Каждое утро превращалось в настоящую пытку. Я просыпался, погруженный в туман эмоций, который не рассеивался и за целый день. Голова все время кружилась, я почти не мог есть, спал не больше трех часов подряд и никакими стараниями не мог облегчить душевную боль, ежесекундно пожиравшую меня изнутри.
Любое действие казалось непосильным. Все напоминало мне о том, как удачно складывалась моя жизнь еще несколько дней назад. Каждое слово и звуки песен, долетавшие до моих ушей, каждый фильм, который я смотрел, лишь глубже погружали меня в тот бездонный колодец, откуда было не выбраться.
«Дай себе время», – говорили мне, но я знал, что время лечит далеко не все. Это вы сами делаете что-то такое, от чего рубцуются раны, и я не имел ни малейшего представления, что предпринять мне.
Тяжело было даже дышать. Воздух казался раскаленным. С каждым вдохом, что мне удавалось сделать, желудок словно ножом кололо.
Я понимал, что должен что-то предпринять. И еще понимал, что мне не занимать теоретических знаний, чтобы положить конец своим мучениям. Я уже испытывал нечто подобное три года тому назад. Однако теперь боль была намного сильнее, и мне не удавалось контролировать ее.
Друзья и близкие всерьез беспокоились. По моему лицу было заметно, что внутри у меня бушует настоящая буря, из которой не так-то легко выйти.
С одной стороны, наши эмоциональные реакции определяются генетической предрасположенностью, а с другой – жизненным опытом и взаимодействием двух этих факторов. Иными словами, даже в одних и тех же ситуациях или под воздействием одинаковых стимулов наши чувства могут отличаться от чувств других людей. Например, наши с вами ощущения при виде вывески психологической консультации будут разными. Дело не в том, что на генетическом уровне я унаследовал какую-то определенную форму реакции на стимулы данного типа. Просто мои гены в сочетании со всеми ситуациями, в которых я оказывался за свою жизнь, побудили меня, во-первых, учиться на психолога, во-вторых, старательно нарабатывать практику, а в-третьих, создать собственный кабинет психотерапии. Наши чувства в каждый конкретный момент зависят от совокупности факторов.
Чтобы лучше понять, почему мы такие, какие есть, я приведу одну очень показательную метафору. Эмоции формируют личность, как атомы – материю. Иначе говоря, мы обладаем набором не меняющихся со временем черт, которые составляют нашу сущность. Есть разные модели, описывающие типы личности, но их разбор не входит в задачи этой книги; тем не менее возьмем в качестве примера признак экстраверсии в одной из самых известных и активно применяющихся в последние годы в психологии моделей.
Почему экстраверсия проявляется у всех в разной степени? Разумеется, мы наследуем предрасположенность к большей или меньшей открытости в контактах с людьми, но в конечном итоге степень нашей общительности будет сильно зависеть от полученного жизненного опыта.
Если, скажем, наши родители постоянно побуждали нас играть с другими детьми, общаться с окружающими и помогали сформировать социальные навыки, то наверняка мы усвоим, что строить отношения с людьми – это хорошо и увлекательно, и на протяжении всей дальнейшей жизни в нас не будет страха перед подобными ситуациями. Мастерство нарабатывается лишь практикой, так что чем богаче наш опыт взаимодействия с себе подобными, тем, вероятно, лучше разовьются социальные навыки, благодаря чему мы будем чувствовать себя увереннее при возникновении проблем в этой сфере.
И напротив, если в детстве нам постоянно твердили, что нельзя разговаривать с незнакомыми, если мы были жертвами школьной травли и нас бранили каждый раз за проявленную настойчивость, скорее всего, мы приобретем убеждения, которые затруднят социализацию. Эти убеждения примут форму определенных эмоциональных реакций на социальные стимулы – возможно, тревоги, смущения или страха. Такие эмоции заставят нас избегать подобных ситуаций, в результате чего мы замкнемся в себе и налаживание отношений станет трудной задачей. Конечно, наши социальные навыки окажутся не так хороши, как у человека, годами практикующего их, это негативно скажется на нашей системе взглядов и т. д.
Если задуматься, то эмоциональные реакции – это такие малюсенькие частицы, образующие личность. Если идти у них на поводу, то все останется по-прежнему, однако, научившись управлять эмоциями в сложных ситуациях, мы сможем со временем изменить и свою жизнь.
Например, в детстве я был ужасно застенчив и замкнут настолько, что не осмеливался даже поприветствовать нашего соседа с верхнего этажа, а ведь мы были знакомы много лет. Однако благодаря усилиям родителей, которые подталкивали меня к социальному взаимодействию и отправляли заниматься командными видами спорта, где я вынужден был знакомиться с другими детьми, и моему собственному стремлению решать всё более сложные задачи в общении, я сумел достичь уровня экстраверсии выше среднего и достаточно хорошо развить социальные навыки, чтобы адаптироваться в обществе.
Я хочу сказать вот что: эта книга научит вас менять атомы, из которых состоит ваша личность. Каждый эпизод, когда вам удастся стабилизировать свое эмоциональное состояние, станет шагом к превращению в того, кем вы хотите быть. Этот нелегкий путь потребует от вас полной вовлеченности и упорства, но результат того стоит: вы станете лучшей версией себя.
Эмоции управляют нашей жизнью. Принято считать, что человек – самое рациональное животное, но еще и самое эмоциональное. Дело в том, что наш спектр чувств и эмоций гораздо богаче, чем у любого другого живого существа на планете. Вот только, увы, с незапамятных времен эмоции отодвигаются на второй план.
Мы часто слышим фразы вроде «эмоции – это слабость», «мужчины не плачут» или «женщины не должны злиться». Наука же говорит совершенно противоположное. Судя по всему, люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют больше шансов приспособиться к среде, чем те, кому сложно интерпретировать эмоциональное состояние, свое и окружающих.
До сих пор мы почитали человеческий интеллект превыше всего, однако реальность такова, что в повседневном принятии решений эмоции участвуют гораздо активнее, чем рассудок, хотя мы порой и не отдаем себе в этом отчета.
Рассмотрим в качестве примера ситуацию, в которой оказывался каждый: вы идете по улице и видите в витрине магазина наряд, который вам очень нравится. Вы входите в магазин и, едва примерив, покупаете эту вещь. Так вот, в данном случае ваши действия не являются следствием рассудочного выбора. Вы купили одежду не потому, что вам холодно или вы действительно в ней нуждаетесь. Наверняка в такие моменты в зависимости от ситуации вас заставляют совершить покупку именно эмоции. А после, уже дома, вы, вероятно, оправдали бы свое решение тем, что эта вещь и впрямь была нужна, или выдумали бы еще какой-нибудь повод, но все дело в том, что решение принимали ваши эмоции.
Другой хороший пример – выбор пары. Наверное, в какой-то момент жизни каждый человек увлеченно представлял себе свой идеал – мужчину или женщину. Однако в реальности, когда наступает момент истины, на этот выбор влияет очень много факторов, и наиважнейшую роль играет не что иное, как наше эмоциональное состояние. Так что оставим все эти «обязательно блондин или блондинка с голубыми глазами».
Между тем влияние наших эмоций простирается намного дальше. Например, я с детства, как уже говорил, был очень робким. Как вы считаете, мое решение не общаться с другими людьми стало результатом логических рассуждений? Нет, мой выбор основывался на чувствах. При любой попытке завести разговор с незнакомым человеком меня охватывали смущение и тревога. Мне было действительно неприятно (и до сих пор я иногда испытываю нечто подобное), поэтому я старался любой ценой избежать этих ощущений. В результате я все чаще отказывался от социальных контактов, пока они вовсе не прекратились.
Надеюсь, теперь вам стало понятно, что эмоции играют ключевую роль в нашей жизни и без них мы, вероятно, не существовали бы сегодня как вид. Более того, осмелюсь утверждать: не будь эмоций, мы сейчас были бы мертвы, поэтому не будем больше пренебрегать ими и отнесемся к ним с уважением, как они того заслуживают.
А сейчас, мне кажется, самое время определить, чем же являются эмоции на самом деле, потому что первый шаг к умению управлять ими – это понять, что они собой представляют.
Эмоции – это набор психофизиологических реакций, отражающих наши попытки адаптироваться к окружающей среде. Или, что то же самое, это реакции нашего тела, вызванные его стремлением как можно лучше справиться с воздействием внутренних и внешних стимулов.
Большинство людей даже не представляет, что у каждой эмоции, которую мы испытываем, есть своя функция, т. е. не существует ни положительных, ни отрицательных эмоций. Все они нужны, и благодаря им мы получаем информацию о происходящем вокруг и внутри нас. Эмоции помогают максимально эффективно приспособиться к среде, в которой мы оказались. Дело в том, что обычно мы пытаемся избежать переживаний, вызывающих дискомфорт, и хотим испытывать только приятные чувства. Но это не означает, что есть эмоции хорошие и плохие.
На протяжении тысячелетий человеческий вид эволюционировал в условиях естественного отбора. Это значит, что признаки, помогавшие нам выжить, признавались эволюционно благоприятными и сохранялись из поколения в поколение. Например, люди, которые пугались при встрече с хищником в джунглях, имели больше шансов выжить, чем их бесстрашные соплеменники. Первых страх вынуждал спасаться бегством, тогда как вторые, конечно же, становились легкой добычей. Само собой, у опасливых было и больше возможностей оставить потомство, чем у тех, кто ничего не боялся. Следовательно, страх – основная причина того, что мы все еще существуем. Наверное, вы согласитесь, что, хоть эта эмоция и неприятна и большинство из нас пытается любой ценой ее избегать, она помогает нам оставаться в живых.
С чем действительно не поспорить, так это с тем, что эмоции эволюционировали вместе с нами в среде, очень отличающейся от нынешних условий. Современные люди генетически почти идентичны своим пращурам, жившим 150 000 лет назад, но сегодняшнее общество ничем не напоминает прежнее, скрытое в толще тысячелетий, а значит, опасности и стимулы, вызывающие эмоциональный отклик, были тогда совсем другими, непохожими на те, что провоцируют подобные реакции в наши дни. Задача состоит в актуализации эмоциональной программы, с которой мы по умолчанию приходим в этом мир.
Хорошая новость: мозг способен перестраиваться с учетом нового опыта, а это дает возможность модифицировать наши реакции на те или иные события и стимулы. Так что, приложив усилия, можно изменить многие аспекты жизни, которые нас не устраивают, или, по крайней мере, научиться по-другому реагировать на них.
Скажем, 150 000 лет назад встреча с хищником наверняка была обычным делом. Как я уже говорил, нормально испытывать страх в этой ситуации, и, когда он охватывает нас, тело требует поскорее убежать. В этих обстоятельствах эмоция помогает выжить, т. е. она несет адаптивную функцию.
Однако сейчас, во всяком случае в развитых обществах, выживание и без того почти гарантировано. Обычно мы не подвергаемся смертельной опасности. Однако наш мозг реагирует так же, как в ту далекую эпоху, и мы можем пережить страх в ситуации, вовсе не представляющей угрозы для жизни. Допустим, нам страшно перед собеседованием или публичным выступлением, и тело требует спасаться бегством, как если бы мы повстречали льва. В этом случае эмоциональная реакция уже не имеет адаптивной функции, ведь в перспективе было бы неплохо овладеть искусством оратора или успешно проходить собеседования, что с большой вероятностью помогло бы нам достичь профессиональных и личных целей. Тем не менее желание убежать не отпускает.
Рассмотрим другой пример: несколько лет назад я безумно боялся летать. Самолеты начали внушать мне страх еще в 2007 или 2008 г. Я возвращался из Праги, где провел несколько дней с университетскими друзьями. Было очень ветрено, при взлете нас хорошенько поболтало, и это сильно напугало меня. Беда была еще и в том, что я сидел в хвосте самолета, рядом с туалетом, и каждый раз, когда кто-то спускал там воду, я вздрагивал от мысли, что это наше воздушное судно падает. После того рейса меня и начал преследовать жуткий страх перед полетами. Конечно же, эта эмоция была абсолютно ненужной в долгосрочной перспективе, поскольку я обожал путешествовать, и аэрофобия доставляла мне огромное неудобство. К счастью, применяя техники, которым вы здесь научитесь, я преодолел ее.
Эмоции нужны, чтобы привлечь наше внимание к важным внешним или внутренним событиям, т. е. они информируют нас. Главное – проявить внимание и суметь расшифровать, что пытается сказать нам тело, чтобы затем решить, реагировать на полученные сигналы или нет. Вот о чем эта книга. Научившись откликаться только на полезные для нас эмоции, мы намного лучше приспособимся к среде и, скорее всего, станем счастливее.
Для нормальной жизни в этом мире нам нужен весь спектр эмоций, а не только его приятная часть. Представьте, что не чувствуете ничего или испытываете только удовольствие. Очень может быть, что при таких обстоятельствах мы не протянули бы и недели – попали бы под машину на пешеходном переходе или выпали из окна, развешивая белье. Более того, мы даже не поднялись бы с дивана, потому что незачем.
Попытка во что бы то ни стало избежать не слишком радостных эмоций кажется верным решением, вот только, следуя этому поведенческому паттерну, легко угодить в ловушку, в которой все мы хоть раз да оказывались. Бегство от негативных эмоций не только не дает возможности эффективно управлять ими, но и приводит к тому, что они возникают все чаще, становятся интенсивнее и продолжительнее.
Чтобы вам стало понятнее, давайте разберем небольшой пример. Кларе 23 года, и она уверена, что очень любит своего парня. Они вместе уже какое-то время, и ей кажется, что жизнь прекрасна как никогда. Молодые люди строят планы на будущее, все делают сообща, давно перезнакомили друг друга со своими семьями и приятелями.
Однажды Клара сталкивается с юношей, с которым встречалась за несколько месяцев до того, как начались ее нынешние отношения. Он приглашает ее на чашку кофе, чтобы поболтать, и девушка с радостью соглашается. Пока они беседуют, она задумывается о том, почему ушла от этого человека. Он кажется ей очень привлекательным, интересным и веселым. Разговор затягивается на несколько часов, и Клара чувствует себя все более растерянной.
Попрощавшись, она отправляется домой в полной уверенности, что скучала по бывшему парню больше, чем ей казалось. Несмотря на то что они договорились иногда видеться, Клара решает больше этого не делать, поскольку не желает испытывать эмоции, которые пробудились в ней. Так что она отправляет ему сообщение, отказываясь от встреч.
Неделями она старается не обращать внимания на то, что происходит в ее душе. Повторяет себе, что должна оставаться со своим нынешним молодым человеком, таков ее выбор. К несчастью, образ того, другого, все чаще всплывает в ее мыслях. С каждым днем ей все труднее сосредоточиться, и наконец она решается на новую встречу, на которой она не выдерживает и целует его.
Итак, все решили именно эмоции, хотя Клара и пыталась любой ценой подавить их. Теперь она оказалась в ситуации, требующей очень развитого эмоционального интеллекта. Для обоих вариантов есть доводы «за» и «против». Главное – понять, что говорят разум и эмоции, и принять наилучшее для себя решение.
Как вы уже знаете, эмоции всегда выполняют некую функцию. В зависимости от эмоционального состояния, в котором мы находимся, тело заставляет нас реагировать по-разному. Например, если нам страшно, то, скорее всего, мы будем стремиться отойти подальше от стимула, вызывающего в нас это чувство. Хотя страх и причиняет дискомфорт, он может спасти нам жизнь.
Такова общая характеристика всех наших эмоций. Проблема в том, что часто они возникают в ситуациях, в которых их адаптивная функция утрачивается, т. е. вместо того, чтобы помочь, они усложняют адаптацию. Это почти всегда происходит из-за неспособности регулировать эмоциональное состояние. Все мы в той или иной ситуации испытывали какую-нибудь эмоцию, которая была абсолютно бессмысленной или даже надолго усложняла нам жизнь. Но не волнуйтесь, ведь задача этой книги как раз в том, чтобы научить вас успешно регулировать свое состояние, благодаря чему вы сможете изменить все, что захотите, и тем самым, наконец, превратить эмоции в союзников.
Наверняка до сих пор вы воспринимали свои эмоции как нечто бесформенное и неопределенное и, вероятно, не понимали до конца, что происходило с вашим телом, когда вы их испытывали. С этого дня вы сможете намного четче различать свои эмоциональные реакции и наблюдать за ними.
В конце 1960-х гг. Питер Лэнг, профессор психологии Университета Буффало, предложил трехмерную модель для описания тревоги. В этой модели учитывались когнитивные, физиологические и поведенческие реакции. С годами, по мере продвижения исследований в области эмоций, было доказано, что на самом деле любую эмоцию можно разбить на три группы реакций.
Умение наблюдать за своими эмоциональными реакциями, разделяя их на системы, развивает эмоциональный интеллект. Вы проходите путь от тревожного «ох, как мне плохо» до рационального «я испытываю тревогу, и это она заставляет меня думать о проблемах и бояться, что они приведут к катастрофе; я замечаю, как мое сердце стучит все сильнее, дыхание учащается, напряжение в мышцах шеи растет, и чувствую, что тело рвется бежать прочь».
Уяснив это, вы гораздо лучше поймете, что происходит с вами, поэтому я рекомендую внимательно прочитать следующие разделы. Когда не хватает практики в управлении эмоциями, они кажутся огромной наползающей тучей, клубами тумана, который накрывает с головой и проникает во все сферы вашей жизни. С этого момента, усвоив, что эмоциональные реакции можно сортировать по трем системам, вы постепенно начнете все отчетливее понимать, что хочет сказать ваше тело. Иными словами, вы станете намного лучше разбираться в совокупности когнитивных и поведенческих реакций и физических ощущений, которые наблюдаете у себя, оказавшись в определенных ситуациях.
Как вы уже знаете, когда-то я был ужасно застенчивым мальчиком. Разумеется, я и понятия не имел ни о чем из того, что рассказываю вам здесь, просто замечал, что испытывал дискомфорт при общении с людьми, которых плохо знал. Я боялся, что не понравлюсь им, краснел всякий раз, когда приходилось заговаривать, и ощущал, как бунтует мой желудок. Все это заставляло меня избегать любых социальных контактов. Естественно, я даже не подозревал, что причиной всему была эмоция, к тому же не несущая никакой адаптивной функции. Неведение принесло мне больше огорчений, чем радости. К счастью, сегодня, хотя я по-прежнему считаю себя застенчивым, это не ограничивает меня в жизни и никому не заметно.
Стимул, запускающий эмоцию, может быть как внутренним, так и внешним. Говоря о внешних стимулах, я имею в виду ситуации, людей, события и т. п. Это любая информация, которую улавливают ваши органы чувств. Если вы лежите в кровати и услышите сильный шум где-то в доме, скорее всего, вы удивитесь и испугаетесь.
Рисунок 1.1. Три системы эмоциональных реакций. Как вы можете видеть на схеме, эмоции всегда возникают под воздействием конкретного стимула, внутреннего либо внешнего. Тело откликается эмоцией, побуждая нас наилучшим образом адаптироваться к данному стимулу, а эмоциональная реакция состоит из трех компонентов, облегчающих эту адаптацию
Но стимулы бывают и внутренними. Вы можете эмоционально отреагировать на мысли, телесные ощущения и даже на другие эмоции – допустим, опечалиться при мысли о том, что вы ни на что не способны (например, при воспоминании о последней ссоре с любимым человеком). Колющая боль в груди тоже способна вызвать эмоциональную реакцию. А еще вы можете отреагировать на другую эмоцию, которую в данный момент испытываете, скажем, почувствовать себя виноватым из-за того, что часто грустите.
Практика поможет вам понять, что стимулы, запускающие эмоции с низкой адаптивной функцией, обычно похожи друг на друга или появляются в схожих ситуациях. В конце этой главы я дам вам упражнение, благодаря которому вы узнаете себя немного лучше и постепенно поймете, какие стимулы изо дня в день провоцируют у вас эмоции, мешающие полноценно жить.
Первой я опишу систему когнитивных реакций. С ней связаны все эмоциональные реакции, которые влияют на мысли, внимание и память.
Следует иметь в виду, что мышление, внимание и память развивались тысячелетиями, чтобы человек смог выжить как вид. Значит, можно считать, что все когнитивные реакции направлены именно на выживание. Однако, как я уже сказал, среда нашего обитания сегодня кардинально отличается от той, в которой человечество находилось 150 000 лет назад.
Предвзятость внимания
Мы чаще обращаем внимание на стимулы, значимые для нас, и причина этого как раз в эмоциях. Поэтому в состоянии эмоционального возбуждения мы склонны реагировать на те стимулы, которые кажутся мозгу наиболее важными.
Например, если мы нервничаем, то замечаем все, что может представлять опасность. В то же время, когда нам грустно, мы наверняка обратим внимание на те детали, которые легче встроятся в мрачную картину мира. Так мозг обеспечивает нашу готовность максимально быстро отреагировать на возможную опасность, адаптируя нас к среде.
Чтобы лучше понять это, представьте, что к вам в гостиную входит лев. Как бы вы ни стремились любым способом отвлечься, ваш мозг куда пристальнее будет следить, не двигается ли хищник, и вы, вероятно, не сможете отмахнуться от потенциальной опасности. В конце концов, мы – потомки тех, кто уделял львам должное внимание, ведь именно эти люди оказались готовы удрать от хищника.
Когда мы обеспокоены, эмоции вызваны внутренним стимулом, в данном случае мыслями. Если что-то эмоционально значимо для нас, предвзятость внимания заставляет постоянно возвращаться к мыслям об этом предмете, и отсюда возникает ощущение неспособности не думать о нем.
Предвзятость памяти
Каждому знакомы моменты, когда не получается выбросить из головы какое-то воспоминание. Несмотря на все попытки забыть, эти мысли вертятся в голове, а мы даже толком не знаем почему.
Предвзятость памяти, как правило, вызвана попытками мозга обработать эмоциональные сигналы, осмысляя и оценивая происходящее. Человеку дано умение пересказывать события так, как он их воспринимает, чтобы разобраться, что происходит вокруг. Эта способность помогала нам понять и менять среду обитания, чтобы можно было выживать в ней на протяжении тысячелетий.
Вообще все непонятное вызывает у нас чувство некоторого дискомфорта, так что мы всегда стараемся интегрировать это в нашу картину мира. Например, мы не задаемся вопросом, как работает кофемашина, пока она не выйдет из строя. Когда это происходит, мы начинаем разбираться в ней в поисках причин поломки. Та же история с эмоциональным возбуждением. Наше тело пытается обработать информацию, которую передают эмоции, чтобы в дальнейшем мы лучше адаптировались к среде.
К сожалению, не имея доступа к необходимым инструментам, большинство из нас оказывается в ловушке болезненных воспоминаний, которыми мы не умеем управлять. В самых тяжелых случаях люди становятся жертвами посттравматического стрессового расстройства и не способны встроить такой тяжелый опыт в свою систему взглядов.
Помните, что, получив в распоряжение все нужные инструменты для регуляции эмоций, мы сможем обернуть любые когнитивные искажения себе на пользу и лучше понять свои чувства и язык тела.
Одним из примеров того, как предвзятость памяти может сыграть с нами злую шутку, служит семейная ссора. Оказавшись в подобной ситуации, мы чувствуем обычно только одно – раздражение. По мере развития конфликта вспоминаются другие случаи, когда мы испытывали схожие эмоции, и если мы не владеем техникой управления эмоциями, то, скорее всего, используем эти воспоминания, чтобы упрекнуть своего партнера в том, что, казалось бы, давно уже простили и забыли.
Предвзятое рассуждение
Когнитивные искажения, или ошибки мышления, присутствуют в нашей жизни постоянно. Интерпретируя окружающую действительность, человек не всегда поступает рационально: в целях экономии когнитивных ресурсов он выбирает кратчайшую дорогу. Такими обходными путями могут быть, например, стереотипы. У всех нас, как ни тяжело в этом признаться, в когнитивной структуре присутствуют подобные шаблоны. В стереотипах нет ничего плохого – иногда они могут спасти жизнь. Важно уметь ими управлять.
В состоянии эмоционального возбуждения когнитивные искажения становятся очевиднее и обычно принимают вид автоматических негативных мыслей. Мысли эти по сути не что иное, как результат искаженного восприятия реальности. Они могут иметь любую форму, и в одной из следующих глав я опишу их подробнее.
Например, в те моменты, когда мы эмоционально стабильны, реакцией на проблему вроде провала на экзамене могут быть такие мысли: «Ничего страшного, у каждого случаются неудачи, я буду тщательно готовиться, и в следующий раз получится лучше». Бесспорно, такой тип мышления здорово поможет нам двигаться дальше в этом направлении. Но если какое-то время мы провели в печали и тревоге, то в той же ситуации нам в голову наверняка придут совсем иные мысли: «Ну вот, опять я провалился. Вечно одно и то же, ничему не могу научиться. Думаю, лучше бросить учебу». Обратите внимание, ситуация в точности такая же, но мы интерпретируем ее абсолютно иначе. Подобное искажение в восприятии действительности происходит из-за того, что система когнитивных реакций меняет нашу картину мира в зависимости от эмоционального состояния.
Сделайте небольшое усилие и на 15 секунд представьте себе, что может думать человек, охваченный унынием.
Очень часто, когда нам грустно, самооценка падает, мы думаем, что потерпели поражение, будущее уже не кажется таким радужным. Совершенно нормально обрабатывать информацию подобным образом. Тысячелетиями думать именно так, когда нам грустно, было правильнее всего. Вот представьте себя 150 000 лет назад посреди африканской саванны. Вы опечалены, потому что только что один из членов вашего племени погиб по неосторожности во время охоты на какую-то мелкую дичь. Мысли, окрашенные негативно, позволят вам усвоить неудачный опыт и подготовиться к худшему. Не забывайте, что выжить в ту эпоху было намного сложнее, чем сегодня, поэтому печаль помогала переживать потери и предотвращать их в будущем.