С самого начала эпохи электромагнитных коммуникаций было задокументировано огромное количество аномальных сигналов. В силу массы причин только малая доля из них получила широкую огласку, и они все еще вдохновляют исследователей по всему миру.
Первую коммуникационную систему, основанную на законах электромагнетизма, создал Сэмюэл Морзе в 30-х годах XIX века. Он продемонстрировал ее в 1844 году. Это была, разумеется, телеграфная линия связи, сообщения по которой передавались в виде последовательности коротких и длинных сигналов, раскодировавшихся в буквы алфавита. В исходном варианте системы батарея и ключ Морзе на передающей станции приводились в действие находящимся на удаленной приемной станции электромеханическим преобразователем, соединенным длинным кабелем с передающей станцией. К другому выходу электромеханического устройства был подключен кабель обратного канала для возврата тока к батарее на передающей станции. Чтобы эти два кабеля никому не мешали, их закопали в землю.
Но вскоре оказалось, что можно обойтись без обратного кабеля, а вместо него использовать заземление. В новой системе остался только один кабель, а прохождение обратного тока, создающего замкнутую цепь, обеспечивалось с помощью воткнутых в землю металлических колышков. Такое решение получило известность как обратный ток через землю.
Как только эта система была задействована, начали поступать сообщения об аномальных всплесках мощности в цепи, настолько сильных, что, по словам операторов, между контактами телеграфных ключей проскакивали крупные голубые искры. В конце концов было решено, что больше нет необходимости применять в системе электрическую батарею, и телеграфные линии стали эксплуатироваться с использованием внутренней электроэнергии земли.
Чуть позже, начиная со второй половины XIX столетия, тот же самый принцип использовался на спиритических сеансах, когда буквы алфавита передавались собеседниками из Тонкого мира в виде последовательности ударов. Термин «духовный телеграф» широко применялся в те годы и даже был употреблен в качестве названия одного из периодических журналов спиритуалистов, основанного Самуэлем Байроном и Чарльзом Пэтриджем в 1852 году.
В 1849 году Александр Бейн изобрел электрохимический самописец, способный благодаря химическим процессам принимать и наглядно фиксировать поступающую информацию. Вскоре многие компании заменили свои старые электромеханические устройства этими более чувствительными электрохимическими агрегатами. Благодаря низкому потреблению тока они работали еще лучше, получая естественную электроэнергию из земли. Однако, когда многие телеграфисты по утрам возвращались на свои рабочие места, они обнаруживали, что самописцы ночью нарисовали какие-то обрывки фраз и странные геометрические узоры. Могло ли это быть первым контактом с разумом из другого измерения?
Всемирно известный изобретатель Никола Тесла, создавший электрические машины переменного тока, много времени посвятил изучению высоковольтной и высокочастотной электрической структуры нашей планеты. В процессе исследований, которые он проводил на своей научно-исследовательской станции в Колорадо-Спрингс, Тесла заметил, что его приборы воспринимают какие-то необычные сигналы. Вот что он написал об этом 19 февраля 1901 года в статье «Разговор с планетами»[57]:
«Я никогда не смогу забыть первые впечатления, которые я испытал, когда мне начало становиться ясным, что я наблюдал нечто, могущее, возможно, иметь неисчислимые последствия для всего человечества. Я чувствовал себя так, словно присутствовал при зарождении нового знания или откровения, содержащего великую истину… Мои первые наблюдения просто-напросто испугали меня, поскольку в них содержалось нечто загадочное, если не сказать сверхъестественное, а я тем вечером был один в своей лаборатории. Но в тот момент мысль о том, что эти возмущения представляют собой сигналы, посылаемые чьим-то разумом, еще не приходила мне в голову. Изменения, которые я заметил, имели периодический характер и содержали явное указание на то, что в них фигурируют число и порядок, поэтому я не мог соотнести их ни с одним известным мне случаем.
Разумеется, мне были известны электрические возмущения, возникающие под воздействием Солнца, полярных сияний и земных токов, но я был уверен так, как мог быть уверен в любом факте, что данные возмущения не были порождены ни одним из упомянутых явлений. Характер моих экспериментов предотвращал возможность появления изменений, вызываемых атмосферными помехами, о чем поспешно заявили некоторые.
Прошло определенное время, прежде чем меня осенило, что те возмущения, которые я наблюдал, могли быть следствием некоего разумного воздействия. И хотя я не мог расшифровать их смысла, для меня стало невозможным думать о них как о совершенно случайных событиях. Меня все больше охватывает чувство, что я оказался первым, кто услышал приветствие, направленное от одной планеты к другой. За этими электрическими сигналами скрывалась определенная цель…».
За несколько часов до разрушительного землетрясения в Сан-Франциско в 1906 году были зафиксированы сигналы бедствия. В 1918 году Гелдерт принял длинные сообщения через радио, принадлежавшее его умершему сыну, который при жизни был радиолюбителем[58].
Секретарь известного автора детективных романов Эдгара Уоллеса вскоре после его смерти в 1932 году, проигрывая на фонографе собственную пластинку, к своему изумлению обнаружил запечатленные на ней слова своего ушедшего шефа. В этом событии можно увидеть предзнаменование будущего «феномена электронного голоса»[59].
Самые ранние и многие последующие технические новшества также нашли свое отражение в области спиритуализма. Наиболее известные аналогии:
• постукивания в виде кода Морзе, использовавшиеся на спиритическом сеансе в 1881 году в присутствии компетентных наблюдателей[60];
• усилители слабых голосов, часто применявшиеся спиритуалистами вместо рупоров.
Первая из зафиксированных в истории успешных попыток построения специальных устройств для ИТК, по всей видимости, относится к опытам голландских физиков д-ра Матлы и д-ра ван Зельста, начавшимся в 1904 году. Их результаты[61] были опубликованы спустя восемь лет. Взяв за основу предположение о том, что ушедшие люди все еще существуют в некоторой материальной форме, они провели эксперимент по изменению давления в закрытом сосуде с водой после вхождения в него предполагаемой духовной сущности. Также этот эффект мог выборочно вызываться в одном из двух имевшихся в наличии одинаковых сосудов. Полученные результаты и их интерпретация привели ученых к изобретению прибора под названием динамистограф (рисунок 3.1), который представлял из себя колесо с нанесенным на него алфавитом, пробелом и точкой, вращающееся со скоростью 0,5 об/мин. При замыкании чувствительного электрического контакта лента перемещалась до нужного положения, и на ней отпечатывалась текущая буква. Само устройство вместе с источником питания находилось в стеклянном ящике размерами 1×0.8×2,4 м3. Даже при отсутствии оператора эта машина, чье функционирование весьма зависело от атмосферных условий, печатала осмысленные тексты. Эксперимент Матлы и ван Зельста так и не был повторен другими исследователями, однако он оказал весьма значительное влияние на развитие парапсихологии того времени.
Рисунок 3.1. Динамистограф Матлы и ван Зельста. Фото из книги: Matla, J.L.P.W., Zaalberg von Zelst, G.J.: Le Mystère de la Mort. Dynamistographie. Paris, 1912. Автор неизвестен
В 1915 году адвокат и радиолюбитель Дэвид Вилсон опубликовал несколько отчетов о своих экспериментах[62]. Незадолго до этого, в 1913 году, он принял через свою радиосистему при отсутствии антенны странные сигналы. Содержание сообщений касалось непосредственно его личной жизни. Вилсон использовал комбинацию батареи, детектора и гальванометра, показывающего спорадические отклонения. Путем исключений случайных флуктуаций он пришел к выводу, что это был код Морзе. Первое послание содержало следующий текст: «Большие трудности. Жди сообщения. Пять дней, шесть ночей». Ночью в присутствии независимых свидетелей он принял послание: «Попробуй удалить вибрацию». Позже Вилсон добавил к устройству ключ Морзе, управляемый живым оператором. Осмысленные слова и фразы приходили тогда, когда волновой детектор принимал паранормальные пульсации синхронно с импульсами, генерируемыми рукой оператора. Система позволяла принимать сообщения на множестве языков. В конце концов Вилсон заменил гальванометр тональным генератором. В эксперименте «Лондон – Париж» были приняты два идентичных сообщения на русском языке через два одинаковых устройства с разницей в 6 минут. Он так и не сделал официального заявления и позднее ушел в тень.
В ходе Первой мировой войны радиооператор Джордж Мелтон получил несколько странных сообщений, источником которых, как он заподозрил, были ушедшие персоны[63][64].
Рисунок 3.2. Психотелефон Мелтона, где F – пружина, B – надувной баллон, E – батарея, K – выход на наушники, M – мембрана
В 1920 году Мелтон открыл в себе медиумические способности. В ходе одного из сеансов он получил инструкции по постройке «телефона на тот свет». Первая его версия состояла из алюминиевого рупора в форме усеченного конуса длиной 60 см, с диаметрами оснований 7,5 и 20 см, внутри которого располагался микрофон, подсоединенный к источнику питания и идущий к наушникам. Это устройство позволяло усиливать слабые голоса, возникающие вблизи медиума, до приемлемого уровня слухового восприятия. Дальнейшая модификация (рисунок 3.2) представляла из себя ящик, внутри которого располагался микрофон, диафрагма которого была соединена с надувным баллоном.
Примерно в то же самое время появился «психотелефон» медиума Ф. Гриерсона[65]. Он был «музыкальным медиумом», известным под псевдонимом Джесси Шеппард, предшественником Розмари Браун.
В 1925 году бразильский исследователь Оскар Д’Аргонел написал книгу «Голоса из потустороннего мира по телефону»[66], в которой рассказал о длинных телефонных диалогах с духовными друзьями, включая множество интересных подтверждений и объяснений того, как именно его собеседники звонили ему. С подобным же явлением «звонков с того света» столкнулся д-р Шернус в конце 40-х годов. Исследователи Скотт Рого и Рэймонд Бэйлесс задокументировали большое количество случаев такого рода. Фундаментальная возможность телефонных контактов ИТК была продемонстрирована в последнее десятилетие XX века в виде записей диалогов и голосов на автоответчике.
31 июля 1929 года Генри Вандермюлен скончался в возрасте 15 лет. 16 декабря того же года он передал своему отцу через спиритическую планшетку данные для построения акустической системы, предназначенной для контакта с ушедшими[67], [68]. Это устройство, запатентованное в Бельгии 1 января 1931 года, состояло из двух стеклянных призм высотой 15 см и шириной 3 см с треугольными основаниями. Они располагались на ровной поверхности на расстоянии 5 см друг от друга (рисунок 3.3). Поверхность одной из призм была покрыта слоем смолы и подсоединялась к подвижному контакту, при замыкании которого срабатывал звонок. Согласно сообщениям, данное устройство неоднократно успешно использовалось во многих местах, и каждый раз, когда срабатывал звонок, происходили медиумические контакты.
Рисунок 3.3. Устройство Вандермюлена, где P – стеклянная призма, H – стеклянная призма, покрытая смолой, D – проволочная треугольная рамка, K – к звонку, B – батарея
В 1941 году медиумам Райту и Гарднеру предположительно удалось вступить в контакт с изобретателем Томасом Эдисоном, оставившим земной мир в 1931 году, и получить чертеж его устройства, на основе которого группа заинтересованных экспериментаторов предприняла попытки контакта[69].
Рисунок 3.4. Вариант «аппарата Эдисона», полученный Райтом и Гарднером, где T – корпус, A – антенна, I – внутренний электрод, M – микрофон, K – раствор перманганата калия
Согласно рисунку 3.4, в кубическом ящике высотой 10 см располагался микрофон. Из верхней грани ящика выходила алюминиевая труба длиной 45 см, запертая с одной стороны деревянной заглушкой. Через центр трубы наружу выводилась внешняя антенна, которая вместе со стенкой и емкостью трубы, наполненной раствором перманганата калия, играла роль электролитического источника тока для питания микрофона.
Сотрудничество между двумя исследователями, Райтом и Гарднером, а также сообщения, принятые медиумическим путем от Томаса Эдисона и другого изобретателя, инженера Карла Штейнмеца, привели к созданию конфигурации из громкоговорителя и микрофона. Микрофон находился в ящике из звуконепроницаемого материала, который вдобавок был покрыт тонким слоем металлического порошка и силикона, «чтобы скомбинировать электростатические, магнитные и специальные акустические свойства материала» (Райт изобрел силиконовый каучук в лаборатории «Дженерал Электрик», где раньше работал Штейнмец). Микрофон подсоединялся к усилителю, а через него – к громкоговорителю, который воспроизводил с достаточной ясностью голоса, едва слышимые в присутствии медиума. Похожее изобретение построил Б. К. Торогуд, директор Франклинского технологического института (Бостон). Микрофон был покрыт несколькими слоями звукоизолирующего материала и не записывал никаких внешних звуков. Тем не менее голоса, произведенные медиумом, находящимся тремя этажами ниже, были отчетливо слышны через динамик.
Голландский экспериментатор Н. Зваан в 1953 году опубликовал статью в журнале Psychic News, в которой утверждал, что в 1947 году он медиумически принял указания для построения устройства, состоящего из высоковольтной батареи, переменного конденсатора (1 нФ) и кварцевой трубки. Внутри располагалась другая, более тонкая трубка из кварца, на которую было намотано 3–4 слоя проволоки по 1500 витков каждый. По просьбе главного редактора британского журнала The Two Worlds Зваан продемонстрировал свое изобретение 17 мая 1949 года в Манчестере перед широкой аудиторией[70].
В 1949 году Марчелло Баччи из Гроссето (Италия), начал эксперименты в области ФЭГ. Вскоре через его ламповое радио стали приходить отдельные сообщения. Длительность и качество контактов постепенно возросли. Вокруг его работы в ТМ сформировалась духовная группа, и им удавалось поддерживать двусторонний диалог на протяжении десятилетий. Люди, приходившие в лабораторию Баччи, часто узнавали голоса своих ушедших друзей и родственников[71]. Стоит отметить, что в начале 2000-х годов группой ученых была проведена серия тестов с его участием, которая завершилась выходом официального отчета[72]. По итогам исследований был сделан вывод об отсутствии следов каких-либо фабрикаций и подтверждалась реальность голосов. Итальянское телевидение сняло ряд документальных фильмов о работе Баччи и его коллег. Также им была написана книга «Тайна голосов из потустороннего мира»[73]. В итальянском языке феномен ИТК получил название «психофония» (Psicofonia).
Рисунок 3.5. Марчелло Баччи в своей психофонической лаборатории в г. Гроссето (Италия). Фото с сайта: The Instrumental Transcommunication Work Of Marcello Bacci 09/ 2016 by Paolo Presi atransc.org/pressi-bacci/. Автор неизвестен
В начале 1950-х годов два католических священника – Агостино Джемелли и Пелегрино Эрнетти (рисунок 3.6) – проводили исследования в области звукозаписи. Эрнетти был всемирно признанным ученым, физиком и философом, а также любителем музыки. Джемелли был президентом Папской академии. 15 сентября 1952 года, когда Джемелли и Эрнетти записывали григорианские песнопения, проволока на их магнитофоне постоянно рвалась. Выведенный из себя, Джемелли поднял взгляд наверх и попросил своего ушедшего отца о помощи. К изумлению обоих, голос его отца, записавшийся на магнитофон, ответил: «Конечно, я помогу тебе. Я всегда с тобой». Они повторили эксперимент, и на этот раз очень ясный голос, наполненный чувством юмора, сказал: «Но Кабачок, это же очевидно, ты не знаешь, что это я?» Джемелли был поражен. Никто не знал прозвища, которым отец дразнил его в детстве. Только затем он, наконец, понял, что действительно говорил со своим отцом. Однако радость от неожиданного «воскресения» отца была смешана со страхом. Имел ли он право говорить с мертвыми? В конце концов оба участника этих событий нанесли визит папе римскому Пию XII в Риме. Джемелли, глубоко взволнованный, рассказал ему о своем опыте. К его удивлению, папа похлопал его по плечу и сказал:
Рисунок 3.6. Священники Агостино Джемелли (слева) и Пелегрино Эрнетти (справа). Агостино Джемелли: фото из «Википедии»: en.wikipedia.org/wiki/Agostino_Gemelli. Автор неизвестен. Пелегрино Эрнетти: фото из энциклопедии Alchetron: alchetron.com/Pellegrino-Ernetti. Автор неизвестен
«Дорогой отец Джемелли, вам действительно не нужно об этом беспокоиться. Существование голосов – строго научный факт, и не имеет ничего общего со спиритизмом. Магнитофон абсолютно объективен. Он принимает и записывает только звуковые волны, откуда бы они ни исходили. Этот эксперимент, возможно, может стать краеугольным камнем для проведения будущих научных исследований, которые усилят веру людей в жизнь после смерти».
К Джемелли вновь вернулась уверенность, но он договорился, что данный эпизод не будет обнародован до последних лет его жизни. Первые статьи[74] об этом появились лишь в 1990 году.