«Существует всего два типа ораторов:
1) нервные; 2) лживые».
Выступления и презентации стали обыденной реальностью. Для многих – довольно неприятной реальностью, подобной визиту к стоматологу или вынужденному веселью с какими-нибудь дальними родственниками. Презентацию надо претерпеть, чтобы затем испытать смутное чувство удовлетворенности и вписать ее в число своих достижений. И потому тот факт, что вы взяли эту книгу в руки, свидетельствует о следующем: а) вы понимаете, что в один прекрасный день вам придется делать презентацию; б) вы хотели бы получить некоторую помощь, чтобы презентация стала для вас полезным – и по возможности приятным – опытом.
Мы часто слышим, что большинство из нас больше смерти боится публичных выступлений и презентаций. Да ну? Неужели 20 минут выступления перед аудиторией – менее привлекательная перспектива, чем забвение на веки вечные? Ай-яй-яй! Должно быть, вам доводилось видеть отвратительные презентации.
А я один из тех странных парней, которым нравится и всегда нравилось проводить презентации и выступать на публике. Впервые я выступал перед полным залом в 11 лет (это был традиционный торжественный ужин в честь Роберта Бернса в начальной школе в Шотландии, хотя сам я англичанин), а первую награду за появление перед публикой получил в 13 лет. С тех пор я и не умолкаю. Теперь же я выступаю (и учу тому же других), чтобы зарабатывать на жизнь. Мне приятно осознавать, что я могу пригласить своих слушателей в некое увлекательное путешествие, делясь знаниями, опытом, историями, – и именно о том, как этим заниматься, и рассказывает данная книга.
Обратная связь, которую я обычно получаю, когда выступаю или веду презентацию (и скоро мы поговорим о том, в каких отношениях состоят эти два понятия), указывает на то, что слушателям нравятся моя уверенность, наше с ними взаимодействие и полученные ими рецепты, советы, рекомендации – всё то, что можно в прямом и переносном смысле слова вынести из зала и немедленно использовать. Этим я хочу поделиться и с вами. Когда для вас эта книга подойдет к концу, в вашем распоряжении окажутся инструменты и советы; используя их, вы сможете смело создавать увлекательные и впечатляющие презентации – такие, которые не только разбудят вашу аудиторию, но и зарядят ее позитивной энергией, энтузиазмом и, конечно, помогут достичь поставленных целей и вам, и вашим слушателям.
Презентация не должна быть пыткой для ведущего или аудитории: мы работаем в этом формате, потому что так эффективнее. Взаимодействие между людьми, которое необходимо в данной области, лежит в основе процессов общения, обучения, совместного проживания и владения собственностью, распространения информации, навыков и знаний, в основе увлечений и удовольствий.
В самом деле, вы можете читать книги (начиная с этой, разумеется), смотреть видео, принимать участие в вебинарах и пользоваться конференц-связью, общаться в соцсетях или слушать подкасты, но есть важная причина, почему не исчезают из обихода рабочие встречи, конференции, почему мы что-то профессионально рекламируем, приглашаем людей проводить презентации или ищем ораторов и спикеров, которые могли бы выступать на самых разных мероприятиях. Как представители рода человеческого, мы реагируем на человеческую речь, особенно если слышим родной язык и получаем адекватную и полезную информацию.
Сегодня проведение презентаций и публичные выступления стали необходимыми компетенциями бизнесмена. Если вы руководитель, вы должны уметь разговаривать со своими сотрудниками, вдохновлять и мотивировать их, чтобы они вели организацию вперед. Кроме того, вас могут попросить выступать на конференциях и мероприятиях, чтобы представлять компанию или даже отрасль промышленности.
Если вы – владелец предприятия, вы должны уметь представлять и продвигать его перед потенциальными клиентами и партнерами, выступая на мероприятиях по налаживанию и укреплению деловых связей.
Если вы – рядовой сотрудник, но при этом желаете расти в рамках своей профессии, то презентации – прекрасный способ поднять свой рейтинг и продемонстрировать умения перед коллегами и начальством. Более того, сегодня многие собеседования при устройстве на работу (особенно когда речь идет о высокой должности) предполагают, что претендент проведет презентацию.
Со временем вы сможете подумывать о том, чтобы стать профессиональным лектором и летать по всему свету с докладами – за более чем приличные гонорары – на конференциях и мероприятиях, делясь своими взглядами на мир с остальными жителями этого самого мира. Между прочим, интересный и приятный способ зарабатывать на жизнь – пусть и не такой богемный и высокооплачиваемый, как вы рассчитывали.
Если вы не желаете или не видите необходимости выступать – можете забыть о профессиональном росте или развитии вашего бизнеса. Если вы управляете организацией или работаете в ней, публичные выступления – важная компетенция, которой вам нужно овладевать в совершенстве. Здесь-то и окажется полезной настоящая книга.
Характер презентаций сегодня изменился, потому что изменились мы сами, изменился бизнес. Сегодня мы перестали надолго концентрировать свое внимание на чем-либо. Всё выше наши требования к тому, на что мы тратим время; растут наши аппетиты в отношении новой информации, идей, источников вдохновения.
Нынешние презентации, как правило, короче, чем прежде; кроме того, они стали более интерактивными и более интересными. Времена, когда ведущий разговаривал с набором слайдов, испещренных жирными точками – маркерами списка, к счастью (я надеюсь), проходят.
Обозначить предмет нашего разговора можно разными терминами – презентация (презентация товара), речь, публичное выступление.
Смысловые области этих понятий следовало бы разграничить, но в нашем случае достаточно условиться, что все они до некоторой степени взаимозаменяемы: ведь когда вы выступаете или представляете продукт, вы произносите речь, и, наоборот, когда демонстрируете свое ораторское искусство – что-то представляете. Поэтому в основном я буду использовать термин «презентация» в качестве универсального, поскольку, если мы говорим о мире бизнеса, большинство из нас проводит именно презентации, будь то выступление на внутреннем совещании или на крупной международной конференции.
Кроме того, я буду часто пользоваться понятием «аудитория», ведь любое выступление предполагает набор слушателей (разговоры с самим собой при подготовке здесь не в счет) – неважно, из трех-четырех человек или двух с половиной тысяч в конференц-зале. Число собравшихся будет влиять на то, как вы выступаете (поэтому, пожалуйста, не уходите от контакта, если слушателей много, и не кричите во всё горло, если перед вами стоят всего три человека), но никак не должно отразиться на времени, которое вы затратите на подготовку, равно как и на том, насколько тщательно и внимательно вы будете готовиться. Любая аудитория заслуживает того, чтобы услышать и увидеть великолепную презентацию – лучшую из возможных.
Пользоваться книгой можно двумя способами. Во-первых, прочитайте ее «как положено» – от первой до последней страницы, поскольку в ней по порядку описаны шаги, которые вам нужно будет предпринять, чтобы стать сильным ведущим. Начните читать книгу с начала, и к концу вы поймете, почему многие задачи следует решать в строго определенном порядке.
Во-вторых, книга структурирована таким образом, чтобы служить еще и справочником, в который можно заглянуть, чтобы освежить какие-то идеи или информацию об отдельных составляющих презентации: даже опытные ведущие и ораторы иногда хотят попробовать что-то новое или поменять подход к выступлению. А некоторые главы, возможно, окажутся полезными, когда вы будете искать источник вдохновения, чтобы сделать вашу презентацию оригинальной и свободной от шаблонов.