Не раз я слышал от людей о том, что у кого-то нет совести, поэтому он ведет себя неподобающим образом, а именно, плохо поступает с другими людьми. Но лично я считаю, что совесть есть у всех, кто хотя бы более или менее нормален, с точки зрения психического здоровья. Ну разве что, у психопатов ее нет, из-за проблем с психикой, мозгом. И у других психически нездоровых людей. А если человек в целом здоров, как психически, так и физически, то совесть у него есть. Но вот не все люди могут ее слышать и не все хотят прислушиваться к ней. Кто-то недостаточно сконцентрирован на собственных чувствах, чтобы слышать голос совести, а кто-то его сознательно игнорирует, поэтому и поступает, как бессовестный человек.
А что такое совесть? Это голос Бога. Или, как еще говорят, голос разума. Голос совести – это голос Бога – не помню, где я это впервые услышал или прочитал, но мои раздумья на эту тему, привели меня к мысли, что это действительно так.
Общепринятое определение совести говорит нам, что совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Это также способность различать добро и зло, когда речь идет об оценке человеком своих и чужих поступков. Она, эта способность различать добро и зло, может быть несовершенной, но главное, что она есть и что человек получает сигналы откуда-то изнутри себя, указывающие ему на то, что зла вокруг него становится слишком много, исходящего, как от него самого, так и от других людей. Но прежде всего, конечно, от него самого. Человек, если он нормальный, должен чувствовать, что поступает не очень хорошо с другими людьми или откровенно плохо, когда это действительно так. И это чувство вполне можно назвать голосом Бога, который говорит человеку, что тот переходит, либо может перейти от законов жизни к законам смерти, поступая определенным образом. А ступишь на путь зла, запустишь процесс, который вполне может вернуться к тебе в виде ответного зла. Играя по правилам дьявола, человек обязательно столкнется с болью, страданиями, смертью. Вопрос лишь в том, когда и как. Для дьявола нет своих и чужих, он всех заставляет страдать и всех губит в конечном счете, ибо в том его предназначение.
Совесть корректирует наше поведение. Бог общается с нами через чувство совести, которая отчасти является врожденным чувством, когда человек просто через ощущение приходит к пониманию того, как нельзя поступать, как неправильно поступать, иначе можно породить страдания, боль, разрушения, смерть. А отчасти это проявление разума, когда человек, благодаря развитию своего интеллекта, не просто чувствует, но и может хорошо объяснить, почему что-то нельзя делать, почему неправильно поступать тем или иным образом.
Мы живем в мире, в котором добро и зло находятся в равных пропорциях большую часть времени. Есть в этом мире темная и светлая сторона, есть добро и зло. Эти вещи друг друга уравновешивают, они являются двумя крайностями, между которыми есть темные и светлые оттенки. И вот баланс между темной и светлой стороной жизни время от времени нарушается, то добра может быть много, из-за чего люди расслабляются, наглеют, деградируют, то зла, когда люди страдают, погибают раньше времени, боль друг другу причиняют.
Я думаю, что тот мир, который можно считать раем – это мир с перевесом в сторону добра. Но с грамотным перевесом, когда от слишком хорошей жизни человек не становится хуже. Зло, в таком мире, вероятно, тоже есть, но в очень маленьком количестве, ровно в таком, чтобы человек понимал, что помимо рая существует еще и ад. А ад – это мир, в котором зло существенно преобладает над добром, баланс смещен в темную сторону. И в таком мире одни страдания и боль, а хорошего совсем-совсем мало. Но оно есть, чтобы показать человеку, что есть шанс жить лучше, если жить по другим законам.
Человек живет в мире, большую часть времени более или менее сбалансированном, когда нет перевеса в сторону добра или зла. И от того, насколько люди способны прислушиваться к голосу совести, будет зависеть, смогут ли люди сохранить этот баланс или даже сделать мир лучше, не поддаваясь дьявольским соблазнам и не творя зло, а с помощью добра в допустимых пределах сдвигая баланс в сторону Божественных законов. А если свою совесть не слушать, то могут настать времена великих страданий. Если ты видишь зло или делаешь что-то злое, вредя другим людям, тебе становится не по себе, некомфортно, ты понимаешь, что происходящее, это что-то неправильное, ты чувствуешь, что ты сам или другие люди поступают плохо, ты понимаешь, что это приведет к еще большему злу, которое может погубить всех. Если ты к этому голосу совести прислушаешься, ты можешь повлиять на проявление такого зла, можешь его прекратить, можешь бороться с ним разными способами, чтобы сохранить мир. А если начнешь свою совесть игнорировать, по сути, отвернешься от Бога, то позволишь злу проявиться, размножиться, набрать силу и создать вот этот дисбаланс, когда плохого станет больше, чем хорошего, со всеми вытекающими из этого последствиями. Зло само себя очищает, уничтожая все и вся, до чего дотянется, чтобы после такой очистке система вернулась в прежнее состояние баланса.
Обратите внимание, со сколькими страданиями сталкивалось человечество в своей истории, которое осталось задокументировано, о чем написано много книг, о тех же войнах, все это можно узнать при желании, причем с такой, неприглядной, пугающей стороны. Какого только насилия в мире не было, чтобы теперь мы хорошо знали, что бывает, если поступать так-то и так-то. И кто теперь мешает нам жить так, чтобы насилия было мало или даже не было его вообще? Совесть у нас есть, в виде чувств, знания есть, разум, чтобы эти знания понять, тоже имеется, пусть и не у всех в развитом состоянии он, но есть же. Что мешает жить правильно, в соответствии с законами Бога, с законами жизни? Только наши слабости – жадность, тщеславие, похоть, необоснованный страх, невежество, словом, все наши пороки, которые искушают нас и подталкивают к плохим делам. Наши страстишки в своем неразумном виде – это наши слабости. А наши слабости – это возможности дьявола. Именно они и мешают нам, и помогают ему. Дьявол нас постоянно искушает, обращаясь к нам через наши слабости. Но Бог ведь тоже нас не оставляет, он говорит с нами, через нашу совесть, напоминая о том, что нам не следует делать, чтобы не служить злу и не стать его жертвой.