Модернизация органов власти Беларуси определяла формирование органов юстиции.3 В 1919 году, в результате принятия конституции БССР, в стране устанавливалось верховенство власти съезда Советов Белоруссии, а в период между съездами – Центрального Исполнительного Комитета, который являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. В этом же году вопросы юстиции были возложены на образованный Народный Комиссариат Юстиции, а на территории Минской губернии – Минский губернский отдел юстиции. В следующем году вносятся дополнения в Конституцию, которые устанавливают образование Центрального исполкома Совета народных комиссаров, которому принадлежало общее управление делами БССР. Создается пятнадцать народных комиссариатов, в том числе и Народного комиссариата юстиции, при каждом из которых образовывались коллегии. Чуть позже наиболее конкретно были определены задачи и структура Народного Комиссариата Юстиции, многофункциональность которого определила разветвленную структуру этих органов. В ее состав вошли Общий отдел, отдел Охраны Революционной Законности (в его состав входили прокуроры), Законодательно-Кодификационный отдел, Исправительно-Трудовой отдел. Прокуроры возглавляли Верховный Трибунал, Революционный Трибунал, Совет Народных Судей. Чуть позже структура органов юстиции несколько изменяется, благодаря чему становится все более похожей на структуру современной системы органов юстиции. Другими словами, Революционный Трибунал и Совет Народных Судей объединяются в Высший Суд Республики, а при Народном Комиссариате Юстиции учреждаются отделы прокуратуры, и нотариата. Следовательно, Генеральным Прокурором Республики становится Комиссар Юстиции. Еще несколько позже в структуру Комиссариата входят Верховный и Высший суды Республики, а немного позднее – Всебелорусское Объединение Защитников (адвокаты). Таким образом, организация судебных органов осуществлялась Верховным и Высшим Судами под руководством Комиссариата юстиции, деятельность которого спустя несколько лет была приостановлена. Несколько позже, Комиссариат возобновил свою работу, однако уже в составе Прокуратуры Республики, а при ней следователей по важнейшим делам, Верховного Суда и Юридической Консультации. Спустя десятилетие, в связи с преобразованием органов государственного управления, снова принимается новое Положение об этом Комитете. Теперь на него возлагалось руководство деятельностью управлений юстиции при областных Советах Депутатов трудящихся, организация деятельности судов, руководство институтами нотариата, адвокатуры, систематизация материалов по кодификации законодательства, а также подготовка и переподготовка кадров органов юстиции.
Несколько позже, Совет Народных Комиссаров становится Советом Министров (Правительство), а Народный Комиссариат Юстиции – Министерством юстиции, в состав которого входили руководство, управления судебных органов, отдела кадров, отдела кодификации, отдела нотариата и ЗАГС, отдела адвокатуры, финансового отдела и канцелярии. Данное решение было принято Народным Советом в 1946 г. Почти пятнадцать лет достаточно отлаженная система нормально функционировала, однако Верховный Совет приостанавливает ее деятельность, а все функции по руководству судами, и нотариальными конторами, возлагает на Верховный Суд. В этом же году при Правительстве создается юридическая комиссия, задачей которой являлось выполнение работы, связанной с систематизацией принятого, и разработкой нового законодательства. Позже на нее было возложено методическое руководство органами ЗАГС. Спустя еще пять лет, эта комиссия стала осуществлять руководство деятельностью коллегий адвокатов, что повлекло создание в ее составе отдела адвокатуры. Наконец, только в 1970 году, Юридическая комиссия при Правительстве приостанавливает свою деятельность, и начинает функционировать система органов, при которой в каждой области начинает существовать отдел юстиции. Немного позже на Министерство юстиции возлагается формирование Свода законов БССР. Перед ним ставятся следующие задачи:
1 организационное руководства судами;
2 кодификация законодательства;
3 совершенствование деятельности нотариата, ЗАГС, и адвокатуры;
4 лицензированием отдельных видов юридической деятельности (для создания системы формируется Национальный центр правовой информации);
5 государственная регистрация нормативных правовых актов;
6 содействие развитию правовой науки;
7 кадровый учет.
В 1992 году была установлена новая структура центрального аппарата Министерства. Теперь в систему министерства входили: областные и Минский городской управления юстиции исполкомов, государственные нотариальные конторы, а также коллегия адвокатов.
В настоящее время, Министерство юстиции является органом государственного управления республиканского значения, и подчиняется Правительству, а по отдельным вопросам деятельности, – непосредственно Главе государства. В своей деятельности оно руководствуется Конституцией Республики Беларусь, соответствующим Постановлением Правительства,4 где определяется его структура, а также иными нормативно-правовыми актами Республики Беларусь, основные из которых будут обозначены несколько ниже. Министерство юстиции Республики Беларусь является юридическим лицом, имеет печать с изображением государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. Главные управления юстиции облисполкомов и Минского горисполкома выполняют в соответствующих областях делегированные задачи. Что касается государственных организаций, подчиненных Министерству юстиции, – это государственное учреждение «Научно-исследовательский институт криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь», а также Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь, который является его структурным подразделением, осуществляющим исполнительные функции в сфере архивного дела и делопроизводства в Республике Беларусь. Сюда входит государственное учреждение «Национальный архив Республики Беларусь» (г. Минск), государственное учреждение «Национальный исторический архив Беларуси» (г. Минск), государственное учреждение «Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно» (г. Гродно), учреждение «Белорусский государственный архив кинофотодокументов» (г. Дзержинск), учреждение «Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства» (г. Минск), учреждение «Белорусский государственный архив научно-технической документации» (г. Минск), учреждение Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела» (г. Минск), государственное учреждение «Белорусский научно-исследовательский центр электронной документации» (г. Минск), государственное учреждение «Центральная лаборатория микрофильмирования и реставрации документов Национального архивного фонда Республики Беларусь» (г. Минск), государственное учреждение «Республиканская техническая лаборатория микрофильмирования страхового фонда документации» (г. Гомель), учреждение «База-хранилище государственного страхового фонда документации Республики Беларусь» (п/о Зубревичи, Оршанский район). Также в систему Министерства юстиции входят Отделы записи актов гражданского состояния райгорисполкомов и местных администраций районов в городах, и Дома (Дворцы) гражданских обрядов горисполкомов, которые осуществляют комплекс мероприятий по записи актов гражданского состояния, документов, содержащих сведения из данных актов, регистрации рождения, проведению свадебных церемоний и выдаче справок.
В настоящее время, основные сферы деятельности Министерства это:
1 Нормотворческая деятельность;
2 Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов;
3 Ведение единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
4 Принудительное исполнение исполнительных документов;
5 Медиация;
6 Нотариальная деятельность и запись актов гражданского состояния;
7 Адвокатура и лицензирование юридической деятельности.
Также в сферы деятельности Министерства юстиции входят вопросы международного сотрудничества, кадровая политика, руководство архивным делом и делопроизводством, а также вопросы материально-технического обеспечения и документооборота.
Таким образом, деятельность Министерства юстиции призвана обеспечить работу государственных органов посредством правовой регуляции, то есть целенаправленного правового воздействия государства. Управление в сфере юстиции является важной и ответственной функцией демократического государства, ведь Министерство юстиции является республиканским органом государственного управления. Таким образом, можно прийти к выводу, что все Управления и Отделы Министерства юстиции Республики Беларусь связаны между собой, но не могут в полном объеме выполнят функции друг друга, ведь именно такое деление органов юстиции необходимо им для успешного осуществления своей деятельности.