Дворец – парадное здание – резиденция (местопребывание) царей и цариц. Слово «дворец» происходит от словосочетания «княжий двор», дом князя.
Дворец царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I, располагался на месте современного Государственного Кремлёвского дворца.
Во дворце Натальи Кирилловны прошло раннее детство Петра.
Чем же оно было наполнено? Во что играл маленький Пётр?
Пётр играл в «полковника». Уже в 4 года он командовал «полком» своих ровесников. У стен дворца была устроена потешная (игровая) площадка с деревянным шатром. Дети стучали в барабаны, дудели в свистульки и стреляли из деревянных пушек деревянными ядрами, обтянутыми кожей. Всё как в настоящем военном походе!
Став взрослым, построив много красивых зданий и новую столицу (Петербург), Пётр не забывал свой родной дом. Изредка бывая в Москве, Пётр неизменно останавливался в материнском дворце.
1679 г.
Местопребывание царицы.
Дворец Натальи Кирилловны представлял собой деревянные хоромы «на каменных стенах и столбах». Два этажа пятиэтажного здания были каменными, а три – деревянными, из сосновых брёвен. При отсутствии центрального отопления (равномерного обогрева всей комнаты) каменные покои считались вредными для здоровья, поэтому все жилые помещения строили из дерева.
Во дворце была устроена церковь Петра и Павла (Петропавловская церковь). Длина её 20 м, ширина – 8,5 м. В этой скромной церкви венчался Пётр I с Евдокией Лопухиной.
Рядом с церковью Петра и Павла располагались висячие сады («верховые сады»). Они представляли собой сад на крыше в форме трапеции. Длина сада – 18,1 м, ширина длинной стороны – 12,78 м, короткой – 7,81 м. Площадка сада была покрыта 10 тоннами свинца, а сверху засыпана землей (растительным грунтом) толщиной в 89 см. В саду росли десятки яблонь и груш. В 1687 году посредством механизма Водовзводной башни Кремля в сад была проведена вода и устроен пруд.
В 20-м веке во время раскопок в Кремле на месте дворца Натальи Кирилловны был найден обломок гладкого белого камня с чертежом. Как потом установили археологи, это была первая находка средневековой шахматной доски.
Со второй половины 17-го века Москва «заболела» шахматами. «В так называемые шахматы, знаменитую персидскую игру, по названью и ходу своему поистине царскую, они (царские дети) играют ежедневно и очень искусно, развивая ею свой ум до удивительной степени» (Яков Рейтенфельс, «Сказания Светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии», 1676 год).
И как обнаружили современные археологи, не только царские дети, но и строители дворца играли в шахматы на гладкой плитке известняка, а затем эту «доску» пустили в кладку здания.
1679 г. – строительство дворца.
1684 г. – строительство церкви Петра и Павла.
1753 г. – дворец разобран в связи со строительством нового кремлёвского дворца.
Каждое здание в Кремле всегда имело серьёзное назначение, например, стены и башни – оборонительное, Оружейная палата – музейное. Но есть исключение – Потешный дворец.
«Потешный» – от слова «потеха», означающего отдых и веселье. Помните знаменитую пословицу «Делу время, потехе час»?
Как же отдыхали и веселились в своём дворце русские цари?
С 1672 году во дворце стали проходить первые и единственные на Руси театральные представления, или, как тогда называли, «потехи».
«…в царской Потешной Палате музыкальные инструменты, цымбалы, органы и т. п. существовали не для одного лишь гуденья, а представляли необходимую и весьма важную статью и для других разнообразных увеселений. При их посредстве устраивалось вероятно всякое скомрашное дело и всякая смехотворная хитрость разными веселыми людьми или скоморохами в исключительном смысле, как творцами походячих народных спектаклей, начиная с кукольных комедий и оканчивая небольшими сценическими представлениями, какие впоследствии стали обозначаться иноземными именами, интермедий, интерлюдий». (Забелин И. Е. «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях», 1869 год).
«Потешным» дворец оставался до 1712 года, пока Петр I не перенёс столицу и весь двор в город Санкт-Петербург, а в Потешном дворце устроил Полицейский приказ.
1651 г.
1. Хоромы боярина.
2. Театр.
3. Министерство полиции.
4. Канцелярия коменданта Кремля.
5 апреля 1147 г. в праздник Похвалы Богородицы князь Юрий Долгорукий дал знаменитый «обед силен» (пир) для своих друзей и союзников. Поэтому наши предки считали праздник Похвалы Богородицы днём рождения Москвы. Вот такой особенный для Москвы праздник!
И церковь Похвалы Богородицы в Кремле тоже особенная. Она построена не на земле, а над другим зданием, точнее говоря, жилыми покоями Потешного дворца. Главная часть церкви (алтарь) вынесена наружу здания. Её поддерживают наклонные машикули (навесные бойницы). Согласно правилам строительства церквей, располагать алтарь над жилыми помещениями нельзя.
В Кремле есть ещё одно историческое место, связанное с праздником Похвалы Богородицы, – это Успенский собор Кремля, главный собор Средневековой Руси. В 16-м веке к собору была сделана пристройка с дополнительным алтарём в честь праздника Похвалы Богородицы. В этом Похвальском приделе Успенского собора избирали митрополитов, а затем и патриархов Русской Православной Церкви.
1651 год – строительство дворца – хором боярина Милославского (тестя царя Алексея Михайловича).
1669 год – после смерти Милославского хоромы перешли в царскую казну.
1672 год – во дворце устраиваются первые на Руси театральные представления.
1700 года – во дворце разместился Полицейский приказ (министерство полиции).
1806 г. – во дворце разместили канцелярию коменданта Кремля, церковь убирают.
С лета 1931 г. здесь находилась квартира Сталина.
2000–2004 гг. – масштабные реставрационные работы, восстановлена церковь Похвала Богородицы.
Грановитая палата – это «бриллиант» Кремля. Как известно, бриллиантом называют алмаз с гранями. Фасад Грановитой палаты облицован белокаменными блоками, каждый из которых имеет четыре грани. Отсюда и название палаты – «Грановитая».
Грановитая палата служила главным тронным залом страны, где проходили самые важные официальные церемонии. В Грановитой палате отмечали военные победы, праздновали царские свадьбы, устраивали посольские приемы, проходили заседания Боярской Думы и Земских соборов.
Русские церемониальные традиции не просто отличались от европейских и азиатских церемоний, а порой потрясали иностранных послов до глубины души. «Нельзя пройти молчанием и того, что сто сорок прислужников были все в золотой одежде, и во время обеда переменяли её три раза. И они получили от Царя хлеб и напитки. Обед кончился, когда были уже зажжены свечи (потому, что наступила ночь), и Царь простился с обедавшими, назвав всех по именам. Царь посылает посылки и называет по именам для того, как говорят русские, чтобы показать, что каждого хорошо знает, и чтобы тем обнаружить свою расположенность. Нельзя не подивиться, какую нужно иметь память, чтобы удержать столько различных названий» (Адамс Климент, «Первое путешествие англичан в Россию в 1553 году»).
И в наши дни в живописных стенах Грановитой палаты проходят торжественные приемы и заседания.
1487–1491 гг.
Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.
Тронный зал дворца великого князя.
Большая палата.
В старину Красным крыльцом называлось широкое гульбище (площадка) перед тремя палатами каменного дворца великого князя – Грановитой, Золотой и Столовой. От каждой палаты на Соборную площадь вели три лестницы. Одна из них – Красная лестница (единственная сохранившаяся лестница Грановитой палаты) – в наше время и называется Красным крыльцом.
По Красной лестнице русские цари из тронного зала совершали торжественные выходы в Успенский собор на коронование, венчание и праздничные службы. Здесь же, на Красной лестнице, происходила церемония встречи важных посольств.
По русскому обычаю к Красному крыльцу подходили пешком. Важные иноземные послы и русские бояре сходили с экипажа за тридцать шагов от ступеней крыльца. Бояр-нарушителей могли посадить в тюрьму или лишить боярского чина. Только царь мог подъехать непосредственно к крыльцу.
Главной достопримечательностью Грановитой палаты являются росписи стен и сводов тронного зала. Росписи неоднократно реставрировались (возобновлялись) благодаря точному описанию, сделанному знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым.
Сюжеты фресок, взятые из библейской и отечественной истории, представляют собой единую систему, цель которой – возвысить роль Русского государства и утвердить влияние его правителей.
1487–1491 гг. – строительство палаты.
1668 г. – иконописец Симон Ушаков восстановил фрески палаты и сделал подробную опись сюжетов.
1682 г. – палату восстановили после пожара.
1881 г. – иконописцы из города Палех заново расписали стены Грановитой палаты по описи Симона Ушакова.
1930-е гг. – разобрано Красное крыльцо.
1954 г. – фасад палаты был очищен от поздней окраски и приобрёл свой первоначальный вид.
1967 г. – реставрация росписи палаты.
1992–1994 гг. – Красное крыльцо восстановлено.
«В некотором царстве, в некотором государстве…». Традиционное начало русских сказок само приходит в голову, когда видишь Теремной дворец.
Архитектура дворца – дань традиции. Каменный дворец внешне напоминает деревянные хоромы русских царей.
Верхний этаж деревянных хором или каменных палат до середины 17-го века назывался чердаком, а после – теремом.
В Теремном дворце впервые в России комнаты расположили в ряд последовательно друг за другом, словно нанизали на нитку. Такое расположение комнат в архитектуре называется анфилада.
По традиции в каждой комнате по три окна, выходящих на юг, символизирующих Святую Троицу.
Первая комната была Передней. Здесь бояре ожидали выхода царя. Вторая комната – Думная, где царь совещался с боярами. Другое название этой комнаты – Крестовая, потому что в ней хранился нательный крест царя, полученный им при крещении, а также другие почитаемые им предметы, например, иконы. Третья комната служила царским кабинетом. Четвёртая – Опочивальня (спальня) царя.
Венчает Теремной дворец теремок с круглой смотровой башенкой. Вокруг теремка была устроена открытая площадка (терраса). Предназначение теремка описал генералиссимус венесуэльской армии Франциско де Миранда: «Потом мы побывали… в «Теремке» (Teremock) – маленькой башенке наверху, куда цари имели обыкновение подниматься по… лестнице, чтобы полюбоваться открывающимися оттуда прекрасными видами» (Франциско де Миранда, «Путешествие по Российской Империи», 1787 год).
1635–1636 гг.
Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков.
Парадные и жилые покои царя.
Золотой решёткой называлась каменная лестница, которая внизу запиралась железной позолоченной решёткой. Лестница вела от Золотой палаты (одна из трёх палат каменного дворца великого князя) на Соборную площадь. По этой лестнице во дворец великого князя входили послы мусульманских стран из Золотой Орды, Турции, Ирана.
Из среднего окна царского кабинета опускался ящик, в который каждый мог положить письмо с просьбой в надежде, что её прочтёт сам царь. В народе этот ящик назвали долгим, потому что письма подолгу лежали в нём, никем не читаемые. Отсюда и пошла поговорка «Отложить дело в долгий ящик».
Верхоспасский собор представляет собой не один, а четыре храма. Подобно тому, как Покровский собор (Собор Василия Блаженного) на Красной площади – не один храм, а одиннадцать храмов, а точнее говоря Покровский собор объединяет одиннадцать церквей (приделов).
Четыре храма Верхоспасского собора – это две домовые церкви русских царей (церковь во имя Спаса Нерукотворного и Воздвижения Креста Господня) и две церкви цариц (церковь Екатерины и Воскресения Словущего).
Домовыми церквями называли помещения в жилом доме, где совершалось богослужение. Внешне домовая церковь, расположенная внутри дома, выделялась небольшой главкой. Так и появились 11 глав Верхоспасского собора.
«…мы прошли в четыре главных помещения (Теремного дворца), где хранится несметное количество одежд, чаш, кубков, столовой посуды, украшений, корон, золотых и серебряных блюд и т. д. В большинстве своем все это – царские реликвии, ныне вышедшие из употребления, но чрезвычайно дорогие.
Среди прочего выделяются короны Сибири, Казани, Астрахани и России; большой трон из золота и серебра, инкрустированный драгоценными камнями, персидской работы. Еще один трон, на котором вместе восседали Иван и Петр I имеет потайное окошко, через которое их сестра Софья слушала все, что говорилось, и подсказывала братьям» (Франциско де Миранда, «Путешествие по Российской Империи», 1787 год).
1635–1636 гг. – строительство дворца.
1637 г. – строительство теремка.
1812 г. – пожар уничтожил интерьеры, построенные по анфиладному принципу.
1836–1837 гг. – реставрация дворца, включая росписи, резные оконные рамы, изразцовые печи.
1847–1849 гг. – части ансамбля Теремного дворца были встроены в Большой Кремлёвский дворец.
1966–1969 гг. – реставрация теремка.