Глава 1, в которой у француза появляется дырка в животе

Летним утром 1822 года молодой крепкий парень Алекси Бидаган по прозвищу Сен-Мартин стоял в очереди офиса Американской меховой компании, чтобы отчитаться по последним сделкам. Француз работал логистом, доставляя меха от индейцев белым людям. И ничто не предвещало беды, пока у его соседа по очереди случайно не выстрелил дробовик…



Сен-Мартин упал замертво, а окружающие перекрестились, полагая, что парень не жилец. Послали за армейским врачом Уильямом Бомонтом. Тот, осмотрев пострадавшего, вынес вердикт: повреждено легкое, проживет не больше полутора дней. Однако Сен-Мартин отказался умирать. Парень потихоньку восстанавливался, хотя в боку у него осталась дыра, проходившая через желудок. И она упорно не хотела заживать. Через год края раны срослись со стенками желудка, и через дырку стало возможно наблюдать за работой органа. Что и начал делать Бомонт, усмотрев в ситуации хорошие перспективы для своей исследовательской деятельности.



Как обернулась эта история для обоих ее участников и всего человечества, я расскажу чуть позже. Кстати, однажды в процессе перевязки больной после удаления пупочного свища я своими глазами наблюдала работающие петли кишок. Тогда это зрелище вызвало во мне больше неприятия, чем интереса, поэтому я не могу похвастаться опытом, хоть немного схожим с опытом Бомонта. Но благо сейчас есть более гуманные методы исследования физиологии человека: УЗИ, МРТ, КТ, эндоскопия, а информация доступна массовому читателю. Только иногда из-за ее противоречивости сложно уловить рациональное зерно. Поэтому, несмотря на то, что моя книга построена в формате диалога с тобой – невидимой моему глазу подругой, – ты можешь также предложить ее своему отцу, супругу или сыну. Мужские животы – это отдельная история. Выпирающие на фоне худеющих или, наоборот, вполне прокачанных рук и ног животы увеличивают риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. В висцеральном жире (сосредоточенном вокруг органов) происходит ароматизация половых гормонов, то есть преобразование мужских гормонов (андрогенов) в женские (эстрогены). Мужчины становятся более сентиментальными (что иногда неплохо), но и менее активными во всех аспектах жизни (что вряд ли нравится их избранницам, да и им самим).

К слову, у женщин в менопаузе ожирение тоже чаще всего происходит по мужскому типу, то есть абдоминально – жир откладывается в районе живота. И, казалось бы, ну что тут такого? Да, чисто эстетически – это не очень, но женских-то гормонов женщине много не бывает. Тем более когда отключаются яичники, жировая ткань стоически помогает продуцировать «женский» половой гормон. Но проблема заключается все в том же ожирении.



Наибольшей энергоэффективностью обладает бурая жировая ткань. Ее у взрослого человека мало, а как можно увеличить – расскажу на страницах книги. После нее – подкожно-жировая клетчатка, количество которой можно оценить по размеру кожной складки, взятой в защип. А вот жир, которым обрастают внутренние органы – это самый ленивый жир. Он только мешает органам работать. В особенности вредит печени. А ведь именно печень удаляет лишний и отработанный эстроген, точнее, инактивирует его и выводит с желчью и мочой в унитаз.

Таким образом, проблема возросшего количества эстрогена – это проблема избытка метаболитов эстрогена (гормонов-мутантов) на фоне страдающей ожирением печени. Молочная железа, матка, яичники и все остальные гормонозависимые системы и органы начинают болеть следом за ней. А женщина недоумевает и гадает: может, согласиться на гормонзаместительную терапию? Даже не подозревая, что ключ к здоровью лежит в животе.

Кстати, живот – слово говорящее. Это производное от древнеславянского слова «жизнь». Здесь зарождается новая жизнь – растет ребенок. Отсюда мы получаем энергию, перерабатывая пищу. И здесь же чаще всего решается то, сколько нам еще отмерено лет/месяцев/дней/часов жизни. В последнее верят мудрецы Востока, наделяя почки способностью анализировать информацию, поступающую от желудка, и реализовывать худший сценарий генетического кода. Или НЕ реализовывать его.

Я уверена, что эта книга будет полезна каждому, кто хочет продлить время своей активной жизни. Кто устал прятаться от людей, когда в животе революция. И кто хочет иметь красивую талию без жестких голодных диет и изнурительных тренировок.

Как ты уже поняла, большой или вздутый живот – это не столько про проблему подбора одежды, сколько про глобальное влияние на здоровье и качество жизни.

Но вернемся к Сен-Мартину и Бомонту. Неужели эта трагедия оказалась в итоге историей со счастливым концом?

После выстрела Сен-Мартин остался без работы. Врач, не долго думая, предложил парню должность прислуги, но с обязательным условием – вместе с этим быть экспериментальным образцом, а иначе говоря – подопытным кроликом. Чего греха таить, Сен-Мартин не был очень рад такому предложению, даже пытался вернуться на прежнюю работу, но дыра в боку не позволяла трудиться в полную силу. Пришлось согласиться на условия врача.

Это был уникальный тандем для науки. В 1833 году Бомонт выпустил книгу «Опыты и наблюдения за желудочным соком и физиологией пищеварения». Научное сообщество сразу провозгласило армейского врача отцом гастрофизиологии. Ведь все, что мир знал о пищеварении раньше, строилось только на догадках и анатомических зарисовках трупов. А тут живой человек, работающий желудок и столько открытий разом: сырые овощи перевариваются дольше, чем приготовленное мясо, для пищеварения в желудке требуется соляная кислота, молоко быстро свертывается и может вызывать вздутие. Бомонт отслеживал действие желчи на пищу, замерял кислотность сред. Гуманно ли было само исследование? Пожалуй, да. Ведь доктор оказал пациенту первую помощь, а впоследствии поселил у себя, платил жалование.



Бомонт умер в 1853 году в возрасте 67 лет, став общепризнанным гением своего дела. А Сен-Мартин, только вдумайся, женился, жена родила ему троих детей, а умер он в 86 лет (!) – крепкий малый.



И вот что удивительно – да, сейчас есть УЗИ, эндоскопы и МРТ, но о физиологии пищеварения обывателям известно ненамного больше, чем в тогда, в середине XIX века. Я искренне хочу изменить эту ситуацию – сделать так, чтобы с помощью знаний о животе и его работе ты смогла сделать свою жизнь проще. Может, и Сен-Мартину помогла прожить так долго информация о своем пищеварении, полученная натуральным путем?

Загрузка...