъективному вкусу;
• Низкое качество работы;
• "Не знаем, что хотим" или "Дайте всех посмотреть"
Что же тогда в наших силах, если мы имеем дело с необъективными прихотями?
1) Постоянно повышать уровень знаний. Практических и теоретических. Больше изучать, читать и пробовать. Чем выше наш навык, тем более привлекательным специалистом мы становимся. А, следовательно, тем больший уровень доверия заслуживаем мы и наши работы.
2) Задавайте правильные вопросы. А всё ли необходимое для понимания есть в вашем Техническом задании. А может вы вовсе работаете без него и каждый раз придумываете, чтобы такого спросить. Если есть трудности – то рекомендую ознакомиться с Гайдом по техническому заданию для графического дизайнера. Я поделилась своими комментариями по каждому вопросу и прикрепила актуальные документы для разных видов продукта, которыми пользуюсь с 2019 года.
И не забывайте подмечать на собственном опыте полезные для понимания проекта вопросы.
3) Делайте работы осознанно. Формируйте дизайн анализируя клиента и его аудиторию. Так проще защитить работу от сомнительных концепций.
4) Общаться с клиентом. Как ещё мы можем демонстрировать нашу компетентность, если не комментариями по тем или иным концепциям. Честно говорите не только: "Это будет плохо смотреться…", но и "Потому что… обратите внимание…". Покажите клиенту, что смотрите на дизайн шире, чем просто "ну так красивее будет…".
5) Предупреждать об условиях с самого начала. Сколько правок включено? Какие доплаты? Клиент желающий сэкономить – утихомирит свои приходи, опираясь на бюджет.
Есть ещё несколько пунктов, которые я описала в видео на своём канале.
DANGER! А также частым источником бессмысленных правок может служить особый вид коммуникации с клиентом – через менеджера. Распространенной практикой является работа с компанией или типографией через специалиста «проводника». Как только вам пишет или звонит менеджер компании – уточняйте, кто будет утверждать дизайн. Это крайне важно, потому как вкусы у всех разные. Вы можете изучить ТЗ и понять, что от вас примерно хотел руководитель этой компании. Но первым дизайн – видит менеджер, который должен переслать работу. На субъективный взгляд менеджера, ваша работа может не соответствовать поставленной задаче.
Вы и представить себе не можете, как часто я попадалась на это! Думала, что правки сразу идут от того, кто утверждает дизайн и вносила их, делала несколько вариантов, а потом получала в ответ: «Ну всё, теперь можно директору отправлять». Я в такие моменты подвисала: «То есть я подстраивала дизайн под ваши вкусы, а вы даже ничего не решаете?».
А как результат оказывалось, что я зря делала правки и варианты. В моей практике (как у вас не знаю, но у меня так), было утверждено 100% дизайнов, которые были сделаны первоначально по ТЗ клиента. Да, могли быть правки в тот самый Первый вариант. Но вкусовщина менеджера – всегда была «в стол».
Может ли менеджер положительно повлиять на результат? В первую очередь всё зависит от вашего навыка. Если вы новичок – менеджер может вам даже помочь, направить – как боссу ВОЗМОЖНО, но далеко не факт понравиться больше. Это далеко не точно, потому что мы упираемся в субъективные вкусы конкретного человека. Не все менеджеры имеют вкус. Их работа заключается в другом, они могут круто владеть тайм-менеджментом, искусством ведения переговоров, организацией мероприятий и так далее.
Почему в моей практике утверждались первоначальные варианты? Казалось бы, логичнее довериться сотруднику, который знает компанию изнутри. Но знать компанию и понимать, как её подать – вещи разные. Изучая техническое задание, мы формируем не просто рандомные концепции, а максимально эффективные на базе опыта и знаний. Это как поручить дизайн интерьера в кабинете, тем кто в этом кабинете работает. Это будут страшные фотообои с берёзами, каштановые шкафы и иконы на полках. Знающий дизайнер интерьера за ту же сумму на ремонт предложит продуманный вариант дизайна, от которого не устанет глаз через первые полгода работы.
Логично, что с хорошими знаниями наша работа будет куда круче любой другой работы, надиктованной сотрудником с огромным стажем. Слишком под разными углами мы смотрим на выходящий от нас «продукт».
Как избежать правок от менеджера:
• на этапе ТЗ уточнить, кто утверждает дизайн;
• после отправки концепции, в случае возражений по ним – уточнять чьи это возражения;
• напоминать про включенные в стоимость правки (чтобы лишнего вам не давали);
• делиться опытом – о субъективности вкуса, прошлых заказах с менеджерами (только как можно короче);
• продолжать быть вежливым;
• делать паузы в разработке – скинули вариант, написали, что ждёте комментариев от руководителя и как раз, когда они придут, например, вечером у вас будет время поправить макет.
При желании можно ещё до начала разработки предупредить «на берегу» о том, как вы планируете работать. Просто описать процесс. Чтобы менеджер, особенно если впервые работает с дизайнером – понимал, какого алгоритма придерживаться. Так вы меньше времени потратите на объяснения «почему ваши правки зачастую не обязательны».
К тому же это сильно может занять вас вдвойне – если и ваш концепт изначально не понравился клиенту и варианты менеджера тоже оказались «мимо». Такое бывает и это нормально, в голову клиенту не залезешь – ждём комментарии и работаем с ними.
Цените себя и своё время!
Понимание истинной потребности клиента облегчит коммуникацию. С высоты своего опыта нам бывает не легко воспринять пожелания, когда вы видим явные несоответствия между желаемым и действительным.
Как часто вас просили сделать дизайн для Бюджетного продукта с надписями "Люкс", "Премиально", "Лакшери"? Или может вы сами замечали эдакие "маяки роскоши" там, где им не место на готовых изделиях?
Я впервые задумалась о том, чтобы написать про это, когда пошла подровнять концы в парикмахерскую "Мой престиж". Я знала, что из престижного в этом месте только слово в названии. Это было очевидно ещё с улицы по выбранной гамме и шрифту на вывеске. Внутри были, разумеется, элегантные обои с березами и полы из рыжего линолеума в ромб. А мастера, безусловно, с модным мелированием, которое часто идёт в придачу со стильными короткими стрижками и вторым подбородком. Заранее извиняюсь перед теми, кто возможно подошёл под описание. Суть в чрезвычайной похожести эконом-парикмахерских как внешне (название, дизайн, подача), так и внутренне (ремонт, интерьер, люди). Плохого в этом нет ничего совершенно, я сама являюсь частым посетителем таких мест, поскольку знаю, что услуга обойдётся дёшево. Но как получается, что такие широкие намёки на «премиальность» салона (золото, серебро, громкие слова), привлекают бюджетную аудиторию? К тому же аудитория знает, что услуга тут ей будет «по карману»! Для дизайнера на первый взгляд логика не ясна.
«А что делать, если придёт человек с желанием роскошно оформить магазин? Я сделаю всё лаконично, с изюминкой, а окажется, надо было наоборот». Сигналы легко понять на этапе сбора данных для дизайна.
Откуда такое желание «навтыкать» побольше пафосных слов, не имеющих отношение к продукту/услуге? Как работать с клиентом, который на словах расписывает лаконичный концепт, а правками уводит к типичному эконому? Как не тратить много времени на заказчика и выдать сразу то, что нужно?
Если кратко, то фразы хоть и нелепы, но свойственны эконом сегменту. Негласный девиз всего бюджетного «у нас лучше/ярче/выгоднее, чем у других». От того мы видим пёстрый цвет, множество кричащих элементов, фальшивые доказательства принадлежности к чему-то более качественному. Для аудитории, где выбор сводится к <товару 1> и <товару 2> с разницей в цене 100 рублей – всё что на упаковке «кричит громче» может сыграть на руку производителю. Товар того же самого качества, но чуть дороже, может завоевать часть покупателей, своими маркетинговыми обещаниями на упаковке. Но ещё до момента прочтения – они должны зацепить глаз.
Цель человека, желающего сэкономить проста – купить лучшее за ту цену, что я могу на это выделить. Потребитель, наученный обещаниями, маркетинговыми уловками, ищет такие маячки по всюду. Для него эти маячки аргументы качества, хоть какие-то вводные данные о покупаемых товаре и услуге. Или сарафанное радио, которое работает куда лучше. Но сейчас речь именно о дизайне.
Клиент относится к необходимости создать определенного толка макет по дизайну и тексту не так чувствительно, как специалист. Он видит конкурентный ряд и часто не понимает почему нужно написать так же как они, но непременно думает, что отставать нельзя. Главное, чтобы больше покупали и чётче видели.
Важно относиться к сегменту с уважением, и, если получится, делать даже самые типичные и плотные по информации макеты – качественно. Вам могут не нравится эстетически какие-то сочетания, формы, большой перегруз, но также это сложная и увлекательная задача, которая под силу только большому специалисту и любящему своё дело профессионалу. В первую очередь это делается для поддержания бизнеса, а во-вторую всё-таки для людей. Ходили ли вы в детстве на рынки или в дешёвые столовки? Было ли в вашей жизни место для приятной ностальгии по пятиэтажкам, на первом этаже которых был какой-то ларёк с самым вкусным лимонадом и Бомбастерами?
Я, когда приезжаю в гости к родственникам, встречаюсь с подобными «якорями» и это мило моему сердцу. Приятно вспомнить какой я была (где жила, что покупала, как думала), и какой стала (на что больше не согласна, как живу сейчас и почему так вышло). Это мотивирует, не даёт забыть своих стараний и достижений. Но для кого-то эти районы, рынки, кафешки – это и есть часть жизни. Стоит стараться в том числе для них.
Напоминаю, что: "Сразу смотреть в этом вопросе на конкурентов – значит, переложить на себя чужой опыт. То есть взять на себя ограничения и предрассудки совершенно незнакомого вам человека."
Вы росли в уникальной семье, в вас взрастили определенные качества, которые ужились по-особенному ввиду вашего характера. У вас определенный склад ума, особенные психотравмы и самооценка. Окружение, близкие люди, события, опыт и приключения. Всё что было и будет – закаляет вас или угнетает. Такой какой вы есть – от части единственный в своём роде. И так можно сказать о каждом человеке, если смотреть вглубь. Другой вопрос, что каждый из нас может присоединиться к той или иной группе похожих на себя людей в той или иной области (жертвы абьюза, творческое объединение, клуб по интересам, курсы молодых мам и многое другое). Но в недрах личного опыта каждый случай чем-то уникален. Поэтому стоит прислушаться к себе в вопросах ценообразования (и не только), а не смотреть на то как свой труд оценивают другие люди.
Разберем моменты, которые, по моему мнению, позволяют сильно помочь в вопросах ценообразования. Если будет желание, можете посмотреть видео на эту тему на моём канале. Некоторые приемы из ролика и даже больше я опишу здесь тоже, но больше примеров будет именно в видео.
P. S.: надеюсь вас не триггерит, что я оставляю в изображениях ссылки на видеоролики. Ваше право переходить по ним или нет. Я буду рада, если кому-то мой опыт и выводы будут полезны. Просто позвольте мне эту возможность. И при желании поддержите старания любым видом активности, обратной связи.
Качество видео и кадр оставляют желать лучшего, но не будьте критичны. Все мы с чего-то начинаем J
Прайс фрилансера необходимо иметь в свободном доступе с базовой целью – проинформировать о предоставляемых услугах. Поэтому рекомендую сделать макеты с подробным или интригующим описанием (если хочется иметь возможность корректировать цены по своему усмотрению в зависимости от клиента).
ВАРИАНТЫ КОНЦЕПЦИЙ
Как можно подавать свой прайс-лист:
1) Указать все услуги, которые предоставляете, но без цен.
Плюсы (+): Клиент чётко видит то, чем вы полезны и заинтригован, что может побудить к диалогу. Вы не привязаны к базовой стоимости и можете рассчитывать стоимость каждому индивидуально.
Минусы (-): Клиент больше времени тратит на поиск информации. Часть "приходящих" может не заинтересоваться, не перейдёт к диалогу. Заходящий может сделать собственные выводы исходя из увиденного в портфолио (оценить вас как высокооплачиваемого, например) и уйти, не получив реальные ответы, которые могли бы в иной ситуации привлечь его.
2) Все услуги с чёткими ценами за них.
(+): Всё сухо и понятно. Клиенты будут строго отсеяны, обратятся только те, кому эта цена будет комфортна.
(-): Сложность с постановкой конкретной цены для каждой позиции, ведь есть и сложные клиенты и лёгкие. Нужно найти баланс.
3) Сделать несколько показательных кейсов с ценами за них (если у вас уже были заказы). Оставить их в общем доступе, наглядно показывая за какую стоимость и что ждёт клиента (на примере). Можно расписать этапы, принятые решения, сделанные правки и результат.
(+): Подробно, удобно для тех клиентов, которым важно понимать над чем и как вы работаете. Удобно, если вы специализируетесь на небольшом количестве услуг (лого, ФС или только сайты…). Актуально, если вам важно показать особенность ваших услуг и высокий вклад в работу. К примеру, процесс создания иллюстрации для заказчика: цель проекта, сколько скетчей было сделано, какой утвержден и отредактирован, как выглядит в цвете, исходя из чего были подобраны эти цвета, что обозначает каждый элемент на иллюстрации, общие смыслы и целостный результат, описание ожидаемого эффекта, варианты размещения и мокапы.
(-): Нужно подробно описать проекты. Не подходит для большого количества услуг. Ознакомление с проектами не всем удобно. Изучать не все готовы, так как на это уходит много времени.
4) "Пакеты услуг". Повесить на каждую позицию разные ценники, с указанием нюансов и привилегий. От экономного к более затратным.
(+): Клиент понимает, что получит, выбирает под свой бюджет. Вы понимаете сколько от вас требуется. Чёткая и прозрачная схема, которая может удивить вас и дать возможность повысить свой заработок. Стоит добавить к категории «пакет максимум», который ни разу у вас ещё не брали, но было бы здорово. Включить в него приятные бонусы: больше включенных правок или безлимитные, много вариантов и так далее. И протестировать, готова ли к ним ваша аудитория и есть ли спрос. Отлично позволяет прощупать вашу аудиторию и начать работать с новой на этапе роста.
(-): От вас потребуется описание всех нюансов, чётко и структурно, но не слишком, чтобы не отпугнуть тех, кому лень разбираться.
4) По каждой позиции указать диапазон цены «от» и «до». Или только «от».
(+): Привлечет больший диапазон клиентов и тех кому нужно дешевле и тех кому удобно в любом случае. Вы можете устанавливать свою цену в зависимости от сложности проекта.
(-): Будут те, кто привлечется низким ценником и уйдут, узнав истинную стоимость оформления его проекта. Это может повлечь падение профессиональной самооценки.
5) Комбинированный вариант. Какие-то позиции описать чётко, какие-то подробно с погружением в процесс, где-то указать «вилку» или закинуть интригу.
(+): Удовлетворите запрос почти любого клиента. Поставите комфортную вам оплату для каждой услуги. Покажете и свою ценность и отсеете клиентов.
(-): Требуется высокая вовлеченность в составление такого прайса. Обдумать удобные форматы для информирования, поработать с навигацией.
Вопрос ценообразования субъективен. И во многом зависит не только от объективных признаков, но и от профессиональной САМОоценки.
Объективные признаки:
• Программы, которыми владеете;
• Знания о профессии, образование, курсы;
• Опыт;
• Достижения;
• Траты (компьютер, обучение, программное обеспечение, продвижение);
• Оценка каждого макета (ниже об этом)
Субъективные:
• Ваша оценка собственной ценности;
• Ваша оценка фактических навыков;
• Приемлемая зарплата.
Вы можете жить в Сызрани, поставить цель – зарабатывать не меньше 30 000 рублей и вполне здорово себе жить. Расписать норму по желаемому количеству клиентов, примерную цену на каждую позицию и тестировать разные варианты. Отслеживать внутренний комфорт, приходящих клиентов и качество коммуникации между вами. По ходу приобретения опыта редактировать свои представления о стоимости того или иного макета.
Или без оглядки на месячный заработок оценить каждую позицию по ряду параметров:
• Вид продукта и тип сохранения;
• В какой программе выполнен;
• Сложность разработки макета;
• Ценность макета для клиента;
• Количество проделанной работы и время, потраченное на разработку;
• Количество вариантов;
• Количество правок, включенных в стоимость.
Для каждого макета расписать свои ощущения, предположения. Переложить на собственную ценность, цель и получить приемлемую оплату вашего труда.
ОТВЕТ: "Рисовать – Нет, не обязательно. А про планшет сейчас расскажу"
P.S.: "Только если хочется стать дизайнером-иллюстратором"
Графическому дизайнеру разумеется не обязательно покупать планшет, разбираться, заставлять себя рисовать, если не хочется. Рекламные макеты чудесно создаются при помощи вкуса, знаний и обычной мышки.
Но помним, что любой дополнительный скил – делает нас более гибким и востребованным специалистом. Открывает больше возможностей, выводит работы на новый уровень.
Но. Хочу сделать важную оговорку, навык рисования – какой-то супербазовый (походить на курсы или тренироваться по урокам дома – будет полезно) – поможет вам рисовать логотипы, персонажей, крутые иллюстрации. Если вы делаете только рекламные макеты (или логотипы без персонажей и т.д., с графическими элементами) – то можно и без рисунка. Просто больше практики и насмотренности. Важно развивать свои возможности и вкус. Потому что я натыкалась на дизайнеров, которые видно, что не умеют рисовать, но годами делают ставку именно на продукты, где этот скил важен. И при этом искренне не понимают, почему их работы так мало привлекают клиентов. Я о подобных работах (справа):
Ничего плохого в них нет, особенно если это делал начинающих специалист. Любая купленная работа – это замечательно. Но объективно она низкого качества. Если ощущаете недостаток навыка – работайте над собой, чтобы увидеть результат. Если вам лень или некогда учиться рисовать – сделайте акцент на тех продуктах, которые не требуют от вас этого.
Постоянно сменяющиеся тренды в графическом дизайне, каждый раз дают больше свободы для творчества. Потрясающий тому пример – мода на нестандартных по пропорциям и формам персонажей. В художественных школах обучают рисовать людей с особым вниманием к пропорциям. Женщина включает в себя столько-то голов в полный рост, мужчина-столько, но в случае fashion-скетча ноги у женщин на 2 головы длиннее. Нужно грамотно ставить персонажа на картине в позы, особым образом прорабатывать цвета и далее, далее, далее. Изучив базу, художники позднее могут переосмыслить полученные знания, пропустить через своё восприятие и исказить норму.
Графический дизайн использует образы людей в упрощённой форме, но у нас сразу есть свобода в стилизации. Как вы уже убедились стилизовать героев и образы можно и без навыков рисования, но определенно нужен вкус, чтобы сделать это «вкусно». Тут только тренироваться. Первостепенным в случае бизнеса является текст, маркетинговые инструменты, бренд и прочие инструменты, способные продавать и продвигать имя. Иллюстрация как дополнение, доведение концепции до логического завершения, упрощение восприятия, формирование образа. Компаниям не важно насколько реалистичен герой, решающим фактором при выборе является общий образ персонажа и его соответствие запросу.
Каждая профессия требует обучения и времени на оттачивание умений. Поскольку жизнь длинная, вы вполне можете пробовать себя то в одном, то в другом, постепенно расширяя свои возможности. Навыки рисования могут быть частью вашего позиционирования «каждый макет как произведение искусства». Вы можете делать невероятные логотипы, плакаты, пригласительные, афиши, коммерческие иллюстрации, крутых фирменных героев, комиксы, анимацию…
Но если пока не тянет осваивать новое (а за плечами нет школы искусств) – не заставляйте себя. Уходите в "глубину", для формирования более обширных знаний внутри графического дизайна.
Не стоит испытывать дискомфорт и сомневаться в себе. Не создавайте ярлыков на счёт профессиональных гаджетов – я о графическом планшете. Опишу свои вводные, чтобы вам было проще побороть свои возможные страхи о покупке.
Я решилась на покупку планшета только спустя 7-8 лет пребывания в профессии. В детстве я не посещала кружков, в начальной школе (4-5 класс) пару раз выигрывала городские или областные конкурсы по ИЗО, но строгость и истерики учительницы не привили мне любви к рисунку. Кому захочется даже бесплатно после уроков проводить пару часов с «не самым любимым» учителем в школе. Да и я не припомню, чтобы нас реально учили рисовать, показывали, как делать правильно. Всё что я помню – это тему урока и необходимость выдать результат через 40-45 минут. Школа прошла как у всех. А вот в техникуме по выбранной мной профессии Специалиста по рекламе на 2-ом курсе начался рисунок. Перед нами ставили какой-то предмет (сначала кубики, потом круги и конусы, затем вазы, после композиции из фруктов и цветов в вазах, поставленных по-разному) и мы это рисовали сначала карандашами, через год или пол пастелью, а затем акварелью. Сначала немного нам объясняют, потом мы рисуем. В наши работы иногда заглядывают, и говорят, что поправить – поправляем. Но чем дольше мы обучались у преподавателя, тем менее становились ему интересны. Подходить к нам стали реже, а затем и вовсе перестали. Пропал смысл ходить на пары, ведь теперь достаточно было просто сфотографировать композицию и нарисовать её дома. Лишь бы на зачёте к концу полугодия или даже целого года у тебя было от 5 до 8 картин А2 или А1 формата. Оценивались они по факту, но итоговая оценка чаще зависела от количества принесённых работ или принесённой пользы самому учителю. На 4-ом курсе я была уже скорее полезна, чем продуктивна в живописи. За то, что я по дешёвке или даже бесплатно (этого уже не помню) делала для преподавателя макеты в Coral Draw – получала зачёты и отлично. У одной девочки из группы я когда-то видела iPad, на котором она рисовала. Это выглядело естественно, ведь она реально круто рисовала, ранее закончила художку. В своих руках что-то подобное я даже не представляла: «я же не художник».
После обучения иногда я рисовала для себя в Illustrator, делала стилизации, портреты по фото, персонажей. Потом начала делать стилизованных персонажей на заказ. Кто-то заказывал свою мультяшную версию для бизнеса, но чаще в подарок своей половинке или родственнику. Это мне очень нравилось, не смотря на долгие часы рисовки при помощи мышки (так как это фактически не особо удобно, вручную ровнять по точкам). Я даже как работу это не особо воспринимала. Было приятно, что такое увлекательное занятие ещё и оплачивают. Редко, но тянуло рисовать руками вживую, в ход шли оставшиеся из техникума акварели, карандаши и альбомы. Получалось «не вау», но хорошо для меня и приятно глазу. В целом как хобби, для удовольствия, чтобы отвлечься.
Через какое-то время я избавилась от всех красок и альбомов, так как пылились для редкого случая. Но рисовать иногда по-прежнему всё-таки хотелось. И пришла в голову идея безотходного производства картинок через графический планшет и программу.
В голове было много мыслей «за» и «против». Что мол, пустая трата денег, баловство и вообще без надобности это. Но я рада, что решилась. Изучила вопрос, посмотрела обзоры, поискала на маркетплейсах варианты. Поскольку я считала, что это правда бесполезная покупка – выделила не более 2 000 рублей на покупку (на планшет без экранчика). Так, чтобы в случае, если будет пылиться без дела, было не так жалко. Заказала с AliExpress и ждала посылку. Обзор и распаковка так же есть на моём канале, если вам интересно.
После настройки и первого теста планшета, я сразу оценила главные преимущества этого девайса – скорость и точность. Я начала тренироваться, привыкать. Эта покупка дала мне второе дыхание. Я начала выкладывать рисунки на стоки, чтобы не пропадали просто так. Начала рисовать стикеры для себя и арты. Через пару недель начали падать заказы, связанные с отрисовкой персонажей и артами. И я довольно быстро окупила вложенные в планшет средства. Качество рисунков и уровень детализации выросли, я стала быстрее рисовать. Или тратить столько же времени на рисунок что и раньше, но результат теперь был более сложным и привлекательным.
И в какой-то момент я просто сидела и думала: «И почему я раньше не купила планшет? Почему я даже не рассматривала его как потенциально необходимую покупку?». Я ловлю нереальное потоковое состояние во время рисунка. Планшет оказался полезен: для работы, для создания обложек на свой накал, для личного удовольствия, для стоков. Он до сих пол отлично работает и помогает мне зарабатывать и реализовывать новые идеи. Так же я слышала, что при помощи него возможно моделировать в 3D более точно, чем мышкой. Я ещё не пробовала, но когда-нибудь – обязательно.
Переживать на тему планшета точно не стоит. А бояться и вешать на себя ярлыки: "У меня руки из задницы", "Какой из меня иллюстратор?!" – тем более. Если вас тянет начать – не стоит себя отговаривать. Даже если вы не продолжите изучать иллюстрацию, планшет станет вашим помощником в профессии дизайнера. К примеру, буквально 2 дня назад (на момент написания этой части книги 2.10.22) я использовала планшет в дизайне меню для кафе. Нарисовала по всей площади всякие чёрточки и стрелочки, которые служат навигацией и чётко показывают какая картинка пиццы к какому текстовому блоку относится. Бывает, что планшет целый месяц лежит без дела (когда много работы другого плана, нет желания рисовать для себя). Но это никак не влияет на его работоспособность, важность и нужность для меня. Этом малыш отлично работает и зарабатывает, знали бы вы каким трудолюбивым он был этим летом! Июль и август 2022 я почти безвылазно выполняла на нём огромный заказ для клиента, которому нужна была оцифровка в векторе его картин. Было отрисовано более 50 работ точно. И это было потрясающе! Здорово, когда у тебя есть работа разного плана. Это чудесный способ переключиться или даже соскучиться по дизайну, от которого иногда устаёшь.
У начинающего дизайнера может возникнуть временная паника: "Где искать типографию!", "Как с ними разговаривать?", "Что они от меня хотят?", "Клиент просит помочь с печатью! Что делать?". Сейчас расскажу!
ПОИСК
Всё гениальное – просто. Вбиваем в 2ГИС или Яндекс.Карты – "типография". Ищем точки, что ближе к дому/работе. Аккуратнее с "фотосалонами". Не спроста они называются "фото-". Как правило, качество и точность передачи цветов полиграфии (что важно для бренда) лучше именно в типографиях. К тому же фотосалоны часто печатают в RGB.
ЦВЕТОПЕРЕДАЧА
В моей практике был случай, который научил меня смотреть внимательно, где я заказываю печать продукции. В начале 2018 года я сделала очередной ребрендинг для себя. И мне захотелось обновить визитки. Макет как всегда CMYK, подвохов не ожидала. Вкладываться в продукцию для себя я не была готова сильно, так как и денег мне моё дело приносило не много. Я обратилась к сервису, где всегда были скидки на печать в некоторых местах города. И нашла какой-то салон, возможно даже «Дядя Фёдор» или что-то подобное, не помню точно. Стоила печать визиток рублей 200 за 100 штук. Такие цены сейчас могут только сниться, даже без скидок визитки в целом стоили дёшево на обычной бумаге. Кто бы мог подумать, что всё так быстро вырастет в цене к 2022 году, даже страшно представить, что будет дальше! Но ладно, вернёмся к случаю. Я отдала макет и никаких комментариев по нему не было, его взяли в работу. Когда же пришло время забирать макет, я сразу увидела разность того что было и как напечатали. Но будучи радостной за то, что потратила всего 200 рублей, я забрала косячные визитки с улыбкой на лице. Я не бренд, который исказили, меня всё устроило. Что было не так? Я приложу фото, но скажу честно и сразу, на фото напечатанных визиток был наложен фильтр, для поднятия контраста и яркости, думаю это заметно. Но даже тут видно те нюансы, которые я сейчас опишу.
Косяки:
• Визитка была значительно темнее, провалились на фото элементы под тёмный фон (стали менее контрастны), почти не было видно текстуры дерева;
• Цвета имели другой оттенок: фиолетовый более темный и насыщенный, розовый – темнее и холоднее;
• Текст на чётном фоне был менее читабелен.
Может оборудование такое, может пустили мою CMYK визитку на RGB машину? Но почему тогда не сказали, чтобы я поменяла палитру макета? Или может в принципе это нормально для фотосалонов, ведь они специализируются на печати фото и другом типе проявки.
Для меня эта история стала просто любопытной. Я ничего не потеряв приобрела полезный опыт. Визитки при этом всё равно выполнили свою работу и были розданы. Но представьте в каком недоумении была бы компания. Точность воспроизведения цветов – крайне важна.
К слову о типографиях и цветопередаче есть ещё одна история. В основном то каким мы видим макет на мониторе в абсолютность точности на бумагу не передаётся. Даже на разных устройствах экраны по-другому отражают цвет. Сравните как смотрится одно и то же фото или макет через мобильный телефон Android и iPhone. Тоже самое с компьютерами и ноутбуками (+ каждый на своём уровне яркости монитора работает). И с печатью на разных типах бумаг. Но искажение не сильно заметное, не каждый его увидит. Не будет такого, что вы делаете красивый макет в голубых тонах, а приходит зелёный. Просто возможно макет будет выглядеть менее ярко, чем представлял. Ведь краска ложиться на поверхность (не всегда мелованную белую), впитывается, не так активно отражает свет (особенно если матовая поверхность).
Тут переживать не стоит, те кто давно имеет дело с дизайнерами и печатью макетов – привыкли и понимают, как это будет выглядеть в готовом виде. А компании, которым действительно важна точность передачи – используют цвета Pantone. Но и их на экране можно видеть чуть-чуть иначе. Так что «дело житейское» – нюансы профессии.
Теперь история. Тот же примерно год, я работала в рекламном агентстве и была единственным штатным дизайнером. Пришли постоянные клиенты этого агентства, чтобы в очередной раз заказать партию пластиковых карт по готовому макету. От меня требовалось только его найти. Я нашла проверила и отправила в отдел печати. Напечатали. Только не помню весь тираж сразу или пару листов. Далее приехал клиент и они с зам. директором долго обсуждали цвета. Насколько я поняла итоговый результат чуть-чуть по тону был не похож на их ранее напечатанные карты, а им было важно ТОН-В-ТОН. Но поскольку приходили эти клиенты раз в полгода или раз в год печататься, в типографии уже забыли с какого макета делали в прошлый раз тираж. Я сравнила цвета по брендбуку и оказалось цвета были не те. Поменяла на чётко фирменные, но после печати тон тоже не совпал. Мне сказали, мол, ничего страшного, они каждый год просят что-то им подбирать, давай сделаем им много вариантов, а потом выберем самый подходящий. После чего я целый день делала разные варианты этого макета с чуть другими цветами (подобранными вручную), а на следующий день мне приходили настраивать дисплей монитора под печатную машину, если не ошибаюсь это называется Калибровка цветов. Чтобы на экране точно видеть так же как будет на печати. Но спойлер – всё равно работает не 100% идентично. Дизайн к слову был не хитрый, красный фон и чуть светлее сердечки по всей поверхности. Подобрать удалось только путём «тыка», я делала 10 вариантов, затем их печатали, приносили мне, говорили: «давай номер 3 и 7 отдельно отложи и ещё 7 вариантов похожих на них, только чуть более «персиковые» цвета.». Так и работали! Разница между макетами была в микро-полутонах, но тем не менее. С точки зрения имиджа – ручной подбор будто бы и есть то самое искажение фирменных цветов. Но вот такими извращениями порой надо было заниматься на рабочем месте.
У меня есть подозрение, что ещё и машина играет роль. Каждая модель печатного станка скорее всего тоже по-разному видит макет и кладёт краску на лист. У меня не было возможности проверить, но возможно, если пустить один макет в 10 типографий, результаты могут немного разниться. И это неизбежно. Но и не критично настолько, чтобы сверять каждый макет.
КАЧЕСТВО
Если вы надумали советовать клиентам типографии, не стоит делать это слепо. Сходите в несколько мест, проверьте плотность заливок, точность передачи, цены, бумагу. Особенно если хотите, чтобы клиенты из вашего города делали печать через вас. Я какое-то время так и работала. Приходила в 2-3 типографии, смотрела. Потом пробовала напечатать что-то небольшое по своему макету в этом месте. И если всё нравилось – я посылала клиентов в это место или предлагала им скидку на печать, если делаем это через меня.
Многие места заинтересованы в вас, как в источнике даже мелких заказов. Пару раз мне делали экскурсии по цеху, давали скидки моим клиентам. Впечатления остались положительные, но ввиду того, что я больше работаю по России, нежели по Самаре, приводила я мало и редко, свела на нет курирование печати. Теперь только рекомендую места, которые себя зарекомендовали как качественные. Смело и уверено приходите, представляйтесь как работающий дизайнер, узнавайте есть ли скидки для таких как вы. Честно говорите, что плотность заказов по Самаре с потребностью в печати может быть не великой, но вам важно найти хорошее место. Просите показать, что и как у них там устроено. Щупайте, трогайте, растягивайте (майки с печатью). Одни словом будьте в курсе возможностей конкретного места. Уточняйте про необычные виды изделий, печатают ли они на пакетах, скотче и так далее. Это будет полезно и вам и клиентам. Если появится необходимость – вы сможете порекомендовать место, или подадите идею для разработки нового макета и поможете с реализацией.
На что обратить внимание при проверке качества печати продукции:
1) состыковка, наложение цветов друг на друга;
2) плотность, как ложиться краска, видны ли точки, проплешины;
3) цветопередача, не меняется ли тон цветов явно;
4) недопустимые артефакты: полосит, пачкает;
5) качество отпечатываемого текста (чёткость каждой буквы, без провалов в фон, ворсинок по контуру).
Так же нужно обратить внимание на механические косяки:
• качественное совмещение сторон изделия (лицо + оборот, не слетела ли центровка);
• верно сделанные сгибы изделия (фальцовка в нужном месте) – на буклете, журналах, брошюрах, книгах;
• убирают ли линии реза с макета (наклеек, плакатов, визиток…);
• качественно ли проводят обрезку по всему тиражу (нет ли белых мест по краям без дизайна).
Ну и не лишним будет обратить внимание на то как с вами общаются, чтобы не отправлять заказчиков в место, где могут обеспечить ему негативный опыт. Неуважительное обращение, хамство, грубость сотрудников, будут отражаться на вашей репутации в глазах клиента, который по вашей рекомендации пришёл. Убедитесь, что люди приветливы, дружелюбны и компетентны в своей сфере (могут подсказать, предложить, подать идею по вашему вопросу, терпеливо подберут нужный вариант под бюджет).
Если вдруг ваш город недостаточно велик, вы не смогли найти место, где по каждому пункту был бы плюс, – это не значит, что всё плохо. Просто запишите, чтобы не забыть все плюсы и минусы выбранных мест и честно сообщайте заказчику, что его может ожидать в этих местах: «Тут самые бюджетные цены и качество неплохое, но плотность заливок недостаточная», «А в этом месте идеально печатать простые макеты, без картинок, а то полосит». Ваша честность сделает опыт заказчика приятным, «без сюрпризов». Вы приобретаете образ эксперта в своей области, человека, который разбирается в качестве и может помочь советом. К вам будут обращаться чаще и доверять будут всё больше. Ведь приятно и удобно иметь проверенного человека, чем каждый раз искать нового, ошибаться, получать косячные тиражи с неправильной подготовкой.
ОСОБЫЙ ЯЗЫК
Первое взаимодействие с типографией может напугать неподготовленного. «Что-то говорят они странное и пишут, я не понимаю, что хотят!». И кажется, что это повод для тряски и нервного «гуглежа» определений, которые не всегда легко понять только одиножды прочитав. Сейчас расскажу о нюансах, на которые следует обратить внимание. Но помните, что по-хорошему ваша задача правильно подготовить макет к печати, а то, что вы не особо понимаете «язык типографии» – это ерунда. Такая мелочь, что даже не стоит ваших переживаний. Ведь, когда мы приходим в парикмахерскую, знать не обязаны все названия и виды стрижек, – главное правильно описать, как хотим подстричься. Типографии предоставляют услугу печати, а не экзаменуют вас.
1) Начнём с самого простого. 4+0, 1+1, 2+0. Что за цифры? Что это вообще?
Типографии печатают на CMYK машинах. Всё многообразие цветов доступно лишь благодаря смешению этих цветов: C – Cyan (голубой), M – Magenta (пурпурный), Y – Yellow (желтый), K – Key (ключевой, черный). То есть 4 цвета. Так что цифры обозначают цветность: 4 – полноцвет; 2 – монохром; 1 – черно-белая печать; 0 – не запечатывается.
Почему числа 2? Потому что это обозначение «лицо + оборот». 4+0: полноцветное лицо, одностороннее изделие (оборот не запечатываем).
Почему не писать «одностороннее» или «двустороннее» вместо цифр? Это удобно и чётко отражает запрос, экономит время. Вы убедитесь в этом сами если начнёте часто заказывать что-то в типографии. Каждый раз писать длинными словами устанете на втором же сообщении. Ведь помимо цветности есть и другие важные параметры, которые вы будете описывать. Для расчета стоимости так же важно сколько будет цветов в изделии: черно-белые изделия в большом количестве мест стоят дешевле цветных. К этому вы быстро привыкнете.
2) Плотность. Это уже немного сложнее. Каждая толщина бумаги имеет своё обозначение в граммах. Плотность определяется весом листа в граммах, имеющего размер 1 кв.м. Это значит, что чем больше весит лист бумаги, чем он толще, тем его плотность больше. «Откуда мне знать какая плотность вообще существует?»
Было бы замечательно, если бы вы сходили в типографию и пощупали каждую популярную позицию по плотности. Если нет возможности, есть вариант проще. Можно запомнить числа, соответствующие тому или иному изделию и просто внимательнее изучить подобные готовые виды продукции, когда будете с ними встречаться. Выпишите себе отдельно значения, чтобы не забыть. А затем пройдитесь по дому. Наверняка где-то у вас завалялась листовка от Додо Пиццы, визитка от сантехника, газета на полке с книгами, каталог из Икеи и так далее.
• Первая величина будет знакома каждому, так как мы все когда-то были в офисе или распечатывали доклады/дипломы/рефераты. Обычная офисная бумага имеет плотность 80 грамм. Эту величину даю просто для соотнесения в голове цифры и бумаги. Для рекламных продуктов она не пригодится.
• 90 – 120 грамм используют для печати обычных листовок и буклетов. Она плотнее офисной, более износостойкая. Дольше сохраняет опрятный вид, если специально не мять её. На ней макет печатается без искажения по цвету, так как бумага мелованная (белая).
• 35 – 70 грамм для тонких газет, дешевых листовок/плакатов/объявлений. Когда малый бюджет и не важен дизайн, а скорее просто информация (актуально в эконом сегменте). Вспомните на ощупь старые газеты: тонкие, мягкие, легко рвущиеся, часто с каким-то оттенком (серый, желтый). Такая бумага легко мнётся и портится, капля воды делает страницу уязвимой. И важно заметить, что макеты для этого типа бумаги должны иметь меньше точек на дюйм – 150 dpi будет идеально, но кто-то рекомендует и меньше. Так как 300 dpi при впитывании в такую бумагу отпечатаются на оборотной стороне, что недопустимо для двусторонней печати.
• 120 – 150 грамм – плотные обложки журналов, а иногда и все его страницы (если это дорогой глянец, а не обычные мини-журнальчики с «жёлтой прессой» или о садоводстве/рукоделии), постеры, меню, каталоги. Обложки уплотняют с целью продлить жизнь издания, которое поселилось на вашей полке. Такая плотность делает страницы крепкими достаточно для того, чтобы вы годами могли перелистывать их. Даже если нечаянно загнулась страница и полежала под прессом, её легко отогнуть без явного ущерба содержимому (разве что останется легкая полоса от залома).
• 250 грамм – Открытки, грамоты, сертификаты.
• 300 грамм – стандартные визитки. Для визиток, ценников и прочего. Они достаточно плотные чтобы человек мог носить их с собой. Но без дополнительных опций: ламинирования, печати на дизайнерских бумагах под пластик, – менее готовы к жёстким условиям вне кошелька или визитницы. Когда я ношу визитки этих граммовок просто на дне сумки, они пачкаются, слегка мнутся, а если глянцевые – то сильно царапаются. Чтобы порвать – нужно приложить усилия.
• 150 – 300 грамм используют для постеров и афиш. С подбором помогают специалисты, так как важно, чтобы изделие хорошо пережило не только возможный монтаж (установку на точке, оклейку), но и возможные погодные условия (в случае объявлений и постеров на остановках).
• Более требовательные изделия – баннеры, печатаются на баннерной ткани, но тут вас точно сориентируют специалисты. Так же не лишним будет спросить у типографии про выпуски под обрез, так как они бывают разные и зависят от способа монтажа.
Эти цифры не регламентированный стандарт, каждая типография может предложить вам свои виды плотностей. Или оговаривать особую вилку граммовок, чуть отличающуюся от моей. Главное, чтобы вы потрогали и составили свою картину относительно стандартных печатных позиций. И тогда на вопрос типографии «могу предложить вам печать листовки на 200 гр. Бумаге» вы сможете сообразить нужно ли это вашему клиенту, готов ли он заплатить дороже за чуть более высокую износостойкость (имеет место быть, если листовка имиджевая, на долгий срок), или ему нужно стандартно и подешевле (если акция на небольшой срок).
• Поверхность можно выбирать! Матовая, полуматовая, полуглянцевая, глянцевая. Помните одно. На глянцевых изделиях видно царапины. Поэтому не рекомендую делать, например, визитки в дешевом глянце на 300 гр. бумаге (а то будете выдавать клиентам потрепанные прямоугольники. Предметы в сумке живут своей жизнью, трутся и пачкаются). И глянец много бликует. Если нужен постер для офиса, и вы выберите глянец – придётся любоваться постером под определенным углом, где лампы не отражаются.
ФОРМАТЫ
В российских типографиях часто просят макеты в (.cdr) из программы Coral Draw. Почему так? Что делать, если вы работаете в Illustrator (Ai) или Ph.
Типографии бывают разные. Современные и развивающиеся уже давно стали мультипрограммными. Они могут обработать ваш заказ из любой программы и быстро внести изменения в исходник, если это требуется. Так же остались мамонты, которые работают только в Coral да ещё и старой 11-13 версии. Они не обновляют своё ПО, работают по проверенной схеме, несмотря на то, что мир уже ушёл вперед. Это проблема номер 1. Такие места часто убеждают вас, что только их программа может обеспечить качественную передачу макета на бумагу, что ваш макет из другой программы будет с косяками. И часто так и случается, но опять же ввиду старых машин, настроек, программ. Они могут реально качественно печатать – но, если будут соблюдены их условия. Или, что возможно более правдоподобно качество печати при любых условиях будет среднее или ниже этого значения. Любая техника начинает корячить с горами, любая машина требует ухода и своевременной замены.
Проблема номер 2 в людях и вакансиях. Типография, небольшое рекламное агентство – это часто первая ступень для начинающего графического дизайнера и постоянное рабочее место для полиграфиста. Полиграфист – человек отвечающий за печать макета, работу с печатными машинами, обрезку, разрезку, специализированное оборудование (резаки, фальцовщики, брошюраторы…), сборку. У него множество знаний внутри печатного процесса и пост печатной работы с изделиями. И базовые знания Coral или прочих программ нужных для взаимодействия с аппаратурой.
Если вы смотрели вакансии на место дизайнера, то видели предлагаемую заработную плату. В Самаре вакансии начинаются от 15 000 рублей (найди до 30 – 35 тысяч рублей вполне реально, но, если у вас уже большой опыт), если смотреть сервисы, на деле возможно в каких-то местах есть оклады и ниже представленного. Для дизайнера в подобной компании (с такого рода окладом) место в штате – это ступень, которая важна для старта и отработки умений. Текучка на позиции дизайнера высокая (часто), в случае, если на рабочем месте нет штата дизайнеров, главного дизайнера, то инструктаж и правила работы диктует тот, кто более всего понимает в этом деле – полиграфист. Отсюда, по моему мнению, идут рамки относительно форматов и требований. Особенно если у начинающего дизайнера нет опыта и необходимых знаний, он принимает текущие условия, не образовывая человека, владеющего устаревшими или не полными знаниями.
Наверняка есть типографии и РА с достойной оплатой и заинтересованностью в долгосрочном пребывании сотрудника, но в моём арсенале таких примеров нет, поэтому не возьмусь судить о том, чего не знаю. Опишу те места, где удалось поработать мне:
• Практика в типографии, когда я была студенткой. Я помогала основному дизайнеру, делал простые макеты и помогала раскладывать на листе для печати. Всё шло через Coral. Любой макет мы загоняли туда.
• Рекламное агентство полного цикла. Были установлены все программы, но чаще нужно было работать в Coral. Некоторые макеты приходилось переделывать в Coral или просто кидать полиграфисту на печать не в eps, и кидать этот файл в Coral, а потом отправлять. Так как он не понимал, что это за формат и как его можно открыть. И были проблемы иногда с Tiff-ками.
И комментарии, которые я получала, когда искала типографии для печати макетов клиентам:
• сохраняйте в pdf 1.3;
• файл .cdr версия не ниже 13-ой;
• не можем открыть tiff, пришлите jpeg;
• и подобные.
В случае подобных комментариев, я считаю, лучше сменить место, где вы будете печататься. Это неудобно каждый раз сохранять свои макета под устаревшие форматы. Бывает, что вылезают артефакты в виде непрошенных линий и прочего (хотя на самом макете этого не было). А ещё это настораживает. Покупая услугу, хочется знать, что за работу взялись специалисты, ваше дело отдать подготовленный по современным стандартам макет. В ателье же нас не просят самим накидать дома мелом разметку на брюках, чтобы им было удобнее перешить под наш размер. Если вы не можете сделать это сами, то что я вообще получу на выходе?
Для задач где нужен векторный файл подойдёт любой из этих форматов: eps, pdf.
Для продукции растрового характера, наружки (баннеры, вывески, штендеры), постеров можно ещё: tiff. Или так же вышеуказанные.
Если вы всё сделали правильно другие форматы и исходники (ai, cdr) не понадобятся.
Этот запрос часто мучает специалистов. Обращаешься порой в типографию, а у тебя просят макет в неудобном (для кого-то) формате программы. К тому же на курсах и в школах дизайна крайне редко встретишь блок с изучением Coral Draw. И что это вообще значит? Нужна ли программа для изучения? И что делать если заказчик просит этот формат, но ты работаешь в Ai?
Для начала я поделюсь своим опытом и виденьем ситуации. А затем обратимся к словам людей, которые напрямую связаны с печатью макетов и узнаем их взгляд по этим вопросам. Один из моих заказчиков из Южно-Сахалинска с радостью согласился поделиться опытом. И второй знакомый – владелец типографии в Самаре.
Моё виденье вопроса:
Для начала хотелось бы субъективно сравнить программы Coral Draw (CD) и Ai. Я владею обеими, но чаще работаю в Иллюстратор. На мой взгляд Ai более современная и комфортная:
• для глаз комфортна (серая тема (пространство программы) не бьёт по глазам и позволяет акцентировать внимание на макете;
• идеальное восприятие границ макета (возможность видеть границы без лишних эффектов, делать выпуски с отдельной меткой) – в CD частой проблемой для начинающих являются невнятные границы из-за «векторной» тени от области макета;