Человек – это все воображение. Бог есть Человек и существует в нас, а мы в Нем… Вечное Тело Человека – это Воображение, то есть Сам Бог.
– Блейк
Цель первой части этой книги – показать на основе реальных историй, как воображение создает реальность.
Наука развивается посредством гипотез, которые предварительно проверяются, а затем принимаются или отвергаются в зависимости от фактов опыта. Утверждение о том, что воображение создает реальность, не нуждается в большем рассмотрении, чем это допускает наука. Это доказывает свою эффективность.
Мир, в котором мы живем, – это мир воображения. Фактически, жизнь сама по себе является деятельностью воображения. «Для Блейка, – писал профессор Моррисон из Сент-Эндрюсского университета, – мир возникает в результате божественной деятельности, идентичной тому, что мы сами знаем как деятельность воображения». Его задача – «открыть бессмертные глаза человека внутрь, в миры мысли, в вечность, вечно расширяющуюся в лоне Бога, Человеческого Воображения».
Ничто не появляется и не продолжает существовать само по себе.
События происходят потому, что их создала сравнительно устойчивая воображаемая деятельность, и они продолжают существовать только до тех пор, пока получают такую поддержку.
«Тайна воображения, – пишет Дуглас Фосетт, – есть величайшая из всех проблем, к решению которых стремится мистик. Высшая сила, высшая мудрость, высшая радость заключаются в далекой разгадке этой тайны».
Когда человек разгадает тайну воображения, он откроет тайну причинно-следственной связи, а именно: «Воображение создает реальность».
Поэтому человек, осознающий то, что он воображает, знает, что он создает, все больше и больше осознает, что драма жизни является воображаемой, а не физической.
Вся деятельность по своей сути воображаемая. Пробужденное воображение работает с определенной целью. Оно создает и сохраняет желаемое и трансформирует или уничтожает нежелательное.
Божественное воображение и человеческое воображение – вовсе не две силы, а одна. Действительное различие, существующее между этими двумя кажущимися силами, заключается не в субстанции, с которой они оперируют, а в степени интенсивности самой оперантной силы. Действуя при высоком напряжении, воображаемый акт представляет собой непосредственный объективный факт. На низком уровне воображаемый акт реализуется во временном процессе. Но независимо от того, настроено ли воображение на высокий или низкий уровень, оно является «конечной, по существу необъективной Реальностью, из которой объекты выплескиваются, как внезапные фантазии» [Герман Кейзерлинг, Граф, Путевой дневник философа ]. Ни один объект не является независимым от воображения на каком-то уровне или уровнях.
Все в мире обязано своим характером воображению на одном из его различных уровней. "Объективная реальность, – пишет Фихте, – создается исключительно посредством воображения. Предметы кажутся настолько независимыми от нашего восприятия их, что мы склонны забывать, что они обязаны своим происхождением воображению.
Мир, в котором мы живем, – это мир воображения, и человек – посредством своей воображаемой деятельности – создает реальности и обстоятельства жизни; он делает это сознательно или неосознанно.
Мужчины уделяют слишком мало внимания этому бесценному дару – Человеческому Воображению. А дара практически не существует, если нет осознанного владения им и готовности его использовать.
Все люди обладают способностью создавать реальность, но эта сила спит как мертвая, если ее не использовать сознательно. Люди живут в самом сердце творения – Человеческом Воображении – но не становятся мудрее того, что там происходит.
Будущее не будет принципиально отличаться от воображаемой деятельности человека. Следовательно, человек, который может по своему желанию вызвать любую воображаемую деятельность, и для которого видения его воображения столь же реальны, как и формы природы, – является хозяином своей судьбы. Будущее – это воображаемая деятельность человека в его творческом шествии. Воображение – это творческая сила не только поэта, художника, актера и оратора, но и ученого, изобретателя, купца и ремесленника. Злоупотребление им в безудержном создании некрасивого имиджа очевидно; но злоупотребление им в виде необоснованных репрессий порождает бесплодие, которое лишает человека реального богатства опыта. Придумывать новые решения все более сложных проблем гораздо благороднее, чем бежать от проблем. Жизнь – это постоянное решение постоянно синтетической проблемы.
Воображение создает события. Мир, созданный человеческим воображением, состоит из бесчисленных враждующих верований; следовательно, никогда не может быть совершенно стабильного или статического состояния. Сегодняшние события неизбежно нарушат вчерашний установленный порядок. Мужчины и женщины с богатым воображением неизменно нарушают уже существовавшее душевное спокойствие.
Не склоняйтесь перед диктатом фактов и принимайте жизнь на основе внешнего мира. Утвердите превосходство своих воображаемых действий над фактами и подчините им все вещи. Крепко держитесь своего идеала в своем воображении. Ничто не может отнять это у вас, кроме вашей неспособности настойчиво представить идеал реализованным. Вообразите себе только такие состояния, которые имеют ценность или обещают что-то хорошее.
Пытаться изменить обстоятельства до того, как вы измените свою воображаемую деятельность, – значит бороться с самой природой вещей. Не может быть никаких внешних изменений до тех пор, пока не произойдет воображаемое изменение. Все, что вы делаете, не сопровождающееся воображаемыми изменениями, – это всего лишь бесполезная перенастройка поверхностей.
Представление об исполнении желания приводит к союзу с этим состоянием, и во время этого союза вы ведете себя в соответствии с вашим воображаемым изменением. Это показывает вам, что воображаемое изменение приведет к изменению поведения.
Однако ваши обычные воображаемые изменения при переходе из одного состояния в другое не являются трансформациями, поскольку за каждым из них очень быстро следует другое в обратном направлении. Но всякий раз, когда одно состояние становится настолько устойчивым, что становится вашим постоянным настроением, вашим привычным отношением, тогда это привычное состояние определяет ваш характер и является настоящей трансформацией.
Как ты делаешь это? Самоотречение! В этом и есть секрет. Вы должны мысленно отдаться своему желанию, исполненному в любви к этому состоянию, и при этом жить в новом состоянии, а не в старом.
Вы не можете посвятить себя тому, что не любите, поэтому секрет самопожертвования – это вера плюс любовь.
Вера – это верить в то, что невероятно. Посвятите себя ощущению исполнения желания, веря, что этот акт самопожертвования станет реальностью. И это должно стать реальностью, потому что воображение создает реальность.
Воображение одновременно консервативно и преобразующее. Оно консервативно, когда строит свой мир из образов, порожденных памятью и свидетельствами чувств. Оно творчески преобразует, когда представляет вещи такими, какими они должны быть, строя свой мир из щедрых мечтаний фантазии.
В процессии образов первенство, естественно, имеют образы чувств.
Тем не менее, настоящее чувственное впечатление – это всего лишь образ. По своей природе оно не отличается от образа памяти или образа желания. Что делает впечатление настоящего чувства таким объективно реальным, так это воображение человека, функционирующее в нем и мыслящее на его основе; в то время как в образе памяти или желании воображение человека не функционирует в нем и не мыслит на его основе, а функционирует вне его и мыслит о нем.
Если бы вы вошли в образ в своем воображении, тогда бы вы знали, что значит творчески преобразовывать; тогда бы вы осуществили свое желание, и тогда вы были бы счастливы. Любой образ можно воплотить. Но если вы сами не войдете в образ и не начнете думать исходя из него, он не сможет родиться.
Поэтому было бы верхом безумия ожидать, что желание осуществится с течением времени.
То, что требует воображаемого присутствия для достижения своего эффекта, очевидно, не может быть осуществлено без такого присутствия. Вы не можете быть в одном образе и не страдать от последствий отсутствия в другом.
Воображение – это духовное ощущение. Войдите в образ исполненного желания, затем придайте ему сенсорную живость и оттенки реальности, мысленно действуя так, как если бы это был физический факт. Вот что я имею в виду под духовным ощущением.
Представьте, что вы держите в руке розу. Понюхайте это. Чувствуете ли вы запах роз? Ну а если розы нет, то почему в воздухе витает ее аромат? Через духовное ощущение, то есть через воображаемое зрение, звук, запах, вкус и осязание, вы можете придать изображению чувственную живость.
Если вы сделаете это, все будет способствовать вашему сбору урожая, и, поразмыслив, вы увидите, насколько тонкими были нити, ведущие к вашей цели. Вы никогда не смогли бы изобрести средства, которые ваша воображаемая деятельность использовала,чтобы реализовать себя..
Если вы жаждете вырваться из своей нынешней фиксации чувств, превратить свою нынешнюю жизнь в мечту о том, что могло бы быть, вам нужно всего лишь представить, что вы уже являетесь тем, кем хотите быть, и почувствовать то, что вы ожидаете чувствовать в таких условиях. Подобно воображению ребенка, переделывающего мир по своему вкусу, создайте свой мир из чистых мечтаний фантазии.
Мысленно войдите в свою мечту. Мысленно делайте то, что вы бы сделали на самом деле, если бы это было физически правдой. Вы обнаружите, что мечты воплощают в жизнь не богатые, а обладающие воображением.
Ничто не стоит между вами и осуществлением вашей мечты, кроме фактов, а факты – плод воображения. Если вы измените свое воображение, вы измените факты.
Человек и его прошлое – одна сплошная структура. Эта структура содержит все факты, которые сохранились и все еще действуют за пределами его поверхностного разума. Для него это просто история. Для него оно кажется неизменным – мертвое и прочно закрепившееся прошлое. Но само по себе оно живое – оно часть живого века.
Он не может оставить позади ошибки прошлого, ибо ничто не исчезает. Все, что было, существует и сейчас. Прошлое все еще существует, и оно дает – и до сих пор дает – свои результаты. Человек должен вернуться в память, искать и уничтожать причины зла, как бы далеко они ни лежали. Это возвращение в прошлое и воспроизведение сцены прошлого в воображении так, как она должна была быть разыграна в первый раз, я называю ревизией – и ревизия приводит к отмене.
Изменить свою жизнь – значит изменить прошлое.
Причины любого нынешнего зла – это не переработанные сцены прошлого.
Прошлое и настоящее образуют всю структуру человека; они несут с собой все его содержимое. Любое изменение содержания приведет к изменению настоящего и будущего.
Живите благородно, чтобы разум мог хранить прошлое, достойное воспоминания. Если вы этого не сделаете, помните, что первым действием исправления или лечения всегда является пересмотр.
Если прошлое воссоздано в настоящем, то и пересмотренное прошлое будет воссоздано в настоящем, иначе утверждение: «Хотя грехи ваши подобны багрянице, они убелятся, как снег» [Исаия 1:18] – ложь. И это не ложь.
Цель последующего комментария к рассказу состоит в том, чтобы как можно короче связать отдельные, но никогда не разрозненные темы четырнадцати глав, на которые я разделил первую часть этой книги. Я надеюсь, что оно послужит нитью связной мысли, которая свяжет все в доказательство утверждения: «Воображение создает реальность!»
Сделать такое заявление легко. Гораздо сложнее доказать это на опыте других. Цель этой книги – побудить вас конструктивно использовать Закон в своей жизни.