Введение

Только отражающая поверхность глубокой чистоты, посылающая в пространство чистые духовные вибрации, сможет уловить дух противника в возвратном эхе.

Саотомэ-сэнсэй

Представляя на суд взыскательного читателя свою новую книгу, предвижу некоторое изумление коллег по поводу заявленной тематики, которая может показаться кому-то эклектичной, а кому-то и не вполне серьезной. Но такое представление верно, только если считать айкидо исключительно разновидностью традиционного будо – боевого искусства. Но айкидо, являясь системой обучения, в том числе самообучения, людей современных, давно преодолело состояние совокупности физических упражнений и комплекса боевых приемов борьбы.

Сегодняшнее айкидо является сплавом практики, философии, этики и религии, что выводит его далеко за пределы спортивного или уличного боя. Такое состояние нашло отражение в литературе, где представлены книги, не просто описывающие стойки и броски, но и содержащие наставления мировоззренческого характера. Это направление представлено такими публикациями, как «Айкидо в повседневной жизни» Тэрри Добсона или «Айкидо и гармония в природе» Саотомэ-сэнсэя. Значительная психологическая составляющая учения айкидо послужила основанием для попыток ее прикладного использования в соответствующей области – это книги Ральфа Пэтмена «Психическое айкидо» и Михаила Литвака «Психологическое айкидо». В чем-то идея моей новой книги навеяна трудом Леонида Евстафьевича Владимирова «Advocatus miles[1]: пособие для уголовной защиты», изданным в далеком 1911 г.

«Причина сохранения и развития древних боевых искусств в наше время заключается в их духовности. Глубокие философские корни, четкая система подготовки, включающая не только физические, но и психологические и духовные аспекты, позволяют человеку достичь гармоничного состояния своей души, столь необходимого каждому»[2]. Кризис современного права, входящий в резонанс с проблемами высшего профессионального образования, ставит актуальный вопрос о возрождении духовных основ юридической профессии. В этом и есть цель данного издания.

В конце предисловия остается привести слова мудрого Саотомэ-сэнсэя: «Цель занятий айкидо на мате состоит в том, чтобы перенести эти занятия во все элементы вашей повседневной жизни. Если они будут ограничиваться техникой, грош им цена. Это воспитание… сознания, чувствительности, интуиции и действий воина, которому вы должны отдавать двадцать четыре часа в сутки. И, что важнее всего, это воспитание высоких моральных качеств и представлений о ценности человеческой жизни»[3].

Загрузка...