Интересующиеся более детальным рассмотрением предлагаемых здесь вопросов могут обратиться к лекциям соответствующей тематики на личном сайте автора: alexey-osipov.ru
Антоний Великий, прп. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. § 150 // Добротолюбие. Т. 1.
Ломоносов М. Стихотворения. Ленингр. отд.: Советский писатель, 1948. С. 7.
М.В. Ломоносов. Сб. статей / под ред. В. В. Сиповского. СПб., 1911. С. 17.
Цит. по: Васильев Л. Внушение на расстоянии. М., 1962. С. 18.
В католическом Средневековье боролись не религия с наукой, а старые научные представления и представители с новыми, используя псевдоцерковные теории.
Например, каноник Н. Коперник (†1543); св. митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) (†1879); августинский монах Г. Мендель (†1884); священник, богослов, учёный-энциклопедист П. Флоренский (†1937); этнограф патер В. Шмидт (†1954); архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (†1961); аббат Леметр (†1966), иеромонах Серафим (Роуз, †1982), Джон Полкинхорн (р. 1930).
Шахнович М.И. Ленин и проблемы атеизма. М.-Л., 1961. С. 185.
Здесь достаточно привести имена лишь некоторых всемирно известных верующих учёных: И. Кеплер, Б. Паскаль, И. Ньютон, М. Ломоносов, Л. Гальвани, А. Ампер, А. Вольта, Л. Пастер, А. Попов, С. Ковалевская, Д. Менделеев, И. Павлов, Э. Шрёдингер, Б. Филатов, Н. Бехтерева и многие другие.
Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Серг. Посад, 1917.
Беседа с академиком Г. Нааном. О диалектике познания // Наука и религия. 1968. № 12. С. 23.
Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству. М., 1999. С. 33–46.
Телеологический (от греч. τελειόω – оканчивать, доводить до совершенства, до конца, до цели; λόγος – слово, суждение, доказательство, разум). В данном случае – аргумент, основанный на целесообразности, разумности, совершенстве наблюдаемого мира.
По-гречески космос (κόσμος) – красота.
Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии. 1991. № 2, С. 39–40, 42.
Девис П. Суперсила. М., 1989. С. 265.
Там же. С. 261.
Населённый космос / под ред. В.Д. Пенелиса. М., 1972. С. 77.
Бен Хобринк. Эволюция. Яйцо без курицы. М.: Мартис, 1993. С. 66.
Цицерон. О природе богов. Цит. по: Кудрявцев В. Начальные основания философии. Сергиев Посад, 1910. С. 176–177.
Цит. по: Рождественский Н.П. Христианская апологетика. СПб., 1893. С. 238.
Там же.
Горбовский А. Загадки древнейшей истории. М., 1971. С. 77–79.
Клячко В. Наука познаёт мир // Наука и религия. 1967. № 1. С. 72.
Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Сергиев Посад, 1917. С. 6–7.
Там же. С. 12.
Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М., 1858. Слово 21. § 120.
Крупный исследователь религии Тейлор (XIX в.) писал: «Верование в бытие вышечувственного мира составляет минимум религии, без которого немыслима никакая религия». Цит. по: Рождественский Н.П. Христианская апологетика. СПб., 1893. Т. 1. С. 141.
Часто упоминаемая в церковной литературе дата 5508(9) лет от сотворения мира (и человека) до Рождества Христова не имеет под собой никаких библейских оснований. Эта цифра носит чисто символический характер. См., напр., труд проф. Московской духовной академии С.С. Глаголева «Прошлое человека». Сергиев Посад, 1917.