До 1990 года на садовых земельных участках могли возводиться только одноэтажные летние садовые домики, размеры которых нормировались типовыми уставами СНТ в рамках постановления Совета Министров РСФСР от 11 ноября 1985 года № 517 и от 31 марта 1988 года № 112. После распада СССР в России произошли изменения в отношениях собственности граждан, статуса садовых земельных участков и расположенных на них жилых строений. Так пунктом 2 статьи 10 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443-I «О собственности в РСФСР» было установлено, что на территории РСФСР количество и стоимость имущества, приобретенного гражданином в соответствии с законом или договором, не ограничиваются.
В нынешних социально-экономических условиях законодательство не ограничивает пределы размеров жилых строений на садовых земельных участках. При этом переход страны от коммунистического строя к капиталистическому произошел без полноценного государственного строительного контроля на территориях СНТ.
С момента возникновения в России частной собственности на землю, перед СНТ возникли задачи по обеспечению электроэнергией практически всех объектов, находящихся на территории товариществ. Катализатором повсеместной электрификации в СНТ стал Федеральный закон РФ от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ, который в народе получил название «Дачная амнистия».
«Более 13,5 млн. объектов недвижимости оформлено в России по дачной амнистии с 2008 года», – говорится в сообщении Росреестра, собравшем данные за все время существования ведомства[8]. Сейчас дачная амнистия продлена до 1 марта 2031 года (см. Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 478-ФЗ).
Далее окончательным фактором повсеместной электрификации стало принятие Конституционным Судом РФ постановления от 30 июня 2011 года № 13-П, который снял запрет на регистрацию граждан по месту жительства в жилых строениях, расположенных в СНТ.
Сейчас ТСО сталкиваются с трудностями строительства сетей в границах СНТ из-за того, что нет свободных коридоров для прокладки ЛЭП.
Отсутствие коридоров вызвано 4 основными действиями членов СНТ:
1. Самозахват земель общего пользования
2. Размещение объектов в охранных зонах инженерных сетей
3. Несоблюдение норм по обеспечению пожарного прохода и проезда
4. Возведение самовольных построек и инженерных объектов без согласования с органами власти и эксплуатирующими организациями
В таких условиях ТСО не всегда могут выполнить присоединение объектов на территории СНТ, что приводит к судебным спорам. Например, при невозможности построить сети, ТСО обращаются в суд за расторжением договора, а заявитель, в свою очередь, может обратиться в УФАС или суд по факту нарушения ТСО сроков присоединения.
Несмотря на сложности строительства сетей, ежегодно возрастает количество заявок на техприсоединение объектов, расположенных в границах СНТ.
К причинам роста заявок относится 5 основных факторов:
1. Члены СНТ не несут расходы по содержанию сетей
2. Износ сетей СНТ увеличивает потери электроэнергии
3. Отключение СНТ зимой или отключение всего СНТ из-за неоплаты электроэнергии недобросовестными членами СНТ
4. Граждане не принимают участие в развитии СНТ
5. С 20 октября 2021 действует правило, что заявку на присоединение подает владелец объекта, а не само СНТ
Эти факторы приводят к тому, что члены СНТ стремятся выйти из товарищества и платить за электроснабжение напрямую гарантирующему поставщику без оплаты потерь электроэнергии, возникающих в сетях СНТ. Более подробно о проблемах эксплуатации сетей в СНТ читайте в главе 11: «Как СНТ передать сети на баланс ТСО?».