На дворе XXI век. За нашими плечами полеты в космос, лечение огромного количества заболеваний, доказательство гравитационных волн (что бы это ни значило, это явно что-то важное). Казалось бы, какой-то там колоде карт из давнего Средневековья нет уже места в жизни современного и образованного человека. Но что мы видим? Феномен Таро не только не исчезает, но набирает силу и популярность. Появляются музеи Таро, художники рисуют новые и новые прекрасные колоды, буквально произведения искусства. Многие в духовных исканиях обращаются к Таро, а некоторые психологи используют Таро для работы с клиентами. Почему? Почему какая-то игра, простые нарисованные сюжеты, имеют такое большое значение? Потому что это не просто нарисованные сюжеты и не просто игра.
Таро – это особый вид искусства, который выражается в передаче не чувств и эмоций, а взглядов на жизнь, и помогает преодолевать жизненные проблемы. Это психологический инструмент, терапия, в основе которой лежит отождествление себя с архетипическими образами, то есть образами, имеющими глубокое психологическое основание, интуитивно понятное каждому. Но, как и любое искусство, оно требует мастерства, погружения и должного отношения к себе.
К сожалению, зачастую это не учитывается. Люди покупают красивые колоды, начинают гадать себе, своим друзьям, а затем и посторонним, не особо вникая в культуру и историю Таро. Такое отношение сыграло злую шутку с Таро, как и с астрологией, и с множеством оккультных традиций, знания из которых просочились в массы, упростились и обросли множеством заблуждений. Из-за этого у подобных направлений появился негативный ореол, и Таро стало ассоциироваться с чем-то глупым, темным, а то и вовсе опасным.
Ввиду этого люди интеллигентные и образованные часто сторонятся этой, как им кажется, «ереси». Однако то же самое происходит и с научными знаниями. С легкой руки журналистов бозон Хиггса превращается в частицу Бога, а ген, который, вполне возможно, влияет на религиозность человека, – в доказательство Божественного сотворения; найденные древние кости человека объявляются Адамом или Евой, а сложности квантовой физики становятся основой для утверждения, что реальность формируется сознанием. В умах непосвященных научные факты обрастают мифами и заблуждениями не меньше, чем оккультные дисциплины.
Соответственно, дело вовсе не в научных фактах или оккультных теориях, а в недобросовестности и вырывании из контекста, соединении одного утверждения с другим без всяких на то оснований. Недобросовестность, невнимательность и желание сенсаций – вот основной бич любого направления, будь то наука, история или культура. Но если научное сообщество защищает свои основы четкими академическими требованиями, то любая оккультная теория – уязвима.
Мы надеемся, что, читая эту книгу, вы сможете, вдохнув поглубже, добраться до самого корня своих представлений о Таро, выдохнуть их как ложные, чтобы с новым вдохом вобрать теорию Таро как культурного наследия и актуального искусства символов, открывающих богатый источник философских размышлений и психотерапии.
Существует огромное количество замечательных статей, историй и даже, можно сказать, расследований на тему Таро. А сколько замечательных книг… Каждая может оказаться ключом к загадочному миру архетипов, и каждая из них может оказаться той самой, которая откроет окно в бесконечные пространства вечных идей и смыслов, которые гораздо больше, чем мы с вами, но из которых мы, однако, состоим. Физики говорят нам, что мы – звездная пыль, что мы состоим из атомов, зародившихся миллиарды лет назад в центре безвестной звезды. Но мы, тарологи и метафизики, говорим, что с этой пылью в нас попали частицы неведомых миров, тягу к которым мы ощущаем, – она проявляется в стремлении создавать смыслы и искать встречи с прекрасным. Таро – одна из таких встреч.
Таро – это пространство, где смыслы обретают форму.
В этой книге мы хотим показать, как научиться искусству создания смыслов, которое вы сможете применить и в своей обычной жизни, сделав ее более осознанной, наполненной, насыщенной и поистине магической.
Существует множество разных колод: игральные, цыганские, оракулы, метафорические и собственно Таро. Каждая колода имеет свои особенности, по которым ее можно распознать. Игральные и цыганские колоды обычно содержат 54 карты, сокращенные – 36. В метафорических количество не фиксировано, а вот в Таро их всегда 78: 22 так называемых СтаршиX арканов (Major Arcana) и 56 Малых арканов (Minor Arcana), которые, в свою очередь, делятся на 16 придворных карт и 40 числовых, и распределены они по четырем мастям.
Именно такая структура, кроме некоторых исключений, и позволяет называть ту или иную колоду – Таро. Она отличается от игральных карт тем, что каждая карта в ней наделена особым смыслом, а от метафорических – что этот смысл не выдумывается по ходу работы с колодой, а закреплен за картой изначально. Значение и смысл той или иной карты отличается в зависимости от школы, которой принадлежит колода. Сейчас выделяются английская, представленная Универсальным Таро Райдера – Уэйта, французская, в виде системы Папюса, и колода Алистера Кроули. К этому списку можно добавить современные уникальные разработки, не принадлежащие какой-либо из традиционных школ.
Ни одна из этих школ не может считаться лучше или хуже, так как все они работают с очень важным принципом, характерным для Таро вне зависимости от школы: чтобы какая-то колода назвалась Таро, она должна опираться на знакомые и поучительные сюжеты, имеющие тесную связь с культурой и традициями, к которым эта колода обращается. Иными словами, колода Таро – это квинтэссенция той или иной культуры. И поэтому, исследуя Таро, можно раскрыть глубинные смыслы, заложенные в ту или иную традицию, или же, исследуя традицию и культуру, открыть для себя значение Таро. Оно выполняет функцию сказок в картинках. Карты раскрывают ситуации и возможные пути их решения.
Первое, что приходит на ум человеку, не погруженному в Таро, что на этих картах гадают, пытаясь узнать, что же будет дальше в жизни. Это на самом деле можно делать, но гадание не является основной функцией карт. Представьте себе, что вам необходимо решить какую-то серьезную проблему, принять трудное решение. Современные психологи пришли к выводу, что лучше всего человек принимает решение, если он проговорит, напишет или как-то иначе визуализирует всю известную ему информацию по данному вопросу и возможные последствия того или иного своего выбора [87, 164]. Именно это помогают сделать карты.
Выкладывая расклад, таролог сначала исследует факторы, влияющие на рассматриваемую ситуацию, а затем выкладывает возможные последствия того или иного решения. Карты выстраиваются в сюжет, который таролог сопоставляет с реальной ситуацией, тем самым погружаясь во всестороннее рассмотрение вопроса. Это помогает принять решение более взвешенно, спокойно и отстраненно.
Очень важно понимать: вовсе не карты говорят нам, что стоит или чего не стоит делать, на что надеяться, а на что нет. Они помогают прийти к какому-то внутреннему заключению, решиться на то или иное действие, подготовить себя к тому или иному результату. Здесь одновременно задействовано несколько эффективных психологических приемов: во-первых, визуализирование, во-вторых, безопасное проживание возможных вариантов развития событий, в-третьих, работа со страхом неизвестности и выход из фрустрации. Конечно же, все это можно сделать и другими средствами, и вообще не использовать Таро. Но с картами проще, быстрее и приятнее.
Другая функция Таро, не менее важная, направлена не на просмотр будущего и решение связанных с ним задач, но на отпускание прошлого и оздоровление психики. Карты помогают увидеть свершившееся под определенным углом, придать, казалось бы, пустому и несправедливому стечению обстоятельств внутренний смысл, который терапевтически воздействует на человека. Когда человек получает хоть какой-то ответ на вопрос «почему?», это освобождает его от тягостных воспоминаний и позволяет примириться с чем-то неприятным в своей жизни, поставить все точки и отпустить былое.
Третья функция Таро не столько психологическая, сколько философская. Вместо того чтобы попасть в неприятную ситуацию и думать о том, как разрешить тот или иной жизненный конфликт, можно изначально иметь определенные знания, установки и принципы, которые в целом помогут избежать неприятных событий и подобных конфликтов. Это возможно благодаря работе с собственным мировоззрением.
У современного философа Андрея Баумейстера можно встретить интересную идею: наши представления о мире, ценностях, поступках и морали мы в основном получаем косвенно – через воспитание, кино, массмедиа – и не задумываемся о том, в какой картине мира мы живем. Все, что возникает у нас внутри – возникает спонтанно [177]. Он называет это «фоновым мировоззрением» [178]. Из-за спонтанности формирования мировоззрения мы зачастую живем в противоречивой, хаотичной, фрагментарной картине мира. В нас сочетается несочетаемое. Именно поэтому мы так часто путаемся, принимаем решения иррационально и в результате попадаем впросак. Мы наступаем снова и снова на одни и те же грабли, потому что не знаем, как их обходить.
Работая над очищением и упорядочиванием своего мировоззрения, мы можем значительно улучшить качество своей жизни. Система двадцати двух СтаршиX арканов и их изучение является техникой упорядочения представлений о мире и человеческих ценностях. Каждый Старший аркан затрагивает важные философские вопросы и предлагает на них свои ответы. Научившись ориентироваться в арканах, вы сможете взять контроль над собственным мировоззрением и сформировать его таким образом, чтобы избегать серьезных ошибок.
Четвертая функция Таро более специфическая и связана с глубокой духовной работой, самосовершенствованием. Это обращение к основным вопросам о Вселенной и Бытии. Через Таро можно приоткрыть завесу тайны и посмотреть на возможные ответы о мироздании.
В данной книге мы погрузим вас в суть каждой функции. Какими бы сложными и отстраненными от обычной повседневной жизни ни показались вам некоторые главы, постарайтесь все же проникнуться ими. Только так вы сможете понять всю глубину прикладного значения карт и фундаментальные принципы, которые после прочтения этой книги могут изменить вашу жизнь навсегда.
Перед тем, как перейти к Старшим арканам, немного затронем историю появления карт Таро.
Нужно сказать, что Старшие арканы на самом деле моложе Младших. Есть версия, что Младшие арканы происходят от мамлюкских игральных карт [206]. Мамлюки – это военное сословие в Египте, которое захватило власть примерно в XIII веке. Но, согласно этой версии, они были лишь звеном в длинной цепи заимствования, и сама карточная игра пришла из Персии от суфиев – представителей мистического течения в исламе. Суфисты создавали визуальное пособие для обучения мистиков, называемое турук, от слова Путь. Именно от них в Италию пришло слово тарокки (Tarocci), как видоизмененное арабское турук. Однако доподлинно происхождение арканов неизвестно.
Более-менее достоверно проследить историю Таро можно с XV века. В 1491 году в Венеции была напечатана на бумаге, выгравирована и украшена золотом старейшая полная колода Таро из 78 карт. Это действительно шедевр мирового значения, который создал Людовико Лиццарелли из Сан-Северино Марке[1]. Колода принадлежала семье Сола Буска (Sola Busca), по имени семьи она и носит свое название. Позднее карты были приобретены итальянским Министерством культуры за €800 000 и теперь хранятся в собрании Музеев Бреры (Pinacoteca di Brera) в Милане [207].
Чуть меньше чем за полвека до этого, в 1441 году, состоялась свадьба Франческо Сфорца (в будущем четвертого герцога Миланского) и Бьянки Марии Висконти. В качестве подарка на их помолвку придворным художником Бонифацио Бембо были выполнены на заказ подарочные карты Тарокки. Они и считаются самой древней колодой Таро. Колод Сфорца-Висконти сохранилось несколько, но все не полностью. В наиболее полном составе не хватает четырех карт: Дьявола, Башни, Рыцаря монет и Тройки Мечей [60].
Отсутствие более ранних карт не говорит о том, что Старшие арканы появились в XV веке, однако вполне справедливо считать, что именно в это время на итальянской земле Таро превратилось в истинное искусство и стало предметом богатых коллекций. Именно здесь Таро обзавелось собственным музеем: недалеко от Болоньи располагается Музей Таро (Museo dei Tarocchi), посвященный самым разным колодам не только итальянского происхождения, но и со всего мира, включая уникальные африканские колоды. В Милане есть ателье Il Meneghello, принадлежащее Освальдо Менегацци, самому знаменитому и уважаемому современному художнику Италии и автору карт Таро [209].
Но когда же шедевры изобразительного искусства становятся еще и системой обучения? Примерно в то же время, между 1420 и 1450 годами, неизвестными итальянскими мастерами создаются гравюры на меди, которые не имеют ничего общего с играми. Они создавались в образовательных целях для знатных детей. Эти гравюры стали называть Тарокки Мантеньи (tarocchi di Mantegna), по имени предполагаемого автора, теперь довольно спорного. Они представляли собой гуманистическую модель космоса эпохи Возрождения, отражали сферы деятельности человека, представления об античной мифологии, идеологию и социальную структуру своего времени. Гравюры не были Таро в прямом смысле этого слова и состояли из пятидесяти изображений, разбитых на пять декад [203]:
1. Архетипическое социальное состояние человечества.
2. Девять Муз и Аполлон.
3. Свободные искусства.
4. Главные добродетели.
5. Небесные сферы.
На создание этих гравюр большое влияние оказывали неоплатоники и герметические течения, в них описывалось архетипическое устройство мира – от внешнего космоса до внутреннего мира человека. Нам они интересны тем, что как минимум четырнадцать гравюр имеют сильное сходство со Старшими арканами Таро. Сложно сказать, оказали ли гравюры влияние на Тарокки, которые впоследствии были подарены на свадьбу Сфорца и Висконти. Но возможно, именно так в обычные игральные карты попало зерно философских постулатов.
За другим, более популярным видением нам придется отправиться в XVIII век. Французский писатель, богослов и оккультист Антуан Кур де Жебелен в 8-м томе своей энциклопедии «Первобытный мир» [141] выдвинул версию о египетских корнях Таро. Но он отсылает нас не к мамлюкам средневекового Египта, а гораздо дальше, вглубь веков. По его мнению, Таро является священной книгой, созданной одной из древнейших тайных мистических организаций, объединившей последователей культа Асар-хапи (более известного под греческим именем Сераписа, которое буквально переводится как «гробница быка»). Предположительно, книга являла собой набор иероглифических табличек (или же сборник папирусов) и содержала бессмертное учение Тота – Писца богов, Мастера всех наук и искусств, Знатока всех ремесел, Хранителя Книги Жизни и автора знаменитой «Изумрудной скрижали» (он же Гермес Трисмегист, «Трижды Величайший»). Эти идеи проникли и в классические для нас школы, в Таро Райдера – Уэйта и «Таро Тота» Алистера Кроули.
Именно с тех пор, в период развития оккультных теорий (XIX–XX века), появилось наибольшее количество трудов по мистическому значению Таро. В сюжетах ищутся философские идеи, пути духовного просвещения и открытия сокровенных знаний. Тогда же появляется слово «аркан» для обозначения карт Таро. Изначально карты не назывались арканами, использовались слова «козырь» и «триумф». Лишь в XIX веке впервые слово «аркан» стал использовать французский оккультист и таролог Жан-Батист Питуа, известный как Поль Кристиан [61]. По одной из версий, это название взято от латинского arcanum – скрытое, тайное. В таком случае арканы Таро – это скрытые знания, и каждая карта является тайной.
Если следовать за интригующей версией мамлюкских игральных карт с суфийскими корнями, можно прийти к арабскому «аркан», означающему «столпы» или «опоры» [206]. Так, каждая карта – это опора, с помощью которой можно познать мудрость Бытия. Возможно, это просто совпадение, но так Таро раскрывается еще более глубоко.
В 1930 году Поль Марто издает колоду «Древнее Марсельское Таро», ныне широко известную всему миру в переизданиях фирмы Гримо (Grimaud/France Cartes). В 1949 году Марто опубликовывает книгу «Марсельское Таро», в которой описывает символические значения всех 78 карт [41]. Эта колода является одной из самых старых, имеющих традиционный для нас строй (нумерацию карт). Но это не значит, что карты во Франции появились лишь тогда. Карты Таро начали печататься во Франции еще в XVII веке.
Другая видная фигура, оккультист и маг Папюс, создавший свою систему карт Таро, тоже называл такие карты Марсельскими, однако многие считают, что дизайн и идеи принадлежат итальянским мастерам. Существуют документальные свидетельства, что на самом деле автором «Марсельского Таро» является итальянский философ, гуманист, астролог, католический священник XV века из Флоренции – Марсилио Фичино [15, 213]. Уже в Марсельском Таро каждая карта имеет глубокое символическое значение.
И кто бы как ни относился к оккультизму – как к поиску утерянных знаний древних высокоразвитых цивилизаций или же как к некоему наивному восприятию реальности и желанию обогатить ее магической составляющей, – оккультные исследования тесно связаны с нашим подсознанием. С этой точки зрения оккультизм является наиболее глубоким собранием психологических практик. Большинство психологов заново открывают методы и практики, которые были описаны знаменитыми магами прошлого, а в психологии К. Г. Юнга можно найти множество параллелей с оккультными идеями [112].
Артур Эдвард Уэйт, разработавший дизайн колоды в 1909 году, был почетным членом мистического ордена «Золотая Заря» и известным исследователем масонства и христианской Каббалы [54]. Первым издателем этих карт стал Уильям Райдер из Лондона, имя которого вошло в название колоды в 1971 году[2]. Однако сами карты выполнены художницей Памелой Колман-Смит по прозвищу Пикси. Работа над колодой началась в 1909 году и продолжалась чуть меньше полугода. Памела создала огромное количество эскизов и набросков, вдохновившись старинными картами Таро Сола Буска, созданными в XV столетии, которые привезли в это время в Лондон на выставку [8]. Эти наброски вошли в первую версию колоды «Розы и лилии» [215]. Первое издание, очевидно, оказалось бракованным: сохранилось чрезвычайно мало копий и письмо с извинениями. Полноценную колоду, называемую сейчас «A deck», свет увидел в 1910 году. Издательство выпустило еще как минимум две версии колоды (B deck, C deck), но к 1939 году перестало печатать ее в принципе.
Вновь колоду стали издавать в 1971 году уже в Америке. Несмотря на длительный перерыв, колода превзошла все ожидания. Уже во время первых публикаций она стала бестселлером и била рекорды продаж целое столетие. Ее появление вызвало волну подражаний, но повторить успех оригинала не смогла ни одна колода.
Несмотря на такой успех, ни денег, ни признания Пикси не увидела. Мало того, параллельно участвуя в выставке фотографа Альфреда Стиглица, она писала ему в личном письме, что нуждается в деньгах и просит возмещение за участие [144]. Ее имя никогда не называлось среди авторов колоды, а в книжке, прилагавшейся к картам, ее упомянули лишь как «молодую женщину-художника». Памеле не удалось толком продолжить карьеру художницы, и она примкнула к движению суфражисток в борьбе за права женщин. Оригиналы рисунков и эскизов, к сожалению, не сохранились, а готовые изображения карт, считается, хранились в архивах издательского дома «Уильям Райдер и Сыновья», но погибли при бомбардировке немецкой авиацией Лондона во время Второй мировой войны [185].
Согласно нашим исследованиям, секрет успеха Универсального Таро заключался вовсе не в красивых рисунках, а в идеях, которые пытался через незамысловатые сюжеты передать Уэйт. Для него имели ценность в первую очередь образы, цвета и глифы – именно они несут основную смысловую нагрузку. Любой художник оставляет в картах свой собственный след, свою личную интерпретацию. Уэйт, понимая это, хотел минимизировать влияние автора, оставить в карте чистую идею, архетип, принцип. Его целью была не красота, как в коллекционных итальянских колодах, а стремление передать глубокий смысл своих воззрений.