Предлагаемое пособие адресовано одиннадцатиклассникам и призвано помочь сориентироваться в художественном тексте сориентироваться в художественном тексте, найти в нем значимые эпизоды и образы и определить круг идей и проблем, волнующих писателя, осознать авторское и свое отношение к ним.
Структура пособия позволяет школьникам составить представление о творчестве писателя и его произведении. Знакомство с тем или иным автором начинается биографии – основных дат и событий жизни писателя или поэта, затем следует общая характеристика разбираемого для подготовки к экзамену произведения и его комментированный пересказ, после чего даны вопросы для самопроверки, возможные темы сочинений и примерный развёрнутый план сочинения. В качестве дополнения – приведен перечень произведений, рекомендуемых для дополнительного чтения и, наконец, список учебной и исследовательской литературы о творчестве писателя.
Обращаем внимание наших читателей на то, что согласно закону РФ о защите авторских прав запрещен пересказ текстов таких писателей, как М. А. Шолохов («Тихий Дон»), А. И. Солженицын («Один день Ивана Денисовича»), А. П. Платонов («Котлован»), А. А. Ахматова («Реквием»), Б. Л. Пастернак («Доктор Живаго»), В. М. Шукшин (рассказы) и В. П. Астафьев («Царь-Рыба», «Пастух и пастушка»). Тем не менее в нашем пособии вы найдете разделы для каждого из этих писателей, где представлены биографическая справка, общая характеристика текстов, входящих в школьную программу, вопросы для самоконтроля и примерный список тем сочинений.
Приложение к пособию содержит общие рекомендации по написанию сочинений разных типов, включённых в КИМ (контрольно-измерительный материал, т. е. непосредственно текст задания) ЕГЭ по литературе и небольшой справочник по теории литературы, содержащий термины, указанные в кодификаторе ЕГЭ по литературе.
Таким образом, изучение материала пособия, последовательное прохождение заданий и использование справочного материала, создаст эффективную траекторию самостоятельной подготовки к уроку литературы в школе, а также к экзамену по литературе и к итоговому сочинению в 11 классе. Авторы предлагают отобранный, обработанный и систематизированный материал для самостоятельной работы и подготовки к Единому государственному экзамену. При отборе материала мы руководствовались списком авторов и произведений, представленных в кодификаторе Единого государственного экзамена по литературе в разделе «Литература XX века».
При этом авторы хотят заметить, что комментированный пересказ, как навигатор в художественном тексте, не заменит в полной мере чтения как такового, но может служить эффективным инструментом для повторения и обобщения знаний о том или ином художественном произведении.