Старшие арканы в действительности называются Мажорными (Major), что можно перевести еще как Большие арканы. Далее мы будем называть их именно так, потому что это название отражает чистое звучание архетипа. Мажорных арканов 22. Некоторые считают, что это связано с Каббалой: соответствием 22 буквам еврейского алфавита [136], каждая из которых имеет уникальное символическое значение, и 22 путям Древа Сефирот. Некоторые считают, что такое совпадение случайно. А скорее всего, так сложилась традиция.
Изначально Мажорные арканы не были пронумерованы, нумерация появилась в 1930 году и стала причиной разногласий. Самое серьезное касается аркана Дурак. Одни воспринимают его отдельным арканом без номера, объясняя это тем, что Мажорные арканы – это равносторонний треугольник, каждая сторона состоит из семи карт, а Дурак располагается в центре [17]. Другие наделяют аркан нулевым номером, символически делая Дурака началом любого процесса, чистым листом, на котором скоро будет написана история. Третьи ставят аркан двадцать вторым, символизируя цикличность мироздания, и что за каждым концом (аркан Мир) следует новое начало. Существует и французская система, где Дурак ввиду соответствия определенной еврейской букве поставлен между арканами Суд и Мир и приобретает номер XXI [130].
Тарологи разделяются на два лагеря относительно положения арканов Сила и Справедливость: одни считают Справедливость VIII арканом, а Силу XI, другие – наоборот. В Таро Райдера – Уэйта принята нумерация Справедливости как XI аркана, и мы будем воспринимать ее именно так, потому что это положение аркана позволяет видеть карты особым образом, о чем вы впоследствии узнаете.
Разногласия существуют и в трактовке самиX арканов, их соответствий еврейским буквам, а также в возможностях, которые дают карты. Каждая школа предлагает свои интерпретации значений архетипов. Это позволяет рассмотреть символы с разных сторон, каждый раз проживая их чуточку иначе. Можно предположить, что отсутствие четкости в интерпретации арканов – недостаток, но в действительности это лишь напоминает нам, что Таро не наука, а искусство и личная практика, которая за счет гибкости позволяет подобрать для каждого индивидуума подходящие ему трактовки и методы работы с колодой.
Символизм по своей природе – бесконечен. Каждый человек, обращаясь к символу, в действительности обращается к своему подсознанию, поэтому один и тот же знак может иметь разнообразные смыслы [57, 72, 94].
Вопрос не в том, чтобы разгадать объективное, общепринятое значение того или иного символа, а в том, чтобы научиться слышать и понимать собственное глубинное знание.
Таким образом, возможность создавать новые символические соответствия в картах – не слабая сторона этой практики, а наоборот – сильная, так как позволяет Таро эволюционировать и всегда отражать современную культуру и накопленные знания.
Понять такой принцип можно, если сравнить колоду с фортепиано. Оно имеет 88 клавиш, но сыграть на них можно бесконечное количество произведений. Точно так же и Таро с 78 картами создает бесчисленное количество историй и вытекающих из них моралей. И трактовка расклада требует не меньшей виртуозности, чем игра на фортепиано.
Как уже было сказано, Мажорные арканы имеют сходство с Тарокки Мантеньи, где раскрыта гуманистическая философия Возрождения. Возрождение славилось объединением двух, на первый взгляд, несочетаемых вещей: христианской духовности, бренности всего земного и культа тела Античной Греции [105]. В античной философии не было понимания личности как таковой и ее глубинных переживаний. Это в средние века наблюдается постепенный переход к концепции о самостоятельном достоинстве человека [38]. До этого человек воспринимался как часть общины, и его добродетели оценивались в рамках полезности полису (общине, городу).
Марк Аврелий, римский император, писал, что любой человек лишь часть целого и главное в нем, выполняет ли он безупречно свои задачи на благо этого самого целого [7]. В философии Средневековья появилась идея сопереживания страданиям Христа и проживания через собственное Я Его жертвы [39]. Богословие также принесло понятие откровения, которое проживается человеком изнутри как личный уникальный опыт. Все остальное, кроме взаимоотношений личности и Бога, к которому следует обращаться исключительно на «Ты», было малозначимой суетой. В Возрождении же вернулся обратно натурализм, признание важности физической природы мира, но в этой природе было место и внутренним переживаниям [16].
По сути, это были первые ростки психологии. Описание мира раскрывалось не через общество и его нужды и не через спасение души, а через открытие личностью мира снаружи. Именно поэтому Мажорные арканы и их символизм так хорошо укладываются в современные понятия этапов психологического развития личности [89].
Проработка и проживание каждого аркана может помочь выявить скрытые переживания, комплексы и дать инструменты для преодоления этих переживаний. Однако это больше относится к первым 13 арканам. В XIII аркане, который сейчас называется «Смерть», происходит важный перелом, и следующие арканы говорят не столько о переживаниях, сколько о скрытых и нереализованных возможностях нашей психики.
В 1949 году Джозеф Кемпбелл, американский ученый по сравнительной мифологии, выпустил книгу «Герой с тысячью лицами», где впервые сказал, что любой миф, или сказание, подчиняется определенному сюжету, неким этапам. Эти же этапы в той или иной мере проходит в течение жизни каждый человек [65]. Так, каждая сказка должна помогать человеку, как и герою сказки, проходить жизненные испытания и делать свою жизнь осмысленной. Без этого человек не просто теряется в хаосе жизни, но становится совершенно недееспособным.
Современный канадский психолог Джордан Питерсон утверждает, что понимание архетипов и их связь с жизнью, последовательная смена одного архетипа другим – это утерянный проводник в нашей жизни, и без него мы чувствуем себя потерянными и страдаем от депрессии [90]. Возвращаясь к общей структуре всех мифов мира, исследователь Таро Хайо Банцхаф пришел к пониманию, что в последовательности карт Таро заложена эта универсальная структура [14]. И с помощью этой структуры вы можете запомнить порядок Мажорных арканов.
Итак, начнем короткое повествование о нашем Герое. Во всех мифах присутствует Герой, и чаще всего он Дурак. Он невинен, добр, наивен и готов к приключениям. В таком случае архетип Дурака можно поставить как отдельно, так и началом, в виде нулевого аркана. Перед тем, как его приключения начнутся, всегда есть небольшая предыстория о его происхождении.
Появлению Героя предшествовала встреча родителей Героя, но история Таро раскрывает нам, что до родителей появилась Идея (I аркан – Маг), а затем Предсказание (II аркан – Верховная Жрица) появления Героя на свет. Затем мы знакомимся с его Матерью (III аркан – Императрица) и его Отцом (IV аркан – Император), который раскрывает Герою правила этого мира и дает ему цель в виде соответствия своим ожиданиям.
Герой в желании быть похожим на Отца, а затем и превзойти его, знакомится с Учителем (V аркан – Папа), который передает ему необходимые для жизни знания и рассказывает о правилах, которым он должен соответствовать. Но вдруг у Героя происходит встреча, которая является чем-то сродни чуду, но и таит в себе опасности. Герой встречается с чем-то прекрасным, непохожим на все, что он знал до того. Для Данте, автора «Божественной комедии», такой встречей стала Беатриче. Для Дурака из нашего Таро встреча знаменует, что больше ничего не будет, как прежде, и он стоит перед выбором: принять в свою жизнь вторжение прекрасного или же остаться в прошлом. Так Герой попадает в VI аркан – Влюбленные. Именно поэтому аркан Влюбленные большинством тарологов воспринимается не как обещание любви, а как необходимость серьезного выбора.
Выбор сделан, и Герой покидает свой привычный мир (VII аркан – Колесница). Дальше пути Героя расходятся в две противоположные стороны, прямо как у богатыря с его «налево пойдешь…, направо пойдешь». Одни тарологи считают, что Герой двигается в аркан Справедливость, другие, что в аркан Сила. Если Герой встречает на своем пути Справедливость (условно пошел направо), он учится, приобретает опыт, делает ошибки, расплачивается за них и в результате понимает, что есть хорошо, а что плохо. Если же Герой отправляется условно налево, он начинает гулять, познавая весь потенциал своих желаний, страстей – того, что принято называть животными проявлениями (аркан Сила). Но все дороги, как известно, ведут в Рим, и направо ли, налево ли повернул Герой, в итоге он приходит к обретению мудрости, опыта, знаний и лично набитых шишек (IX аркан – Отшельник).
И вдруг на него обрушивается неожиданность (X аркан – Колесо Судьбы / Колесо Фортуны): приятная или нет, сказать трудно, но она в корне меняет его жизнь. Если мы рассматриваем историю, где VIII аркан – Справедливость, то XI арканом становится Сила. В таком случае история Героя развивается так, что судьбоносное событие в прошлом аркане заставляет его иметь дело с его внутренними демонами, страхами, подавленными животными желаниями, и, скорее всего, справиться с ними не удается.
Если же VIII арканом была Сила, то XI арканом становится Справедливость, и здесь судьбоносное событие из предыдущего аркана становится спусковым механизмом, в котором Справедливость будет требовать воздаяния за совершенные когда-то проступки.
Идея «правого пути» (VIII аркан – Справедливость) учит нас, что с нами, даже умудренными в жизни, могут произойти неожиданные события, которые всколыхнут подавленные нами негативные черты характера, так называемую Тень, и она может захлестнуть нас.
Идея «левого пути» (XI аркан – Сила) учит нас, что прошлые проступки рано или поздно догонят нас и потребуют возмездия и восстановления справедливости. В карме нет срока исковой давности.
Оба пути закончатся уплатой долга, жертвой, повешением (XII аркан – Повешенный), следствием чего становится Смерть (XIII аркан).
Обычно на этом истории заканчиваются. Эта история является классической трагедией, которая рассказывается, чтобы слушатель смог пережить катарсис, прожил страх и ощутил свою неминуемую участь.
Однако в XV веке Данте Алигьери пишет свою «Божественную комедию». Он рассказывает о путешествии в Ад и Чистилище, а затем о восхождении к Раю [40]. Комедия, согласно теории литературы, отличается от трагедии тем, что комедия начинается плохо, а заканчивается хорошо, тогда как трагедия начинается хорошо, а заканчивается плохо [114]. Если трагедии нам нужны для того, чтобы признать существование плохого в этом мире и что плохое неминуемо соприкоснется с нами, то комедия помогает найти выход и облегчение, помогает превозмочь неминуемое и излечить пострадавшего.
И поэтому после XIII аркана, Смерти, начинается новый путь Героя в новом для него состоянии. Он встречает проводника, Ангела (XIV аркан – Умеренность), который рассказывает ему о том, что есть Рай и Ад, но чтобы познать Рай, необходимо понять Ад. Поэтому наш Герой отправляется в подземное царство, к самому Дьяволу (XV аркан), познает всю его суть и доходит до низшей точки, дальше которой нет ничего. Эта точка катарсиса находится в следующем аркане – Башня. В этом аркане Герой проходит очищение и полное возрождение.
После полного отчаяния и беспросветности, столкновения со всеми бедами, которые когда-то давно выпустила Пандора из шкатулки, он находит Надежду (XVII аркан – Звезда). Он снова начинает чувствовать почву под ногами, решается на путь восхождения к своему истинному счастью и своей истинной природе (XVIII аркан – Луна). Герою это удается, и он обретает внутренний свет (XIX аркан – Солнце), что помогает ему переродиться очищенным в райском мире (XX аркан – Суд) и обрести, наконец, покой и умиротворение (XXI аркан – Мир).
Так выглядит традиционная последовательность Мажорных арканов. Другие колоды могут менять значения некоторых арканов, и каждая из них будет раскрывать философские откровения в новом ключе. Тем не менее при всей разности карт есть общие архетипы, которые, согласно Юнгианской теории, первичны, вечны и существуют вне нас [18]. Они не зависят от культуры и интерпретаций человека. Эти архетипы могут быть подсказкой, как устроен духовный мир.
Эта книга расскажет об одной из интерпретаций Таро. Любые другие интерпретации имеют полное право существовать, однако мы предлагаем новый структурный подход к картам, который никогда еще не был высказан.
В начале нашего повествования мы говорили, что слово «аркан», возможно, связано с арабским словом, означающим столп. Суфии, о которых мы упоминали как о создателях визуального пособия для мистиков (турук), считали, что есть некоторые основные принципы (столпы), которых стоит придерживаться в жизни, этакие столпы мировоззрения – арканы, раскрывающие 22 жизненных принципа, или урока.
Но почему 22, а не 78? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала понять разницу между Мажорными и Минорными арканами. Мажорный в переводе с английского означает «главный». Значит, урок, который содержит в себе Мажорный аркан, – важный, значимый, основной. Минорный, что значит малый, незначительный, является второстепенным, добавочным. Получается, что основных, главных уроков у нас 22, а остальные – дополнение, пояснение к ним. Что же мы можем сказать об этих уроках?
В любом гениальном произведении присутствует внутренняя гармония. Эта гармония связана с одним из основополагающих принципов красоты – принципом «золотого сечения». Математически «золотое сечение» определяется следующим образом: отношение целого к большей части должно равняться отношению большей части к меньшей. Не будем утомлять математическими подробностями и попросим поверить на слово, что любое художественное произведение, стихотворение ли это, проза, драматургическая постановка или скульптура, можно перевести в числовой эквивалент, а затем умножить его на 0,62 и таким образом найти точку «золотого сечения». Эта точка будет служить самым важным и поворотным моментом всего произведения, кульминацией [94].
В Таро, где Дурак является нулевым арканом и стоит отдельно, а повествование идет от I аркана к XXI, кульминацией станет Смерть – XIII аркан. Ранее мы уже говорили, что этот аркан делит Мажорные арканы на две части. В первой происходит жизненная трагедия: Герой познает жизнь, совершает ошибки и расплачивается за содеянное смертью. Эта история служит для очищения и катарсиса. Вторая история начинается ужасно, но заканчивается благополучно: Герой выбирается из Ада и попадает в Рай.
Первая история происходит в земной жизни Героя и рассказывает о земных уроках, которые мы проходим в жизни. Этот путь с I по XII аркан мы назовем «земными уроками».
Вторая история происходит в духовном мире и связана с уроками души. Этот путь с XIV по XXI аркан мы назовем «духовными уроками», которые нам нужно пройти, если мы хотим достичь просветления или иного вида духовного обогащения.
Итак, получается у нас двенадцать земных и восемь духовных уроков. Дурак и Смерть не являются уроками, но и они многому могут научить, давая нам опыт обнуления (начинание с чистого листа) и опыт трансформации. Тем не менее их стоит выделить отдельно как важные точки цельного повествования. О каждом из уроков мы поговорим подробно.
Говорят, самое сложное – это начать. А начать объяснение природы карт Таро с нулевого аркана кажется в принципе непосильной задачей: более сложного для понимания аркана, наверное, не найти. Можно было бы оставить этот аркан на самый конец, когда уже состоялось знакомство со всеми остальными арканами. Тогда, возможно, Дурак смог бы раскрыться более понятно. Однако это сделать нельзя, потому что с него все начинается, а начало не должно быть в конце. С другой стороны, а начало ли это в принципе?..
Ноль – удивительное число, которое де-факто не существует, и тем не менее его не может не быть. Ноль означает ничто, пустоту, но эта пустота есть, а если она есть, значит, это уже не ноль, а нечто. Наш ум не в состоянии постичь такой парадокс. И потому ничто приобретает два значения – абсолютное отсутствие и нечто неопределенное [202].
Гегель начинает свой трактат «Наука о логике» с размышлений о начале как о Ничто, чистой бесконечной неопределенности [29]. Философ М. Хайдеггер само Бытие представлял как Ничто [123]. Начало Бытия представляется чем-то, что содержит в себе потенциал всего и при этом не является ничем. Физики тоже предпринимают попытки понять начало всего сущего. Они изучают Вселенную, и с помощью специальных приборов обнаружили так называемое реликтовое излучение[3] [86]. Такое излучение могло возникнуть только в результате массивного взрыва, настолько большого, что ученые даже официально называют его – Большой взрыв. Самое интересное начинается, когда мы задаемся вопросом: а что взорвалось? Ответ повергает в шок: ничто.
В начале было ничто [62]. Нам сложно это понять. Где оно было, что именно за ничто это было? Тем не менее все, что мы знаем о мироздании, говорит нам, что все возникло нигде из ничего. Ученые придумали для этого красивое слово – сингулярность, по сути означающее нашу неспособность постичь природу Вселенной.
С метафизической точки зрения, нулевой аркан – это потенциал, пространство, не имеющее никаких координат, не знающее самого понятия координат, но именно благодаря этому вмещающее в себя все возможное и невозможное. Пустота, которая содержит все варианты развития событий, все время и все разнообразные проявления, как те, что в итоге станут реальностью, так и те, что навсегда останутся пустотой. Дурак – это вакуум возможностей.
Нулевой аркан возвращает нас в точку, откуда все зародилось, в момент до начала всего сущего. Будет неверным считать, что этой «точки» больше нет, что она в момент Большого взрыва исчезла. Вовсе нет. Она повсюду. Она здесь, мы внутри нее. Она продолжает взрываться, продолжает проявлять непроявленное. Это действительно нелегко понять. Настолько нелегко, что все остальные арканы будут пытаться объяснить суть этого самого нулевого аркана. Они будут объяснять, как возможно то, что невозможно, как может одновременно сосуществовать неспособное к сосуществованию.
Именно поэтому нулевой аркан, скорее всего, сейчас останется загадкой на уровне метафизики, останется просто обозначением неизвестного, с которого все началось, которым все продолжается и которым все закончится. Неопределенное, непознаваемое, бесконечно большое в бесконечно малом.
Задумывались ли вы, из чего состоит наше мироздание, наша реальность? Она ведь материальна, не так ли? В античные времена Левкипп и его ученик Демокрит предположили, что мир состоит из атомов – неделимых частиц [98]. Просвещенные XVIII и XIX века смеялись над таким утверждением, пока атомы не были обнаружены. Но мы пошли дальше: а что внутри этих атомов? Из чего они состоят? Оказалось, они не плотные сгустки материи, а состоят из более элементарных частиц. А из чего состоят элементарные частицы? Непонятно. Они возникают и исчезают, в них словно нет никакой логики, никакого постоянства. А вне их лишь пустота. Невероятно малые частицы на огромных относительно себя расстояниях взаимодействующие друг с другом, а между ними – ничто. Все твердое и незыблемое, что мы знаем, на 97 % – просто пустота. Мы состоим из этой пустоты, и мы не понимаем эту пустоту, но она – самая суть этого мира. И нулевой аркан рассказывает нам об этом.
В описанияX аркана Дурак часто встречается слово «хаос». Это не совсем верно. Нулевой аркан не является хаосом, так как содержит в себе все, а значит – и порядок, и хаос. Нулевой аркан – самая большая мистерия Таро, самая неподвластная разуму конструкция и самая завораживающая идея, которой человек может проникнуться. Постичь суть нулевого аркана практически означает постичь суть Вселенной. Ведь она и есть нулевой аркан. Мы есть нулевой аркан. И познание нулевого аркана – это познание себя и мира вокруг. И его нельзя выучить, нельзя постичь, и одновременно он уже постигнут и выучен, он уже в нас и понятен нам как ничто другое.
Мы намеренно пишем об этом аркане так загадочно, но вовсе не затем, чтобы вас напугать или заставить почувствовать, что метафизика – это нечто странное и непонятное. По мере изучения арканов структура будет вырисовываться, хаос – упорядочиваться, и каждое «почему» обретет свое «потому».
Мы называем Дурака «тот, которому нет числа». Это не просто красивый оборот, а, возможно, лучшее, с нумерологической точки зрения, толкование Дурака. В первую очередь, потому что ведутся споры, какой номер у аркана Дурак. Некоторые считают, что это XXII аркан, следующий за арканом Мир. Дурака помещают в круг, и с него как бы начинается новый виток: в XXI аркане приходит естественное завершение, а в Дураке все начинается сначала.
Такие идеи цикличности и повторяемости характерны для Античности и восточных традиций, в которых присутствует понятие кармы и сменяемости эр. В христианской традиции цикличность исчезает и появляется идея линейного развития, где есть начало и есть неизбежный конец [35]. Христианство сильно повлияло на всю западную цивилизацию. Считаем мы себя религиозными или нет, у нас есть нулевой год, с которого мы отсчитываем нашу эру и определяем то, что было до нее, у нас есть теория Большого взрыва, а А. Уэйт назначает Дурака нулевым арканом.
Но нуль не начало и не конец. Нуль – это ничто, отсутствие чего-либо, которое, однако, содержит в себе все. Мы начали с того, что «тот, которому нет числа», означает нуль. Если же посмотреть на это выражение иначе, это такое количество всего, что просто невозможно сосчитать.
Если вы привыкли к Дураку как к XXII аркану[4], вы попадаете в философию циклов. Идея цикличности прослеживается в Х, XXI и некоторых другиX арканах. Наблюдая за всеми арканами одновременно, мы можем увидеть взлеты и падения, спады и подъемы, которые покажут не только наличие в нашей жизни циклов бодрствования и сна, побед и неудач, но и то, что тем же циклам подвержена вся наша цивилизация. Под номером XXII Дурак расскажет нам о перезапуске, начале с чистого листа, новой истории, новом поколении, которое пойдет по следам предыдущего, прочувствует то же самое, что чувствовали предки. И мы это видим в реальной жизни, почему и существуют мифы, почему нас трогают античные трагедии: актуальное тогда актуально и сейчас, просто новый дурак наступил на старые грабли.
Однако А. Уэйт, как представитель фримасонов, которые переосмыслили древние учения в свете христианства, ставит Дурака нулевым арканом и разрывает кармическую цепь. Вечный цикл прекращается, и появляется нарратив, история Героя, которая всегда имеет начало. Дурак не является этим началом, он выступает как отмена прошлых воззрений, как потенциал и возможность начать.
Будучи нулевым арканом, Дурак дает возможность отменить связь с прошлыми инкарнациями, начать с чистого листа, чтобы ни наше личное прошлое, ни прошлое наших предков не влияли на нас. Это истинное обнуление.
Но почему именно Шут? Не углубляясь в подробности, скажем, что Шут имел большое значение в герметизме и алхимии. Дураком считался Алхимик, абсолютный мастер Великого Делания (так в алхимии называется процесс добывания философского камня). Это творец, который скрыт в собственном творении: он есть, но как бы невидим. Он создатель игры, автор, но ему неинтересно занимать позицию непобедимого (как джокер в игральных картах), поэтому он скрывает себя, чтобы игра была интересной и в принципе возможной [122].
Не менее любопытно пишет о Дураке Уэйт: это принц, который пришел из неведомых далей инкогнито [116]. Тем самым он скорее трикстер, чем безумец. И распознать его можно, лишь прожив и осознав все арканы, так как он незримо присутствует в каждом из них. По сути, чтобы понять, кто такой Шут, нужно знать 21-й аркан, ибо это 21-я ипостась Шута.
Считается, что в своей причудливой сумочке Шут несет 21-й аркан. Позади него солнце, которое освещает ему путь, а он легко и свободно шагает в пропасть. Многие трактуют этот сюжет либо как безрассудство, либо как везение или даже акт веры. Мы дадим вам еще один вариант. Пропасть – это потенциальное пространство для мира, тот самый вакуум возможностей. Шут шагает в бездну, чтобы создать в ней новый мир, новую игру, свершить Великое Делание. Он делает нечто, с нашей точки зрения неожиданное и безумное, ведь пропасть, по идее, должна его погубить. Но поскольку мы знаем, что есть еще 21-й аркан и история только начинается, мы понимаем, что это не простая пропасть, да и принц не так прост. Он совершает акт, который не имеет смысла для нас, но имеет огромный смысл в оккультной традиции. Шут совершает погружение, инициацию и возрождается очищенным от прошлого. Он обнуляется, фигурально умирая и восходя в новом, еще не написанном.
Образ собаки повторится в Десятке Пентаклей, где Пикси постаралась изобразить сцену узнавания собакой Одиссея, который спустя 20 лет вернулся домой инкогнито [32]. Собака выступает здесь как та, кто знает истинное лицо принца. Ей единственной известно, кто он на самом деле. Получается, что собака – верный свидетель, который сопровождает Дурака, и единственная, кто сохраняет память о том, что было оставлено и стерто.
А самое интересное – собака не может нам этого рассказать, не может рассказать историю, не может передать нам это наследие. Все, что она может – это восторгаться и бесконечно любить своего хозяина, заставляя и нас поверить в то, что он заслуживает любви. Тем самым собака говорит нам, что можно стереть абсолютно все, сделать так, будто ничего не существовало, но единственное, что никогда не будет стерто и забыто, – это радость от бесконечной любви. Это откровение о бесконечной любви приоткрывает тайну нулевого аркана.
Если вы добросовестно прочитали метафизику и философию аркана и ничего толком не поняли, значит, вы на верном пути! После того, как вы прочитаете обо всех арканах, вернитесь назад к Шуту и перечитайте. Если после этого Дурак станет более понятен и появится множество инсайтов, это будет свидетельством, что вы поняли структуру Таро. К сожалению, понять суть аркана с самого начала не получится. Поэтому практика работы с этим арканом разделяется на два шага: шаг первый – в начале изучения Таро, и шаг второй – в конце.
Первый шаг заключается в практике обнуления. Аркан не поможет вам что-либо начать, но поможет от чего бы то ни было избавиться. Для этого подойдет медитация на карту Дурак, представление себя в образе принца (принцессы), который инкогнито приходит в новую веху своей жизни. Посмотрите на себя как на человека без прошлого: забросьте свое прошлое в узелок и не думайте о нем. Ваше прошлое – это не вы. Вы также и не ваше будущее, не планы с понедельника начать учить английский и похудеть к лету. Но кто же вы тогда?
Вы – загадка, которую пока никто не разгадал, в том числе и вы сами. Наиболее отчетливо это чувство инкогнито проявляется в путешествии, когда вы едете куда-то одни. Если у вас нет возможности путешествовать, вы можете войти в состояние обнуления, используя архетип дороги. Архетип дороги хорошо проявляется, например, когда вы едете на машине или общественном транспорте и смотрите в окно на проходящую там жизнь. Те, кто за окном, не знают вас, а вы не знаете их. В этом состоянии есть некоторое умиротворение, есть момент «здесь и сейчас». Вам не нужно никем притворяться, вы просто тот, кто смотрит в окно, и можете оказаться кем угодно.
Постарайтесь поймать это чувство и сосредоточиться на свободе, которую оно дает. Если вы научитесь воспроизводить его в обычной жизни, вы сможете овладеть практикой «неделания». Это слово пришло из философии К. Кастанеды [53]. Если убрать шаманский ореол, то это техника переключения внимания со стресса и обдумывания проблем на бессмысленное действие. Чем абсурднее действие, тем более разгрузочным оно станет для психики и поможет обнулить напряжение, которое в ней скопилось. Например, вы активно решали какую-то серьезную проблему, а потом вдруг взяли и скорчили рожицу. Не кому-то, а в никуда. Или громко похлопали в ладоши.
Любое действие, которое идет вразрез с привычной рутиной и которое вы практически никогда не совершаете, будет способствовать переключению внимания и перезагрузке.
Некоторые жизненные ситуации требуют более долгой перезагрузки, поэтому иногда придется даже странно потанцевать, чтобы обнулиться. Чем страннее, непосредственнее и веселее будет ваше неделание, тем больше задора и детской жизнерадостности к вам вернется. И если вы почувствовали воодушевление и желание пошалить – вы поймали суть архетипа Дурака.
Практика обнуления также позволяет лучше впитывать новую информацию. Если вспомнить знаменитую фразу «В полную чашу воды не налить», то как раз практика аркана Шут позволит опрокинуть чашу, опустошить ее. Для того чтобы воспринять теорию Таро, описанную в этой книге, тоже стоит войти в состояние Шута и освободить место для новых знаний.
Избегайте в нулевом аркане любой определенности, логичности и последовательности, любой мысли о прошлом или будущем. Попробуйте практики остановки внутреннего диалога, танцы, игру, безобидные детские шалости. Забудьте о себе, отдохните от собственного Я, наслаждаясь непосредственностью.
Когда вы пройдете 21-й аркан, нулевой аркан раскроется как Источник, и 21-я практика станет практикой проработки нулевого аркана. В следующих арканах будут в основном конкретные упражнения, в рамках которых вам предстоит искать проявления аркана в собственной жизни. В Дураке этого нет, здесь не нужно ничего искать, не нужно ничего понимать.
Важно ощутить свободу заниматься глупостями здесь и сейчас.
Мы уже говорили, что ученые обнаружили так называемое реликтовое излучение – остаточное излучение во всей видимой Вселенной, которое подтверждает теорию Большого взрыва. Согласно этой теории, у Вселенной было начало – момент, когда сингулярность стала расширяться, а внутри появились элементы, из которых теперь состоит все вещество [126]. Но что именно послужило причиной Большого взрыва, ученые сказать не могут. Они говорят, что взорвалось ничто, но почему и как оно взорвалось – неизвестно.
С метафизической точки зрения, начало положила некая сила, суть которой в физических параметрах нам пока недоступна, но на интуитивном уровне довольно знакома. Это намерение. Мощное, концентрированное, направленное в будущее желание быть.
От изначального непроявленного Ничто, отображенного в нулевом аркане, пожелало выделиться нечто. Это самое желание и сам акт выделения, «Я есмь», и был творческим актом сотворения Вселенной. Евангелие от Иоанна начинается словами: «В начале был Логос[5]». Логос имеет множество переводов, чаще всего его переводят как «слово», но также оно означает «смысл», «значение», «мысль», «суть», «понятие», «интенция», «намерение» и многое другое. Существует аж 34 значения.
Это слово объединяет все эти понятия в одно. Нам с вами может показаться это непрактичным и бессодержательным, однако представьте, что логос – это некая единая сущность, которую мы пытаемся понять, называя разными именами, сталкиваясь с ее отдельными частями. Логос – это одновременно все 34 значения. Тем самым наше «в начале было слово» – очень фрагментарное понимание того, что там в начале, собственно, было.
Итак, метафизика аркана Маг – это отделение и расширение, чистый акт желания и творчества.
I аркан – мощная сила, способная формировать желание в намерение и менять реальность. Это непрекращающееся желание, которое пытается раздвинуть пределы Вселенной.
На этом уровне пока существует только сила, сила, не принадлежащая никому – сила намерения. Это n+1 (постоянное добавление единицы к чему-либо), которое заполняет неопределенное пространство бесконечным числом определенностей, бесконечным числом самостоятельных единиц чего бы то ни было. Глубинный смысл единицы – вычленение отдельных объектов из пустоты, именуемое нами словом «создание» или «сотворение». Однако это приводит к постоянному хаосу (или увеличению энтропии[6]) и появлению такого понятия, как стрела времени[7]. Космологи до сих пор не знают, почему Вселенная движется только в одном направлении – от прошлого к будущему, – хотя законы физики не изменились бы, будь движение обратным. Благодаря этой энергии Вселенная постоянно расширяется, и эта же энергия приводит нас к понятию свободной воли в масштабах человека.
С метафизической точки зрения, I аркан – это желание само по себе. Не желание чего-либо или желание, испытываемое кем-то, а сама энергия, выделяемая во время этого.
В Марсельском Таро Маг был вовсе не магом, а фокусником, обманщиком. Уэйт придал аркану более солидный вид мастера своего дела, а А. Кроули вообще связал своего Мага с Гермесом [64], посредником между богами и людьми. Так кем же является Маг – манипулятором, мастером или посредником? И почему именно этот аркан – первый? В Таро присутствует нумерология, поэтому у создателей колод была весомая причина расположить карты именно в таком порядке, чтобы этот самый фокусник оказался под номером один. Но что это за причина?
Из метафизики I аркана мы знаем, что он связан с логосом, его проявлением как желания, готового осуществиться, силы намерения настолько мощной, что она способна создавать миры. Однако любое творение есть выдумка, а что есть выдумка, как не создание лжи? Ведь ложь – это выдумка, которая создается с определенной целью, обычно связанной с достижением блага либо для себя, либо для другого.
Мы привыкли воспринимать слово «ложь» в негативном ключе. Но в лучшем своем проявлении ложь может быть фантазией, сказкой, историей, нарративом – все они не происходят в реальности, но воздействуют на умы и сердца людей так, если бы были реальны. А некоторые убеждены, что и наш мир – иллюзия, созданная кем-то симуляция. Ложь требует мастерства и умения создавать пузыри реальности, которые в итоге могут, конечно, лопнуть, но все же заворожат нас своей красотой.
Ложь и искажение – это теневая сторона творческого процесса, без этой тени творчество невозможно. Творчество по своей сути – это создание новой или искажение существующей реальности субъективными переосмыслениями.
Поэтому не удивляйтесь, что архетип, который должен представлять всю мощь Логоса, оказывается в Таро фокусником и обманщиком.
В колоде Уэйта сохраняется идея фокусника, но Маг становится мастером в своем искусстве, превращая иллюзии в истинную магию, и потому он более не фокусник, а маг. Чтобы понять, как именно изменился Маг у Уэйта, давайте подробно рассмотрим карту.
Начнем с неожиданного – с цветочков. Ни в одном другом аркане нет такого цветочного обрамления. Это говорит о том, что цветы изображены не просто для заполнения пространства. Они символизируют жизнь, цветение, плодоносность и благо. В нашем подсознании цветы прочно связаны с чем-то прекрасным и процветающим.
Тем самым Уэйт и Пикси пытаются передать идею, что магия, которую творит наш фокусник, прекрасна и несет благо. Его белая одежда также указывает на то, что он белый маг. Если он врет и манипулирует, то только затем, чтобы создать нечто лучшее. Ложь для него является средством создания блага, и в этом плане его манипуляции, скорее, просто искусство взаимодействия, умение налаживать контакты, вести переговоры.
Стол, который присутствует на карте, заимствован из Марсельского Таро. Там фокусник показывает на нем свои фокусы и игры, выманивая деньги у горожан. Здесь стол олицетворяет площадку для действия. На столе лежат атрибуты четырех мастей Минорных арканов – жезл, меч, кубок и пентакль – символы достижения мастерства во всех аспектах жизни: воле, разуме, чувствах и материальной сфере. Подробно о мастях мы поговорим в разделе, посвященном Минорным арканам, а сейчас вспомним, что у I аркана есть еще одно значение – посредник.
Взгляните на положение рук Мага: правая рука со свитком воздета вверх, а левая указывает вниз. Это отсылка к Гермесу Трисмегисту. В его «Изумрудной скрижали» сказано: «То, что внизу, аналогично тому, что вверху» [48]. Это идея связи мира земного и мира небесного, мира людей и мира Бога, высших и нижних сфер. И здесь Маг выступает как посредник, держа в руке свиток, добытый из верхних сфер, и передавая его нам, в нижние сферы. Этот посреднический акт происходит между идеей (сформированным желанием) и ее реализацией, когда мечты становятся планами.
Над Магом парит символ бесконечности, лемниската Бернулли, или, как полагают некоторые, лента Мёбиуса, просто изображенная плоско. Символ бесконечности олицетворяет духовную составляющую Мага и его неземное происхождение. По сути, Маг не из нашего мира, это не человек, а получеловек-полудух.
У нас получается три значения карты: манипулятор, мастер и посредник. Но ведь Маг – это единица… Это противоречие снимает лента Мёбиуса. Лента Мёбиуса – уникальная фигура, отличная от всех предметов, которые мы можем встретить в жизни. Она трехмерна и имеет одну сторону и одну границу. Так и все три состояния – ложь, мастерство, посредничество – составляют единое целое, существующее в нашем пространстве.
В нашей обычной жизни энергия I аркана не встречается в чистом виде, мы всегда воспринимаем ее c примесью чего-то прикладного. И каждый раз логос открывается с новой стороны. По сути, новизна – это энергия I аркана, поэтому уловить Мага сложно.
Маг постоянно создает новую идею (или новую ложь) и проводит нас сквозь нее. Урок аркана Маг состоит в том, что мы не должны этого бояться. Маг является нашим проводником, посредником между нами и новыми идеями, и показывает нам, как с ними работать.
Но разве творцы идей – не мы? Согласно философии Платона, не совсем. По его версии, идеи, абстрактные понятия, такие, например, как «идеально ровный круг» или «красный цвет», существуют как некие субстанции в нефизическом мире [69]. Мир идей не похож ни на что и непонятен нам, так как мы не живем в нем. Тем не менее наше сознание, душа, если угодно, может соприкасаться с этим миром. В таком понимании проводник между миром идей и физическим миром нам просто необходим. Им и является архетип Мага.
В нашей повседневной жизни аркан Маг может сыграть одну из ключевых ролей в обретении счастья. Огромное количество людей не позволяют себе желать, строить идеи и планы их реализации. Этому могут мешать страхи, неуверенность, прошлый опыт и убеждение в том, что «так не принято». В таких случаях хорошо помогает проработка аркана Маг. Прорабатывать Мага стоит в трех направлениях: философско-метафизическом (осознать природу желаний), медитативном (прочувствовать в безопасности силу аркана) и практическом (реализуя аркан на практике).
Для наших практических целей нужно попробовать принять как аксиому то, что без желаний нашей жизни не было бы, что желания появляются и исчезают и это для них естественно. Это священный акт творчества, который создает события, двигает прогресс, заставляет нас жить, развиваться, чувствовать.
Не бывает плохих желаний, любое желание имеет право существовать и попытаться реализоваться. Сдерживая свои желания, вы сдерживаете в себе Бога. Бог – творец. Он создал нас по-своему образу и наделил желаниями, чтобы мы творили, как Он.
Желания не должны быть скованы рациональностью, уместностью, возможностями, обстоятельствами, далеко идущими планами и чем-либо еще. Желаний ни в коем случае не стоит стыдиться.
Медитации по Магу – это в первую очередь фантазирование. Помечтайте о самом невероятном, отключите рациональность, заставьте себя мысленно выиграть миллион, стать самым успешным бизнесменом, лучшим артистом или художником с мировым именем. Визуализируйте в голове свои мечты, поживите ими хотя бы в медитации. Хотя бы у себя в голове позвольте мечтать обо всем, о чем только захочется. Там не страшно, там никто не видит и потому не осудит. И постепенно освобождайте своего внутреннего Мага из темницы под названием «так не принято» или «раскатал губу». Чем чаще вы будете вспоминать о собственных фантазиях, тем громче они станут, и у вас появится новое желание: изменить свою жизнь в сторону своих желаний. Как реализовать свои желания, вы узнаете посредством следующих арканов. В I аркане главное – освободить запертый на ключ источник вашей созидательной силы.
Зачастую те, кто начинают реализовывать в итоге свои желания, расстраиваются: на пути к исполнению желание теряется или радость от его исполнения коротка. И возникает ощущение, что это было не настоящее желание. Если желания так недолговечны, какой смысл их исполнять?
Важно понять, что желание – это одновременно созидание и разрушение, хаос и постоянное обновление. Сбылась одна мечта – возникает новая. Если так происходит, это вовсе не сбой и не «я не знаю, чего хочу». Это энергии аркана Маг.
Маг – фокусник, создатель мыльных пузырей, которые красивы и радуют, а потом лопаются. Но они создавались ровно для того, чтобы пережить мгновение радости. Именно поэтому их так много. И лопающиеся желания – это не потеря себя, а обретение важной ипостаси собственной Самости. Каждое желание, созданное вами, неважно, исполнилось оно или нет, – это акт творчества, мистерия Мага, архэ[8] I аркана. Поэтому после медитации на собственные мечты постарайтесь замечать в своей повседневной жизни каждое желание, которое у вас возникло в течение дня. Каждое! Не нужно его записывать, не нужно его исполнять, не нужно о нем думать. Его нужно просто осознать, прочувствовать и внутренне одобрить. Похвалить себя за то, что вы проживаете в данный момент I аркан. Сказать себе мысленно: «Я молодец, что желаю того-то» или «О, какое прекрасное желание я создал(а)».
Здесь очень важно использовать местоимение Я и вербализировать это. Нужно именно сказать самому себе эти слова – про себя или вслух. Почему так важно проговорить? Потому что I аркан связан с логосом, одно из значений которого – слово. Если не проговаривать, аркан будет недоработан.
Понаблюдайте, как изменится ваша жизнь только от одного одобрения (а не обязанности исполнить!) вашего желания вами же.
Главное условие Мага: одобрять мысленно абсолютно все свои желания. Абсолютно все! Даже самые, на ваш взгляд, аморальные.
Часто под желаниями понимается хотеть миллион, машину, мир во всем мире. Но упражнение стоит делать и тогда, когда вам просто захотелось мороженого. Это упражнение нацелено на снятие внутреннего блока на желания и налаживание контакта с принципом I аркана.
Если вы можете позволить себе мечтать, не подавляете свои желания или уже справились с первым упражнением, начните практиковать фокусировку внимания на своем желании – перевод желания в намерение, которое запустит реализацию желания.
Наиболее эффективна медитация на точку. Необходимо расслабиться, сесть в любую удобную позу и некоторое время думать о большой и жирной точке, ни на что не отвлекаясь. Считается, что обычный человек может выдержать такую концентрацию максимум 7 секунд. Если вы сможете удерживать внимание на точке 30 секунд, этого будет вполне достаточно. Точку можно как нарисовать на бумаге, так и представлять мысленно.
Что это даст? Намерение отличается от желания концентрацией. Намерение – это спрессованное желание. Хорошо, если ваше желание лаконично: «хочу мороженое». Чаще всего наши желания многословны. «Хочу, чтобы у меня было все прекрасно, был большой дом, семья, здоровье…» – и т. д. Одно только проговаривание желания порой занимает больше 7 секунд, а внимание уже убежало! Желание не может сформироваться в намерение – не хватает концентрации. А без намерения дело не сдвинется, мечта не станет былью.
Для развития силы намерения необходимо увеличивать длину концентрации и сжимать свое желание.
Вот как это работает. Мы редко говорим: «Мне бы очень хотелось съесть то замечательное клубничное мороженое», наше желание внутри звучит коротко и лаконично: «Мороженое!» В этом слове все: и то, что мы хотим его съесть, и то, что оно клубничное. Если у вас получится сжать свое желание до понятного лично вам слова или словосочетания, вы сформировали намерение.
Еще один способ проверить, является ли ваше желание намерением: если вы успеваете обдумать его суть, пока делаете вдох. В таком случае, чтобы подпитывать себя энергией для дальнейших действий, вам не потребуются аффирмации. Достаточно вдоха, и вы уже готовы к действиям. Да, такова сила проработанного Мага – создание сильного намерения одним вдохом.
Напомним, что I аркан является намерением, актом творения и расширения. В символизм единицы входит концепция расширения Вселенной и силы хаоса. Хаос вносит в бесконечную пространственно-временную плоскость новый элемент (∞+1). Единица также может быть связана с энтропией и тем самым со стрелой времени. Поэтому часто образ 1 – стрела, или вектор.
Итак, в начале у нас одна точка, устремленная в никуда – бесконечный луч. Чтобы понять, куда он направлен, нужна другая точка. Так луч превращается в отрезок. И этот отрезок можно измерить. А любое измерение есть информация об объекте. Появление второй точки является проявлением принципа двойственности всего сущего. А двойственность – причина появления информации. Недаром всю информацию о мире можно уместить в двоичном коде.
Вторая метафизическая особенность отрезка – это сдерживание бесконечного развития, расширения. Сдерживание приводит к успокоению и структуризации процессов. Из хаоса выстраивается порядок. Это похоже на так называемую темную материю в космологии – неизвестную силу, воздействующую на объекты таким образом, что небесные тела (звезды, планеты, черные дыры и т. д.) собираются в галактики и крупные скопления галактик [96,31]. Как это происходит, никто не знает, но без этой таинственной силы галактики попросту разлетелись бы, и все бы угасло.
Суть II аркана – знание. Но если пойти вглубь, можно увидеть, что это сама по себе возможность иметь какие-либо знания о мире и возможность мира вообще.
Если бы не было силы, сдерживающей хаос, не было бы ничего закономерного и повторяющегося. В такой Вселенной не смогла бы появиться сложноорганизованная жизнь и какие-либо структуры вообще, потому что для их жизнедеятельности необходима стабильность процессов. Атомы должны держаться вместе, не разлетаться, иначе в любой момент все может исчезнуть. Законы физики необходимы для существования мира. И эти законы есть объединение метафизической информации и ее материального воплощения.
Метафизически II аркан говорит о возможности знаний, а философия Жрицы – о том, что эти знания от нас скрыты.
Жрица – самая загадочная, прекрасная и недоступная. Восседая на троне между двумя столпами мироздания, она пристально смотрит нам в глаза, заставляя нас немного поежиться, – она хранит все тайны мира и, кажется, знает и наши. Архетип II аркана – двойственность. Черная и белая колонны, разрушение и созидание, начало и конец. Но если так, то и незнание должно быть частью этого аркана. Возможно ли такое?
Обратимся за ответом к Сократу, которого бог Аполлон через своих жриц-предсказательниц назвал самым мудрым человеком [3]. А Сократ сам про себя сказал, что он ничего не знает. Он был удивлен такому парадоксу, ведь бог не может ошибиться. Тогда он стал расспрашивать всех, как ему казалось, умных людей в Афинах и понял, что они думают, что что-то знают, но на самом деле просто искусны в некоторых делах. Более того – они даже не понимают, что чего-то не знают. И тогда Сократу стало ясно, что имел в виду Аполлон: признание собственного незнания – первый шаг к мудрости.
Пока мы не понимаем, что можем ошибаться, что наши убеждения поверхностны, поспешны и часто ложны, мы не сможем прикоснуться к истинным знаниям. Но теперь, вооружившись знанием о собственном незнании, мы можем начать размышлять о символах, которые нам оставили Уэйт и художница Пикси, и надеяться, что истинные знания II аркана приоткроются нам.
Жрица сидит в небесно-голубых одеждах. Ее юбка едва уловимо превращается в волны, тянущиеся к месяцу. На голове серебряный убор, напоминающий три фазы Луны – растущую, полную и убывающую. Это мистерия циклов, та самая двойственность начала и конца, рождения и кульминации. А вода олицетворяет подсознание. Символы Луны намекают на связь Жрицы с одноименным арканом. В Луне мы увидим путь к глубинам собственного подсознания, к саморефлексии и глубокому самоанализу. Жрица прошла этот путь и знает не только о Вселенной снаружи, но и о Вселенной внутри нее самой.
На ее груди светится огромный солнечный крест, по крайней мере так его описывал сам Уэйт [116]. Он означает многое – от восхода Солнца до любви и самопожертвования Христа. Жрице знакомы идеи милосердия и доброты, она рада помочь и просветить.
В ее руках свиток Торы – символ великой мудрости. Но он повернут к ней, а не к зрителю – нам придется научиться читать вверх ногами, чтобы понять хоть что-то. Казалось бы, незначительная деталь, а отсылает нас к магическим практикам, которые совершили бы переворот в сознании. Ярчайший пример – Один, который висел вверх ногами на дереве, чтобы постичь тайны рун [66].
Помимо фигуры Жрицы, на карте выделяются две колонны – Боаз и Яхин. Это два столба, которые, согласно библейскому преданию, были в первом Храме Соломона [4]. Яхин происходит от еврейского глагола, означающего «основывать», «закреплять», «устанавливать», а Боаз – от существительного «сила». Эти названия, возможно, указывали на продолжительность существования храма или царской власти [214]. Неизвестно, где именно располагались эти столбы и были ли они вообще, так как сам храм не найден. Тем не менее сохранилось довольно точное их описание.
В некоторых переводах Ветхого Завета упоминается, что колонны были разными, в других же, что они были бронзовыми, внутри полыми и 9 метров высотой. Верх колонн украшали лотосы, а ниже располагалось плетение в виде гранатовых ветвей. Лотос отсылает нас к Древнему Египту, где таким образом изображали молодого бога Солнца. Оба появляются ранним утром и символизируют преодоленную опасность ночи и возрождающуюся жизненную силу. Образ гранатов, скорее всего, заимствован у Ближнего Востока, где гранат является символом плодородия. Можно сказать, что лотос и гранат символизируют постоянно обновляющуюся жизненную силу и плодородие, а названия колонн описывают бога, основавшего Землю и победившего хаос. Именно создание Земли и победа над хаосом является залогом плодородия и продолжения жизни [139].
Этот образ двух столбов стал важным для масонов. Правая колонна, Яхин, ассоциировалась со словом «цедек», которое можно перевести как «праведность» в значении готовности делать добро. Это духовный принцип, который управляет всем сущим. Левая колонна, Боаз, именуемая в честь прадеда израильского царя Давида, олицетворяет «мишпат» – справедливую царскую власть [84]. Так, колонны, означающие духовный принцип праведности и справедливую земную власть, говорили о том, каким образом можно достичь процветания. Однако этот смысл был утерян на многие столетия. Колонны стали пониматься как противоположности. Боаз стал ассоциироваться с хаосом и разрушением, а Яхин – с созиданием и упорядочиванием [142]. Это противопоставление – хаос (смерть) и порядок (жизнь) – наиболее распространенное понимание их символизма.
Занавес является метафорой сокрытых знаний, а небольшие части бескрайнего океана за ним намекают на глубокий и неизведанный мир подсознания, души. Пальмовые ветви традиционно считаются символом мира и спокойствия, а гранат, помимо плодородия, олицетворяет множество миров [215]. Но почему эти два символа изображены на занавесе? Можно предположить, что это некоторое обещание, что при всей холодности и безликости законов мира и скрытых за занавесом знаний они создают и даруют блага.
Жрица – воплощение принципа двойственности, поэтому любые ее знания будут сопровождаться противоположным полюсом. Жрица напоминает нам, что в мире должна быть симметрия, и если где-то «все хорошо», то где-то «все плохо». Архетип Жрицы также связан с интуицией, самоанализом и неустанным желанием узнать больше. Но Жрица может навевать страх. Ведь она раскрывает правду о мире и о нас самих, а многие не готовы услышать правду.
Вы можете встретить описание Жрицы как девственницы, далекой от сексуальности. Это так и не так одновременно (опять двойственность). Сексуальная энергия – это базовая жизненная энергия, которую Жрица сублимирует, то есть возвышает, переводя из животного состояния на надчеловеческий уровень. Она переносит страсть в интеллектуальную и духовную сферы. Надо сказать, что для Жрицы интеллектуальное и духовное неразделимы. Она полна сексуальной энергии, но расходует ее на то, чтобы пропускать через себя знания всего мира.
Разобравшись с метафизикой II аркана, мы уяснили, что сдерживание и тем самым накопление энергии ведет к знаниям. Также мы поняли, что всякое знание двойственно. Всегда есть тезис и есть антитезис. Где нет антитезиса, там нет и II аркана. Таким образом, Жрица дает нам инструменты работы с информацией.
В первую очередь нужно повременить с выводами, пока не накопится достаточно информации, и изучить критику, противоположные аргументы, факты или данные, которые помогут раскрыть информацию глубже. Только так, метаясь от одного полюса к другому, можно говорить о погружении в знания. Если этого не происходит, значит, вы имеете дело не со знаниями как таковыми, а с догмами. Догмы противоположны II аркану.
Если говорить о мышлении в целом, то креативное, творческое мышление связано с арканом Маг, а со Жрицей связано критическое мышление, скептицизм, сомнения, потребность перепроверить информацию. Критическое мышление усмиряет спесь Мага. Но есть большая разница между умением проводить (транслировать) аркан Жрица и неумением работать с Магом. Приведем пример.
Человек хочет уйти с работы. Он не позволяет себе даже подумать о таком желании, потому что уйти с работы равносильно смерти. Он запрещает себе желать смены работы. Он может даже объяснять себе, что это нецелесообразно и уходить некуда. Это не Жрица. Почему? Потому что у нас есть желание и тезис, что оно неправильное. Но нет антитезиса! Когда человек начинает убеждать себя, что если он все же поменяет работу, он станет меньше уставать и тем самым станет счастливее, это и будет антитеза. Теперь нужны аргументы «за» и «против». Нужно понять, какое утверждение верно – первое или второе. Для этого необходимо изучить рынок труда, оценить свой бюджет, шансы в поиске новой работы и т. д. В общем, провести исследование. И только когда будет известно, что нет резервных денег, а рынок труда не может предложить достойной замены, сработает Жрица и усмирит Мага, при этом энергия Мага не пострадает.
Задача Мага – бесперебойно желать. Задача Жрицы – отсеивать абсурдные желания и поддерживать адекватные. Неумение работать с Магом ведет к неуверенности, подавленности, страхам и, как следствие, неспособности к действию. Умение работать с Магом, но неумение проводить энергию Жрицы, ведет к взбалмошности, эксцентричности и иррациональности, когда потакание своим капризам влечет за собой неприятные последствия. Гасить желания можно только полученными знаниями, но никак не страхами и прочими отговорками.