Значительную роль на рынке антиквариата играют изделия из фарфора. Сам материал представляет собой разновидность керамики, состоящей из белой массы, покрытой просвечивающей глазурью.
Изделия из фарфора легки, прозрачны в тонких местах, при простукивании издают мелодичный звук. Двойной обжиг делает их достаточно прочными. Они способны сопротивляться жару и кислотам, непроницаемы. Неглазурованный фарфор, имеющий матовую поверхность, именуется бисквитом. Классификация этого материала связана с составом фарфоровой массы и глазури. Подобные разновидности возникли в процессе исторического освоения европейцами данного материала с ХIV по XVIII в.
Твердый фарфор
Его основу составляет каолин (глина) и полевой шпат с добавлением кварца и песка. Свойства фарфора зависят от пропорций основных веществ, и прежде всего каолина. Чем его больше, тем тверже масса и тем труднее его плавить. Приготовленную массу либо отливают в формах, либо обрабатывают на гончарном круге, затем готовые предметы обжигаются сначала при температуре 600—800 °С, затем покрываются глазурью и обжигаются при более высокой температуре – порядка 1300—1500 °С. Состав глазури идентичен фарфоровой массе, только в других пропорциях. По консистенции она более жидкая, в процессе обжига соединяется с черепком так, что образует с ним единое целое. Именно эту разновидность керамики можно считать собственно фарфором. В Западной Европе был изобретен И. Ф. Бетгером.
Мягкий фарфор
Другие названия – художественный, фриттовый. Основой его состава являются стекловидные вещества, содержащие песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр, к которым в процессе плавки добавляется гипс и глина.
Предмет, отформованный из такой массы, обжигается при более высокой температуре – 1100—1500 °С. Глазурь для мягкого фарфора делают преимущественно из стекла в соединении с песком, содой, поташем и известью. Температура обжига глазурованных изделий, наоборот, более низкая – 1050—1100 °С.
От классического мягкого фарфора отличается большей прозрачностью и тем, что имеет более нежный белый цвет темного сливочного оттенка. Излом черепка прямой, не раковистый, неглазурованная часть зернистая. Изобретен в XVI в. во Флоренции (фарфор Медичи). Мягкими были и ранние изделия севрской мануфактуры.
Костяной фарфор
Получил свое название в силу того, что, кроме каолина и полевого шпата, содержит фосфат извести, получаемый из пережженной кости, из-за чего твердый по своей сути фарфор становится мягче. Глазурь в основе та же, что и у мягкого фарфора, но для лучшего соединения с черепком в нее добавляют немного буры.
По своим физическим свойствам и по цвету костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким. Впервые был применен в 1748 г. в Англии Т. Фраем.
Изготовленные из различной по качеству фарфоровой массы изделия, для придания им лучшего эстетичного вида, дополнительно украшаются. Существуют два основных способа декорирования: скульптурный и живописный.
В качестве скульптурного декора чаще всего используют рельефные украшения, созданные путем гравировки, тиснения, перфорации, или пластически вылепленные декоративные элементы. Либо предмет отливается вместе с декором, либо отдельные элементы: цветы, птички, листья, различные фигурки в виде ручек – формуются отдельно и приклеиваются в процессе обжига.
Живописный декор бывает двух видов в зависимости от способа его нанесения – подглазурный и надглазурный. В первом случае краску наносят на «сырой» черепок и затем обжигают. Во втором случае предмет расписывается уже по глазури и тоже подвергается обжигу.
Для росписи фарфора используются специальные краски – эмалевые и муфельные. Первые имеют ограниченную палитру, при обжиге они не соединяются с глазурью и выступают над поверхностью. Муфельные представляют собой глазурь, окрашенную окислами различных металлов. При обжиге при температуре 600—800 °С они соединяются с глазурью, образуя единое целое.
В период развития промышленного производства фарфора, на рубеже XIX – XX вв., в качестве красочного декора начинают применять деколь (декалькоманию), где используются специальные переводные картинки.
В декоре наиболее дорогих изделий используют позолоту. Она может или сплошь покрывать довольно большие поверхности предмета, или использоваться для росписи.
Сейчас изделия из фарфора прочно вошли в европейский быт, однако так было не всегда. Фарфор был изобретен в Китае. Первые изделия из него относятся к VI в. Фарфор в Китае был предметом экспорта, и секрет его изготовления хранился в строгой тайне. В Европу изделия из фарфора впервые попадают в XVI в. вместе с другими товарами с Востока. Китайский фарфор в то время ценился столь высоко, что даже его осколки вставлялись в оправу из золота и серебра, заменяя собой драгоценные камни. С этого времени начинаются попытки европейцев создать собственный фарфор. Первый известный фарфор XVI в. был мягким, желтоватым по цвету, с белой глазурью, как в майолике.
Попытки получения фарфора предпринимались и на протяжении всего последующего столетия, и лишь в начале XVIII столетия европейцы наконец подошли к открытию настоящего твердого фарфора. Это удалось немецкому химику Иогану Фридриху Бетгеру в 1708 г. Два года спустя в Майсене открывается первая в Европе фарфоровая мануфактура. Затем в 1718 г. основывается фарфоровое производство в Вене, и к середине XVIII в. они появляются во многих немецких городах. Параллельно опыты по созданию фарфора ведутся и во Франции, где уже с 1702 г. начинается изготовление мягкого фарфора в Руане. В середине XVIII столетия основывается и самое известное французское производство – Королевская мануфактура в Севре, выпускавшая изделия из мягкого фарфора вплоть до конца века. Далее фарфоровые производства открываются в Италии, Англии, Дании.
В России попытки открытия фарфора предпринимались еще при Петре I, но тогда они не увенчались успехом. Первая русская фарфоровая, или как тогда говорили, «порцелиновая», мануфактура основывается при Елизавете Петровне в 1744 г. под Петербургом.
В качестве главного специалиста из Германии приглашается К. К. Гунгер, работавший вместе с Бетгером на Майсенской мануфактуре. Но все его опыты по созданию русского фарфора оказались неудачными. В конце 1744 г. его помощником назначается Дмитрий Виноградов, молодой российский химик, друг и соратник М. В. Ломоносова, только что вернувшийся из-за границы после окончания горной академии в немецком городе Фрейберге.
Полагаясь не на удачу алхимика, а на научный подход в порученном ему деле, Виноградов самостоятельно подходит к открытию русского фарфора и в 1748 г. становится управляющим Императорского фарфорового завода. С 1748 по 1751 г. ему удалось получить продукцию хорошего качества. Правда, это были очень небольшие по размеру вещи: табакерки, шахматы и т. п., что было связано с размером печи. В 1757 г. по проекту Виноградова была выстроена новая печь, что позволило выпускать изделия из фарфора большего размера. Именно с этого момента можно говорить о развитии фарфорового производства в России.
Старейшим фарфоровым заводом нашей страны, работающим до сих пор, является Императорский фарфоровый завод. Современное название – Санкт-Петербургский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. До революции, будучи в ведении императорского двора и удовлетворяя в первую очередь его потребности, находился в привилегированном положении, поскольку финансирование из казны позволяло не думать о рентабельности производства и сосредоточиться на выпуске высокохудожественных вещей.
Ранние опыты русских мастеров были в основной своей массе подражательны, порой они просто копировали изделия Майсенской фарфоровой мануфактуры. Период расцвета в истории Императорского фарфорового завода связан с последней четвертью XVIII в. В это время у завода устанавливаются тесные контакты с Академией художеств, подготовившей немало мастеров-фарфористов. В 1779 г. для работы на заводе приглашается французский скульптор Ж.-Д. Рошет, ставший создателем скульптурной группы одного из знаменитых сервизов этого времени – Арабескового. На протяжении всей истории Императорский фарфоровый завод выпускал уникальные произведения: сервизы, вазы, декоративные тарелки, столешницы, целые картины, расписанные лучшими живописцами. Образцы каждого изделия утверждались на академическом совете. К работе на заводе привлекались известные живописцы, скульпторы, архитекторы. Сервизы, столешницы и вазы украшались копиями картин известных художников.
Императорский фарфоровый завод всегда следовал тенденциям господствующего стиля. В эпоху рококо его ранние вещи достаточно простой формы украшают, как правило, цветочные гирлянды и букеты, выполненные нежными красками светлых тонов. Во второй трети XVIII – первой половине XIX в. классицизм принес в фарфоровое искусство моду на античные формы и орнаменты, большую живописную насыщенность, следование классическим образцам в скульптурных элементах. С этим временем связано создание таких шедевров, как Гурьевский и Бабигонский сервизы, вазы для дворца в Павловске.
Пришедшая на смену строгой классике эклектика, с ее свободой выбора в разнообразии стилей, дала новый импульс мастерам-фарфористам. Появляется немало изделий разнообразного декора: Кремлевский сервиз украшают элементы в «русском» стиле, Этрусский – античные мотивы, а сервиз яхты «Держава» – морские.
На рубеже XIX – XX вв., в соответствии с веяниями стиля модерн, на Императорском фарфоровом заводе осваиваются новые приемы декорирования: появляются простые по форме вазы, украшенные подглазурной росписью или эмалевыми красками, поливными эмалями, создается ряд интересных скульптурных композиций. Даже в эпоху капиталистического производства, с его жесткими экономическими требованиями, завод продолжает создавать высокохудожественные произведения.