Всегда интересно общаться с теми, кто не только мечтает об изменении мира, но и готов немедленно засучить рукава и взяться за дело. Роджер Мартин и Салли Осберг являются именно такими людьми, и они лично знакомы с немалым количеством себе подобных. Посредством Фонда Сколла и Всемирного форума Сколла по социальному предпринимательству они инициировали и провели встречи с тысячами мужчин и женщин из разных стран, обладающих опытом и собственными соображениями о том, как следует выходить за рамки устаревшего косного мышления и искать различные подходы и новые решения в многочисленных кризисных ситуациях, с которыми нам приходится сталкиваться.
Этот опыт, наряду с обширными исследованиями как в государственных, так и в частных секторах, привел их к созданию набора принципов социального предпринимательства и его потенциала к достижению перемен в окружающем мире. В своей работе они предлагают познакомиться с этими принципами. Однако эта книга – не учебник, а замечательное собрание историй о вдохновленных и вдохновляющих людях, которым неинтересно общепринятое определение успеха, которые нацелены отнюдь не только на материальные и профессиональные достижения, а на полнокровную жизнь, наполненную благополучием, мудростью и желанием делиться с окружающими.
Невольно возникает соблазн считать подобных людей экстраординарными личностями со способностью «соединять воедино все точки на карте» в момент озарения или с умением применять какую-то особо эффективную жизненную стратегию, – людьми, родившимися с талантом и упорством, позволяющими воплотить свои замыслы. Однако на самом деле все не так просто. Каждая история – своего рода путешествие. Пути социальных предпринимателей часто начинаются с осознания несправедливости или страданий и размышлений об их коренных причинах, что позволяет этим людям не только выбрать свой жизненный путь, но и последовательно двигаться по нему, достигая своих целей.
Прочитайте эти истории, и вы увидите, каким образом их герои – новаторы и лидеры – словно заново рождались и ощущали вдохновение, находясь рядом с теми, кто был им дорог, кто поддерживал их стремления, разделял их идеи и помогал воплощать их в реальность.
Молли Мельчинг отправилась учиться в Сенегал, захотела оказывать посильную помощь этой стране и решила остаться, погрузившись всецело в местную жизнь, чтобы понять ее и заслужить кредит доверия, необходимый для настоящей благотворительной работы. Она разработала и распространила программу, привлекавшую женщин к изучению и пониманию собственных прав, чтобы помочь им освободиться от архаичных и унизительных обычаев и традиций, связанных с неравноправием, насилием по отношению к женщинам и женским обрезанием.
Андреа и Барри Коулманы были шокированы, обнаружив, что транспортировка больных зачастую отсутствовала в африканской системе здравоохранения даже в тех странах, где правительства и благотворительные организации специально занимались развитием транспорта. Их забота о системе перевозок в качестве части системы здравоохранения, о ее надежности и доступности как в городских, так и в сельских областях, была основана на их страсти к мотоциклам.
Адальберто Вериссимо и Карлос Соуза мечтали о временах, когда бразильское правительство и граждане смогут взять под контроль вырубку лесов в бассейне Амазонки. Они разработали модель, позволяющую проводить мониторинг состояния лесных массивов, благодаря чему появилась возможность узнавать о любых инцидентах незаконной вырубки леса практически в режиме реального времени.
Пол Фармер совместно со своими коллегами создал модель здравоохранения, при которой государственные медицинские работники ведут пациентов на всех этапах лечения, помогая им решать многочисленные проблемы. Желание создать качественную систему здравоохранения, доступную каждому, сподвигла его на создание не только этой модели, но еще и внедрение через Институт по вопросам здоровья и социальной справедливости отдельной специальности, профессиональной дисциплины в ведущие больницы мира.
Все эти лидеры – мятежники, нарушители привычного порядка, агенты перемен, для них оценка изменений намного важнее привычных статистических показателей национального богатства, влияния, данных по количеству выпускников вузов, снижению распространенности заболеваний или тюремных заключений. Идея создания «Huffington Post»[1] началась с осознания того, что необходима такая площадка для онлайн-бесед, где основное внимание уделялось бы возникновению и формированию идей нашего времени. И если бы платформа, облегчающая эту задачу, так и не появилась, многие люди, желающие принять участие в подобных дискуссиях, этой возможности так и не получили бы. Следует помнить, что события разворачивались в 2005 году, еще до того как Facebook стал популярным, как появились Twitter, Instagram и все другие социальные медиаплатформы, позволившие миру услышать тех, у кого раньше не было голоса.
Мы хотели изменить полярное представление о мире и политике как о борьбе идеологий правых и левых, поскольку подобный взгляд приводит к тому, что многочисленные возможности для преобразований попросту упускаются. И еще мы хотели разрушить традиционную установку журналистики – «чем больше крови, тем интереснее», – которая искажает наше видение мира, делая акцент лишь на бедствиях и не рассказывая о том, что дает реальные положительные результаты. Мы уважали лучшие традиции журналистики, такие как честность и точность, умение говорить правду властям и проводить подробные расследования. Но мы хотели открыть общую платформу обмена информацией не только для тех, кто умеет освещать бедствия, но и для тех, кто умеет находить эффективные решения.
И лишь когда благодаря платформе и партнерскому сотрудничеству наши беседы уже шли полным ходом, когда проект стал успешным в глобальном масштабе, мы сумели увидеть реальный потенциал для применения «третьего критерия» – благополучия – в дополнение к традиционным критериям богатства и силы, чтобы использовать его в качестве меры собственного успеха в деле помощи всем тем сообществам, на благо которых мы трудились. Я написала об этом в «Thrive», и мы запустили многочисленные разделы в «Huffington Post», посвященные всем новым способам, которые начинаем сейчас практиковать в подходе к собственным ценностям, приоритетам и образу жизни.
«Выходя за рамки лучшего» вносит критически важный вклад в интеграцию этого третьего критерия, в наше видение социальных инноваций и социальных изменений. Мы уже привыкли наблюдать за победами в сфере бизнеса, правительственных структур, образования и СМИ. Салли и Роджер показывают нам, как несколько выбранных ими «разрушителей систем» – социальных предпринимателей – развивают, строят и увеличивают масштаб своих свершений способами, влекущими за собой поистине революционные перемены.
Как указывают Роджер и Салли, даже одно изменение, один новый способ решения вопросов способен дать окружающим новые возможности, создавая своеобразный каскад из следствий, предвидеть которые порой очень трудно. В «Huffington Post» мы называем подобные явления «решения-подражатели». Печатный пресс Гутенберга подарил людям возможность читать книги и получать опыт видения мира глазами другого человека. Благодаря этому значительно развилась общая способность к сопереживанию наряду со способностью рассуждать и анализировать первопричины тех или иных вещей. И на сегодняшний день массовое участие в системах оповещения о происходящих событиях, сопровождаемых комментариями, помогает добиваться не менее грандиозных перемен. И мы до сих пор не знаем, куда все это нас приведет.
Истории из этой книги оказывают колоссальную помощь не только потому, что демонстрируют нам работу, выполняемую социальными предпринимателями для борьбы с существующим злом, но и потому, что помогают, поддерживают и торят дорогу для всех тех, кто тоже мечтает об изменении мира.