Глава 4. Члены СНТ и иные владельцы сами подают заявку в ТСО

До 20 октября 2021 года действовала редакция пункта 8.5 Правил, согласно которой только СНТ имело право в интересах владельцев недвижимости обращаться за техприсоединением в ТСО. Такое ограничение в правах правообладателей объектов приводило к судебным спорам между ТСО, заявителями и СНТ.

Чтобы разрешить споры, ФАС России выпустила письмо от 3 июля 2020 года № ИА/56450/20[9] (далее – письмо ФАС России). Этим письмом ФАС России предложила иную трактовку пункта 8.5 Правил, согласно которой владелец имел право самостоятельно подать заявку в ТСО, но с приложением сопроводительного письма от СНТ.

Указанный вариант еще больше создал правовой неопределенности, поскольку в пункте 11 Правил нет обязанности для заявителя направлять иные документы. На фоне этого в практике разгорелись новые споры о трактовке пункта 8.5 Правил с учетом вышеуказанного письма. Например, одни ТСО учитывали письмо ФАС России и принимали заявки от членов СНТ с сопроводительным письмом от товарищества. И наоборот, другие ТСО не учитывали письмо ФАС России, поскольку это разъяснение не являлось нормативным актом.

После письма ФАС России, многие ТСО подверглись штрафу по статье 9.21 КоАП РФ за отказ в принятии заявки от членов СНТ несмотря на то, что они действовали строго по пункту 8.5 Правил в старой редакции. Более того, это письмо стало предметом обжалования в Верховном суде РФ по жалобе ТСО. На момент рассмотрения дела, в пункте 8.5 Правил были внесены изменения, которые позволили владельцам объектов самостоятельно подавать заявки в ТСО. В свою очередь, ФАС России издала корректирующее письмо от 17 ноября 2021 года № МШ/97528/21, где исключила необходимость прилагать к заявке сопроводительное письмо СНТ. Поскольку письмо ФАС России не являлось нормативным актом, решением Верховного Суда РФ от 18 ноября 2021 года № АКПИ21–736 оно не было признано недействующим.

Позже определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14 апреля 2022 года № 305-ЭС21–26462 суд указал, что пункт 8.5 Правил в редакции до 20 октября 2021 года позволял подавать заявку на техприсоединение только самим СНТ в интересах владельцев объектов, расположенных в СНТ.

Начиная с 20 октября 2021 года в пункт 8.5 Правил внесены изменения, которые позволяют самостоятельно присоединить объекты на территории СНТ трем видам заявителей:


1. Лица, ведущие садоводство на территории СНТ.

2. Лица, ведущие огородничество на территории СНТ.

3. Иные лица с объектами, находящимися в границах СНТ.


Согласно пункту 8.5 Правил: «Заявка на присоединение объектов вышеуказанных лиц подается в ТСО в соответствии с предусмотренным Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств».

Другими словами, любой владелец объекта на территории СНТ вправе подать в общем порядке заявку на присоединение объекта в ТСО и не обязан обращаться в СНТ за подключением. Кроме того, само СНТ не наделяется правом на подачу заявки в интересах таких правообладателей.

Полагаем, что под общим порядком техприсоединения понимается организация подключения по схеме: «Заявитель» – «ТСО», а не как до 20 октября 2021 года: «Заявитель» – «СНТ» – «ТСО». Заключение договора может оформляться в трех видах:


1. В порядке раздела X Правил с обязательным использованием личного кабинета заявителя.

2. В бумажном виде, кроме случаев, указанных в разделе X Правил.

3. В электронном виде по желанию заявителя в порядке пункта 8 Правил, кроме случаев, указанных в разделе X Правил.


В практике к ТСО часто обращаются заявители с заявкой на техприсоединение коммерческого объекта на территории СНТ. В связи с этим, у ТСО появляется вопрос:

Вправе ли заявитель на территории СНТ подать заявку на техприсоединение коммерческого объекта?

Иногда специалисты ТСО полагают, что допускается отказать в заключении договора на техприсоединение коммерческого объекта в СНТ, поскольку Закон № 217-ФЗ определяет земельные участки товарищества только для садоводства и огородничества. Вместе с тем, пункт 8.5 Правил дает возможность иным владельцам недвижимости в СНТ подать заявку на техприсоединение. Полагаем, пункт 8.5 Правил может иметь специальный характер, что позволяет разрешить эту коллизию. Кроме того, в силу части 8 статьи 24 Закона № 217-ФЗ: «В соответствии с решением общего собрания членов товарищества допускается использование земельных участков общего назначения гражданами и организациями для реализации товаров, проведения работ и оказания услуг для нужд граждан, ведущих садоводство и огородничество».

Ниже приведем классификацию всех заявителей и порядок организации энергоснабжения объектов, которые могут располагаться на территории СНТ:



Часто в практике встречается вопрос как определить границы территории СНТ, чтобы установить плату за техприсоединение? Этот вопрос возникает из-за того, что пункт 17 Правил регулирует льготное присоединение заявителей на территории СНТ, чьи объекты в совокупности содержат следующие критерии:


1. Объекты не превышают мощность 15 кВт

2. Объекты присоединяются по 3 категории на уровне 0,4 кВ и ниже

3. Расстояние от границы территории СНТ до сетей ТСО не более 300 метров в городах и не более 500 метров в сельской местности

4. Объекты не попали под запрет льгот из абзацев 30–33 пункта 17 Правил


Если заявитель не льготник, то плата за техприсоединение определяется по стандартизированным ставкам с включением расходов по строительству сетей до границы участка заявителя, именуемые как мероприятия «последней мили».

В практике встречаются ситуации, когда у ТСО нет информации о границах территории СНТ. Это не позволяет ТСО правильно определить плату за техприсоединение, что влечет возникновение конфликтов с заявителем.

Далее мы проведем ретроспективный анализ законодательства об СНТ, чтобы специалисты владели информацией о порядке определения границ территорий СНТ.

Как мы указывали в главе 1, первым документом в сфере огородничества стало постановление Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 года «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих». Позже постановлением Совета Министров РСФСР от 18 марта 1966 года № 261 был установлен порядок создания садоводческих товариществ. В силу его пункта 1 Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, горисполкомам, райисполкомам и Советам профсоюзов предлагалось принять меры к дальнейшему развитию коллективного садоводства рабочих и служащих, особенно вблизи городов, промышленных центров и рабочих поселков, выявить земли для организации коллективных садов и в зависимости от наличия свободных земель и других местных условий отводить предприятиям, учреждениям и организациям земельные участки, а также осуществлять повседневный контроль за правильностью их использования, возведением на них строений.

Согласно статье 13 ЗК РСФСР исполнительные комитеты городских Советов народных депутатов предоставляли земельные участки из земель городов. Государственный контроль за использованием всех земель осуществлялся Советами народных депутатов всех уровней, их исполнительными и распорядительными органами в соответствии с их компетенцией, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.

В дальнейшем полномочия по землепользованию и градостроительству закреплялись как за органами местного самоуправления, так и за государственными органами. Так, Законом Российской Федерации от 6 июля 1991 года № 1550-I «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (утратил силу) к вопросам местного значения были отнесены:

– определение порядка предоставления и изъятия земельных участков;

– распоряжение земельными участками;

– утверждение планов и правил застройки населенных пунктов;

– предоставление земельных участков в собственность, владение и (или) пользование и т. п.

Позже Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (утратил силу) и ныне действующим Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к ведению местного самоуправления также были отнесены вышеуказанные полномочия по предоставлению земельных участков в собственность, владение и (или) пользование.

Далее вступил в силу Закон № 66-ФЗ. Главой III этого закона обозначался механизм определения территорий СНТ. Так органами местного самоуправления определялись зоны для развития садоводства и огородничества. Далее орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствовал перед органом исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находился фонд перераспределения земель, о предварительном согласовании земельных участков. После госрегистрации самого СНТ такому товариществу передавался земельный участок бесплатно в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории, членам СНТ предоставлялись земельные участки в собственность или на ином вещном праве.

С 1 января 2019 года отношения, возникающие с ведением гражданами садоводства и огородничества, стали регулироваться Законом № 217-ФЗ. Согласно статье 4.1 Закона № 217-ФЗ в состав территории СНТ входят садовые земельные участки или огородные земельные участки, а также земельные участки общего назначения. Местоположение границ территории СНТ определяется проектом межевания территории. При этом разработка проекта планировки территории СНТ не требуется, но может быть выполнена по решению общего собрания членов товарищества.

Что касается организации планировки и застройки товарищества, то сейчас вновь образованные СНТ могут руководствоваться СП 53.13330.2019[10].

Поскольку срок подготовки договора техприсоединения сжатый и составляет 10 рабочих дней, мы рекомендуем ТСО заранее запросить у всех СНТ информацию о границах территории товариществ. Дополнительно границы СНТ можно узнать в органах местного самоуправления.

Загрузка...