Подготовлено Н. П. Мелешко.
Мы вводим понятие «официальная преступность» в значении, предусмотренном только Уголовным кодексом России, для удобства сравнения с преступностью других стран, где под преступностью понимаются и деликты, предусмотренные и другими законами, а также преступные деяния, принадлежащие к разряду нарушений и проступков, которые в России относятся к так называемым административным деликтам и исключены из уголовно-правового статистического учета. В этих странах (Англия, США, Франция и др.) преступность составляет 10 и более миллионов. В России административные деликты, по разным оценкам, составляют более 60 млн в год, а уголовные преступления – около 3 млн (статистически учтенные).
Ювенология и ювенальная политика в XXI. Опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е. Г. Слуцкого. СПб., 2004. С. 5–6.
Ной И. С. Методологические проблемы советской криминологии. Саратов, 1975.
Кондратюк Л. В. Антропология преступления (микрокриминология). М., 2001.
Овчинский В. С. Криминология и биотехнологии. М., 2005. С. 28.
О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2003. С. 118–124.
Подготовлено Н. П. Мелешко.
Ювенология и ювенальная политика в XXI. Опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е. Г. Слуцкого. СПб., 2004. С. 524, 666.
Государство и право. 2003. № 9. С. 114–121; № 10. С. 102–112.
О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2003. С. 118–124.
Патриция Ханиган. Молодежь, испытывающая трудности. М., 1999; Ховард Зер. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание / Пер. с англ.; под общ. ред. Л. М. Карнозовой. М., 2001; Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа / Под ред. Л. М. Карнозовой. М., 2001; Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России. Вып. 2 / Под. ред. М. Г. Флямера. М., 2000.
Вестник восстановительной юстиции (Россия в начале движения). 2001. № 2; Правосудие в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт / Под ред. Е. Л. Вороновой. Ростов-на-Дону, 2002; Ювенальная юстиция: мультидисциплинарный подход. Опыт становления правосудия в отношении несовершеннолетних в
Ростовской области / Под ред. Е. Л. Вороновой. Ростов-на-Дону, 2002; Восстановительное правосудие в России: технология взаимодействия общества и государства. М., 2001.
Уголовное право зарубежных государств / Под ред. И. Д. Козочкина. М., 2001. С. 97–103.
Международное и национальное уголовное законодательство: проблемы юридической техники. Материалы 3-й Международной научно-практической конференции, состоявшейся на юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова 30–31 мая 2002 года. М., 2003. С. 42.
Гельман Захар. Министерство воспитания. Израильские школьники выбирают между «Тихоном» и ОРТ // Российская газета. № 156. 2004. 23 июля. С. 6.
Гельман Захар. Служба светит всем. Почему в израильской армии нет «дедовщины» // Российская газета. № 145. 2004. 9 июля. С. 6.
Правозащитник. 1996. № 2. С. 42–59.
Ювенальная юстиция в России. Вчера. Сегодня. Завтра / Сост. В. Д. Ермаков. М., 2001. С. 313–386.
Ювенология и ювенальная политика в XXI. Опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е. Г. Слуцкого. СПб., 2004.
Там же. С. 7–8.
Гилинский Я. И. Девиантология. Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб., 2004. С. 34–39.
Государство и право. 2003. № 9. С. 114–121; № 10. С. 102–112.
Одинцов М. Прокурор вступился за трудных подростков // Российская газета. 2005. 16 сент. С. 7.
Морозов Н. А. Преступность и борьба с ней в Японии. СПб., 2003. С. 167.
Сивова С. А. Проблемы построения курса «Социология права для юридических вузов» // Государство и право. 2003. № 12. С. 60.
Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. Глава 8.
Подготовлено Н. П. Мелешко.
Чичерин Б. Г. Философия права. М., 1900. С. 53, 225.
Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 21.
Барулин В. С. Социально-философская антропология. М., 1994; Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991. № 4; Харчев А. Г. Социология воспитания (о некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности). М., 1990; Ильчиков М. 3. Смирнов Б. А. Социология воспитания: Монография. М., 1996.
Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921.
Шварцман К. А. Философия и воспитание. Критический анализ немарксистских концепций. М., 1989.
Гальперин С. В. Мое мироведение. М., 1992.
Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность (философские размышления о жизненных проблемах). М., 1990.
Герщунский Б. С. Образование как религия третьего тысячелетия: Гармония Знания и Веры. М., 2001; Философия образования для 21 века. М., 2002.
Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.
Марков В. В. Разум и сердце: история и теория менталитета. СПб., 1993.
Марцинковская Т. Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994.
Поздняков Э. Г. Философия преступления. М., 2001.
Кондратюк Л. В. Антропология преступления (микрокриминология). М., 2001.
Уколов В. Ф. идр. Философия управления/Теория управления: Учебник. М., 2003.
Бабиков Ю. А. Мировоззрение, или Возвращение Прометея. Рязань, 2002.
Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.; М., 1997. С. 169–189.
Российская газета. 2005. 19 авг. С. 30.
Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа / Пер. с англ, и нем. М., 1999; Бандура А., Уолтэрс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю. Бренцовой и Б. Красовского. М., 1999.
Тумусов Ф. Планета надежды нашей // Российская газета. 2000. 20 окт. С. 9.
Чем больше демократию вводишь, тем меньше ее становится // Российская газета. 2000. 18 авг. С. 9.
Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд. М., 1991. С. 408; Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986. С. 220.
В плане развития российской государственности мы часто путаем демократию с анархией и противопоставляем их правопорядку, государственной дисциплине в управлении обществом на основе устоявшихся принципов человеческого общежития – равенства, свободы, братства, справедливости.
Исторически Россия прошла множество этапов и форм социального общежития и управления обществом: от разрозненности до монолитного единства, от общинного самоуправления до абсолютного монархизма и централизации власти. Во второй половине XIX в. российский самодержавный царизм как форма управления трансформировался в конституционное либерально-демократическое управление страной, где единоначалие (царь) превратилось в одно из средств социального контроля и демократического развития управления (парламент, конституция). В начале XX в. понадобилось революционное преобразование управления структурой общества – уничтожение демократических форм правления и установление единоличной власти, более жесткой, чем царизм, управление обществом через насилие, уничтожение инакомыслия, демократизма.
Данные формы правления потерпели крах в конце XX века с приходом демократических форм управления обществом (парламент, конституция, свободы слова, предпринимательства, конкуренции и т. д.) через правопорядок, который сегодня все больше напоминает хаос и анархию. Представляется, что мы все еще движемся по пути установления порядка и когда-нибудь научимся управлять (хаосом) эволюционными методами, упреждая различные неизбежные революции общественного развития.
Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.; М., 1997. С. 169–89.
Селезнев М. Правовые аспекты генетической гигиены // Законность. 1999. № 4. С. 39
Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Российская газета. 1999. 15 дек. С. 7.
Энциклопедия социальной работы. М., 1994. Т. 3. С. 331; Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб.; М., 1997. С. 18.