Дизайн для себя и всё что касается портфолио

Что же ещё могло бы послужить идеальным началом, как не вопрос подачи и портфолио? Это тот момент, который волнует новичков, и тот, который вызывает сомнения у профи: «…ну сколько можно уже выкладывать? Может достаточно?»

Обо всё по порядку! Я затрону так же и сложный вопрос Дизайна для Дизайнера. Как найти в этом обилии графического разнообразия форм и стилей «себя».

Подача или Фирменный стиль начинающего дизайнера

Самый сложный заказчик специалиста – он сам! Приятно ощущать, что можешь сделать любой дизайн. Особенно если есть референс и возможность проанализировать концепцию (про анализ с примером так же позже будет отрывок и разбор). Но мало кто думает о том, что обилие выбора – так же связывает нам руки. Раз так много стилей, фишек, цвета – с чего начать? Как понять, что это вообще твоё? Возможно ли это вообще – найти «то самое»?

Подобные вопросы не только касаемо дизайна, а в целом любых возможностей волнуют любого молодого человека 21-го века. Выбор профессии в 18 лет, желание иметь много разных хобби, иметь увлекательную работу или несколько с нестандартными должностями, дилемма выбора лучшего города для проживания и многие другие. Если вам это близко, то в разделе с рекомендацией книг приложу одну любопытную рекомендацию.

Давайте начнём с менее глобального и начнём постепенно продвигаться глубже. Пока с фактов-подсказок. Многие клиенты и мы сами можем не осознавать, что ответ лежит на поверхности, нужно лишь задавать верные вопросы.

С чего начать начинающему фрилансеру? Как оформить своё портфолио? Создавать ли логотип и фирменный стиль? Каким я хочу его видеть? Всё это вопросы «усложнители», которые только увеличивают нервное напряжение.

Считаете ли вы, что при виде какой-то концепции – вы сразу поймёте, что она и есть «то самое»? Будете ощущать связь и безоговорочно находить себя в этом стиле? Если да – то у меня для вас плохие новости. Есть шанс, что «озарение» не произойдёт. Это как ждать вторую половинку, от которой вы сразу потеряете голову. Реальные сильные взаимоотношения рождаются путём осознания себя и своих потребностей/желаний/целей и проверок на совместимость ваших мировоззрений/потребностей/желаний/целей.

Всё то же самое с дизайном. Определите кто Вы, и поймёте какой дизайн сможет удовлетворить ваш запрос.

Дам несколько пунктов, ответив на которые, вы поймете о себе чуть больше! Это даст мощный толчок к осознанию себя в новой профессии. Рекомендую взять листок и вместе со мной, письменно ответить на каждый пункт. Приступим!



1. Какими навыками я владею? (для того, чтобы, в случае неуверенности, повысить собственную значимость – перечислите программы, в которых вы умеете работать и услуги, которые вы можете предоставлять. Не забывайте про образование, пройденные курсы, связанные с навыком: таргет, реклама, маркетинг, художка, продажи…)

Но и излишне самоуверенными быть не стоит. Найдите золотую середину. На моей памяти есть один очень яркий пример, когда самооценка специалиста оказалась значительно выше его ценности. Назову человека «Госпожа R». «Госпожа R» имела необходимое образование, множество творческих увлечений, но работы были качеством ниже среднего. Очень неприятно о таком судить, но это было видно невооруженным глазом ещё до этапа оценки эстетики, на этапе банального качества «криво-косо» и «тяп-ляп», что называется. Единственное, что могло двигать человека вперед – это уверенность в собственной уникальности. И шли года, проект за проектом параллельно низкооплачиваемой работе, шли вложения в творчество и материалы, а отдача как была низкой, так и осталась. Но из позитивного – всё-таки у любого специалиста будет свой клиент. Даже с откровенно кривыми рисунками «Госпожа R» редко, но продавала свои товары/услуги. Каждая продажа – давала дополнительный заряд энергии, который уходил на новые материалы и работы такого же качества, что и ранее. К сожалению, история пока не достигла счастливого конца.

Очень деструктивно, ощущать собственное превосходство с низким уровнем навыка. Вместо обучения, чтения книг, постоянной практики, «Госпожа R» убеждена, что ей нужно просто больше творить. Делать одни и те же уже привычные действия – это как копать себе яму, зарываясь в собственные ошибки. Можно начать копать на закате лет своих, когда вы уже ценны и яма вам как раз будет кстати. Такие вот чёрные шутки).


2. Какую цель я преследую? (чего вы хотели, когда пошли в профессию? если есть какая-то мечта – здорово, пишите! если что-то более ощутимое, например, иметь дополнительный заработок – то напишите с чего хотели бы начать и к чему прийти)

Этот пункт не даст вам расслабиться и идти наугад не понятно в каком направление. Цель – требует действий.


3. Исходя из цели, какой должна быть моя целевая аудитория?

И кто моя ЦА на данный момент. (пол, возраст, уровень достатка, сфера деятельности – достаточно ли нам данной ЦА или мы хотим привлечь новую? более успешную и платежеспособную? давайте их опишем!)

Тут мы ищем несоответствие. Некоторые несоответствия могут быть временными на пути к цели. Поясню. Если ваша цель очень значима и серьезна – ваш будущий целевой клиент, будет так же значим и серьезен. Сразу такого не потянуть, если вы на начале своего пути.

Тут стоит сделать табличку предполагаемой смены аудитории исходя из цели.



Вы сами определяете сроки, это только примерный план на 5 лет. Описание желаемой аудитории и ощутимых перемен. Опишите подъем цен и прочие аспекты. Ниже можете корректировать своё виденье ситуации хоть каждый год. Ведь чем больше опыта у вас появляется, тем более ощутимы для вас будущие ваши действия и портрет реального клиента.

4. Какой человек может привлечь данную аудиторию и достичь поставленной цели? (опишите этого человека – навыки, качества, внешний вид, характер).

Можно прибегнуть так же к табличке по годам и писать изменения, которые вы видите в своем характере, позиционировании и навыках. Так же текущее описание самого себя (ваших цен, диалогов, ведения дел) – может о многом вам рассказать. В том числе о том, почему сейчас у вас не добросовестная клиентура, к примеру, или скупая. Про типы клиентов и подобные нюансы мы ещё поговорим.

Сейчас вы потихонечку начинаете составлять у себя в голове собственный образ. Что послужит основой для позиционирования. Обязательно остановитесь и подумайте об этих вопросах.

Вы уже знаете, что у каждой аудитории товара/услуги есть рабочие и эффективные на неё дизайнерские и маркетинговые приёмы. Вам остаётся только начать им следовать. Абстрагируйтесь от того, какие цвета, формы, стили нравятся вам. Сфокусируйтесь на образе «себя» как образе клиента, которому нужно продавать свои услуги. Проанализируйте целевую аудиторию и то, что может её привлечь. Опираясь на ценовой диапазон, сегмент, вашу сферу. В книге про Логотип и Фирменный стиль, я говорила о более тонких структурах для разработки конкретного продукта – возможно вам стоит ознакомиться, если стоит вопрос именно физической разработки и формированию концепции.

Попробуйте создать "лицо" вашему образу. Откройте Техническое задание на разработку фирменного стиля и начните заполнять – будто бы вы только что поговорили с чужим для вас человеком, вашим клоном, но лишенным личных «хотелок». Вы сейчас дизайнер. Проще работать с самим собой, когда ваш клиент – это не ВЫ (человек, которому нравится котики, оливковый, бумажные текстуры и поспать до обеда).

Отработайте себя как постороннего заказчика. Только после того, как вы решите, что это может работать на клиента и на вас, удовлетворяя цели. Можно вернуться к «себе эмоциональному» и выдать субъективные пожелания цвета, немного более приятную форму. Откатиться к «себе заказчику» и подумать не исказили ли вы восприятие.

И это абсолютно нормально, если сначала получится не очень. Главное делать, переделывать и пробовать снова! Не бойтесь ставить новый дизайн в профили и группы – тестируйте его. Смотрите как он будет выглядеть и как вам с ним живётся какое-то время.

Главное помните – делать ребрендинг – нормально. Искать себя – нормально. Быть недовольным и неуверенным – тоже.

Первое время мне тоже не нравился мой фирменный стиль, я каждый год делала новый. Если интересно посмотреть – вот видео, где я показываю свои старые ФС.



Наверное, в 21 году я только увидела плоды своих трудов и смогла соотнести фирменный стиль с собой на 90%. Но это только мой опыт. У вас это может произойти куда быстрее или же наоборот в разы медленнее.

И я осознаю, что это далеко не конец поисков. Прошёл уже год или даже более, а я уже начинаю частично менять детали, докручивать их до субъективного идеала. Можно заметить это по разности шрифтов (коим написано «Катерина») на обложке YouTube и шрифта для заголовка в этом сборнике «Все ссылки тут». Пока в живых осталась общая концепция, основной шрифт и цвета. Для меня – это говорит о движении и развитии. Меняемся мы – меняется всё вокруг. И это прекрасно.

Есть ещё лайфхак, который так же способствовал быстрому поиску своего медийного образа – частое использование своего фирменного стиля. Когда я только начинала работать, я мало сталкивалась со своим же стилем. Особого ума не надо сделать обложку группы и аватар. Но когда появился блог и мой канал – я чаще стала видеть свои брендированные обложки, плашки и так далее. Постоянно имела дело с общим визуальным видом. Изучила свой стиль (пока делала посты, вставки) вдоль и поперек и начала видеть минусы и плюсы. Так что, можете попробовать делать брендированные мокапы в портфолио. Или завести свой блог, где будете писать что угодно, не обязательно полезное, но с фирменной деталью. Например, как я это делаю постами про книжки.



Ещё на всякий случай скажу, не обязательно везде (в любой соц. сети) сводить всё к единому фирменному блоку. Везде одинаковые узоры в одном и том же месте, цвета строго на своих местах. Можно иметь полный набор атрибутов: персонажа, несколько шрифтов, цветовые сочетания, лого (мобильная версия и полная), паттерн, узор… и использовать в разных медиа/рубриках/разделах – разных подход. Где-то везде будет персонаж фигурировать (где это больше будет работать), какие-то направления деятельности в полном «обмундировании» (более официальные, информативные). Правил нет. Ограничений тоже. Время для экспериментов!

Портфолио

В творческой профессии часто не требуют «корочек», о вас говорят ваши работы! Это удобно, но не должно вас расслаблять. Портфолио – ключевая часть вашего имиджа. Именно глядя на него, специалисты по подбору персонала, менеджеры, клиенты оценивают ваши умения на предмет «субъективного соответствия» ожиданиям. Если вам отказали 5 компаний – не всегда стоит бить тревогу, убеждая себя в некомпетентности. Возможно вы рассылали свои работы в места, где ценятся макеты другого толка. Любителям эстетики и минимализма – будут не рады в типографиях, где через раз нужны баннеры с активным красным и крупными буквами.

Но всё-таки стоит задуматься о качестве работ и глубже изучить вопрос, если вам отказали целевые компании.

Так вот, портфолио! С чего начать? Как собрать портфолио пока у нас нет достаточного количества заказчиков? И что вообще должно быть среди работ?

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ПОРТФОЛИО:

Актуально для графического дизайнера, который движется по знакомому мне пути, с подобными моим услугами.

Я буду рассматривать портфолио не просто как лист с картинками работ или альбомами из фото. А как полноценно оформленную страничку/профиль/группу в любой удобной для вас социальной сети или сайт.

• Такое портфолио удобно рассылать клиентам;

• Его смогут найти в поиске (дополнительный источник клиентов), если вы правильно назвали профиль;

• Оно закроет самые распространённые вопросы заказчика, если имеется грамотная навигация и оформлена информация.

Почему рекомендую наполнять портфолио не только работами? Всё просто и поймёте вы это скоро, если уже не поняли. На моменте переговоров с заказчиками часто приходится повторять одно и то же: условия работы, цены, нюансы, программы. Грамотно оформленная информация, например, разбитая по темам и свёрстанная в удобочитаемый макет – в глазах клиента добавит вам +10% к доверию. Человек понимает, что вам не впервой сталкиваться с такими вопросами и у вас есть рабочая схема для работы с базовыми вопросами. К тому же показывает, что вы являетесь пользователем собственных услуг – разрабатываете макеты, сторис, визитки, обложки, так как убеждены в важности и ценности своей работы.

Да, можно было бы написать 1 раз красиво и со смайликами нюансы вашей работы в ответы заказчику, и копировать их каждому. Но это всё равно, что быть сантехником, но не чинить самому в своём же доме. Почему же так? Вы не уверены в качестве своих услуг? «Раз вы сами не пользуетесь, может и мне не надо?»

Ещё один аргумент в пользу полного оформления. Сейчас он всё реже актуален, но на начальном этапе любого специалиста – могут встречаться разные люди. Низкие цены привлекают клиентов низкого качества (позже ещё об этом поговорим). В этой группе есть люди, которые могут заочно считать вас мошенником. В наше время уже не удивляют постоянные звонки от разных компаний, бесконечные сообщения с рекламой в мессенджерах и социальных сетях. И некоторые из таких звонков и смс – являлись мошенническими. Это уже не для кого не секрет, что такое есть и используется активно. Уловками таких недобросовестных «компаний» являются приятные цены, выгодные предложения, предоплаты и т.д. Согласитесь, очень похоже на то, что мы запрашиваем у клиента. Чтобы обезопасить себя – предоплата, чтобы заказали у нас – приятные цены, лучшие сроки и т.д. Отличие лишь в том, что на первоначальном этапе мы можем показать, что вложились в свою работу (написали текст, сделали макет – потратили время, вели страницу…). Да, мошенники бывают разные, они и копии сайтов делают и логотипы у многих имеются и макеты, копирующие оригинал. Наша задача предоставить базовую уверенность в нас, особенно если речь о предоплате в 500 рублей.

К слову на доверие хорошо работают реальные отзывы, отметка профилей компаний и физ. лиц, для которых был сделан дизайн. И в случае сомнений – клиент сможет написать бывшему заказчику и спросить о специалисте. Или перейти на профиль и посмотреть реально ли используют дизайн этого дизайнера.

Предлагаю наполнять Профиль/Сайт следующим:

1. Информация о нас (имя, контакты, образование, опыт и программы, которыми владеем);

2. По несколько примеров всех видов полиграфической продукции (желательно мокапы, реальные фото);

3. Несколько примеров веб-продукции (оформленные группы, посты, каналы или сайты);

4. Мокапы логотипа и фирменного стиля;

5. Условия работы с вами и сроки выполнения заказов (цены, порядок оплаты, работа с правками).

Если вы новичок – начать прописывать все нюансы трудно. Не ставьте задач, которые пока не способны выполнить. Двигайтесь постепенно. Пункт 5 пока пропустите и набирайтесь опыта работы с клиентами, чтобы понять, как вам комфортно работать. Это станет ясно только опытным путём, когда вы повидаете и лёгкого клиента, и невыносимого с большими правками. А пока делайте пометки: «сколько для меня приемлемо включить правок в стоимость» и подобные.

Пункты 2, 3, 4 могут быть скорректированы под ваши цели. Вам не обязательно выкладывать все виды продукции. Возможно вас интересуют лишь некоторые рекламные позиции, а делать какие-нибудь наклейки, сертификаты – вам не интересно. Тогда делайте акцент именно на том, что хотите продавать.

Интересный и грустный момент. Если следовать логике – дизайн есть дизайн! Если у меня в портфолио 30 работ разных (где визитки, лого, листовки, баннеры…), но нет макета, например, буклета, это не должно быть проблемой. Клиент может посмотреть на ваши работы и понять – подходит ему ваш уровень навыка или нет. Сможете ли вы сделать для него именно буклет в том дизайне, который он хочет, или нет. То есть происходит «субъективная оценка» ваших работ на предмет привлекательности и схожести с его ожиданиями. Да, бывает и так. НО! К сожалению, даже сейчас новые клиенты иногда умудряются спрашивать: «А был ли опыт создания буклетов?», «Портфолио, то я увидела, но пришлите именно дизайны буклетов, которые вы делали?».

Из свежего, вот вам доказательство. В моей группе с работами более 1 000 мокапов, но сложно человеку представить какие я могу делать презентации:



Может кому-то и правда сложно понять, что дизайнер с опытом может сделать любой продукт. Даже если специфику пока не знает, к примеру, не сложно найти информацию о размере, выпусках, нужном dpi, и цветовой палитре – абсолютного любого изделия. Если вам трудно даётся поиск – то можно написать напрямую типографии: «В каком виде нужен макет?». Часто типография кидает целые документы с подробной информацией.

Я не спорю, у каждого продукта В ТЕОРИИ должна быть своя плотность информации: визитка – кратка и информативна; листовка – акция, предложение с заголовком среднего размера и кратким пояснением, адресами/телефонами; афиша – крупный анонс, предложение или объявление небольшой плотности с большими заголовками; малая наклейка – имидж с возможным анонсом, ссылкой; и так далее.

Но сейчас это не актуально, потому что задачи внутри каждого продукта могут быть разные. Листовки могут быть, как и прежде минималистичны и ярки для анонса нового товара с приятной ценой, а могут быть очень сильно заполнены информацией, где вам и услуги, и преимущества, и история компании. К тому же у каждого клиента разный запрос, фирменный стиль и пожелания по структуре. Работа дизайнера всё-таки не выбор шаблонов из того что было в портфолио.

Не будет же всё это мы вываливать на заказчика? Как тогда ему ответить?

Варианты ответа, если просят скинуть макеты позиций, которых у вас нет или мало:

• это не популярная позиция, посмотрите другие работы, если подходит мой уровень навыка, буду рад(а) вам помочь;

• я разрабатываю дизайн на основе пожеланий каждого клиента, представленные работы так же были индивидуально созданы под цели и бизнес клиентов. Все потребности полностью удовлетворены и все оказались довольны. Опишите ваши пожелания относительно макета, и мы сделаем необходимую для вас концепцию;

• я начинающий дизайнер и пока не имела дела с этим видом продукции, но знаю все нюансы того, как правильно и качественно его сделать. Предлагаю попробовать за приятную стоимость. Обещаю курировать заказ и быть на связи до самого момента печати изделия.

Адекватный и понимающий клиент, обращаясь к новичку, будет с пониманием относиться к возможным недочетам в работе. Он же знал, что согласился на услугу значительно ниже среднего и видел ваши работы. Поэтому недоразумений быть не должно. Главное будьте честны и открыты, не скрывайте своего малого опыта, не набивайте цену – все всё понимают. Кроме экстраординарных личностей, о которых поговорим позже.

Откуда взять клиентов для портфолио, если их ещё нет?

На этот счёт переживать не стоит. Есть шансы заполучить клиента, даже если у вас ещё нет выложенных работ. Вы будете удивлены как на людей действует низкая стоимость услуги.

Вот ещё рекомендации к тому, чем наполнить портфолио новичку:

1. Не выбрасывайте работы, сделанные во время обучения. Сразу отложите макеты, сохраненные для веб, и сделайте на них красивые мокапы. Пусть любая практика будет источником не только знаний, но и новой картинки для вашего профиля. По возможности делайте разные продукты;

2. Не исключаем вариант, сделать дизайн для не существующей организации. (можно использовать весь ваш творческий потенциал, добить нужное количество работ, показать все ваши возможности);

3. Не забываем про Авито, Юлу, Яндекс Услуги и прочие российские площадки или сразу идите на зарубежные (тут увы пока не подскажу какие, но слышала про UpWork или Кворк и т.д.). Для новичков самое то! Выставляем цену пониже и звонки польются рекой. Сайт посещают простые и нетребовательные люди. Они не готовы платить много за дизайн, но и не попросят от вас произведение искусства. Набить руку и не более;

4. Каждый из ваших знакомых чем-то занимается. Предложите им свои услуги. Можно даром, можно за стаканчик кофе или обратную услугу. Плюс ещё и в том, что легко попросить от них фотоотчет напечатанного изделия (если разработали печатное). Фото здорово смотрятся в портфолио. Или же они могут записать для вас видео-отзыв! Что в цифровое время ценится куда больше, чем просто фото;

5. Ещё на начальном этапе, если вы готовы ради практики делать даже бесплатно – можно обратить внимание на конкурсы и тендеры. С подобными площадками не работала, но знаю о их существовании. Думаю, в интернете вы сможете найти информацию.


Варианты подачи работ

Почему мы не выкладываем просто картинки макетов в свои работы? Потому что это выглядит менее профессионально, не создаёт ощущение реального продукта, выглядит не продающе.

Работа без мокапа – всё равно что смотреть 2х метровую картину художника вблизи, на расстоянии вытянутой руки. Вы не сможете рассмотреть общий силуэт. Будет видно мазки и отдельные части. Вы сможете пробежаться глазами по всем частям, но не будете воспринимать их целостно. А тем более не сможете понять – подойдет ли вам эта картина в интерьер и стоит ли её покупать? Картина требует расстояния для её оценки и воображения для соотнесения со своим жилищем.

Наш клиент так же смотрит на работы и воображает, как наш продукт выглядел вживую или в живом профиле/на сайте и т.д. Соотносит со своими желаниями и принимает решение – хочет ли он что-то подобное.

Как можно подать работы? Виды визуализации работ и стоит ли их комбинировать?

• MockUp из фото – визуализация макета при помощи готовой картинки (из фото-стоков или свободного и вольного интернета). Проект готовим в Photoshop. Такие работы в портфолио выглядят наглядно. Каждый продукт в своей среде, своём размере. Клиенту не нужно даже представлять, как будет выглядеть листовка – он уже видит её в руках стокового парня. Главное не перебарщивать с окружением. В среднем размере показать макет на приглушенном фоне или сцене тематической. Макет можно приглушить тоже, чтобы создать ощущение реального фото, или же оставить ярким, чтобы показать какой был макет во всей своей красе. Всё зависит от желаемого стиля подачи.

• MockUp с использованием фото, но абстрактного типа – без привязки к реальным размерам и реализму. Возможно размытый фото фон, вырезанные детали, подчёркивающие тему рекламного сообщения. Эдакий Мокап презентационного типа.

• Реальные фотографии/видео. Когда заказчик присылает фото напечатанного продукта – это весьма полезно для портфолио. Фото вызывают больше доверия у клиентов. Но не всегда бывают красиво и качественно сделаны. Поэтому можно разместить комбинированное изображение, где будет ваш готовый макет во всей красе на однотонном фоне и рядом реальное фото заказчика. Комбинировать варианты подачи и показывать полную картину взаимодействия от создания до печати.

• 3D модели. Допустим смоделированный стаканчик для кофе с нанесенным лого, который вы разработали. Стили могут быть разными – от мультяшного до реалистичного, но вылизанного на 100% с идеальными и утрированными бликами (чтобы было видно, что это 3D, ведь в этом и смысл). Стиль может отражать сферу деятельности заказчика и дополнять её атмосферой. Можно брать существующие модели или моделировать самостоятельно. Программа Blender абсолютно бесплатна и имеет множество уроков для новичков. Сделать простую кружку можно даже за пару минут. Если интересно узнать о программе – захотите на мой YouTube канал, я снимала о том, как попробовала 3D с нуля и показала первые работы.

Но для графического дизайнера этот пункт конечно не обязателен – это просто крутой вариант подачи, о котором мне захотелось вам рассказать.



И в каком видео подавать работы? Можно ли всё сразу или нужно выбрать что-то одно? Это также зависит от некоторых моментов. Каким мы видим наше дело, и что на первом плане? Варианта два:

1) мы позицианируем себя как бренд;

2) мы предоставляем услугу.

Самое время напомнить себе о нашей цели. В будущем вы хотели бы просто хорошо зарабатывать, делать своё дело и идти вдоль по реке, пока жизнь куда-то вас не приведет? Возможно работать на крутые компании. В разных местах. Возможно работать на себя и делать это хорошо. Работать размерено и без пафоса. Тогда вам подходит вариант 2. Где вы в первую очередь человек, который может удовлетворить спрос. Человек, который будет делать, приобретать опыт, расти соразмерно опыту.

Или вы хотите привлекать внимание клиента своим именем, иметь репутацию, доказывать свою ценность, иметь вес на рынке рекламы. Быть узнаваемым хотя бы в узких кругах, возможно расширяя влияние (город, область, страна, мир). У кого на что хватит амбиций. Это вариант с формированием личного бренда. Работа большая, скажу четно, не каждому под силу.

Возможно всё, главное здраво оценивать свои желания и следить за тем, чтобы действия им соответствовали. Без действий нет результата как портфолио не оформляй.

Представили? Тактика!

• Вы хотите, чтобы ваше ремесло переросло в организацию, целое агентство или вы хотите стать узнаваемой личностью в сфере дизайна с собственным "почерком" – то ваш вариант – продвижение себя как бренда. И первое на что нужно обратить внимание – это ваше лицо: фирменный стиль, логотип, фирменный блок. Продумать единый шаблон в вашем фирменном стиле для всех работ. Один и тот же MockUp или их серия (несколько вариаций подачи, которые будут узнаваемы). Отныне разнообразие в подаче – ваш недруг. Я о том разнообразии, которое разнится во всём, не позволяя запомнить вас. Ваши акценты – это Вы и то что Вы делаете. Если клиент интересуется несколькими дизайнерами и агентствами и подписан на них и вас – то в ленте, он должен привыкнуть и научиться опознавать вас среди других. Ищите фишку или несколько. Сделайте подачу особенной или ваш подход.

• Или второй вариант – вы представляете свой продукт. Полная свобода выражения, многообразие форм и вариантов подачи. Вы делаете акцент на вашей услуге. Ваша задача показать все ваши возможности, вашу мультизадачность и неординарный взгляд. Мокапы могут быть разными, так даже высока вероятность, что на ваши услуги «клюнут» разного типа клиенты с разным вкусом, если есть работы разного «кроя». Ведь у каждого человека своё особенное восприятие. Нет единого мокапа и стиля, который понравиться всем безоговорочно. Есть конечно среднестатистическое большинство, к которому сводятся маркетинговые исследования, но это далеко не ориентир для всех и каждого. Чем разнообразнее работы – тем больше любопытствующих. Но это так же должно быть уместно. Если мы говорим о размещении изображений в фотоальбомах социальной сети – прекрасно. Если это будет «известная сеть с картинками», то целостный образ (лента в масштабе) может быть лишком пёстрой. А вот формат сторис так же приветствует разнообразие на мой субъективный взгляд.

Очень важен вопрос «где именно делать портфолио». Сейчас поделюсь своими соображениями и наблюдениями. Но пока хочется напомнить: всегда придется держать в голове то к чему вы стремитесь! Зачастую все ответы – уже имеются. Нужно всего лишь прислушаться с к тому что мы хотим получить. И исходя из этого – придерживаться определенной стратегии.

Наверняка вы задаетесь вопросом, почему цели только 2? Может я хочу что-то среднее или вообще не знаю, что хочу. Потому что эти 2 крайности описать проще, оттенков и вариантов много и у каждого путь индивидуален. Моя задача обозначить ориентиры и помочь со стартом или коррекцией курса. Будет здорово если мой опыт и подсказки окажутся для вас решающими – обязательно напишите мне о вашем опыте, если вдруг так и окажется! Любые социальные сети! Я буду рада узнать о вашем пути или даже сделаю целое видео из ваших рассказов (если их будет достаточно для видео). Это будет полезно коллегам и начинающим специалистам.


Где делать портфолио

Когда я начинала – платформ было не так много. А сейчас! Каждый второй сервис сделал свою платформу для презентации работ и поиска заказов, много социальных сетей появилось с огромной аудиторией.

Перечислю варианты, а затем с обоснованием мои «за» и «против» того или иного варианта.

ВАРИАНТЫ:

• группа/страница Vkонтакте или Facebook;

• сайт из группы VK;

• instagram/Тик-ток;

• профиль на Behance;

• свой сайт или лэндинг на конструкторе (tilda, wix…);

• Яндекс Услуги и прочие сторонние сайты поисковики.

Так же внутри вариантов с социальными сетями появляются сомнения: делать новую страницу или внутри личного профиля начать выкладывать?

Давайте для начала поговорим о социальных сетях и удобстве к просмотру. Это бесплатно и быстро. Много разделов куда можно выкладывать фото, видео, записи, статьи с условиями работы. Если группа и страница/профиль открыты и у клиента есть его собственный профиль в этой сети – то все материалы будут просматриваться легко и быстро. Понятная структура человеку, привыкшему к соц. сети. Ясно что и где искать (а вот если человек не является пользователем, то сложнее). Есть риск, что ваше портфолио будут открывать компании с неавторизованными соц. сетями, так как в офисе может быть запрет на использование личных страниц во время работы, а рабочих может и не быть. А вы наверняка знаете, что полный доступ к данным неавторизованным пользователям закрыт. И вас не посмотреть. Так же не популярен среди компаний мобильный просмотр портфолио с инста страницы. Так как менеджер с телефоном в руках в рабочее время – «красная тряпка» в глазах буйвола-руководителя. Этот вариант размещения будет не комфортен какому-то проценту потенциальных клиентов. Но будут и те, кто мобилен.

К этой же группе не особо удобных вариантов можно отнести платформы Яндекс услуг и всяких Кворков. Нужно быть зарегистрированным, чтобы смотреть работы.

Не плохой альтернативой является сайт от VK на основе вашей группы в этой сети. Он генерируется чуть ли не автоматически на базе вашего наполнения (альбомы, статьи, обсуждения, ссылки и т.д.). Ссылка будет доступна всем к просмотру и без авторизации. Можно будет открыть и прощелкать все фото и товары с описаниями. Минус только в его шаблонности.

Профиль Behance можно открыть без авторизации, что удобно. Можно подробно описывать проект и полностью его упаковывать для презентации. Это и плюс, и минус. С одной стороны, можно очень глубоко показать ваш навык от выжимки из ТЗ до концепции, показать этапы, вложить отзывы и готовый продукт с мокапом. И всё в одном листе проекта с вашими комментариями и заготовками. А с другой стороны – это очень долго. И при этом обычный одинокий мокап и краткое описание – будет смотреться скучно и не информативно на фоне других специалистов. Но вариант хороший.

Свой сайт будет отражать вашу стилистику, показывать серьезные намерения. Будет удобен для просмотра. Требует вашего времени и навыка, если ставите сами. Или вложений денежных – если делегируете. Можно уложиться в бесплатный лэндинг или сделать реально «крутую машину» для приема платежей с клиентов через сайт, сбора заявок и т.д.

Подбирайте вариант под свою цель.

Личный бренд может «обустраиваться» хоть на собственных профилях. Показывать и лайфстайл фрилансера и работы, проекты.

Если вы пока остановились на социальных сетях, подумайте, прежде чем создавать новые страницы для работ. Будите ли вы их вести? А кому они должны быть интересны? Для кого этот профиль? Я часто вижу заброшенные странички с работами, которые и владельцу вести нет желания, и клиентам подписываться не интересно. Желательно подумать наперед о развитии и будущей жизни такой страницы. Социальные сети предполагают подписку, общение, возможность делиться. Хотите, чтобы на вас подписывались клиенты и периодически видели вас в ленте? Тогда просто выкладывать мокапы своих макетов недостаточно для формирования интереса у обычного пользователя вашими услугами. Разные макеты из любых сфер с разными концепциями – могут привлечь только интересующихся дизайном людей и коллег (если есть на что посмотреть и что подчерпнуть). Хорошим вариантом будет разбавлять проекты полезными для клиентов статьями: о брэндинге и ребрэндинге, эффективном дизайне, особенностях восприятия бизнеса через дизайн, о цветах, формах и мн. другое. Кому-то это уже будет любопытно. Просто подмечайте что интересует вас и людей вокруг – почему мы подписываемся на те или иные страницы? Часто эта мотивация: восхищение брендом и её историей, отслеживание новых коллекций, мониторинг скидок и акций, идеи и вдохновение, интересный/полезный блог, развлекательные материалы, мотивация и т.д.

Возможно если вы не готовы генерировать материал, заниматься ведением отдельной страницы – она не имеет смысла. Так что делать?

Я убеждена, что важно иметь Основное портфолио и много Анонсирующих ваш навык. Социальные сети, сервисы – это тоже важно для поиска клиентов и формирования собственной базы. Но везде выкладывать всё что у вас есть – долго и не нужно.

Выберите одно место, где комфортно и удобно будет обеим сторонам (заказчику смотреть/вам выкладывать). В этом универсальном месте выкладывайте всё, что считаете важным. Оформляйте статьи помощники, где распишите условия работы, цены и другую полезную информацию. Делитесь фотографиями и мокапами с описанием, которое вам удобно. И в случае запроса портфолио – вам будет что скинуть.

В любой социальной сети в которой вы есть – обязательно дайте знать миру (друзьям), чем вы теперь занимаетесь. Вашим знакомым тоже может понадобиться специалист с вашим навыком, или у них появится случай порекомендовать вас. Где-то я услышала фразу «люди любят быть полезными, многие с радостью делятся контактами» и немного задумавшись, подтвердила её вероятную правдивость. У каждого человека может быть своя мотивация порекомендовать вас: теплые чувства к вам, приятный опыт получения услуги от вас, подчеркивание собственной важности/статусности, желание рассказать о своём опыте, обширная тема для обсуждения…

«Представляешь, жму на грудь сегодня – рвётся майка»

– Я только в Nike беру спортивное, качество лучше прочих, я столько раньше перепробовал… тоже бывали курьёзы!

«Я тут производство маленькое открыл, думаю надо за оформление взяться, не знаешь хорошего специалиста какого-нибудь?»

– Мне фрилансер разрабатывал, чувак, могу дать контакты. Сразу видно человек опытный, смотрит в самую суть! У меня вообще раньше было желание на лого поместить крестик, а она мне навернула концепцию, от которой я вообще свой бизнес по-другому увидел.

Важно понимать, что недостаточно просто рассказать знакомым лично или в одной сторис о том, что теперь вы дизайнер. Это вылетит из головы так же быстро как влетело, без постоянного напоминания забудется. К тому же для честной рекомендации важно попробовать самим или видеть результат, который тебе визуально был приятен. Никто не хочет рекомендовать что-то сомнительное – а то тебя больше слушать не будут, или именуют человеком без вкуса. Чтобы грамотно раскидывать анонсы, но не надоедать портфолио, тем, кому больше интересна ваша личная жизнь и ваши фотки с путешествий – используйте ненавязчивые форматы. Форматы историй, объединённые в сюжеты – отлично подойдут (подборки в Тик-Ток, сторис в Вк или статьи в ВК). Обязательно сохраняйте в отдельные папки. Их удобно показывать, находить и потом делиться. В анонсы выкладывайте самое «сочное» из того, что у вас есть. Социальные сети хороший дополнительный источник пассивного поиска заказов. Чтобы не надоедать обычными и непримечательными работами – формировать приятную картинку вашей рабочей деятельности. Это касается и сервисов для поиска заказов. Просто указывайте ссылки на основное портфолио, если хотят посмотреть больше.



Я сама пользуюсь форматами анонса в ВК и Инстаграм. Имею как основное портфолио группу ВК, но ввиду описанных минусов, я однозначно буду «переезжать» в другое место.

Поэтому не переживайте, что сейчас определиться сложно. Можете попробовать все площадки и остановиться там, где понравится. Не страшно в будущем так же и менять место полного портфолио. Потому как все-все работы в большом количестве, которые в начале пути были важны – с приобретением опыта – становятся менее необходимы. На первом плане становится ваш опыт и навык, который виден по тому как вы обсуждаете проект, где работаете и как выглядели последние ваши проекты.

Заказчики также бывают разные. Кому-то надо увидеть все ваши работы (что их много, что ты хороший специалист с большим опытом). Кому-то посмотреть схожие работы (например, косметолог хочет посмотреть ваши работы для других мастеров из сферы красоты). А некоторым достаточно целостной картинки по анонсам (репутация, оформление, отзывы, стиль). Глаз клиента сам зацепится за то, что ему нужно, просто обустройте комфортную площадку. По запросу будьте готовы отправить ссылку.

Планирование ленты, ведение профессиональных страниц

Всё описанное ниже будет актуально и для «сети к картинками» или для ВК, Тик-ток. Подойдёт не только графическому дизайнеру, а любому специалисту и предпринимателю, желающему создать приятный и интересный профиль. В особенности обратите внимание, если ваша цель – создание личного бренда. Тут вы поймете какие ещё материалы и фото можно выкладывать помимо своих работ.

Если вы когда-нибудь пробовали вести страницы или профили сами (не просто выкладывать что-то, а именно планировать заранее и сочетать – для красивого общего фона), то наверняка вы столкнулись с этими пунктами:

• фото и видео разные по свету (на улице, в помещении, в разном освещении, темные или светлые. Что выбывает их из общей концепции);

• несочетающиеся фильтры (если вы обрабатывали интуитивно или скачивали привлекательные фото/видео – потом могли видеть несоответствия по цветам);

• по отдельности фото красивые, но вместе не создают общую картину бренда;

• скучный визуал. Фото/видео не интересно смотреть. Везде будто одно и тоже;

• подписи и плашки гуляют в разные стороны, в миниатюре смотрятся обрезано и грязно.

Если всё-таки хотите попробовать составлять ленту сами, то стоит присмотреться к этим пунктам:

А) Фотографии из одной фотосессии. В одних и тех же световых условиях.

Наймите фотографа, если готовы вкладываться. Берите в руки собственный фотоаппарат, если имеется желание этим заниматься и соответствующее виденье прекрасного. Самый бюджетный вариант – телефон с хорошей камерой (они тоже хороши. На моей памяти Honor 10 – был моим лучшим телефоном с лучшей камерой, из тех что я пробовала).

Идеи для кадров: готовые работы, вдохновляющие вас вещи, рабочее место, процесс создания, вы, ваша комната, вы за творчеством, вы на мастер классе, что-то связанное с вашими амбициями, фото с клиентами, фото с видеоконференций и занятий, сделанные вами изделия косвенно связанные с деятельностью (картины, скульптуры, скетчи…), процесс обучения и повышения квалификации.

Идеи кадров для продажи товаров: сам продукт на красивом фоне, крупно, далеко, товар в ситуации (для которой предназначен), с клиентами, с мастерами, фасад или внутренний интерьер помещения. Мелочи, составляющие заботу о клиенте и сервис: коробочки, наклейки, визитки, ленточки, удобные кушетки, фужер с конфетами и теплый кофе, фотозона. Малозаметные детали товара в макросъемке: текстуры, узоры, штрихи, кнопки.

Б) Если сфера предполагает, можно сделать тематические 3D модели. Например, послойно показать все покрытия защитных линз очков. В случае графического дизайнера – сделать объемным сам макет, разработать сцену для него, сделать объемную модель олицетворяющую деятельность/процесс.

В) Используйте одинаковую обработку везде. Но не прибегайте к стандартным фильтрам в социальных сетях – они сильно ухудшают качество и искажают цвета. Запомните настройки в редакторе. Используйте пресеты – на эту тему у меня было видео с тем что это и как использовать. Удобно на мобильном устройстве.



Так же можете сделать шаблон в Photoshop и накладывать на все фото одинаковые корректирующие слои, иногда редактируя свет на фото.

Г) Не стоит везде пихать свой логотип. Люди знают, что это ваша страница. Логотип и одинаковые навязчивые плашки – создают лишнюю тяжесть и шум. Используйте это место для чего-то более важного.

Д) Для фирм и компаний, личного бренда: Используйте ваш фирменный стиль (цвета, шрифты, фирменные паттерны и блоки). Если его нет – непременно нужно заказать (ну или как минимум, вариант для экономных – продумать). Можно и нужно не везде вставлять элементы, только там, где уместно, дозировано, чтобы привлечь внимание к чему-то важному. При помощи фирменного стиля можно приучить аудиторию откликаться на разные рубрики. При одном взгляде читателю будет понятно, что в этом посте: интересный факт или акция на услугу.

Е) Иногда красивых фото достаточно. Можно не делать пресеты, плашки, паттерны, заголовки, если не чувствуется надобности. Но если говорить о полезном материале – то без заголовков могут меркнуть в общей массе все посты как просто эстетичное ничто.

Каждый пункт звучит сложно и противоречиво? Разумеется, всё потому, что все мы уникальны. И действительно жаркий интерес к вам и вашей работе не способна вызвать исключительно красота ваших сетей. Тем более как я всегда твержу – всё субъективно. Вы можете привлечь интерес к своей компании/профилю – делом. Красота и удобство – это лишь инструмент привлечения внимания или удержания. Сильная связь, способная сформировать из прохожего человека Постоянного клиента – это комбинация всего: «удачный, приятный опыт работы/покупки», «красота работ субъективной оценкой», «польза постов», «удобство поиска информации». Но не обязательно всё из перечисленного. Кто-то будет лайкать все ваши посты; кто-то не зайдёт ни разу, но будет заказывать каждый месяц что-то новое по необходимости; кому-то пока будет дорого, но он подпишется и будет наблюдать пока наконец не решится заказать.

Если не хотите углубляться, лучше обратиться к специалисту за дизайном/текстом/продвижением.

И помните! Когда все лаконично и выдержано в едином стиле – вы формируетесь в сознании клиента как цельный бренд. Начнёте ассоциироваться с визуальными образами, который предлагаете. Это полезно, если этот образ правильно подобран.

А теперь посмотрите на вашу страницу. И проанализируйте! Как думаете, с чем вы ассоциируетесь сейчас и ассоциируетесь ли вообще?


Всегда нужно оформлять группы/портфолио?

Шаблоны, подложки, надписи, иконки – изо всех щелей "прут" советчики: "Твой блог неинтересен, потому что не оформлен!". И такие советы плодят миллионы средних аккаунтов с непродуманными обложками, разными шрифтами, несочетаемыми цветами.

Давайте разберем всё "по полочкам". И после прочтения, вы поймете в какую сторону можно двигаться. Ответьте себе на вопросы:

• Вы готовы вложить деньги в визуал/дизайн? Или время на его разработку?

• Хотите научиться делать всё сами или будете делегировать? Писать тексты, делать фото, обрабатывать фото, делать дизайн…

Если вы решились на ведение бизнес-профиля и планируете продвижение онлайн – без качества никуда (приятный, понятный, полезный, информативный). А иначе зачем на него кому-то подписываться?!

Прежде чем начать – подумайте о фронте работ. Список внушительный, если решили делать всё сами. При чём, если ощущаете пробелы в фотографии/продажах/копирайте – возможно надо будет почитать, посмотреть видео, практиковаться. И так по любому пункту. Далее вас ждёт сама работа над своей страницей. Каждый пост, новая история будет нуждаться в ваших способностях. А результат будет зависеть от качества проделанной вами работы.

Если НЕ ГОТОВЫ вкладываться в дизайн и контент – не чудите. Многие заказчики оставляют объявления на оформление профиля за сущие копейки. Сами понимаете какого качества макеты они получат. ЛУЧШЕ НИКАК – ЧЕМ ТАК. И часто они за копейку мучают то одного дизайнера, то второго – и вот вам лента "шизофреника". Не понятно кто он и какой. И вы можете подумать: «А как я могу облажаться, если я дизайнер. Я же сам себя оформлю». Представьте свой самый напряженный день: заказы, клиент под конец дня измучил правками, дома дел по горло, да и постов давно не было – надо бы поделиться наработками (текст, мокап, обработка). Или другая ситуация – банальная усталость делать каждый раз одно и то же: «Ну работаю и работаю! Чего каждый раз выкладывать, сколько можно уже!». Не всегда мы сами для себя можем быть прилежными специалистами. Так же есть место лени, нерегулярности, некачественному дизайну.

Про некачественный дизайн самому себе раскрою с ещё одной стороны. Это относиться не ко всем, но! Это особенность типичного российского воспитания подавляющего большинства – «лучшее близким, а себе пойдёт и так». Вот несколько примеров из жизни, знакомых многим:

• Лучшее кому угодно, но не себе. Бабушка готовит блинчики. Какие-то получаются менее красивыми, какие-то большими и золотистыми с ровной текстурой. Они раскладываются по разным тарелкам. Красивые гостю/детям/внукам/мужу, а такие же вкусные, но менее привлекательные, по её мнению, себе/своим детям/внукам потом доесть (если идеальные были для гостей).

Даже сейчас это кажется мне глупым. Даже если блины на столе не идеальны – они вкусны и показывают свою заботу о госте в любом случае. Но в тоже время я: «Пекла бисквитных пони в силиконовых формочках. И самых красивых отдавала мужу». Любые кривые, менее пухлые – отправлялись в мою тарелку. Да, уже не гости и чужие люди «во главе стола» и с самым лучшим на тарелках, а близкий и любимый человек, но всё ещё не я. Скорее всего более здраво было бы поделить идеальных и менее сформированных поровну. Всё равно нет разницы – какого будешь есть, тесто то одно было замешано. А время на визуальный восторг крайне кратко.

То же самое с сервизами, которые красовались на полках, выжидая приезда дальних родственников. Всё это про то, чтобы казаться «кем-то», а не «быть им». Качественный дизайн и идеи, которыми вы зарабатываете – должны быть и частью вашего образа (если хотите большего признания в том числе). Ваш навык – это не просто услуга, которую вы можете предоставлять и монетизировать. Ваши знания, виденье, скилы – это вы, ваши действия и ваша история. В особенности касается создания личного бренда – в будущем будет влиять абсолютно всё (одежда, которую вы носите; позиция, которой придерживаетесь…)

• Сапожник без сапог. Выражение не просто так появилось. Главный подсознательный аргумент – «мне за работу для себя не платят, я могу и без этого». Будто бы априори важным считается то, что по факту приносит тебе деньги. Хотя на самом деле – делать товар/услугу для себя ещё более важно. Вы показываете, что выбираете и действительно носите обувь своего бренда (если вернуться к сапожнику). Ваша вещь в любой момент может стать вашей рекламой. Напечатали крутой принт на свитшоте по своему макету, а кому-то очень понравилось – «а я сам(а) разработал(а), ценю уникальные и персонализированные вещи…» и вот вам новый клиент или любопытный подписчик.

Если вы уже пробовали делать что-то для себя – возможно замечали какой пустой кажется трата времени. Особенно если не получается воплотить то, что представлялось. Или если не можешь понять, что хочешь-то вообще. Кажется, будто это время можно было бы потратить более продуктивно – заказ взять, убраться хотя бы дома. Включается лень, отсутствие желания продолжать, оправдания к завершению.

Если очень трудно и не понятно зачем вам нужно оформление на данном этапе АЛЬТЕРНАТИВА! Хватит с вас обычных фото без фильтров или с легким пресетом и текста. Лучше просто фото, чем постоянные попытки сделать то одну подложку, то другую.

Показывайте: место, мастеров/работников, процесс работы, товары, достижения, интерьеры, рабочие инструменты, отзывы (фото, видео), до/после – фото разного плана. От дальних до макро.

Пишите: история открытия, о мастерах/себе/сотрудниках, о процедурах/услугах/товарах, цены, акции, новости, рекомендации, процесс и этапы работы, интересные случаи, об участиях в конкурсах/курсах/соревнованиях, о пережитой "самоизоляции" и «спецоперации» (как отразилось на бизнесе) – выстраивайте диалог с публикой, делитесь экспертным мнением, рассказывайте о вас/салоне/товаре/услуге.

Грамотный визуал с мощной тактикой продвижения способен вывести доход на новый уровень и сформировать лицо бренда. Но это нормально, если пока вы не можете найти свой стиль или не готовы тратить много времени на ведение профиля. Любое дело требует времени. Уделите время сначала чему-то важному. Разбейте цель «Создать фирменный стиль для себя» на маленькие пункты.



Дайте себе ошибаться, пробовать, искать себя и свой стиль. Главное, чтобы все действия исходили из заданной вами цели. Будет обидно вложить много времени и сил в страницу, которую вы когда-то просто забросите, осознаете, что она и не нужна была вовсе. Только план действий способен двигать нас вперед в профессии и жизни в целом. Просто совершать хоть какие-то действия, ожидая чего-то «не понятно чего» – является просто энергозатратным. Это всё равно, что не посмотреть на карту Парижа и наугад попробовать дойти до Эйфелевой башни. Вы устанете идти, не будете понимать ближе вы стали вообще или дальше от башни. Пройдёт время, вам понадобится помощь и четкие указания, чтобы вернуться на знакомые места. А затем новые усилия, такси, помощь прохожих, чтобы наконец-то доехать до нужной точки.

Другое дело, если вы со временем поменяете свою цель. Вы не останетесь ни с чем. Во время стремления к чему-то вы заметите движение и перемены. Это может выражаться: в росте навыка; большем понимании себя; в увеличении количества клиентов, которых привлекли ваши старания; в формировании более устойчивой профессиональной самооценки; в повышении прайса. И скорее всего именно благодаря этому кто-то будет ощущать в себе силу и амбиции выше ранее поставленных. В этом случае смена цели будет говорить о том, что предыдущая поставленная цель не была тратой времени, а стала точной роста.

Загрузка...