Введение

Тысячи лет назад, когда мореплаватели и исследователи отправлялись в неизведанные воды, единственным способом не сбиться с курса и вернуться домой было наблюдение за ориентиром, таким как скопление скал – днем или огонь – ночью. Эти ориентиры не только вели моряков к цели, но и предупреждали об опасностях, которые могли потопить их судна. Вероятно, самым известным маяком, а также одним из семи чудес света, был Александрийский маяк, построенный в III веке до н. э. Считается, что его высота превосходила 137 метров, при этом маяк простоял 1500 лет, прежде чем его разрушило землетрясение.

Во все времена маяки служили нам путеводными звездами на пути к нашим целям, в то же время помогая избегать опасности. Именно поэтому я выбрал изображение маяка для обложки этой книги. Я считаю лидеров настоящего и будущего маяками, которые направляют своих сотрудников и организации к успеху, в то же время оберегая их от скалистых берегов.

Великие лидеры меняют мир, или, говоря точнее, великие лидеры создают мир. Они разрабатывают продукты и услуги, которыми мы пользуемся в повседневной и профессиональной жизни; они учреждают компании, обеспечивающие людей рабочими местами, чтобы те могли содержать свои семьи; они борются за социальную справедливость, чтобы сделать мир лучше; они поддерживают благотворительные и некоммерческие организации; и они формируют культуру, отношение и поведение людей, которые на них работают. Это не только особая привилегия, но и огромная ответственность.

Чтобы построить мир, в котором мы все захотим жить и работать, нам нужны лидеры, сейчас и – особенно – в будущем. В контексте этой книги мы подразумеваем деловую среду, хотя описанные в ней идеи применимы к любому человеку в любой организации. Это непросто, поскольку мир стремительно меняется, и то, что было эффективно в прошлом, в будущем окажется бесполезным. Как-то Уэйн Гретцки сказал: «Я направляюсь туда, где будет шайба, а не туда, где она есть». Я хочу помочь лидерам и организациям понять, где будет их шайба, чтобы они могли двигаться в нужном направлении уже сейчас.

За последние десять лет я написал пять книг, включая ту, что вы сейчас читаете. В течение этого периода мне повезло работать с сотнями компаний, а также путешествовать по миру и делать свою работу на виду у миллионов людей. Во время поездок я делился многими идеями и теориями, но я все же считаю себя вечным учеником. Лидерство – одна из сфер, которая вызывает у меня особенный восторг.

Каждый год я выступаю примерно на 40 конференциях и мероприятиях по всему миру с темами, связанными с лидерством, будущей трансформацией работы и опыта сотрудников. Я начал замечать тенденцию, распространившуюся среди работников и руководителей, которых консультирую или интервьюирую. Все чаще и чаще мне задают вопросы не о нынешнем лидерстве, а о том, каким оно будет в следующем десятилетии. Во время встреч я осознал, что это действительно интересный вопрос для изучения. Я начал копать и понял, что у нас практически нет исследований, которые обращаются к этому вопросу, а работы, которые бы основывались на глубоком анализе с учетом мнений руководителей и сотрудников, и вовсе отсутствуют.

Кажется, что нынешний бизнес-мир – это сосредоточение стратегий и идей лидерства. Действительно, был достигнут некий прогресс в плане взращивания хороших лидеров, но нам предстоит еще большая работа. Например, в прошлом десятилетии руководители были целиком одержимы курсом акций, в то время как идеи разнообразия и инклюзивности только зарождались, а технологии (особенно искусственный интеллект) не были настолько развитыми и быстро меняющимися, как сегодня. Принцип иерархии ставился под вопрос, но не так радикально, как сегодня, платформы социальных сетей только запустили, iPhone едва вышел на рынок. Словосочетание «опыт сотрудников» редко кто произносил, понятия «цель» и «влияние» рассматривались как нелепые идеи, процветал шот-термизм[8], акцент на физических рабочих местах за пределами огороженных «ячеек» был незначительным, не говоря уже о том, что мы боролись с серьезными последствиями экономического кризиса 2008 года.

Незадолго до финансового кризиса я нашел свою первую после колледжа работу в технологической компании в Лос-Анджелесе. Я с отличием окончил Калифорнийский университет в Санта-Круз и получил две степени бакалавра – по экономике и психологии управления бизнесом. Я был готов присоединиться к корпоративному миру и добираться до него по многочасовым пробкам каждый день. Я принял это предложение, потому что купился на рассказ о том, как здорово там работать. Через несколько месяцев я все еще занимался вводом данных, холодными звонками, презентациями в PowerPoint и ненавидел свою жизнь. Однажды генеральный директор прокричал мое имя через весь офис и сказал, что у него есть для меня важный проект. Естественно, я разволновался и подумал, что наконец смогу внести существенный вклад, который окажет широкое влияние. Генеральный директор достал бумажник, дал мне 10 долларов и сказал: «Я опаздываю на встречу, сгоняй в “Старбакс” и принеси мне кофе, и себе что-нибудь тоже купи». Это было одно из последних мест, где я состоял на службе у других людей. С тех пор я страстно стремился самостоятельно создавать организации, в которых нам всем хотелось бы трудиться. Большинство из нас не осознает, как сильно все изменилось за последнее десятилетие, потому что мы, так сказать, находимся «в нем». Представьте, что вы сели в поезд, отправляющийся в очень дальнюю поездку, которая будет длиться десять лет. Пока вы находитесь в поезде, кажется, что все остается таким, как было вначале: технологии, которые все используют, остаются прежними, одежда, которую все носят, остается той же, – ничего не изменилось. Но проходят годы, и вы, наконец, прибываете в место назначения. Сойдя на перрон, вы с трудом узнаете новый мир, который вас окружает. Все наши организации также были в этой поездке. Если вы никогда не будете делать остановок на своем пути, чтобы понаблюдать за окружающим миром, вы не увидите по-настоящему происходящих перемен, пока однажды не окажетесь в совершенно новом месте неожиданно для себя.

В романе Эрнеста Хемингуэя «И восходит солнце» (больше известен как «Фиеста» – прим. ред.) приведен диалог между двумя персонажами, который звучит примерно так: «Как вы обанкротились?» – спросил Билл. «Двумя путями, – сказал Майк. – Постепенно, а потом внезапно».

Если вы оглянетесь, то быстро поймете, что лидерство десятилетней давности – совсем не то, что сейчас, и, что более важно, сегодняшнее лидерство не останется таким через уже несколько лет. Но мы так увлечены повседневными аспектами нашей жизни и карьеры, что редко думаем об этом изменении и о том, как оно будет выглядеть.

У меня не было ответа на вопрос о будущем лидерства, поэтому я решил собрать данные. Я опросил больше 140 руководителей компаний по всему миру, представляющих здравоохранение, производство продуктов питания и напитков, некоммерческие организации, автомобилестроение, финансовые услуги, прокат оборудования, программное обеспечение, недвижимость и все, что между ними. Генеральные директора – представители таких компаний, как Mastercard, Best Buy, Unilever, Oracle, Verizon, St. Jude Children’s Research Hospital, Philip Morris International, Itau Unibanco, InterContinental Hotels Group, Saint Gobain, ZF Friedrichshafen, Kaiser, Kog Holdings и многих других. Я провел почти все интервью лично либо в режиме онлайн-звонков, которые длились 45–60 минут. Я осознанно сфокусировался на личностях генеральных директоров, потому что они являются абсолютными лидерами в мире бизнеса. Именно они отвечают за принимаемые решения и за влияние, которое организация оказывает на мир в целом и на заинтересованные стороны, включая сотрудников и клиентов.

Опрошенные руководители представляют более 7 миллионов человек, 35 отраслей промышленности и 20 стран по всему миру. Среди гендиректоров не так много женщин, поэтому было непросто привлечь их к моему исследованию, но я горжусь достигнутым показателем: 23 % всех руководителей, с которыми я беседовал, были женщинами. Для сравнения, менее 7 % всех руководителей Fortune 500 – женщины (Zillman, 2019), и только 5 % руководителей S&P 500 – женщины (Catalyst, 2019). На самом деле женщины занимают менее 5 % должностей генерального директора в Соединенных Штатах и Европе (Edgecliffe-Johnson, 2018). Мне посчастливилось затмить все эти цифры в своем исследовании.

Всем руководителям задали 12 вопросов:


1. Какие тенденции определят особенности лидерства в будущем?

2. Каким типом или типами мышления, по вашему мнению, должен обладать лидер будущего и почему? (Как он должен думать?)

3. Какими навыками должен обладать лидер будущего и почему? (Что он должен уметь делать?)

4. Какие, на ваш взгляд, главные отличия сегодняшних лидеров от лидеров следующего поколения?

5. Представьте себе один день из жизни лидера в следующем десятилетии. Каким он будет?

6. С какими самыми большими трудностями столкнется лидер будущего?

7. Можете ли вы назвать имена современных руководителей, отвечающих вашему видению лидера через несколько лет, а также перечислить признаки и критерии, по которым вы их определяете?

8. Задумывается ли ваша компания о будущем лидерства и работает ли – или планирует начать работать – над этим вопросом?

9. Какие навыки вам потребуются, чтобы оставаться лидером в будущем?

10. Какое ваше определение понятия лидерства?

11. Можете ли вы добавить еще что-то о будущем лидерства?

12. Есть ли у вас какой-то лидерский лайфхак (советы, техники, стратегии, которыми вы регулярно пользуетесь, чтобы быть более эффективным руководителем)?


Прежде чем задавать эти вопросы, я познакомил руководителей компаний с замыслом книги и подчеркнул, что хочу сделать акцент на лидерстве следующего десятилетия. Затем все интервью были расшифрованы и вычитаны, из них была извлечена ключевая информация. Я также искал темы и идеи, помимо ответов на общий список вопросов. Все эти ответы были внесены в таблицу Google, что позволило мне отфильтровать информацию по разным критериям, таким как размер компании, пол руководителя и отрасль. Я также объединил усилия с LinkedIn[9], крупнейшей профессиональной социальной сетью мира, для опроса почти 14 000 участников по всему миру. Благодаря этому удалось понять, совпадают ли представления рядовых сотрудников с тем, что говорят гендиректора.

ВНИМАНИЕ!

Данное изображение означает, что в этом разделе будет приведена прямая цитата одного из руководителей, с которыми я общался.

Статистическая репрезентативность опроса составила 95 %. Опрошенные сотрудники представляли Китай, Австралию, Соединенные Штаты, Великобританию, Индию, Австрию, Германию, Швейцарию, Бразилию и Объединенные Арабские Эмираты. Они работали в различных отраслях промышленности с размерами компаний от 50 человек до более чем 100 000, при этом иерархические позиции варьировались от линейных менеджеров до руководителей высшего звена. Опрос носил всесторонний и глобальный характер.

За основу я взял те же 12 вопросов, но добавил еще несколько, в которых участникам предлагалось оценить себя, своих менеджеров среднего и высшего звена в тех областях, которые гендиректора считают важными для будущего лидерства. Например, в дополнение к вопросу «Каким типом или типами мышления, по вашему мнению, должен обладать лидер будущего и почему? (Как он должен думать?)» респондентов также просили ответить, как они сами, их менеджеры среднего и высшего звена практикуют эти типы мышления. Это позволило мне получить полную картину лидерства по всему миру и проверить, действительно ли практиковалось то, о чем мне говорили руководители, и насколько успешно. Сотрудники также могли выбрать до трех вариантов ответов на вопросы.

Вероятно, это самый всесторонний из проектов, посвященных изучению будущего лидерства вплоть до 2030 года и в течение последующих десятилетий.

Наконец, я взял интервью у нескольких ученых, исследователей проблемы лидерства, коучей и внимательно изучил сотни тематических книг, статей и отчетов, чтобы понять, что может пригодиться мне дополнительно в работе. Я считаю, что это один из немногих подобных проектов, всесторонне изучающий лидера и лидерство в будущем. В книге вы найдете много цитат руководителей компаний, с которыми я беседовал. Я хочу, чтобы вы прочитали и услышали именно то, что говорили мне ведущие мировые бизнес-лидеры, из первых уст.

В книге выделены несколько ключевых частей, каждая из которых является важным элементом для понимания и освоения основных качеств лидера будущего. В Части 1 я даю определение лидерства. Часть 2 посвящена тенденциям, формирующим будущее лидерства. В этом разделе также рассматриваются различные серьезные проблемы, с которыми столкнутся лидеры будущего.

В Части 3 обсуждаются наиболее важные типы мышления, которыми должны обладать лидеры будущего, чтобы эффективно руководить. В Части 4 рассматриваются навыки и умения, которыми они должны обладать. Часть 5 посвящена тому, как стать лидером будущего и с чего начать путь.

Для этой книги я также создал два дополнительных ресурса, к которым вы можете прибегнуть. Первый – это опрос, помогающий оценить вас по навыкам и типам мышления, рассмотренным в этой книге. Вы можете найти его по адресу FutureLeaderSurvey.com. А если вы захотите, чтобы я провел личное обучение в течение месяца, а также получить доступ к лайфхакам по лидерству от мировых руководителей, перейдите по ссылке LeadershipReset.com. Надеюсь, ссылки вам пригодятся!

Я выбрал для рассмотрения будущего лидерства период следующих десяти лет, потому что не слишком отдаленная перспектива позволяет оставаться реалистичным, а близость к нашему времени – практичным. Я надеюсь, что после прочтения этой книги вы поймете, над чем должны работать именно вы, ваша команда и организация, чтобы успешно руководить в предстоящие годы. Идеи этой книги и сейчас практикуются, они важны в современном бизнес-мире, но в будущем они станут столь же необходимыми, как воздух и вода.

Итак, пришло время сойти с поезда. Пора действовать!

Джейкоб Морган

Аламеда, Калифорния

Загрузка...