Эмоции сопровождают нас изо дня в день. На протяжении всей жизни мы учимся справляться со своим эмоциональным миром. Потому что чувства влияют на мысли и наоборот. Кроме того, они обеспечивают большую мотивацию для действий. По словам психолога Даниэля Канемана, для регулирования чувств существуют грубо разделенные два стиля, которые могут способствовать пониманию: эмоциональный и когнитивный стиль.
Однако эти стили являются экстремальными выражениями и служат примером для иллюстрации. Ни один из стилей не хуже или лучше. Баланс имеет решающее значение. Ключ заключается в гибкости в этом отношении.
Эмоционально заряженные конфликтные и проблемные ситуации спонтанно регулируются чувствами. Это особенно полезно в опасных или сложных ситуациях. С другой стороны, избыток эмоционального стиля приводит к вспышкам чувств, которые обычно не очень полезны.
Доминируя в когнитивном стиле, люди выглядят довольно спокойными и разумными даже в эмоциональных ситуациях – иногда холодными и отстраненными. Чтобы создать этот образ, они подавляют чувства, пытаются превратить их в разумные мысли или быстро предлагают решение проблем.
Чувство, то есть то, что мы сознательно испытываем как страх, радость, гнев или горе, – это только верхушка айсберга. Как и в случае с «плавающими ледяными гигантами», многое остается для нас скрытым в эмоциональных процессах. Потому что эмоции затрагивают не только субъективное переживание, но и включают физические реакции на определенные триггеры, призванные подготовить человека к поведению и подтолкнуть его к действию.
Таким образом, повышается частота сердечных сокращений и кровяное давление, тем самым улучшается кровоснабжение в мышцах, что обусловливается выделением гормонов, направляет концентрацию на потенциальной угрозе и мышление в сторону от других, несущественных в данный момент вещей. Все это создает идеальные условия для двух вариантов действий: борьбы или бегства.
Эмоция – это что-то очень далеко идущее, всеобъемлющее. Она фокусирует наше внимание, влияет на наши мыслительные способности и самооценку – то есть на наши когнитивные процессы. Она отражается на таких функциях организма, как сердечный ритм, кровяное давление и потоотделение, которые контролируются вегетативной нервной системой и гормонами – физиологической составляющей эмоции.
Наконец, эмоция в мимике, жестах, звуке голоса и поведенческих тенденциях практически неизбежно прокладывает себе путь наружу – речь здесь идет о экспрессивной и поведенческой составляющей.
Эмоции – это мощная система оценки ситуаций и инициации действий. И они быстры: эмоциональная реакция часто происходит еще до того, как мы даже осознаем это, не говоря уже о том, чтобы думать об этом. Потому что эмоциональные схемы в лимбической системе могут произвести первоначальную оценку и подготовить соответствующее поведение еще до того, как будут задействованы сравнительно медленно работающие высшие сферы коры, в которых возникают сознательные чувства.
Эмоции также имеют центральную функцию для социального взаимодействия. Большая часть нашего общения происходит, хотя и часто бессознательно, через передачу эмоций через их выразительные компоненты – то есть через такие вещи, как мимика, язык тела жестов и голос.
Насколько многое зависит только от этой социальной, коммуникативной составляющей, становится очевидным в аутизме. Люди с этим расстройством развития в какой-то степени неграмотны в отношении распознавания невербального опосредования эмоций. Поскольку они не могут понять эмоциональное выражение других, они склонны к жизни, сильно отстраненной от окружающей среды. И это лишь одно из многих эмоциональных расстройств, которые в корне влияют на социальную, частную и профессиональную жизнь.