Введение[1]

Мировое жизненное пространство в XXI в. характеризуется не только невиданными темпами развития техники и технологии, экономики и производства, энергетического и информационного пространства, науки и социальной активности. Утвердилось новое геополитическое пространство, процессы глобализации в мировом сообществе порождают геополитические кризисы, вызовы и риски как техногенного, так и социального характера. Естественные процессы конкуренции, развития и выживания в условиях глобализации порой превращаются в глобальные противостояния, революции, войны разных уровней, порождают религиозные, национальные, террористические конфликты как внутри отдельных стран, так и между государствами и их союзами.

Российская Федерация – одна из ведущих мировых держав – обладает громадным природным, техногенным, экономическим и человеческим потенциалом. Находясь в условиях коренных трансформаций и преобразований в производственно-экономической и социальной сферах, Россия вынуждена преодолевать внутренние проблемы (бедность, коррупция, преступность, сепаратизм и т. д.) и отражать внешние негативные тенденции, противостоять вызовам международной организованной преступности, терроризма, религиозного фанатизма и т. д.

Дальнейшее реформирование российского общества, социальное и экономическое развитие страны в значительной мере зависят от человеческого фактора – населения: его демографического, психосоматического, психо-эмоционального состояния, уровня образования и профессиональной подготовки, нравственности, патриотизма и гражданской зрелости. Действительность показывает, что указанные параметры российского общества в целом и отдельных граждан далеко не соответствуют предъявляемым требованиям, международным стандартам.

Настоящий исторический период (конец второго и начало третьего тысячелетия) в Российской Федерации ознаменовался тем, что в 1999 г. официальная[2] (предусмотренная Уголовным кодексом), выявленная и зарегистрированная преступность перевалила 3-миллионный рубеж. Прирост по сравнению с 1980 г., когда преступность превысила миллионный рубеж, составил 176 %, а по сравнению с 1991 г., когда преступность превышала 2-миллионный рубеж, составил 38 %. В 2001–2004 гг. преступность с учетом воинских и расследуемых ФСБ преступлений, держалась на уровне 3 млн.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной 10 января 2000 г. Указом Президента РФ № 24, основными факторами и условиями, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм и коррупции, названы следующие: просчеты в проведении реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности; ослабление системы государственного регулирования и контроля; несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере; снижение духовно-нравственного потенциала общества; изменения форм собственности, зачастую провоцирующиеся конфликтами; борьба за власть на основе групповых и этно-националистических интересов; отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная материально-техническая обеспеченность ее деятельности; правовой нигилизм; отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров; глубокое расслоение общества, рост безработицы; кризис системы здравоохранения и социальной защиты населения; рост потребления алкоголя и наркотических веществ; ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи; снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Последствиями действия указанных факторов и условий помимо роста преступности явились: ослабление правового контроля за ситуацией в стране; сращивание отдельных элементов исполнительной и законодательной властей с криминальными структурами; проникновение криминальных структур в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями товаропроводящими сетями; сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране.

В Концепции разработаны меры, которые должны быть приняты государством и обществом в борьбе с преступностью. К основным задачам обеспечения национальной безопасности России отнесены: обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями; организация работы органов исполнительной власти, дальнейшего совершенствования законодательства, обеспечения строгого его исполнения всеми хозяйствующими субъектами; государственное обеспечение социальных гарантий, развитие механизмов коллективной ответственности и демократического принятия решений, социального партнерства; взаимодействие всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы, четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами; разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства; консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией, искоренение экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработка комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств; формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья, собственности каждого человека; развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом, пресечение деятельности транснациональной организованной преступности; создание действенной системы финансового контроля; усовершенствование мер административного, гражданского и уголовно-правового воздействия; отработка механизма проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам.

Изложенные концептуальные проблемы борьбы с преступностью выдвигают на первый план создание и развитие законодательной базы, регулирующей деятельность государства и его чиновников по отношению к человеку, гражданину и обществу в целом, а также дальнейшее совершенствование организационно-правовых форм профилактики и борьбы с преступностью, развитие науки криминологии как основной научно-теоретической базы профилактики и предупреждения преступности.

Следует отметить, что рост преступности происходит не только в России, а фактически во всех странах мира, где различны экономические и социальные условия жизни, развития и становления как конкретного человека, так и всего общества.

Нам представляется, что обществом, его учеными, прежде всего криминологами, недостаточно уделяется внимания изучению личности правонарушителя и человека вообще, особенно в его несовершеннолетний период, который является периодом становления и развития, когда формируется личность, происходят деформации сознания и наблюдаются отклонения в поведении от социальной нормы.

Мы полагаем, что дальнейшее реформирование российского общества, социальное и экономическое развитие страны в значительной мере зависят от молодежного фактора. Молодежь – это субъект общественного воспроизводства, гарант развития общества, характеристики которого во все времена определялись качеством воспитания, образования, социализации. Государственная политика должна базироваться на знании о взрослении и становлении молодого поколения в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал, т. е. в единстве процессов воспитания, образования и социализации. Прогрессивность молодого поколения определяется теми свойствами, которые формируются в процессе его социального, духовного и биологического взросления и становления.[3]

Человек – это прежде всего материальная субстанция, биологическое существо, обладающее сознанием и разумом. Способность человека осознавать окружающий его мир и себя самого как частицу этого мира, преобразовывать этот мир и влиять на него делает его творцом, хранителем мироздания. В этом заключается социальная сущность человека, которая проявляется в его поступках, действиях, поведении.

Биологическая сущность человека заключается в его способности к самовоспроизводству, самосохранению, саморазвитию, выживанию и совершенствованию.

Социальная сущность человека – это в первую очередь его способность к осознанному воздействию на окружающий мир, природу через объединение с себе подобными и к единению с окружающим миром, выработке коллективного всеобщего Разума, познанию всеобщих законов Бытия и его Развития, созданию Человеческого Общества и жизни Человека в этом Обществе как части материального мира, обладающей коллективным Разумом.

Формы проявления социальной сущности человека – его поступки, действия, поведение – всегда оценивались отдельным человеком и обществом в целом с позиций их полезности для него, удовлетворения его биологических и общественных потребностей. Поэтому формы поведения человека всегда рассматривались им как положительные, полезные, нужные ему и обществу или как отрицательные, негативные, вредные для общества и конкретного человека как его частицы.

Свобода выбора Человеком формы проявления своей социальной сущности (поступков, действий, поведения) присуща каждому человеку. В то же время эта свобода ограничена Разумом человека, его способностью осознавать полезность, необходимость своих действий для общественного, природного развития, их соответствие объективно действующим процессам и законам Развития и Бытия. Ограничения эти выражаются в мнении, понимании, осознании вредности негативного поведения и влияют на Разум Человека.

Таким путем вырабатываются мораль, этика, культура человеческого поведения, обычаи, правовые нормы, которые делятся на естественные — присущие человеку как биологическому существу, без которых он не может существовать как человек, и социальные, без соблюдения которых не может существовать общество в целом и отдельные социумы человеческого общества. Поведение отдельных людей и их групп, оцениваемое как вредное, ненужное обществу, опасное для его существования, рассматривается обществом как отрицательное, негативное, социально вредное, правонарушающее и преступное.

Негативные социальные отклонения, правонарушения и преступления взаимосвязаны и имеют одни корни, некоторые общие причины, сходство ряда признаков личности их носителей. Их единая антиобщественная природа обусловливает взаимное влияние, зависимость, соединение различных видов социальных отклонений, в том числе и преступлений, в единый негативный социальный процесс, присущий человеческому обществу в любых формах и стадиях его развития.

Преступления как уголовно наказуемые правонарушения представляют в этом массиве некое отрицательное ядро – крайнюю степень выражения общественной вредности, опасности и противоправности всех правонарушений и всех видов негативного поведения.

Преступность – это единство противоправности как совокупность отдельных преступных деяний, базирующихся на правонарушающем и негативном поведении людей; это сложное социальное явление, перед которым человечество, сколько оно существует, живет в страхе и с которым всячески пытается бороться.

Борьба человечества с преступностью – это борьба двух противоположностей, положительного и отрицательного начал, заложенных в человеке. Без изучения отрицательного поведения людей нельзя понять их социальной сути и нельзя обеспечить превосходство положительного поведения над отрицательным. Некоторые исследователи (Д. А. Ли) доказывают, что преступное поведение присуще 5,6 % всего населения. Но если смириться с этим явлением, оно может превратиться в серьезную угрозу для существования всего общества.

Поскольку понятия «преступление» и «наказание» неразрывно связаны, а уголовное наказание определяется только судом, под преступлением следует понимать правонарушение, за которое судом назначено уголовное наказание: например, лишение свободы 1–2 года и выше. Остальные правонарушения можно классифицировать как уголовные проступки (лишение свободы до двух-трех лет) и нарушения (меры наказания, не связанные с лишением свободы, в том числе и добровольное восстановление нарушенного права). Именно совокупность определенных наказаний определяет структуру и степень общественной опасности преступности в целом и отдельных ее видов.

Таким образом, современную криминологию можно определить как науку, изучающую человека, его правонарушающее (противоправное) поведение, а также негативные, девиантные поступки человека, которые приводят его к совершению преступления как вида, категории наиболее опасного для общества противоправного деяния, иначе говоря, предпреступное и преступное поведение человека, которые и составляют единство преступности в обществе.

Поведение человека изучают и другие науки (психология, культурология, сексопатология, социология, философия, естествознание, история, все юридические науки и др.). Криминология как обобщающая наука, как философия противодействия преступности должна основываться на результатах научных исследований указанных наук, а также наук уголовно-правового цикла, которые определяют преступность поведения человека и правила борьбы с этим явлением, противодействия ему.

Предмет современной криминологии можно определить как изучение предпреступного (девиантного, правонарушающего) и преступного поведения человека, их причин, факторов и условий, сущности и процесса развития человека как личности, которые определяют его поведение. Криминолог должен владеть знаниями по психологии, социологии, педагогике, естествознанию, математике в части, объясняющей поведение человека и анализирующей его, но он может и не быть «узким специалистом» в перечисленных областях. Криминолог должен быть широкомасштабным специалистом по преступному (противоправному) поведению, а для этого ему необходимы знания всех наук, которые объясняют и помогают познать его.

Основным предметом, определяющим сущность криминологии, является учение о причинах преступности: это социальные условия и факторы развития личности, приводящее человека к совершению преступных деяний, или свойство, качество человеческой личности, передающееся по наследству (сохранение человека как вида живой природы, наделенного разумом) и определяющее природную (естественную) сущность человека.

Причины человеческого поведения, в том числе и преступного, являются основным предметом спора между криминологическими школами социального и биологического толка. Советские и российские (по инерции) криминологи занимаются в основном критикой зарубежных (буржуазных) теорий, которые стоят на позициях биологического объяснения причин преступности. Биологическое объяснение причин преступности поддерживал в 70-е годы XX в. профессор И. С. Ной[4]. В значительной мере на этой же позиции стоит Л. В. Кондратюк[5], который исходит из того, что человек состоит из трех субстанций – тела, души и духа. Духовная ущербность (9 энотипов) человека и образует причинный комплекс преступного поведения. Наиболее полно причины преступности с точки зрения биотехнологической революции XX–XXI вв. исследуются профессором В. С. Овчинским. Он полагает, что криминологам необходимо овладевать новейшими знаниями в области психиатрии, психологии, психогенетики, медицинской генетики и других естественных наук. И делать это надо, прежде всего, для того, чтобы «геноломброзианство» не заменило науку криминологию.[6]

Мы полностью согласны с Л. В. Кондратюк и В. С. Овчинским и причины преступности видим в природной (естественной) сути человека, его способности совершать как положительные поступки, которые детерминируются определенными социальными ситуациями и отношениями (условиями и факторами). Поэтому мы полагаем, что изучать причины преступности необходимо в первую очередь на примере несовершеннолетних правонарушителей, которые еще недостаточно подверглись социальному преобразованию (социализации).

Криминология – это наука, изучающая преступность через конкретные преступные деяния, в том числе и преступления, а также лиц, их совершивших, и разрабатывающая методы и средства борьбы с ней.

Криминология – это философия борьбы с преступностью всех уголовно-правовых систем, которые регулируют общественные отношения в сфере преступности как негативного поведения людей, организующая борьбу человечества с этим негативным социальным явлением и обеспечивающая превосходство положительного над отрицательным в поведении людей. Никакие общественные катаклизмы, никакие отмены и запреты криминологии как науки не прекращают ее существования и развития, торжества добра над злом в обществе.

Криминология – это наука о преступлении и преступности как социальных явлениях, присущих только человеку и человеческому обществу, как сознательных (осознанных) деяниях человека.

Криминология не является наукой раз и навсегда заданных конкретных способов и методов борьбы с отрицательным в поведении людей. С развитием общества, изменением общественных формаций, криминология также развивается и совершенствуется.

Перестроечные процессы, становление рыночной экономики в России порождают новые проблемы и процессы в нашей нравственной жизни, приводят к глубокой мировоззренческой перестройке, формированию новой этики, основанной на приоритете общечеловеческих ценностей. Изменение социальных отношений с неизбежностью вызывает на первых порах паралич старой системы и постепенное по мере стабилизации общественных отношений зарождение новых форм и методов борьбы, профилактики преступности, контроля за ней, создание наряду с карательным системы восстановительного правосудия, системы ювенальной юстиции как воспитания, становления и развития ребенка и защиты естественного состояния (прав) детства и материнства. Сегодня все чаще понятие «борьба с преступностью» заменяется на понятие «профилактика преступности», которое охватывает не только уголовно-правовую, карательную практику, но также и воспитательную, предупредительную, правозащитную и правовосстановительную функции общества в противостоянии преступности.

Преступное поведение проявляется во всех сферах человеческой деятельности, в различных формах человеческого существования: в политической, экономической, семейной сферах, на стадии несовершеннолетия, взросления и др. Криминология знает определенные особенности преступного поведения, разрабатывает способы его изучения и борьбы с ним. Но общие черты преступного поведения: противоправность, покушение частного интереса (человека или корпорации) на публичный интерес (общество, государство), использование его в частных целях, представляющие определенную степень общественной опасности, которая соответствует степени уголовно-правового воздействия на правонарушителя (ограничение или лишение его естественных прав и свобод) в целях достижения восстановления нарушенного публичного интереса, недопущения впредь совершения преступных деяний данным правонарушителем и другими лицами, т. е. противоправность, общественная опасность, наказуемость через наказание, меры безопасности и пресечения в целях правовосстановления и профилактики, – всегда являются предметом изучения науки криминологии. В настоящее время разрабатываются различные ее отрасли: ювенальная, семейная, экономическая, политическая, пенитенциарная и другие криминологии. Но это, на наш взгляд, не самостоятельные науки, а части, разделы, отрасли единой, цельной науки «криминология».

В 60–80 годы XX столетия в России преобладали следующие направления криминологических исследований: обоснование криминологии как науки и ее становление, изучение преступности и личности преступника, разработка системы мер предупреждения преступности в рамках существующего общественно-политического строя. В 90-е годы внимание криминологов главным образом было направлено на изучение и организацию предупреждения тяжких насильственных преступлений, профессиональной и рецидивной, организованной преступности и коррупции в системе государственной власти. В начале XXI в. основные задачи криминологов, по нашему мнению, будут состоять в профилактике всей преступности на базе воспитания населения, формирования его правосознания, повышения культурного и материального уровня жизни. Борьба с преступностью должна начинаться не с момента совершения преступления. Центр тяжести переносится на стадию воспитания и становления человека как личности, на воспитание нетерпимости к правонарушающему поведению и преступности, правовому нигилизму и цинизму, на формирование правосознания отдельной личности и общества, основанного на знании закона, уважении и преклонении человека перед законом.

В настоящее время криминологические исследования призваны обеспечить своевременное изучение как старых, так и новых видов преступности и выработать действенные меры профилактики преступности, правонарушений и негативного поведения.

В будущем работа криминологов должна обеспечить создание и функционирование государственной власти, основанной на законе, работающей на основании закона и пользующейся всеобщим уважением и доверием общества.

Основным направлением в профилактике преступности несовершеннолетних и преступности в целом мы считаем создание и развитие системы ювенальной юстиции в стране, что даст новый импульс развитию нашего общества в целом.

В последнее время в стране проходят научно-практические конференции, симпозиумы, посвященные проблемам создания ювенальной юстиции, проводится в этом направлении большая практическая работа, особенно государственными органами по молодежной политике, общественными формированиями во всех регионах и на разных уровнях в рамках проведения судебной реформы, реформирования государственного аппарата и создания нового гражданского общества, основанного на принципах равноправия, свободы, гуманизма и справедливости.

В середине 90-х годов в Санкт-Петербурге и Москве, а с 2001 г. в Ростове-на-Дону, Самаре и других городах проводятся эксперименты по реформированию судебной деятельности в отношении несовершеннолетних «преступников» и созданию ювенальной юстиции как процессуальных норм и правил. Этому же посвящено и постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».

Однако эти крайне ограниченные и усеченные попытки создания ювенальной юстиции в России обречены на провал и не принесут желаемых результатов в деле противодействия преступности несовершеннолетних и борьбы с ней по следующим причинам: 1) они направлены на создание не системы ювенальной юстиции, а системы ювенального правосудия и касаются только лиц, совершивших преступления, т. е. деяния, предусмотренные в качестве таковых Уголовным кодексом России; 2) они направлены на облегчение изучения личности уже сформировавшегося несовершеннолетнего преступника (по УК РФ) через институт социальных работников; 3) они предполагают «гуманизацию» уголовного наказания в отношении несовершеннолетних преступников прежде всего путем неприменения к ним лишения свободы и назначения им альтернативных наказаний или так называемого условного осуждения, что ведет к безнаказанности и поощряет преступную деятельность.

В этом последнем «революционном» направлении развития ювенального правосудия в России и кроется главная ошибка реформаторов и основная причина их будущих неудач. Освободив от наказания несовершеннолетнего, совершившего преступное деяние, суд оставляет его безнаказанным и предоставленным самому себе, поскольку в России нет социальной системы, которая бы занималась этим несовершеннолетним и которая называется во всем мире ювенальной юстицией, – системы профилактики преступности. Безнаказанность порождает преступность. Единственно возможные последствия деятельности современной российской системы правосудия – это развитие преступности несовершеннолетних в России: несовершеннолетние, совершившие преступные деяния, проходят преступные университеты в карательной уголовно-правовой системе правосудия и присоединяются к армии преступников, которые исчисляются десятками тысяч. В Швейцарии, Швеции, Франции, Англии, Японии и других странах подобные «преступники» проходят через систему профилактики, воспитания, обучения, пробации и называются нарушителями. В итоге лишь некоторые из них попадают в разряд действительных преступников, число которых исчисляется единицами, десятками на всю страну. Главная цель ювенальной системы упомянутых стран – не допустить безнаказанности, безответственности несовершеннолетних правонарушителей и предотвратить совершение ими преступления. Об эффективности подобного подхода свидетельствует статистика преступности в указанных странах.

Эта система (в зарубежных странах) и составляет основу ювенальной юстиции, где очень значительную роль играют ювенальные судьи, причем не как лица, выносящие уголовное наказание, а как лица, обеспечивающие принудительное воспитание и образование несовершеннолетних и защиту их человеческих прав и свобод.

Историческим примером «эффективности» ювенального правосудия без ювенальной системы профилактики является бывшая ГДР, где после объединения с ФРГ, суды не судили, а просто освобождали от уголовной ответственности, т. е. лишения свободы несовершеннолетних. Оставаясь безнаказанными из-за отсутствия ювенальной системы профилактики, эти лица пополняли ряды профессиональных преступников, что привело к тяжким социальным последствиям – значительному росту преступности в целом и несовершеннолетних в частности.

16—18 апреля 2001 г. под патронажем Ростовского областного суда и Программы Развития ООН в Российской Федерации проходил научно-практический семинар «Правосудие в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт».

Выступления Эмануэль Робинсон (ювенальный судья Франции), Винсента Гюбо (воспитатель Управления судебной защиты молодежи Министерства юстиции Франции), Паула Рива (специалист по ювенальной юстиции Министерства юстиции Швейцарии) показали, что в этих странах с развитой системой ювенальной юстиции основное внимание государственная власть направляет на защиту интересов несовершеннолетних, профилактику их девиантного поведения – до 90 % всей нагрузки ювенального правосудия. Для этого действует разветвленная система государственных административных органов: департамент правовой защиты несовершеннолетних Министерства юстиции, департамент административной защиты Госсовета, социальная помощь детям, защита материнства и детства, частные воспитательные организации, которые работают по контракту с Минюстом. Любые решения, ограничивающие права и свободы несовершеннолетних и касающиеся применения к ним принудительных мер, могут приниматься только ювенальным судьей. Уголовное правосудие осуществляется только ювенальным прокурором и ювенальным судом. Лишение свободы – только в крайне необходимых случаях. В Швейцарии отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы около 30 человек в год.

Главное в их системе ювенальной юстиции – не допустить совершения преступления несовершеннолетними и внести в их предпреступное поведение нужные коррективы.

Конечно, российская действительность далека от этой системы: детская преступность, беспризорность, безнадзорность являются одними из основных характеристик российской современности. В 2000, 2001, 2002 гг. в подразделения МВД Российской Федерации доставлено соответственно 1 175 336, 1 140 169, 1 099 753 несовершеннолетних, нуждающихся в защите государства. Из них в Центры временного содержания помещено 30 017, 24 441, 20 595 подростков. Совершили преступления 195 426, 185 379, 139 681, из них осуждено 148 560, 142 829, 88 334 человек, в том числе к лишению свободы – 29 407, 29 624, 18 934 подростка. Ежегодно около 40 тыс. детей объявляется в розыск, находится в местах лишения свободы около 20 тыс. детей, из них одна треть страдает психическими расстройствами в той или иной степени[7]. Поэтому российская ювенальная действительность далека от международных стандартов и должна развиваться по образцу и подобию стран с развитой ювенальной юстицией.

Исправить подобное положение с преступностью несовершеннолетних, которая является основой профессиональной, рецидивной и наиболее тяжкой преступности в России, возможно только создав систему ювенальной юстиции по образцу Японии, Франции, Швейцарии, Канады и других стран, на базе разработки науки о ювенальной юстиции, а не путем волюнтаристского администрирования. Прежде всего следует развивать новые правовые дисциплины, такие как ювенальная криминология, ювенальная юстиция. Их предметом должны стать: предпреступное поведение несовершеннолетних, механизм деформации личности, становление и профессиональное развитие преступной личности, система профилактики девиантного и преступного поведения несовершеннолетних. Это будет основой для противодействия преступности в целом и строительства системы ювенальной юстиции.

Однако ювенальная криминология как отрасль науки криминологии может изучать только преступность (преступные деяния) несовершеннолетних и решать проблемы профилактики и противодействия преступности несовершеннолетних, то есть уже состоявшихся «преступников». Проблемы воспитания, образования, развития и становления личности несовершеннолетнего Человека ювенальной криминологии не подвластны. Эти проблемы изучают другие науки – педагогика, психология, социология, антропология и др. В интеграции с юридическими науками (гражданское, уголовное, государственное право, криминология, девиантология и др.) они создают новое направление в юридической науке – ювенальную юстицию, целью которой является законодательное закрепление развития и совершенствования воспитания и образования, защиты детей от незаконных репрессий за их девиантное поведение, которое рассматривается как нормальное, допустимое явление в условиях становления личности методом проб и ошибок, а также изучение этого девиантного поведения с целью противодействия ему и защиты общества от преступных противоправных последствий.

Поскольку отправление правосудия в отношении несовершеннолетних основано не только на знаниях права, но также и на знаниях педагогики, социологии, психологии, естественных наук о человеке и природе, эта отрасль правоотношений должна быть выделена в особый объект всех указанных наук и, следовательно, необходимо сформировать самостоятельную специализацию – «Ювенальная юстиция» с набором следующих дисциплин: «Основы ювенальной юстиции», «Ювенальное правосудие», «Международные стандарты социализации (развития) детей», «Защита детей, попавших в трудную жизненную ситуацию», «Система органов защиты детей и профилактики их девиантного поведения», «Ювенология», «Девиантология» и др.

Мы предлагаем в систему юридического образования ввести четвертую основную специализацию – «Ювенальная юстиция», как систему управления развитием (воспитание, образование, научение) детей (молодежи, подрастающего поколения), защиты их прав и свобод, а также отправления правосудия в этой сфере общественных отношений.

Предлагаемый курс «Основы ювенальной юстиции» сориентирован на достижение следующих целей: 1) развить формирующееся на базе изучения юридических дисциплин представление о естественных правах человека (на жизнь, материнство, детство, благоприятную окружающую среду и др.); 2) раскрыть специфику правового подхода к изучению правовых феноменов в различных стадиях развития и становления личности как субъекта социальных процессов; 3) дать знания, необходимые для научного социально-правового анализа и осмысливания современной действительности и роли (месте) подрастающего поколения в этой действительности; 4) сформировать базовые навыки по проведению социологических и правовых исследований семейных отношений, социума малолетних, подростковых и молодежных сред.

Таким образом, ювенальная юстиция – это право для несовершеннолетних и для защиты общества от несовершеннолетних правонарушителей.

Без создания в России науки и системы ювенальной юстиции как основы для ювенального правосудия нельзя надеяться на успех в борьбе с преступностью в целом.

В предлагаемой работе исследуются материалы, касающиеся профилактики преступности несовершеннолетних и проблем воспитания и образования, рассмотрение которых авторы считают приоритетным направлением в развитии науки о борьбе с преступностью.

В настоящей работе исследуются философские, социологические, криминологические проблемы становления девиантной личности, деформации правосознания несовершеннолетних как в современной России, так и в зарубежных странах; анализируется опыт различных стран (с демократическим и тоталитарным режимами управления обществом) по противодействию девиантному поведению человека, в том числе и преступному; изучается опыт социального контроля за воспитанием, образованием, становлением личности человека и его поведением; исследуется роль уголовной, «административной» и других правовых систем в плане противодействия девиантности и преступности, а также проводятся социологические и эмпирические исследования проблем «преступности» несовершеннолетних как фундамента преступности в целом. Значительное внимание уделяется проблемам развития юридического, в том числе ювенально-правового, образования населения России, развитию научной системы «ювенальная юстиция» и ее основополагающего курса «Основы ювенальной юстиции»

Кроме того, представлен учебно-методический комплекс «Основы ювенальной юстиции», разработанный для преподавания этой дисциплины в учебных заведениях, готовящих специалистов в сфере ювенальной юстиции (воспитания, образования, защиты детства, становления личности, профилактики девиантности и т. д.), а также для юристов, которым небезразлична судьба несовершеннолетней части общества и проблемы профилактики преступности в целом. Без преподавания «Основ ювенальной юстиции» в системе юридического образования и развития науки в этом направлении не могут быть обеспечены действенная борьба с преступностью, сокращение тюремного населения и криминализации общества.

Некоторые суждения авторов носят дискуссионный характер и нуждаются в дальнейших исследованиях доктринального и научно-прикладного характера, апробации.

Загрузка...