Разберем эту тему, сравнив жизнь граждан европейских государств и жизнь граждан стран третьего мира.
В своих поездках я неоднократно наблюдала за немецкими испанскими и итальянскими пенсионерами. Они активнее двигаются, чаще улыбаются, иначе смотрят – в их глазах читается интерес и понимание. Доход позволяет им нагружать мозг и питать тело.
Этим они сильно отличаются от российских пенсионеров, которым не всегда доступны такие важные вещи, как социальный досуг, хорошее питание и качественная медицина.
Министерство труда и социальной защиты РФ установило величину прожиточного минимума для пенсионеров в 2019 году – 9236 тыс. рублей. Динамика 2021 года показала неутешительный результат – эта цифра составила 10 022 рубля.
Вместе с тем, ВЦИОМ представил итоги оценки и мониторинга потребительских возможностей россиян, который показал: 12 % опрошенных старше 60 лет «едва сводят концы с концами, денег не хватает даже на продукты», а еще 42 % опрошенных говорят: «На продукты денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна».
Из-за сложностей с удовлетворением даже базовых потребностей их мозг функционирует значительно хуже, чем у европейских соседей. Причина не в старости, а в воздействии постоянного стресса.
Улучшение среды проживания и устранение колоссального неравенства – задача государственного уровня; коллективная ответственность и социальная необходимость ради общего блага. Да, у нас есть проблемы, но мы пытаемся их решить – пока в странах третьего мира царит вопиющая обстановка.
Хочу, чтобы вы на минуту представили себя на месте людей, чьи условия проживания похожи на ад.
Ближний Восток и Северная Африка уже седьмой год подряд остаются наихудшими в мире регионами для жизни. Сохраняется ситуация неопределенности и конфликта в Палестине, Сирии, Йемене, Ливии, что усугубляется статусом «самых регрессивных регионов для трудоспособного населения», признанным международной конфедерацией профсоюзов.
Дети-беженцы и дети-мигранты (некоторые из них держат путь в одиночку) рискуют своей жизнью каждый день, в поисках лучшей судьбы. Миллионы семей покидают свои дома, спасаясь от преследований и нищеты в таких странах, как Афганистан, Ирак, Сомали и Судан. Дети чувствуют, что у них нет выбора, нет будущего, нет безопасных и законных альтернатив миграции, они, покидая родные места, берут свою судьбу в собственные руки и часто попадают под еще бо́льшую угрозу эксплуатации контрабандистами и торговцами «живым товаром».
Предлагаю подробнее окунуться во все «прелести жизни» наших соседей по континентам.
В Индии есть разделение на классы, касты, этносы и конфессии. С одной стороны – миллионы нищих, забытых, униженных женщин, с другой – всемирно известные леди: политики, ученые, писательницы и актрисы.
Это объясняется классовыми и географическими причинами. Плохо образованные, живущие в нищете, подвергающиеся унижениям и преследованиям индийские женщины из глубинки живут намного хуже, чем их более образованные и состоятельные городские сестры, которые добиваются огромных успехов. Несчастных и бедных в сотни раз больше. Их жизнь предопределена до самой смерти. Богатство и бедность несправедливо соседствуют: с величественным Тадж-Махалом, Золотым Храмом в Амритсаре, считающимся одним из чудес света, граничат трущобы, горы мусора и невыносимое зловоние продуктов жизнедеятельности. По статистике бедное население составляет 75 %, а это около миллиарда человек, из которых более трети женщины.
Сложившаяся ситуация и растущие показатели безбрачия в некоторых областях страны приводят к торговле молодыми женщинами из бедных семей. Некоторых девушек покупает сразу несколько мужчин, чтобы потом «делиться» ими с родственниками или перепродавать. В ряде штатов северной Индии практика покупки и продажи жен уже настолько распространена, что женщины просто смиряются с тем фактом, что сразу после рождения сына будут проданы следующему мужу.
Эти женщины воспринимают свою нелегкую участь как должное. Они не способны сопротивляться и бороться за лучшее существование.
Мне удалось побывать в Индии и своими глазами увидеть весь этот ужас. Бедность за гранью, перенаселение, спящие на куске ткани дети, тощие коровы, жующие пластик и умирающие от боли, грязь и вонь, антисанитария и антицивилизация. Наворачивались слезы, становилось тяжело на душе, угнетала невозможность повлиять на жизнь этих людей и животных. Все это побудило меня передать вам в этой книге главную мысль: важно ценить то, что имеешь.
«В 2018 году умерли 8,8 млн детей. Каждый третий умерший ребенок стал жертвой голода», – директор Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Энн Венеман.
Представьте всего лишь на секунду: семь дней в неделю вам нечем завтракать, обедать и ужинать. Более 90 % детей, которым из-за недоедания грозят проблемы замедленного роста, живут в Африке и Азии. До пяти лет в Африке не доживают 132 ребенка из тысячи.
А еще там голод, засуха, от которой умирает животный и растительный мир (особенно в восточной части), бедность и безработица – порядка пяти тысяч человек в Нигерии могут претендовать на одну вакансию.
Бедные страны, как и бедные люди, бедны не потому, что другие богаты. Проблема отсталости их развития носит глобальный характер и может быть решена лишь при участии всех стран мирового сообщества.
Бывает, что человек абсолютно самостоятельно решает, что он беден, и затем грызет себя за это. Исследования под руководством профессора Эссекского университета Маколи Аластера в начале нулевых показали уровень бедности людей, основываясь на их жалобах. Бедными считались те, у кого недостаточно денег для поддержания принятого в обществе образа жизни.
Проведя опросы, исследователи выявили самые частые лишения, из-за которых люди думают, что они плохо обеспечены.
Итак, семью можно считать бедной, если ее члены:
• не доедают и не могут есть хотя бы два раза в неделю мясные или рыбные блюда,
• не могут купить в нужных количествах предметы гигиены, одежду, обувь, холодильник, телевизор или предметы мебели,
• не находят денег на жизненно важные лекарства и платные приемы у врачей, а также на похороны,
• не покупают детям фрукты, сладкое, одежду, обувь, не оплачивают питание в школе или нахождение в дошкольных учреждениях,
• не в состоянии сделать ремонт квартиры.
Тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума, в стране в два раза больше, чем тех, кто испытывает подобные лишения. В Санкт-Петербурге всего 16 % людей испытывает два таких лишения, 10 % – более трех.
Любопытно, что, когда опрашивали тех, чей заработок составлял от $4000 в месяц и выше, лишь один из восьми человек признал себя высокообеспеченным. Остальные решили, что они «середнячки». Нашлись и такие, кто счел свой годовой доход в $50 тыс. убогой бедностью.
Вот уж действительно: у кого суп жидкий, а у кого жемчуг мелкий. А как вы оцениваете свой уровень дохода?
Вывод: все познается в сравнении. После нехитрых представлений и современный российский дискомфорт становится райским местом.