Рассказывала баба Настя про языки О̀фе́ней, Мазы́ков и Скоморохов, подкрепляя свои рассказы примерами. Часто использовала О̀фе́ньскую (О̀фе́нску) речь в бытовом общении. Запомнилось, что есть язык Музыка, язык Маяк, язык Огонь, язык Свет, язык Скоморохов и Молчаливый язык. Музыка, это О̀фе́нский язык со всеми его диалектами, приводила в примеры «на музыке ботаешь», «на фене ботаешь», особо подчёркивая, что уголовная феня, это уже в то, что выродилась Музыка.
Маяк, это жестовый язык О̀фе́нский язык, пальцовки, «маякни ему». В семье даже оставались некоторые «обломки маяков», типа отряхиваний плеча от пыли или постукивания, почёсывания носа. В быту на Музыке и Маяке говорили чуть ли не до конца семедисятых годов двадцатого века, пока были живы старики О̀фе́ни, а детям учившимся в советских школах и не перенявших традиционные торговые и отхожие промыслы он оказался не нужен. Сам наблюдал как мама и сын бабы Насти вежливо кивали во время застольной беседы, показывая своё понимание, но со всей очевидностью говорить что-то в ответ стеснялись. Я спросил маму, всё ли она понимает, и она с некоторым смущением шепнула, что далеко не всё, но суть ухватывает, но отвечать даже не будет пытаться, чтобы не позориться.
Язык Огонь, это язык жрецов Солнца и Трояна. Наверное, ближайшее, что может дать представление это фраза из стихотворения А.С. Пушкина – «Глаголом жги сердца людей», или когда вы что-то сделали и вас за это начинают материть, да дак, что у вас и уши и лицо гореть начинают, а то и «нутро» и в результате всё выгорает и очищается и в теле и в делах появляется Сила, а душа начинает светиться, по-первости не ярко, словно китайский фонарик, просвечивая сквозь тело. На мой вопрос, как же Огонь звучал изначально, баба Настя сказала, что Ивановской, Костромской и Владимирской области очень мало названий рек на привычном нам русском языке. Вот это и есть остатки того как он звучал.
Могу совершенно ошибаться, но язык Свет, это «Музыка Скоморохов», наречие не понятное постороннему. Поясняю почему. Был тайный раговорный язык «Свет», но так же Баба Настя «Светила» – показывала «Свет», да и дед частенько любил подшутить, как со стуком в окно, так и с парой случаев, о которых расскажу дальше.
Удивительно, но этот «Свет» был очень похож на то, с чем я однажды столкнулся в Австралии. В общественном транспорте, по какой-то причине, я уставился на молодую аборигенку, ей под моим взглядом было явно некомфортно. Её раздражение взорвалось словно сине – красными проводами в мизинец толщиной в пространство на расстоянии примерно с метр вокруг. Чего было ниже не видел, так как сидела она возле окна, а я стоял в проходе в заполненном автобусе. Так я увидел словно был кабель и вдруг его разорвало – раскидало на провода и они, словно червяки, извиваясь посыпались в разные стороны. От чего меня начало словно током бить и мелко трясти, и при этом чётко передавалась, – «хватит, довольно, не смотри».
Баба Настя когда показывала свои умения, то током не билась, а «чётко светила» – попросила подать ей какую-нибудь кастрюлю с полки возле печки. Но с другой стороны, я же не делал то, что ей не нравилось, а то может и чего похлеще применила бы. Сначала видишь «эту кастрюлю», а точнее, образ действия с предметом, потом в голове возникает ощущение речи, и приходит понимание что тебе говорит таким образом собеседник. Сначала, по ощущениям, возникали образы на расстоянии половины вытянутой руки примерно, на ладонь – две выше лба и оттуда словно соскальзывали, точнее, «заскальзывали» неуловимо вниз в переднюю часть головы и воспринимались уже как нечто само собой разумеющееся, словно, я об этом сам в тот момент думал. Хотя отличие было чёткое – вот образ внутри меня – он мой, а вот бабы Насти – он выше и снаружи. Объясняла о том как это работает, – образа заскальзывают как рыба в «морду» или в «мерешу» – сеть для ловли рыбы. Названия такие были, из-за сходства «тонкого состава впереди лица» куда всё это сбрасывалось с мордой – ловушкой для рыбы. С одной стороны, почему это язык Скоморохов, после примера со стуком в оконное стекло у меня как-то даже и не возникает, но с другой стороны я и не припоминаю чтобы дед или его сёстры произнесли хоть одну фразу на «Музыке Скоморохов» когда о нём рассказывали.
Молчаливый язык, это язык не физического тела. Это язык души посредством одного из тонких тел человека. Был распространён по очень обширной территории, на сколько я могу судить.
Впервые столкнулся с «Криком души» в возрасте лет шести, у родителей папы, в Казахстане, когда бабушка находясь в доме почуствовала себя плохо позвала им деда. Да так, громко и чётко было слышно его имя, что мы, занятные вместе дедом на укладке дров за баней на приличном расстоянии от дома, услышали её словно бабушка стояла рядом с нами. Хотя, двери и окна в дом были закрыты и мы за капитальным строением, довольно шумно укладывали дрова. Однако услышали её крик словно в голове и скорей побежали в дом. Как оказалось, действительно бабушка звала на помощь. Можно крикнуть во весь голос не разевая рта, на любое расстояние и те, кому ты обращаещься тебя услышат. Можно, разговаривать словно по телефону, дед Коля будучи в гостях в Коврове и в деревне общался так со своими сёстрами. Можно и тихонько звать, если ночью все спят, а ты ещё и в другой комнате при этом спишь. Запомнился вечер у деда Коли дома, когда нас детвору болтающую без умолку бабушка по линии мамы баба Вера начала учить «безмолвному языку», – а нукося, всё, что вы сейчас тут болтаете, с закрытыми ртами внутри себя, так же громко, чтобы нам с дедом было слышно.
Мы опешили, – это как это с закрытыми ртами? Мычать что ли?
– Нет, на «безмолвном языке», когда и рот открывать не нужно, чтобы сказать, что-то. Внутри себя сказал и слышно всё кому нужно услышать.
Пристали с расспросами, ясное дело. Но добились лишь, что нужно тренироваться, прежде, чем позвать кого-нибудь по имени, надо внутри себя не открывая рта это сделать, словно бы понарошку, так постепенно и научимся. Весь вечер сидели усиленно тренировались звали друг друга по имени дико гримасничая и срываясь на весёлый хохот, – А ты кого сейчас позвал, аха-ха-ха ?! – А сейчас, ты меня звал?!