Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом императора Александра первого «Об учреждении министерств».5 Благодаря данному документу, на смену коллегиальным решениям, появляются восемь министерств во главе с министрами (иностранных дел, внутренних дел, военных и сухопутных сил, морское, финансовое, коммерции, народного просвещения, и юстиции). В это время, Министр юстиции одновременно являлся генеральным прокурором. На Министерство были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов. С самого начала существования Министерства, большое значение придавалось совершенствованию законодательства. После проведенной в 1864 году судебной реформы, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, прокуратурой, управление тюрьмами, и нотариатом. Появились институты мировых судей и присяжных заседателей. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.
Благодаря Министерству юстиции в 1881 году было отменено публичное исполнение смертной казни, а все законодательные предложения представлялись на его заключение перед их рассмотрением Государственным советом. В 1903 году разработан проект закона об условном осуждении. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов. С середины 19 века, задачей Министерства юстиции становится информирование министров об утверждении уставов вновь созданных организаций, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору доклады о состоянии дел. В 1895 году из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление.
В 1917 году Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции, начавший активное формирование судов. Следует отметить, что в очередной раз основной из главных задач в деятельности комиссариата юстиции являлось разработка и совершенствование законодательства. Принятым 1928 года постановлением центральным исполнительным комитетом народному комиссару юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда Республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата народного комиссариата юстиции, а уже в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство. В системе Министерства создаются научно-исследовательские лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Разработка и совершенствование действующего законодательства развивалось такими темпами, что уже в 1957 году в уголовном процессе закрепляется понятие презумпции невиновности, то есть правового положения, при котором лицо считается невиновным, пока не будет доказано обратное. Наркомюст получает право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. По мнению ученого В.Е.Чиркина, с чьим мнением можно согласиться, «Правосудие – главная, но не единственная функция судебной власти. Судьи осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью мер процессуального принуждения, только они разрешают применение таких мер… Пленум Верховного Суда дает судам руководящие разъяснения по вопросам судебной практики, т.е. толкует нормы права».6 Однако, в 1963 году Министерство юстиции было упразднено, и лишь в 1970 году Президиум Верховного Совета издает Указ о возобновлении его работы. В настоящее время, правовое положение Министерства юстиции определяет Основной закон,7 Положение о Министерстве,8 и его Регламент.9 Стоит сказать, что нормы управленческого права составляют элемент публичного правопорядка, а значит имеют прямое отношение к регламентации видов управляемой деятельности, но с точки зрения управленческого права вряд ли можно согласиться с мнением, что все виды деятельности управляемы. Нельзя отвлекаться от гражданского общества, отношения в котором не позволяют публичной власти проникать во все сферы, ведь отношения здесь регулируются не только правовыми, но и другими социальными нормами.
Управлению в области юстиции присущи те же черты, что и другим отраслям государственного управления: подзаконность и государственно-властный характер. Вместе с тем, этому виду управления свойственны качества, обусловленные спецификой задач органов юстиции, и особенностями их реализации. Сюда входит осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативному регулированию, регистрация некоммерческих организаций, политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, адвокатура, нотариат, государственная регистрация актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов, оказания бесплатной юридической помощи, организации местного самоуправления, и правоприменительные функции.
Компетенцию органов юстиции можно выразить через основные функции:
1 разработка общей стратегии государственной политики;
2 нормативное регулирование в установленной сфере деятельности;
3 обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
4 учет субъектов хозяйствования;
5 контроль в сфере адвокатуры, нотариата, и ЗАГС.
Министерство юстиции Российской Федерации и его органы, образуют единую систему юстиции рамках страны, которая представляет собой трехуровневую структуру: федеральный, региональный, и районный уровни. В деятельности по обеспечению законности и единства правового пространства страны, территориальные органы участвуют и в нормотворческой деятельности органов государственной власти, и осуществляют контроль за законностью издаваемых органами государственной власти правовых актов, а также осуществляют функции по ведению федерального регистра нормативных актов, проводя юридическую экспертизу законодательства.
Возглавляет Министерство Министр юстиции, который входит в состав Правительства. Его заменяют первый заместитель и заместители Министра. Первый заместитель курирует работу Департамента организации и контроля, Департамента по делам некоммерческих организаций, а также Департамента государственной службы и кадров. Основные задачи первого Департамента состоят в организации управленческой деятельности Министерства, координации, и осуществления контроля деятельности территориальных органов, а также обеспечение режима секретности. Второй Департамент осуществляет такие функции как регистрация некоммерческих организаций, контроль за их деятельностью, а также объединений, политических партий, и религиозных организаций их уставным целям. Последний же, – решает задачи обеспечения прохождения федеральной государственной гражданской службы в Министерстве, организации и осуществление кадрового обеспечения, а также проведение проверок в отношении служащих структурных подразделений Министерства.
Правовой основой деятельности Департаментов Министерства юстиции являются одноименные с ними положения, которые утверждаются Приказом Министерства страны. Например, правовой статус Департамента по делам некоммерческих организаций определен соответствующим Положением.10
Следуя структуре, можно кратко обозначить основные функции Департаментов, которые также вытекают из их названий. Так Департамент экономического законодательства реализует обеспечение гармонизации законодательства страны с актами Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза и Единого экономического пространства. Департамент конституционного законодательства обеспечивает функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере территориального устройства страны. Департамент регистрации ведомственных нормативных актов реализует обеспечение единства правового пространства страны, и соблюдение законности при принятии нормативных актов. Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой обеспечивает реализацию государственной политики, правовое регулирование и контроль в сферах адвокатуры, нотариата, ЗАГС, оказания юридической помощи, судебно-экспертной деятельности. Департамент развития законодательства, осуществляет мониторинг применения права, обобщения, анализа, изучения и экспертной оценки информации о состоянии законодательства и правоприменительной практики, выработки предложений по совершенствованию законодательства страны, участие в пределах своих полномочий в разработке общей стратегии государственной политики в сфере деятельности Министерства.
Отдельно стоит выделить судебно-экспертные учреждения, и научный центр правовой информации при Министерстве юстиции. Основной задачей первых является защита интересов государства, прав и свобод гражданина, прав юридического лица посредством проведения судебных экспертиз и различных экспертных исследований. Задачами последнего являются обеспечение прав физических и юридических лиц на получение информации о правовых актах страны.
Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства организует и координирует работу по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов. Департамент управления делами обеспечивает финансовыми и материально-техническими средствами Министерство, а также контролирует их использование. Задачами Департамента международного права и сотрудничества является проведение в жизнь политики по укреплению связей в сфере международного права и сотрудничества. Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере уголовных наказаний и судебных актов реализует государственную политику и правовое регулирование в сферах исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей, включая осуществление координации и контроля деятельности подведомственных Министерству Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов.
Стоит отметить Федеральные службы исполнения наказаний и судебных приставов. Обе службы являются федеральным органом исполнительной власти. Первая осуществляет правоприменительные функции, а также контроль и надзор в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране. Вторая осуществляет функции по исполнению судебных актов, а также правоприменительные функции и контроль в установленной сфере деятельности. Территориальные органы Министерства юстиции являются территориальными Главными Управлениями соответствующих областей.
Таким образом, структуры органов юстиции Российской Федерации и Республики Беларусь весьма схожи. Общее управление органами юстиции осуществляет Министерство юстиции. А на более мелких уровнях – его Управления (для Республики Беларусь). В субъектах же Российской Федерации действуют Министерства Республик, Управления юстиции краев, областей и других субъектов страны, возглавляемые начальниками управлений и Министрами. Однако обеспечение единства правового статуса невозможно без создания централизованной системы органов юстиции, подчиненных Министерству, поэтому перед его территориальными органами ставятся задачи по реализации государственной политики в сфере юстиции, включая обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнения актов судебных органов. Для осуществления каждой задачи, существует строгий ряд действий. Это обусловлено в первую очередь тем, что бесконтрольность действий влечет за собой определенные правовые последствия, которые могут привести к нарушению равновесия среди государственных органов, а может и к сосредоточению полномочий в одних руках, то есть к диктатуре. Нельзя не согласиться, что построение в стране гражданского общества невозможно без формирования у населения правового сознания, следовательно, значение органов юстиции в таком государстве должно быть первостепенным, поскольку они являются правовой основой российского общества. На сегодняшний день, Министерство юстиции является весьма многопрофильным федеральным органом исполнительной власти, возглавляющим централизованную систему юстиции страны. Таким образом, российская юстиция в процессе реализации указанных задач, призвана способствовать становлению правовых основ российского государства, а также поднятию авторитета органов государственной власти страны.