Для людей жизнь – борьба, и многое основано на том, что человека всегда что-то манит, куда-то его тянет, зовет вдаль… И он часто, не раздумывая, поддается искушению, хотя это обман, дурман и пустое, хоть и столь притягательное. Вдруг ему перестает нравиться то, что у него есть, начинает его тянуть туда, куда не звали, и тоскует он о том, что есть у других… Боги долго это терпят, но в конце концов наказывают его за это.
Но не всегда человек жил так. В давние времена он был совершенно другим: ни за чем не гнался, не тянуло его править ни собой, ни целым миром. Он помогал Прабогу в его деле.
К этому человека побуждало само его существо, потому что первые люди не были похожи на людей нынешних. Они были высокими, статными. Головы их доставали до облаков. Когда они шли, земля тряслась под их шагами, содрогалась и гудела. Шум от их шагов шел по всей округе.
В каждой долине в Татрах жил в те времена один из таких людей, и называли их Зруты или Озруты, а также гиганты, великаны, исполины, или чудовища. Когда одному из них было что-то нужно от другого, они передавали нужные вещи по-над горами, поднимая их высоко над округой.
Сила их была неизмерима. Зруты с легкостью вырывали из земли деревья с корнями и использовали их вместо дубинок, сдвигали со своего пути могучие скалы, изменяли русла ручьев и рек. Когда они в кулаке сжимали камень, из него текла вода, умели они и превратить камень в пыль. А когда камнем ударяли о камень, высекалась искра, как во времена возникновения мира. Там, где они плюнули, появлялось озеро, в тех местах, куда падал их пот, возникали маленькие озерца. Стрелы с их луков летели на любое расстояние, куда хотели, они могли подстрелить и звезду в небе. Даже море не было им препятствием, без опасения вступали они в его воды, переходили его вброд, а то и просто – перешагивали. Бороды их были так длинны и так густы, что ястребы вили в них гнезда, лисички устраивали в них норы, и обитала в них всякая живность со времен сотворения света.
Их отцом и единственным предком был человек, которого создал Прабог вместе с Демоном. Этот первый человек – Зрут – жил с Прабогом в мире, и как примерное послушное дитя исполнял волю своего создателя. По приказу своего творца он переносил горы с места на место, взваливая их на себя, увеличивал вершины, углублял долины. Когда было нужно, ему помогала его жена, а позже и дети, которые один за другим появлялись на свет, а потом и дети его детей, внуки и правнуки…
Как он уважал своего творца, так и Прабог уважал первого человека. Однажды он пришел к нему с предложением:
– Вот смотрю я на тебя и вижу, что в тебе скрыт владыка! Я сотворил мир, но живешь в нем ты. Мне больше нравятся небеса. Поэтому первая просьба – давай разделим власть над миром. Сердце мое не жаждет самовластья.
Зрут ответил без промедления:
– Предложение твое острой иглой вошло в мое сердце, как гость нежданный и незваный, лучше сам властвуй и дальше – в воздухе, в воде и на земле!
Однако Прабог настаивал на своем и строго произнес:
– Мое пожелание – приказ для других, порой и неукоснительный. Не многого требую я от тебя, лишь исполняй волю мою и по воле моей живи. Сегодня будет тебе первое испытание: близко отсюда начинается море. Кто перешагнет его одним шагом, тот и будет властвовать над морем и сушей. А что я могу, то сможешь и ты.
Не радовался Зрут такому испытанию. Но уже то, что он вел с Прабогом такие речи, было испытанием, так что он перестал колебаться. Отправился он с Прабогом к морскому берегу, чтобы помериться силами. Прабог сделал один широкий шаг и оказался сразу на другом конце моря, только чуть намочив нижний край своего плаща. Потом вышел Зрут, и шаг его был ровно той же ширины, но при этом ни одна нитка его одежды не намокла в воде, и это решило исход испытания. Зрут стал владыкой суши и моря, омывающего сушу. Потом настало время другого испытания, с которым Прабог ознакомил его:
– Сейчас нас ждет пещера, холодная, глубокая, бездонная. Кто ударит ее так, что стена расколется, тот и победит.
Вошли они в мрачную пещеру, спустились глубоко, где их ждал широкий уступ. Остановились на нем. Первый пнул ногой Прабог, и земля загудела, затряслась, издала гулкий стон и раскололась под тяжелым ударом. Открылась широкая расщелина, ведущая к подземным гнездам змей, которые там родились и там же жили.
Потом Зрут ударил ногой оземь. Опять загудела и затряслась земля, и ее болезненный стон из глубины вознесся к небесам. Скалы раскололись там, где золото текло в мощном речном потоке. Отворились недра земные, и в эту открытую рану попадали змеи и утонули в ней. Прабог принял и это свое поражение:
– За первым испытанием шло второе. А теперь пришла очередь третьего. Есть у меня два мощных лука и стрелы каленые. На Триглаве сидит мой петух, приготовленный для моего божеского пропитания. Но все это так далеко! Сейчас мы устроим соревнование. Каждый из нас выстрелит в том направлении, и тот, чья стрела долетит дальше и вернется назад, получит мир, а другой все потеряет!
Первым выстрелил Прабог, и его стрела вернулась через долгих восемь дней. Потом Зрут натянул тугую тетиву своего лука и выпустил стрелу. Девять дней летела стрела, а когда упала наземь, принесла с собой и небесного петуха.
После этих испытаний Прабог огласил свое решение:
– Пусть же Зрут владеет миром, а я отправлюсь на небеса!
Но Зрут просил о еще одном испытании, на этот раз придуманном им самим:
– Тут в долине растет роза, у которой сто листьев на стебле. Корни ее достают до подземного мира, обнимают бога огня, не отпуская его на землю. Кто вытащил бы эту розу из земли вместе с корнями, тот выпустил бы огонь на землю, и мир мог бы быть уничтожен страшным пожаром. Я не хочу ее вырывать из земли, не настаиваю на этом! Я предлагаю отщипывать ее листья по очереди: каждый первый будет твой, второй мой, а третий оставим розе. Кому достанется последний листик, тот пусть и владеет миром!
На том и порешили, но судьба решила так, что последний листочек на стебле достался розе. Так что это испытание не выявило победителя. Тогда Прабог и Зрут решили иначе:
– По закону небес Зрут и Прабог сто лет будут властвовать на земле один за другим. И тот, кто будет лучшим хозяином, сильным и уважаемым, получит власть над миром.
Зрут выиграл почти все испытания, и ему первому пришел черед властвовать над миром. Но Зрут упустил все свои шансы. Когда настало время его правления, он не знал, с чего начать. Ведь он еще никогда ни над чем не господствовал. Поэтому он прежде всего вытянулся на земле, чтобы сначала выспаться и набраться сил. Спал он всего один божеский час, который, по человеческому измерению времени, означает сто долгих лет. Когда он проснулся, было уже поздно. Он проспал свое время и свои возможности.
После этого стал править Прабог, и все у него в руках спорилось. Он не спал, строил мир и дальше, и Зрут, как это и было заведено прежде, помогал ему в этом вместе со всей своей семьей. Так все и осталось по-прежнему, потому что так и заведено: к чему люди привыкают, то тяжело им изменить.