2 октября 1941 года группа армий «Центр» фельдмаршала фон Бока совместно с тремя армиями (2,4,9) и тремя танковыми группами (2,4, 3) при поддержке воздушных армий приступила к решительному наступлению на противника в направлении Москвы. На левом фланге действовала 9-я армия вместе с 3-й танковой группой. Двумя ударами на Брянск и Вязьму противник к 13 октября был разгромлен. В донесении вермахта сообщалось, что русские потеряли 67 стрелковых, 6 кавалерийских, 7 танковых дивизий, 663 ООО пленных, 1242 танка, 5412 орудий.
Далее последовал удар на Москву. 9-я армия под командованием генерал-полковника Штрауса наступала на Ржев. 13 октября 206-я пехотная дивизия на правом фланге XXIII корпуса выдвинулась севернее железной дороги Оленино – Ржев. В авангарде шел усиленный разведывательный отряд 206-й пехотной дивизии под командованием ротмистра Вайткуната. Вражеское сопротивление у Лаптево было сломлено и противник был отброшен еще до подхода к своим укрепленным позициям. Хорошо вооруженный отряд действовал очень эффективно и вынудил врага отступить. Русские, пытавшиеся наносить контрудары, были фактически уничтожены. Две бронемашины с установленными на них счетверенными пулеметами пытались изменить положение, но были захвачены отрядом, а третья подорвалась на собственной мине. После того как позиция в районе Быкова была захвачена, зенитный взвод, двигавшийся в колонне за авангардом, рассеял саперный русский батальон на марше. Но дальнейшее продвижение остановилось из-за темноты и опасности подорваться на минах. С большим отрывом позади разведывательного отряда двигалась дивизия, вынужденная заниматься разминированием дорог и преодолевать широкие противотанковые рвы.
Вечером воздушная разведка установила, что выходящие из вяземского «котла» русские дивизии стремятся перейти мост через Волгу в Ржеве. Главной задачей 206-й дивизии стало перекрыть им отход. В два часа ночи в полной темноте передовой отряд 312-го полка 206-й дивизии достиг деревни Лаптево. Вступивший в бой разведывательный отряд под командованием своего храброго командира прорвался сквозь горящие деревни к селу Муравьево. Здесь, на хорошо обустроенных окопах, он столкнулся с превосходящими силами противника, который, предприняв контратаку, заставил его отступить. С началом рассвета враг начал новую мощную контратаку на разведывательный отряд. Были понесены значительные потери. Ротмистр Вайткунат был ранен. 312-й полк двигался с востока под непрерывный грохот канонады. Южнее шоссе Оленино – Ржев полк оказался в центре боев, натолкнувшись на вражеское наступление, которое противник вел превосходящими силами пехоты, сопровождаемой артиллерийской поддержкой. Собственная артиллерия из-за снежной бури, препятствующей корректировке артиллерийского огня, не действовала. Новые силы противника выдвинулись против левого фланга полка и принудили его к обороне. В середине дня (14.10) 413-й полк с двумя батареями все же достиг передовой линии русской обороны и вошел в соприкосновение с противником южнее железной дороги. Полк выдвинулся в южном направлении, подвергаясь непрерывным атакам русских из леса. Постоянные контратаки русских и сильно заминированная местность позволили полку выйти только к Толстикову, деревне близ Ржева. 15 октября обстановка изменилась. Сопротивление русских было сломлено. Оба полка – 413-й и 312-й – продолжили наступление. Не встречая особого сопротивления, они продвинулись далеко на восток и заняли совместно с подошедшим с юга разведывательным отрядом 26-й пехотной дивизии уже не сопротивлявшийся Ржев.
Приказ по корпусу от 16 октября гласил: «Мощное наступление 206-й пехотной дивизии заставило противника оставить город Ржев».