– Если это игра, так она должна быть на что-то похожа! – раздался голос в абсолютной темноте. – Если это жизнь, то она неповторима!
Голос похож на мой собственный, но при этом на пару октав выше. Не до противного писклявый и неприятный, но в то же время чужой. Лишь с нотками моего собственного голоса. Странно и непонятно.
– Если долго лежать, то у тебя на голове вырастет дерево! – продолжал тонкоголосый я. – Корни прорастут насквозь, и ты не сможешь ходить. Прямо как…
– Прямо как в Fallout? – спросил я. Но даже в этом вопросе звучало определенное утверждение. Потому что я спрашивал не у голоса, так ли это. Я знал, что в этой серии игр был персонаж, в голове которого росло дерево. Я спрашивал, знает ли тот голос об этом. И тут же получил утвердительный ответ:
– Конечно! Ты же играл и знаешь, что это так.
– А ты? – спросил я, с удовольствием отметив про себя, что я дал правильный ответ. Прямо как на тестах в колледже.
– Конечно! – его ответ с точностью дублировал мой. – Ведь он был даже не в одной части. А еще его можно было убить или пощадить… Ты ведь это тоже помнишь?
– Помню, – ответил я. – Помню очень хорошо, но… послушай!
– Да? – с какой-то ехидцой спросил голос.
– Раз ты все так хорошо знаешь, может быть, ты скажешь, что это за мир, в который я попал?
– Мир? Ну, не знаю. Едва ли это мир, который ты сам себе выдумал.
– Нет, это уж точно не так! – воскликнул я. – Но просто очень много чего похоже на что-то, что я когда-то помнил, а потом забыл.
– Ну-у-у-у, – голос тянул букву «у» очень долго, а потом его обладатель щелкнул пальцами в темноте. – Вообще я бы много чего похожего отметил. И река, и монастырь – это уже когда-то было.
– То есть, ты утверждаешь, что это все же игра!
– Нет. Я лишь сказал, что игра должна быть на что-то похожа. Но если что-то одно похоже на что-то другое, это необязательно должна быть игра!
– Ты меня путаешь.
– Ничуть! Хотя, я вспомнил! Когда Отшельник говорил тебе про рост параметров и поднял твою сообразительность с трех до пяти, то такая система прокачки тоже уже где-то была.
– Та-а-а-к, – протянул я. – Была, помню. В Свитках она была.
– Верно, – с блаженным удовольствием выдал мне голос. – Была. Чем больше ты пользуешься чем-то, связанным с твоим навыком, тем выше он становится. Что мне еще тебе рассказать?
– Про монастырь.
– Святое дело! Ты что, забыл? – удивился голос. – Ты не мог забыть игру, в которую играл годами.
– Готика? – вспомнил я.
– Вторая часть.
– С дополнением!
– Да-а!
– Черт, я же так хорошо помнил этот момент… И овца?
– И тысяча монет, – хитро добавил голос. – Это все было.
– А что насчет реки?
– Река – это же символ. Как Рубикон!
– Рубикон, который пересек Цезарь?
– А Фелида еще считает тебя тупеньким! – голос был в восхищении. – Ты же все это помнишь. И знаешь. И если вспомнишь все, что поймешь, что на самом деле у тебя больше опыта, чем у всех местных, вместе взятых.
– Да ну?
– Разумеется. Если все это когда-то было в твоих играх, то ты наверняка должен помнить, как это работает. И использовать ситуацию только себе во благо. И радуйся, что здесь нет почти ничего из первой части Готики.
– Почти ничего?
– Если заменить руду на золото – то орать с башни про три ящика золота вообще не стоит.
– Знаю, – согласился я.
– И твое строительство – это тоже очень сложная структура. Я бы даже сказал, что это мешанина из Тропико и Поселенцев. Может, даже чего-то боевого, но я пока и сам не понял. У меня же это не открыто – раз ты сам не попробовал.
– А предложение Кирота?
– Предложение торговца я бы сам с удовольствием принял, как и ты. Не бойся того, что тебя критикует Фелида. Это – твое поселение. И Рассвет – хорошее название. Кстати, мне кажется, что это они взяли из серии Порт-Роял.
– Они? – не факт, что я помнил эту игру, но слово «они» меня напрягло куда больше.
– Они-они. Кто здесь на самом деле рулит.
– Я до них доберусь!
– Доберешься, и что дальше? – посмеялся голос. – Едва ли ты сейчас сможешь нанести какой-то реальный вред им. Да и вообще, что они тебе сделали?
– Они закинули меня сюда!
– О, ты думаешь? Закинули? Или… Нет, не буду тебе сразу все карты раскрывать.
– Но хотя бы насчет меня расскажи, раз ты не хочешь раскрывать все карты! – почти обиженно ответил я.
– Чего ты хочешь знать? Что ты правда учился в колледже? Да, это правда. Только вместо того, чтобы учиться, ты пытался проходить одновременно десятки игр. Как будто тебе школьных лет не хватило. И аттестата с тройками.
– С тройками? Что, все было так плохо?
– Ты играл по шесть-восемь часов в день, Артем!
– Так все-таки меня зовут не Бавлер?
– Да, только Отшельник был прав в том, что эти мысли тебе стоит держать при себе. Не нужно говорить всем и каждому о том, что твое имя не такое, как тебя представил старик. Оно даже не вписывается в этот мир! И чем страннее ты будешь выглядеть для этого мира, тем хуже к тебе будут относиться. Не забывай, что твоя репутация в деревне, городе и мире в целом… это куда более важный параметр, чем личные параметры.
– Ты так хорошо начал объяснять, а потом все запутал! – рассердился я.
– Давай скажу проще. Ты делаешь правильно, когда соблюдаешь правила мира. У тебя нет сил, чтобы сопротивляться врагу. И ты это помнишь по Сегуну.
– По чему? – переспросил я.
– По игре «Сегун». Ты должен ее помнить.
– А-а-а, стратегия.
– Да, твоя жажда строить поселения и зарабатывать репутацию перекочевала из твоей любви к стратегиям. Давай, вспоминай историю своего мира. Ты поймешь, что она циклична. Будет гораздо проще. И опять же тебе скажу важную вещь: твой Отшельник – очень сообразительный. И начитанный. Он дает тебе дельные советы. Плюс он стар, так что нет импульсивности Фелиды. Слушай лучше его.
– А Веллент? – спросил я, но голос уже точно скрывался вдали.
– Не знаю…
– Бавлер! Чтоб тебя! Я же сказала, что твоя обувь уже не годится! – шлепок по лицу привел меня в чувство.
– Я долго был в отключке? – первым делом спросил я.
– Минуты две тебя бью!
– Спасибо, хватит, – твердо отозвался я, а Фелида широко раскрыла глаза, так и застыв с поднятой рукой. – У меня уже щеки горят. Со мной все хорошо, но…
– Весь затылок в крови!
– Заживет, – я приподнял голову и коснулся пальцами затылка: крови было совсем немного. – Дойду до Торна, он что-нибудь приложит. И спасибо, что привела в чувство, – ответил я, потому что девушка выглядела ужасно испуганной. – Со мной все хорошо.
– Зато со мной… ладно, иди. Дела не ждут, – проворчала она, встала и быстро отряхнулась, а потом полезла наверх. С третьей ступеньки она обернулась: – Хорошо, что не сломал ступеньки, когда падал!
Так себе поддержка. Я даже на ноги не встал.
То, что мне наговорили, пока я был в отключке, представляло огромный список игр, на которые я, очевидно, потратил не одну сотню часов. Картинки постеров и видов с монитора представали передо мной.
Я принялся считать все ролевые и их оказалось немало. Несколько частей Готики и Фолаута, Свитки, на которые я потратил больше всего времени. Где-то между воспоминаниями об играх в моей памяти всплывало то, чему меня пытались научить в школе и колледже.
Но это были какие-то отдельные, почти не связанные между собой факты. Консументы и продуценты… вроде бы где-то в биологии. Что-то про «Лондон из зэкепитал…», а дальше я не помнил – и почему вообще Лондон из чего-то сделан? Странно.
Да и прочие факты были не лучше. Другое дело – игры и их сюжеты.
Когда я вспомнил, лежа на соломенной подстилке внизу, большую их часть, окружающий меня мир не стал понятнее, но я начал понимать, что мне надо отправиться в Поляны. Только перед этим надо «почистить» список задач. И для Полян я составил отдельный:
–
Забрать кузнеца из Полян
–
Вернуть Крола
–
Добыть карту.
– Кажется, с этим можно работать, – пробормотал я, лежа прописывая буквы на новой странице тетради. – Не такой уж и огромный этот список! В отличие от игр…