III


Утром как-то все сразу не заладилось. Он проспал и наскоро позавтракав, выскочил из дома. На первый урок он опоздал и был вынужден выслушать при всем классе нотации от учителя физики.

«Что же мне так не везет? – Кирилл стоял у двери, дожидаясь, когда Лев Иннокентьевич разрешит ему все-таки сесть. – Не везет и все! Вот и сегодня попал под раздачу… Ну, положим, сегодня я сам виноват. Виноват… А почему? Все из-за того, что Ромка вчера рассказал. Лучше бы не рассказывал. Хотя почему лучше? Кому лучше? Нет, правильно, что рассказал. Лучше уж знать, чем…»

– Чего молчишь? – Лев Иннокентьевич перебил его размышления. – Иди, садись, и чтоб в последний раз!

Кирилл молча, ловя на себе взгляды одноклассников, прошел между рядами и сел.

«Цирк устроил… – подумал он. – И им развлечение. Артур доволен, ухмыляется… Девчонки, похоже, сочувствуют… Парни скалятся… Не понимает, что ли Иннокеша, что время-то идет, вызвать к доске не успеет… Нет чтобы сделать замечание и все, так он разнос устроил. И этот воспитывает…»

Обида и злость на весь мир охватили Кирилла, он был готов сделать что-то из ряда вон выходящее, но понимал, какие последствия для него и его родителей могут последовать…

«Надо завязывать со школой, – решил он. – Но как? Минимум еще год надо отучиться. Целый год! Целый год одно и тоже: иди к доске, где домашнее задание, почему опоздал… Да понимаю я все, понимаю! Взрослый я уже, а со мной все как с маленьким! Как мне все надоело! Скорее бы уж каникулы! Вот на них-то я и оторвусь… Заработаю денег, а там посмотрим…»

Уроки тянулись медленно. Кирилл с нетерпением ждал окончания каждого. Хотелось побыстрее отдать Марии Павловне программу на лето и убежать из школы за гаражи, туда, где все были самими собой, говорили на любые интересующие темы, спорили и дурачились. Но урок Марии Павловны, как назло, сегодня был последним.

«Нет, чтобы он был бы первым или хотя бы третьим, – возмущался про себя Кирилл, – я бы нашел повод, чтобы уйти с остальных уроков. А тут сиди, слушай, да еще жди: вызовут тебя к доске или нет … Не уж то не понимают, что лето пришло… какая теперь учеба… Да и ведь занимаемся повторением того, что весь год учили… Чего повторять-то?»

На перемене перед последним уроком он лицом к лицу столкнулся с Иркой.

– Приветик! – сказала она.

Кирилл отвернулся и вбежал в класс.

– Чего не здороваешься? – услышал он удивленный голос Ирки. – Оглох?

Кирилл не ответил и сделал вид, что что-то ищет в рюкзаке, косясь на дверной проем, за которым стояла Ирка.

– Ирка, пойдем, – подошедшая к ней Лариска, потянула ее за руку. – Пойдем, покурим.

«Она еще и курит, – Кирилл подошел к окну. – Предательница! Да, чтоб я с тобой здоровался? Никогда! Никогда!»

За окном ветер слегка шевелил ярко зеленые, блестящие на солнце, листья тополей, на школьном дворе бегали и играли школьник из группы продленного дня.

«Везет же им, – вздохнул Кирилл, – ни каких забот, а тут … Учись. Учись…»

– Чего стоишь? – хлопнул его по спине Димка Тараканов. – Садись скорее, классная уже по коридору идет.

«Она всегда входит в класс, как только начнет звенеть звонок, – садясь, подумал Кирилл, – это все знают и стараются войти в класс до нее, чтобы не выслушивать от нее замечания. Да, ладно бы только замечания, так она еще и родительском собрании все припомнит, скажет: «не дисциплинированные дети, проведите с ними воспитательную работу дома». Дети! Какие мы дети! Прошло время, когда за ручку каждого из нас водили, шагу ступить без разрешения боялись.. Теперь не боимся. Взрослые мы. Взрослые!».

Урок начался и шел как обычно: Мария Павловна вызывала и спрашивала, ученики отвечали. Кирилл понимал, что спрашивает она тех, у кого спорные оценки за четверть, оценки, которые могут повлиять на годовую. А раз так, то это его не касалось, по алгебре у него была твердая пятерка.

«Отпустила бы, что ли… – скучал Кирилл. – Оставила бы тех, кто ей нужен, а у кого с оценками все ясно, отпустила бы… Так, нет, не отпустит: сидите и участвуйте. А чего сидеть-то, ничего нового нет, одни повторения пройденного…»

– Симонов! – внезапно услышал он и вздрогнул. – Симонов!

– Я, Мария Павловна, – он встал.

– Ты выполнил задание?

– Конечно, Мария Павловна, все решил.

– Я не об этом, – учительница выдержала паузу и сказала, – а о моем вчерашнем задании, о котором тебе должен был рассказать Константинов.

– Я подготовил.

– Давай сюда!

Кирилл достал из рюкзака тетрадь и принес ее Марии Павловне. Она перелистала ее, открыла на нужной странице, и прочитала.

– Ох, Симонов, Симонов, – произнесла она, покачав головой, – как-то легко ты хочешь отчитаться…

– Так, ведь, лето же, – Кирилл стоял около учительского стола, – время отдыха…

– Отдых должен быть разумным. Всем сдать тетради с программами на лето! Симонов собери их.

«И чего это она на алгебре о программах вспомнила, – шагая между рядами и собирая тетради, размышлял Кирилл, – могла бы как обычно: после урока… А тут…»

Он вернулся к учительскому столу и положил стопку тетрадей на него.

– Спасибо. Садись на место, – Мария Павловна встала из-за стола. – Прежде чем завершить урок я хочу сделать объявление: после урока все вы организованно должны придти в актовый зал на встречу с инспектором по делам несовершеннолетних.

«Вот почему она собрала тетради на уроке! – догадался Кирилл. – Чтобы отправить нас на эту встречу… Что нового на ней расскажут? Ничего: это нельзя, это нельзя … И опять-таки: несовершеннолетние! Взрослые мы! Взрослые! Не пойду!»

– Я прочитаю все, что вы написали, и верну вам на итоговом классном часе послезавтра, – продолжала Мария Павловна. – Внесу добавления и прошу отнестись к ним внимательно. Понятно?

– Понятно… Понятно… – раздалось несколько голосов одноклассников Кирилла.

– Явку на встречу проверю лично, не вздумайте не придти! – завершила Мария Павловна. – Это я говорю всем без исключения. Повторяю, проверю присутствие всех!

Прозвенел звонок.

«Все рассчитала, – огорчился Кирилл, – подгадала под самый звонок. И как это у нее получается? Придется идти, еще позвонит родителям… Придется тогда выкручиваться. Ладно, пойду…»

В актовом зале он сел как можно ближе к выходу, надеясь, что улучит момент и сбежит. В этом желании он был не одинок. Рядом сидели знакомые ребята из параллельных классов.

– Так, – раздался за его спиной голос Марии Павловны, – все быстро встали и пересели на первые ряды!

– Но нам и здесь хорошо видно и слышно, – попробовал возразить кто-то из сидевших рядом с Кириллом.

– Пересели, я сказала! – повторила Мария Павловна. – Быстрее.

Все нехотя подчинились.

«И здесь нет свободы, – вздохнул Кирилл, – только одно и остается, что подчиняться требованиям… Скорее бы каникулы…»

На сцену поднялись и сели за стол завуч Валентина Борисовна и невысокая средних лет женщина в милицейской форме с погонами старшего лейтенанта.

– Скоро начнутся летние каникулы, – встав из-за стола, сказала Валентина Борисовна. – В этой связи администрация школы приняла решение провести с вами беседу. Для этого мы обратились в районный отдел милиции, и сегодня к нам в школу для встречи с вами пришла старший лейтенант милиции, инспектор по делам несовершеннолетних Надежда Тимофеевна Колоскова.– Прошу внимательно выслушать все, что она вам скажет и после задать интересующие вас вопросы. Пожалуйста, Надежда Тимофеевна.

– Если можно, я сидя, – сказала инспектор по делам несовершеннолетних. – Думаю, меня всем видно и слышно.

– Конечно, – ответила Валентина Борисовна и села за стол. – Пожалуйста, начинайте.

– Когда-то, когда вас еще не было, был фильм, назывался он «Улица полна неожиданностей». Возможно, кто-то из вас и видел его, его иногда показывают по телевизору… Фильм о милиции, но не в этом главное. Главное, что название фильма правильно отражает сущность происходящего. Улица всегда, а особенно летом, когда большинство из вас предоставлены сами себе, таит массу неожиданностей, и часто не только не приятных, но и опасных, – начала Колоскова. – И не только связанных с дорожно-транспортными происшествиями, но и с тем, что, зачастую дети и подростки попадают под дурное влияние, связываются с плохими компаниями, знакомятся с людьми, которые могут причинить им вред…

Кирилл видел фильм, о котором вспомнила инспектор, он ему показался не очень правдивым и совсем не современным, но то, как спокойной и размеренно она начала рассказывать, понравилось ему и он начал все с большим и большим интересом слушать ее.

Кое-что из того о чем она рассказывала, в какой-то мере было известно ему из разговоров за гаражным кооперативом. Правда, тогда это звучало по другому, преподносилось как некая доблесть и смелость, а из рассказа инспектора получалось, что это уголовно наказуемые деяния, влекущие за собой как минимум постановку на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и максимум – рассмотрение дела в суде.

Кирилл посмотрел на сидящих рядом: большинство с интересом слушали, некоторые шептались, несколько человек читали какие-то книжки.

«Неужели им не интересно? – подумал он. – Это же про нас, нашу жизнь! Или они думают, что это их не касается?»

– Вот, пожалуй, и все, что я хотела рассказать, – инспектор обвела взглядом всех присутствующих в актовом зале. – Выводы делайте сами. Вы уже достаточно взрослые, чтобы отличить добро от зла. И примите совет: не знаете как поступить посоветуйтесь с родителями, в крайнем случае приходите в инспекцию по делам несовершеннолетних. Мы постараемся разобраться и помочь.

«Ага, придти к ним, – поежился Кирилл, – если родителям все рассказать невозможно, а тут еще им: милиционершам! Не дождетесь! Хотя она и назвала нас взрослыми… Нет, не взрослыми, а достаточно взрослыми. А что если?»

– У кого какие есть вопросы? – встала из-за стола Валентина Борисовна.

– У меня! – неожиданно для самого себя поднял руку Кирилл.

– А, Симонов, – узнала его завуч. – ну, задавай.

– Скажите, – Кирилл встал, – а где, такие как мы, можем поработать на каникулах?

– Каникулы для отдыха и подготовки к новому учебному году, а не для работы. Да и рано вам работать, – безапелляционно отрезала завуч. – Садись!

– Извините, Валентина Борисовна, – Кирилл продолжал стоять, – но я задал вопрос не вам, а …

– Что? – покраснела завуч. – Что ты …

– Хороший вопрос, – перебила ее инспектор, внимательно посмотрев на Кирилла. – Хороший и правильный…

Завуч, не проронив ни слова, села за стол.

– Действительно, многим, наверное, хочется подзаработать денег. И родителям помощь, да и неудобно не иметь при себе денег на карманные расходы, – инспектор сделала паузу. – Только, к сожалению, сделать это довольно трудно. Ведь так?

Кирилл кивнул.

– Могу посоветовать только следующее: обратиться в Центр занятости населения или искать самостоятельно. Раньше были летние лагеря труда и отдыха, где можно было заработать немного денег, но теперь таких лагерей очень мало и у нас в городе их нет. Как нет и студенческих строительных отрядов, куда брали подростков, правда «трудных». В основном стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Но надо знать, что необходимо письменное согласие родителей на заключение трудового договора и то, что для несовершеннолетних должно быть сокращенная продолжительность рабочего времени.

– Почему? – удивленно спросил Кирилл.

– Такое трудовое законодательство, – ответила инспектор. – Тебе сколько лет?

– Пятнадцать.

– Для твоего возраста рабочее время должно составлять не более 24 часа в неделю, а с учетом того, что ты учишься в школе, и того меньше: не более 12 часов в неделю. И платить тебе будут с учетом этого, то есть пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Но это решает работодатель.

– Но это же, наверное, мало? – решил уточнить Кирилл.

– Очевидно, – согласилась инспектор. – Все зависит от тех условий, где будешь работать, правда, работодатель может и доплачивать, если захочет или имеет возможность…

– Спасибо, спасибо большое, – Кирилл сел.

Еще несколько присутствующих подняли руки. Валентина Борисовна начала по очереди давать им возможность задать вопросы. Эти вопросы были не интересны Кириллу. Он слушал их и ответы на них в пол-уха, находясь под впечатлением от ответа инспектора на его вопрос.

«Вот как получается… – размышлял он. – Не только нельзя работать столько же времени как все, да еще и денег будут платить меньше, чем всем… И согласие родителей надо! Да и работу-то еще надо найти… То-то я все ее ищу в Интернете и ничего подходящего… Вот тебе и взрослый! Невезуха какая-то и все!»

Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних завершилась, все повалили, толкаясь в дверях, из актового зала. В нем остались только завуч, инспектор и классные руководители, среди которых была и Мария Павловна.

– Ну, ты учудил! – восхищенно произнес Димка Тараканов, догнав Кирилла на лестничной площадке между вторым и первым этажами. – Вот, учудил, так учудил!

– Ты о чем?

– О твоем вопросе.

– Что в нем такого? – удивился Кирилл. – Вопрос как вопрос.

– Что такого? – Димка ухватил его за лацкан пиджака. – Ты не понимаешь?

– Не понимаю…

– Да Валентина Борисовна тебе это никогда не забудет и не простит!

– Что, вопрос?

– Не вопрос, а то, что ты заставил ее покраснеть и заткнуться! – воскликнул Димка. – Понял?

– Не ори, – Кирилл оглянулся по сторонам, – и слова-то подбирай.

– А, ерунда, – Димка опустил лацкан пиджака, – никого все равно нет!

– Здесь нет, а где-нибудь на верху или внизу есть…

– Ну и пусть! Все равно теперь…

– Почему все равно?

–А я в сентябре буду учиться в другой школе, – усмехнулся Димка, – там меня никто не знает…

– Почему?

– Родители решили. Компания моя им не нравится…

– А они знают, что ли с кем ты водишься?

– Знают. Допросы устраивают: почему пивом и табаком пахнет? С кем пил, где? Деньги откуда?

– И что ты?

– Пришлось рассказывать. Вот они и решили перевести меня в другую школу. Думают, что там я другим стану. Да как бы не так! – зло выкрикнул Димка. – Живу, как хочу, и не чего меня воспитывать! Взрослый я, взрослый!

«И он считает, что он взрослый, – подумал Кирилл. – Только как-то по-другому он себя взрослым представляет, не как я себя. Но и его и меня воспитывают… Воспитывают…»

Загрузка...