Предисловие Шри Т. Кришнамачарьи

Хаягривая Нама, Хари Ом

Кланяюсь Господу Хаягриве

С великим счастьем я отправляю это обращение. Да защитит всех нас Господь Васудева, всепроникающий и вездесущий, ответственный за все поступки, поддерживающий весь мир и делающий это весело и игриво.

Друзья мои, дорогие родственники и ученые мужи, я искренне хочу, чтобы вы внимательно выслушали меня. К счастью, мой ученик Мохан, который был инженером и довольно неплохо зарабатывал, за короткое время освоил все йога-шастры. Известно также, что он способствовал открытию центра «Мандирам» в Мадрасе и распространял идеи йоги в согласии с учением Патанджали.

Мохан родился в достопочтенной ведической семье и принадлежит к готре (роду) Бхарадваджа. Имя его отца – Ганеша. Все теоретические и практические аспекты йоги он осваивал непосредственно под моим началом и стал коллегой (сатхиртхьей) моего сына Венка-ты Дешикачара.

Когда несколько учеников изучают один и тот же предмет, например Веды вместе с ведангами (дополнительными предметами), у одного и того же гуру (учителя), таких учеников называют сатхиртхьями, или ануканами. Амара Синха (автор санскритского словаря «Амара-коша») утверждает: «Анукана – это тот, кто изучил Веды и веданги, кто обладает способностью преподавать и проявлять свои знания, кто был принят в семью (грахаштхашраму) по окончании учебы у гуру».

И вот теперь мой сын Венката Дешикачар и Мохан, которые вместе учились у меня, стали сатхиртхьями. Как пишет Амара Синха, слово «сатхиртхья» означает «учившиеся у одного гуру».

Но самым важным является то, что Мохан изучил «Йога-сутры» Патанджали и их практическое применение целиком и полностью под моим руководством. Он достаточно компетентен, чтобы любому помочь освоить асаны и пранаяму. Он также достаточно компетентен, чтобы преподавать связанные с асанами и пранаямами разделы других шастр, которые он основательно изучил. Мохан очень глубоко изучил философию санкхья. Что касается аюрведы, он освоил важные разделы, относящиеся к диагностике (нидана), лечению (чикитса), причинам болезней (вимана) и строению тела (гарбха). В «Бхагавадпудже» (собрании молитвенных обрядов) Мохан, помимо обрядов самашраяны, праваданы и прапатти, с присущим ему прилежанием выучил все тексты.

В «Карма-канде» он изучил обряды пунякавачана, упасана и самитадана в краткой, но практичной форме. Что касается «Мантра-шастры» (науки о мантрах), то, овладев такими понятиями, как «мула», «ануштуп» и т. д., Мохан выучил такие главные мантры, как «Нараяна Аштакшари», «Васудева Двадашакшари», а также постиг секреты «Шадакшара-мантры» и «Мула-мантры». Из текстов веданты он полностью изучил «Бхагавадгиту». Он также освоил некоторые из важнейших упанишад. Помимо всего прочего, он недавно приступил к изучению «Брахма-сутры».

В наши дни большинство людей, принадлежащих к младшему поколению, не интересуются изучением вед и мантр. Но Мохану все это очень интересно, и он продолжает учиться. Пусть у него все будет хорошо. Да пребудут всюду мир и процветание.

Шри Т. Кришнамачарья,

22 декабря 1988 года

Загрузка...