См.: Сорокин П. Е. Археологические памятники Охтинского мыса // Наука в России. М., 2011. № 3. С. 19–25; Археологические исследования в устье реки Охты. Т. 1. Культурный слой и сооружения центральной части Охтинского мыса [Археологическое наследие Санкт-Петербурга. Вып. 5]. СПб., 2017.
Изучение архитектурной и социальной истории Охтинских дворянских усадеб в настоящее время продолжает методист краеведения и координатор краеведческой работы Дворца детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Наталья Павловна Столбова. Приношу ей искреннюю благодарность за обстоятельные научно-краеведческие консультации.
Так называлась загородная дача Полторацких в официальном объявлении о ее продаже, размещенном в газете (см.: Санкт-Петербургские ведомости. 1828. № 90, 9 ноября. Первое прибавление. С. 1279). Нужно отметить, что современное название реки – Оккервиль – окончательно сложилось и закрепилось несколько позднее.
См.: Чехов А. (А. Седой) 1. Призрение душевнобольных в С.-Петербурге. 2. Алкоголизм и возможная с ним борьба. СПб., 1897. С. 59–69, 114.
Строительство Андреевского храма было долгим и сопровождалось преодолением различных препятствий. Существенную помощь в деле его создания оказали петербургские рок-музыканты: Борис Гребенщиков, Всеволод Гаккель и др. (в репертуаре группы «Аквариум» есть песня «Река Оккервиль», на стихи Анатолия Гуницкого). Пользуясь случаем, выражаю искреннюю признательность за рассказ об истории храма его настоятелю протоиерею о. Виталию Магдееву.
Впрочем, по другим данным, квартира Д. И. Успенского была не собственно на Малой Охте, а на противоположном берегу Невы, вблизи Малоохтинского перевоза (он находился на нынешней Синопской набережной, в створе проспекта Бакунина).
В последние годы своей жизни он жил вместе с матерью в ее квартире в двухэтажном деревянном доме № 24, а также снимал квартиру в доме Корепова вблизи церкви св. Марии Магдалины. Эти здания уже давно не существуют, как и сама церковь, закрытая в 1938 г. и окончательно разрушенная на рубеже 1960-х–1970-х гг. при «спрямлении» Малоохтинского проспекта.
Сюжетно-художественная и биографическая связь Малой Охты и Оккервиля с российской литературой отнюдь не ограничивается примерами, приведенными выше. Следует, в частности, упомянуть стихотворение Юрия Колкера «Уткина дача, ночь» (1995) из его сборника «Ветилуя», а также известный рассказ Татьяны Толстой «Река Оккервиль», впервые опубликованный в 1985 г. в журнале «Аврора». Берега реки в ее рассказе затейливо обустраиваются и меняют свой облик в фантазиях главного героя Симеонова. Стоит заметить, что одним из прообразов главной героини (пожилой певицы Веры Васильевны) стала Анна Ахматова (см. подробнее: Богданова О. В., Богданова Е.А. «Она была мечтой поэта…»: рассказ Татьяны Толстой «Река Оккервиль». СПб., 2015).
См.: Лавров А.В. Андрей Белый // История русской литературы: в 4-х тт. Т. 4. Л., 1983. С. 555.