Большой сфинкс

Солнце находилось в зените. Утомленный охотой и тревожными размышлениями, Тутмос прилег в тени огромной каменной головы, одетой в царский головной убор – немес и с уреем на лбу, выступающей из песка. Принц не стал утруждать себя вопросом, кому же все-таки принадлежит эта голова. Она всегда была здесь, недалеко от пирамид, да и в дворцовых текстах никогда не упоминалась. Значит, в этом есть сакральный смысл. Лежа на циновке, Тутмос смотрел в желтую даль песков, от нестерпимого зноя горизонт казался подвижным и манящим. Принц мечтал о троне и власти, о коронации, которая состоится через несколько дней, о сокровенном желании всегда быть первым. А вдруг что-то пойдет не так, как задумывалось? Ему мерещился Нил, дворцовая прохлада, но вдруг он оказался в большой галерее, а навстречу шел бог. Мягко ступая львиными лапами по мозаичному полу, он подошел к принцу. На влажных толстых губах играла мягкая улыбка, и вообще в нем много было мягкого: доброе открытое лицо, взгляд. Они молча смотрели друг на друга. Затем бог пообещал исполнить заветное желание принца, взамен на собственное освобождение из плена песков. Первым слово сдержал бог – Тутмос беспрепятственно взошел на престол под именем Мен-Хеперу-Ра, что значит «длительное явление Ра». Правда, царствовал всего девять лет. Нарушить слово, данное богу, значило навлечь на себя и свой род страшное проклятие. По приказу фараона от песка были освобождены передние львиные лапы Большого сфинкса, между которыми поставили гранитную стелу: «Царский сын Тутмос, по своём прибытии, во время полуденной прогулки сел в тени этого могучего божества. Когда Ра достиг вершины [неба], его одолел сон, и он увидел, как сей великий бог обратился к нему с речью, как будто отец говорит сыну: «Взгляни на меня, присмотрись, о мой сын Тутмос, я твой отец Хармахис, и я дарую тебе владычество над моей землёй и власть над всеми живущими… Узри мой подлинный вид, дабы защитить мои безупречные конечности. Меня покрыл песок пустыни, на которой я возлежу. Спаси меня и исполни всё, что у меня на сердце».

Так фантастическое существо с телом льва и головой человека привлекло к себе внимание Истории.

Большой сфинкс – уникальная скульптура, шедевр архитектурного зодчества. Правда, есть сомнение, египетского ли… Ученые предполагают, что сфинкс составляет единое целое с пирамидальным комплексом в Гизе. Но каково его предназначение и с какой целью он создавался, до сих пор неизвестно. В нем все таинственно, непонятно и загадочно. В древнеегипетской религии образ бога с человеческим телом и головой животного был весьма распространенным, а вот наоборот нет. Реставрация, проведенная Тутмосом IV, возродила интерес к сфинксу, которого в Египте почитали, но изображали с бараньей или соколиной головой. Спустя века многое изменилось, и уже фараоны ХХХ династии создали церемониальную аллею к Луксорскому храму из сфинксов с львиными телами и человеческой головой.


Голова статуи Тутмоса IV


Первая реставрация, охватившая лапы и грудь памятника, как известно, состоялась при Тутмосе IV, более тысячелетия после царствования Хеопса; блоки с именами Тутмоса IV, которыми была обложена гигантская статуя, частично убрал в 1936 году во время раскопок археолог Селим Хассан. После окончания реставрационных работ между лапами статуи по приказу царя была водружена знаменитая «Стеле сна»; на ней сфинкс изображен лежащим на постаменте фасада дворца, благодаря которому его лик и лицо царя, подносящего божеству курильницу и сосуд для возлияний, оказываются на одном уровне; впрочем, это не мешает представителям оккультных учений долго и безнадежно искать между лапами сфинкса вход в подземный храм, где якобы хранятся тайные знания. В тексте стелы принц Тутмос провозглашается сыном Хоремахета, которого бог посетил во сне, попросив очистить свое земное тело от песка. Любопытно, что для изготовления стелы использовали гранитную плиту, которая до этого служила перекрытием над одной из дверей в нижнем храме Хафра. Камни стен полуразрушенной процессионной дороги, связывавшей нижний и верхний припирамидные храмы Хафра, также шли на реставрацию тела сфинкса. Как при Тутмосе IV, так и во время последующих реставраций при Рамсесе II, царях XXVI династии и в греко-римскую эпоху массивные блоки первоначальной облицовки сфинкса, вернее, те из них, что остались к этому времени, никогда не удалялись и не заменялись, словно к ним относились как к фрагментам древней святыни, которую можно было лишь укреплять, но ни в коем случае не переделывать.

С началом почитания сфинкса царями XVIII династии поблизости от колосса, к северо-востоку, возник новый храмовый комплекс, посвященный сфинксу, – Хоремахету, основание которого положил, скорее всего, фараон Аменхотеп II. При Тутанхамоне близ нижнего храма Хафра была построена загородная резиденция; перед сфинксом в это время располагалась обширная смотровая площадка, под которой скрывался забытый всеми храм и лестница к святилищу между лапами колосса. Вельможи двора, посетившие древнего бога, говорили о своих паломничествах, увековеченных в текстах стел, на которых сфинкс, национальный символ Египта, изображен с длинной божественной бородкой хебесут, той самой, фрагменты которой обнаружил генуэзец Кавилья, и царской статуей высотой 6–7 метров, установленной между лапами. Святилище сфинкса на этих стелах именуется Сетепет – «Избранное».

В первый год царствования фараоны совершали паломничество к гиганту из прошлого, принося жертвы на алтарь между его лапами, воскуряя благовония и получая от него взамен благословение на царство. Сфинкс был для них не просто символом Солнца или древнейшим воплощением Хора, предвечного бога-царя, от которого они вели свой род, но и культовым образом, дарующим легитимную власть от предков. Именно этот аспект колосса сохранился в веках, когда о вселенских амбициях Хуфу и культе, поддерживаемом его сыновьями, забыли. Цари не только отреставрировали сфинкса новыми блоками известняка и обновили святилище между его лапами, но и возродили культ Хуфу, укрепив царскую пирамиду и снабдив ее многочисленным жречеством. Имя Хуфу, древнего царя-прародителя, отождествленного с Осирисом, правившего во время высокого подъема египетской культуры и ставшего своеобразным символом золотого века царей-богов, стали выписывать на скарабеях и амулетах, как имя бога, несущее в себе защиту. Древняя история Египта, представленная бесконечным числом богов, царей, частных лиц, храмов и гробниц, была к этому времени удивительной, поражающей воображение легендой, а потому в одной из стел XXVI династии сохранился рассказ о том, что якобы сам Хуфу нашел Гизу засыпанной песком и расчищал в ней Большого сфинкса и храм Исиды, владычицы Гизы, почитавшейся в обновленном святилище давно забытой царицы Хенутсен. Таким образом, воззвав к прошлому, пытались почтить «древность» маленького храма последней богини страны фараонов. В этом святилище во время расчистки обнаружили каменные канопы неизвестного назначения и небольшую, всего в 70 сантиметров длины, незавершенную модель Большого сфинкса, датированную XXVI династией. Тексты этого времени прославили сфинкса как культовое подобие бога-творца, назвав его шесеп анх Атум – «Живой образ Атума».

Немногие оставшиеся «столпы небес» – культы предвечного хтонического царя-предка, покоящегося в своем «горизонте», солнечного властителя Хоремахета в облике Большого сфинкса и, наконец, богини-матери в облике Исиды, хранительницы некрополя, – дожили до последних веков существования древнеегипетской цивилизации, были потом забыты и медленно занесены песками западной пустыни.


Большой сфинкс


Большой сфинкс расположен к юго-востоку от пирамиды Хеопса, лицом к востоку. Он вырублен из монолитной скалы, 72 метра в длину, 12,5 метра в ширину и 20 метров в высоту. Ширина лица – 4 метра, высота глаз – 2 метра, ширина губ – 2 метра, длина носа – более полутора метров, высота ушей – около одного метра. Часть священного урея (кобра), нос, нижняя часть уха, а также ритуальная бородка отсутствуют, зрачки извлечены. Часть бородки сфинкса экспонируется в Британском музее.

Начиная от шеи тело Большого сфинкса приобретает черты льва – обнаруживаются лапы с когтями и хвост, закрученный вокруг правого бедра. При рассмотрении вблизи голова и тело сфинкса выглядят пропорционально. При более отдаленном наблюдении голова кажется меньше по отношению к вытянутому телу, которое, кстати говоря, разительно отличается от последующих статуй сфинксов своей невероятной длиной. Поверхность облицовки сфинкса была покрыта гипсом и ярко расписана: красные, синие и желтые пигменты сохранились на теле и голове, а еще в сосудах, случайно найденных под основанием «Стелы сна».

Загрузка...