Дети – это всегда непросто. И так тянет иногда родителей упростить ребёнка. Объяснить ему или ей, каким нужно быть. Обличить в том, что этому мешает. Наказать за то, что мешает родителям… Тогда добро пожаловать в гардероб обличений. Может, удастся выбрать подходящее облачение?
– Дети очень способные существа, и надо их учить всему… Почти всему… – сказал Главный Обучатель, возникший ниоткуда, но давно руководивший процессом.
– Чему всему? – раздался вопрос из учительской аудитории.
– Географии, арифметике, обществоведению, физкультуре, рукоделию, физике, химии… Предметники сами составят список, а я непременно дополню.
– Почему почти? – прозвучал ещё вопрос.
– Потому что почти всё помогает обществу быть благополучным. И отвлекает от того, что мешает.
– А что мешает? – испуганно спросил кто-то.
– Мешает то, что обществу вредно и с чем необходимо бороться: умение думать самостоятельно, вопреки многому из того, чему мы учим.
Один папаша повадился чуть что раздавать затрещины своим детям.
Но старший сын подрос и сказал отцу:
– Мы к затрещинам привыкли. Только из-за них у нас в семье трещина появилась. И всё расширяется.
– Ты что себе позволяешь? – возмутился папаша и замахнулся, чтобы отвесить дерзкому сыночку затрещину.
– Если ударишь, – предупредил сын, – я тоже ударю. Будем расширять трещину с двух сторон, ладно?
Удивился папа… и почесал замахнувшейся рукой в собственном затылке.
Тем и закончилось.
Сидели дружки-разбойники в скверике, выпивали. Один говорит:
– К нам шпана беспризорная иногда прибивается, а как с детьми обращаться? Как настоящих разбойников воспитать?..
Другой вспомнил:
– В одном фильме главная разбойница сказала: мелких баловать надо, тогда вырастут разбойниками.
– Вот ещё, баловать! – рявкнул разбойник по кличке Гог. – Можно гнобить, дразнить, мучать… Тоже разбойники получатся.
Тут старичок, сидевший на скамеечке неподалёку заметил:
– У тебя, Гог, прямо педагогическое мышление. Стоит из разбойников в педагоги переквалифицироваться…
Но разбойники так шумели, что старичка не услышали.
Набегавшись, Игорёк с Юрасиком плюхнулись на скамейку так, что старичка на другом её конце слегка подбросило.
– Ты кем хочешь быть? – спросил Игорёк. – Я – кем-нибудь знаменитым. Чтобы все замечали и радовались.
– Прославленным и замечательным – это здорово! – согласился Юрасик.
– О, я тоже хотел! – вдруг воскликнул старичок. – Хотел и стал. Все меня замечали и узнавали…
– А кто вы? – спросил Игорёк.
– Тссс, это секрет. Так утомительно, когда все замечают… Теперь для меня самое замечательное – это незаметность. Но вас я непременно буду замечать и радоваться.
– Ура, начинаем прославляться! – крикнул Юрасик, вскакивая.
И мальчишки снова куда-то помчались.
Как меня угораздило туда попасть?..
«Гардероб обличений» тянулся далеко-далеко…
– Если собрался в чём-то обличить кого-то, особенно ребёнка, нужно выбрать подходящее облачение, – объяснял сопровождающий. – Будет ли это судейская мантия, шутовской наряд, деловой комбинезон, или что другое из сотен моделей, нужно, чтобы облачение подходило именно тебе, а также тому, к кому обращаешься, и годилось для возникшей ситуации. Это непросто. Отсюда такое разнообразие. Наловчившись, можно облачаться мысленно. А пока – присматривайся, выбирай, старайся не ошибиться…
Не знаю, сколько времени я там провёл…
Не знаю, сумею ли овладеть искусством выбора обличий для обличения. Но осторожности я в этом гардеробе научился.
Адир был энергичным находчивым мальчиком. Но стоило сказать ему: «Делай вот так», – всё делал старательно, правильно, но вяло и медлительно. Решили родители сводить сына к врачу. Доктор поговорил с ним, поиграл, всякие рисунки они рисовали… Потом оставил Адира в кабинете, вышел к родителям и сказал: