Быстро миновали дни, в которые Прабог создал мир и природу. Великие моменты проносятся с огромной скоростью, люди не успевают следовать за ними, а они уже пролетели. С другой стороны, когда мало событий, становится скучно. Но для многих в покое есть свое чудо, потому что он требует немногого и быстро проходит. Вот и Прабог, хорошо поработав, взял в руки священную глину, чтобы для собственного развлечения сотворить полезное, милое и верное животное…
Прабог блуждал по свету, который сам недавно сотворил. Ему все нравилось, но все-таки он не был полностью доволен. Это заметил Демон и прилетел к нему с вопросом:
– Ты сотворил все, что хотел, и сейчас не знаешь, чем заняться? Бродишь по горам и тревожишь людей и зверей. Не знаешь, куда направиться. Смирись с этим, но прославь наше совместное дело еще одним творением. Нужна какая-то идея!
Задумался Прабог, покинул Демона, но слова, сказанные им, вертелись у него в голове. Он думал над ними, лежа на зеленом лугу и глядя на свое царство. Пока что все его творения жили по его воле, в мире царили покой и добро. Животные не скалили зубы друг на друга, олень и бык паслись рядом, не мешая друг другу, не сражаясь за пастбище. Медведь питался лесными кореньями, жеребенок, волчонок и дикий поросенок бегали наперегонки, и родители, любуясь, наблюдали за ними…
Все животные говорили на одном языке, поэтому легко могли договориться. Этим языком владели и змеи, и птицы. Когда они пришли к Прабогу, чтобы отдать ему почести, рядом сидели лисица и петух, лис и курочки, кролик и свинья, кошка и собака… Поклонившись Прабогу, они вместе отправились в родной лес.
Точно так же обстояло дело и с людьми. Если кто-то кого-то о чем-то просил, тут же получали необходимое. Зачем напрасно скупиться? Не было между ними ссор и споров. Прабогу просто нечего было делать, он не должен был утихомиривать разгневанных, судить споры, наказывать грешников и награждать чистые души.
В тот вечер он наблюдал за животными, которые уже принялись прятаться на ночь в лесу. И тут взгляд его упал на маленькое белое облачко, тихо плывущее по небосводу. За ним появилось второе, третье… И в ту минуту у него родилась мысль:
– На небе есть кое-что, так и просящее себя скопировать. Маленькие кудрявые облака – такие милые и игривые. Надо по их подобию сотворить на земле животное. И в результате моего труда появится белая овечка!
Прабог тут же вернулся к своей благословенной глине, от которой у него еще кое-что оставалось, и начал месить ее. Маленькое облачко под его руками вырастало до размеров пса. Он стал придавать глине форму. Гладкую кожу он покрыл волнистой шерстью, которую так и хотелось погладить, и придал ей белый цвет. Нос нового животного он уменьшил, поставил его на четыре ножки и на каждую насадил копытца, чтобы оно могло хорошо бегать по лугам и по лесу. Наконец он подарил ему два больших удивленных глаза, и создание было готово. Прабог оживил его своим словом, и овечка тут же побежала на луг пастись. И так она понравилась Прабогу, что он быстро создал целое овечье стадо.
От Прабога исходит только доброе и хорошее. Так было и в этом случае. Овечки послушно топали по лугу за Прабогом, куда бы он ни пошел, и всюду была им травка, никогда они не были голодны. С ними не было никаких проблем.
Прабог радовался тому, какое милое создание у него получилось. Вечером он подоил овечек и сделал из их молока сыр и брынзу. Когда он намазал ее на хлеб, к нему сбежалось и слетелось со всех сторон все живое, чтобы собственными глазами посмотреть на новое чудо. А когда он одну овцу подстриг и улегся на ложе на ее мягкую шерсть, стало ему так хорошо, как никогда прежде.
Пришел и съедаемый завистью Демон посмотреть на новое творение Прабога. И решил он так:
– Что Прабог сделал, то и я сделаю не хуже. И сейчас настал тот самый момент, когда я покажу другим, что могу всех удивить!
Демон знал, о чем говорил и о чем думал. Он как раз в эти дни занемог. На костях его висела кожа, в затуманенных глазах стояла грусть. Он не знал, чем утолить свой голод. Люди были добры и радушны, не за что было кого-то наказывать. Он чувствовал, что если создаст животное, подобное овечке, ему тут же полегчает. Оно дало бы ему сыра и молока, накормило бы его досыта, набрался бы он силенок, а спал бы он на мягкой шерсти, и все бы ему завидовали. И вот он быстро побежал на свое поле, где у него был спрятан остаток благословенной глины.
Но он не хотел целиком уподобляться Прабогу, поэтому его животное должно было выглядеть как овца и в то же время быть другим. Сначала дело пошло гладко. Он создал тело, подобное телу овцы, но на этом все и закончилось. Когда он стал лепить из глины голову, она с каждым мгновением все больше стала походить на его собственное демоническое обличье. Рога, глаза, бородка – все напоминало о том, кто создал это животное. И как Демон ни старался, дело рук его выглядело его подобием. Пришлось ему с этим смириться. Как и Прабог, Демон очень быстро сотворил целое стадо, вдохнул в него жизнь и выгнал новых созданий на пастбище.
Но дела Демона не божеские! Стадо овечек само шло за Прабогом, куда тот ни шел, а Демонов племя тут же разбежалось в разные стороны. Козы быстро забрались на горы, и каждая хрумкала все, что видела перед собой. Демон бегал из стороны в сторону, собирая стадо в кучу, но это у него никак не получалось. Он еще сильнее похудел и ослаб. Козы не паслись спокойно, пощипывая свежую травку, они бегали, спотыкались, и вскоре и их бока опали. Когда вечером Демон наконец загнал их в кошару, он смог выцедить из них только чуть-чуть молока, а сыра из него было и того меньше. Как ни гневался Демон, это не помогало.
На другой день вечером, когда Прабог вел домой свое стадо, Демон смотрел на него с завистью, думая, как бы сделать какую-то пакость.
Овечки подошли к ручью, нашли мелкое место и перешли ручей вброд, почти не замочив копытца.
Демон стоял в стороне, там, где поток бежал сильно и неудержимо. И тут ему в голову пришла одна из его дурацких идей:
– Пусть Прабог со своими овечками делает, что хочет, а я со своим стадом буду дома первый!
Он не повел коз к броду, желая сократить путь. Он погнал свое стадо туда, где течение воды было особенно сильным, уверенный, что там они быстро попадут на другой берег и будут иметь преимущество перед Прабогом. Но он ошибся. Поток быстро утащил с собой двух коз, а остальные не были глупыми. Они уперлись своими тонкими, но сильными ножками и отказались входить в воду. Напрасно Демон кричал на них, напрасно произносил ядовитые слова. И с той поры ни одна коза по своей воле в воду не войдет.
Когда Демон увидел, что старания его напрасны, схватил он первую козу за рога и хвост и бросил ее на другой берег. Так он перебросил через поток все стадо, и от каждой козы у него в руке остался кусок хвоста. На память об этом у коз короткие хвостики, которые торчат вверх, тогда как у овечек пышные, прилегающие к телу хвосты.
Так и происходят события: исходя из породивших их причин и предпосылок. И потому среди похожих творений некоторые тянутся к небу, а иные – в совсем обратном направлении. И это неизбежность.