Великолепно.
Джексон Маккензи написал книгу, полную любви, соучастия и милосердия, которые освещают путь к исцелению от пустоты, способной поглотить любого из нас.
Джексон исходит из того, что человеку свойственно конструировать самозащиту из старых душевных ран и обид. Мы создаем этот панцирь, чтобы защититься от чувства пустоты. Увы, подобная защита работает односторонне – лишь в отношении внешних раздражителей, так как самая глубокая рана остается внутри нас и ее невозможно исцелить полностью. Мы даже делаем вид, что ее нет. Однако, несмотря на все усилия, мы знаем, что она есть, потому что, когда мы перестаем убегать от нее, мы слышим тихий шепот: она взывает к нам. Быть может, нам страшно остановиться и замереть, оставшись наедине с душевным дискомфортом, страхами, обидами, онемевшей душой и нестабильными эмоциями.
Джексон просит нас прислушаться к тому, что говорит нам наша рана. Какой бы парадоксальной ни казалась его теория, Маккензи наглядно демонстрирует нам, что, если не остановиться и не прислушаться к этому шепоту, наши раны так и останутся неисцеленными. Как человек, переживший аналогичную травму, я не заинтересован в том, чтобы похоронить в памяти тот самый яд воспоминаний, который незаметно отравляет разные аспекты моей жизни. Раны следует исцелять полностью, иначе мы будем лишь устранять симптомы.
В своей первой, ставшей бестселлером книге «Не кормите психопата» автор сосредоточил внимание на мире эмоционального абьюза, в котором вы становитесь мишенью для нарциссической личности, социопата или психопата. Пережив этот опыт, Джексон прошел нелегкий путь к исцелению после интенсивного абьюза. «Не любите абьюзера» – итог или конечный пункт путешествия, пройденного автором лично. Вся прелесть «Не любите абьюзера» в том, что эта книга написана не только для того, чтобы указать правильный путь к исцелению жертвам абьюза, но и открыть новое тем, кто ищет свежих вдохновляющих подходов к восстановлению после травм, эмоциональному равновесию и стрессоустойчивости; она учит, как регулировать высокую степень эмпатии по отношению к другим; как умело маневрировать в море соблазнов, которые нам щедро предлагает жизнь.
Как считает Джексон, в процессе поиска глубинной раны задействованы те несовершенные механизмы, которые мы придумали сами, чтобы измерить собственную ценность в этом мире. Мы поступаем так, оставаясь при этом надежно укутанными в одеяло безусловной любви к самим себе. Тщетные стремления определить собственную значимость могут погубить душу. Однако наша жизнь меняется лишь в том случае, когда мы направляем глубокое чувство любви на себя, а не стремимся разделить его с кем-то особенным, кто, по нашему мнению, этого достоин.
На пути обретения целостности мы пробуждаемся от оцепенения, сковывающего наши сердца и умы. Джексон хочет, чтобы каждый из нас лишился механизмов защиты, которые держат наши души в плену хронической умеренности. Мы ошибочно полагаем, что эта умеренность безопасна, и мы хотим от себя слишком многого, стремясь обрести целостность, учитывая, что́ нам пришлось пережить.
Джексон ненавязчиво уводит нас от внешнего мира, от которого мы все время ждем оценки наших действий, к нашему внутреннему пространству, в котором мир и покой не зависят от прихотей других людей. Этот мир держится на том, чтобы быть добрым к себе и жить, принимая себя таким, какой ты есть, и самое главное, каким ты себя чувствуешь. Мы больше не боимся проявления наших эмоций. Напротив, мы открыто и с любовью отдаемся нашим чувствам, не испытывая вины или стыда.
Джексон щедро делится с нами драгоценными крупицами мудрости. Одно из полюбившихся мне высказываний из этой книги: «Когда вновь загорается ваш внутренний свет, вам больше не нужно подпитываться энергией других». Следуя за Джексоном по пути, который он же проложил и освещает для нас, мы сможем почувствовать себя вновь живыми, целостными и исцеленными.