Введение

Работа с текстом стала важным навыком. Многие даже не замечают, что используют его каждый день. Ответил на сообщение – написал текст. Заполнил объявление о продаже автомобиля – написал текст. Составил резюме – написал текст. Подготовил пост – написал текст.

Если не умеешь работать с текстом, будет сложно. Плохо сформулировал мысль в сообщении – коллега тебя не поняла и сделала все неправильно. Не смог нормально рассказать о своем автомобиле в объявлении – не удается его продать уже второй месяц. Отправил резюме с ошибками – не получил работу. Написал невнятный пост – важная проблема осталась без внимания.

А для тех, чья работа связана с написанием текста, этот навык еще важнее. Если журналист, автор, райтер или редактор плохо пишет, он никогда не будет востребованным.

Несмотря на то, что навык работы с текстом очевидно очень важный, им мало кто владеет. Мы постоянно сталкиваемся с никудышными текстами. Чтобы понять, какую информацию сообщают в объявлении, часто нужно прочитать его несколько раз. За громким заголовком статьи скрывается посредственное содержание. Чтобы найти нужные сведения в инструкции, приходится читать кучу бессмысленных предложений.

Даже профессионалы пишут плохие тексты. С 2016 года я веду рассылку «Что почитать редактору» – это ежедневная подборка лучших статей о редактуре, журналистике, копирайтинге, медиа и контент-маркетинге. Каждый день я читаю десятки статей, чтобы выбрать из них лучшие. Попадаются материалы, по которым видно, что автор долго вычищал лишнее: абзацы расставлены логично, нет орфографических и стилистических ошибок, речевых штампов и т. д. Но есть другая проблема – тема статьи вообще не актуальная. Или наоборот: тема хорошая, мысли автора интересные, но пробираться к ним приходится через запутанный синтаксис, бессвязные слова и непонятно выстроенную структуру. Еще одна распространенная ошибка – голословные высказывания, когда автор делает заявление, ничем его не подкрепляя.

Перечисленные проблемы решаются нормальным редактированием. Это не значит, что статьи с ошибками никто не проверял. Конечно, их исправляли. Возможно, даже потратили на это несколько часов. Любой автор знает, что перед публикацией текст нужно вычитать. Но далеко не все до конца представляют, из чего состоит процесс редактуры и какая у него цель.

Если нескольким людям дать текст и попросить отредактировать его, каждый сделает это по-своему. Одни будут искать орфографические ошибки. Другие – упрощать сложные конструкции с деепричастными оборотами. Третьи начнут проверять достоверность ключевых утверждений автора. Кто-то читал о списке слов, которых ни в коем случае не должно быть в тексте, поэтому будет искать и удалять их.

Все это очень важно, но остается лишь частью большого процесса редактирования. И без комплексного подхода он не принесет пользу, а иногда и может и нанести вред.

Цель этой книги – полностью разобрать процесс редакторской работы с текстом. Мы с вами вместе пройдемся по всем этапам: научимся проверять корректность темы, работать со структурой, выбирать нужный стиль, правильно выстраивать абзацы, расставлять слова в нужном порядке, прорабатывать фактуру, находить стилистические и синтаксические ошибки. Никаких сложных лингвистических терминов, все будет просто и понятно.

Журналистам, авторам, редакторам и копирайтерам книга поможет заполнить возможные пробелы в процессе создания текстов. А люди, чья профессия не связана с работой над текстом, смогут приобрести и развить навык, который пригодится в повседневной жизни. После прочтения вы будете четко понимать, как редактировать любой текст: начиная от поста в соцсетях и заканчивая книгой.

Загрузка...