Индийский йогин Хузур Свамиджи Махарадж (Сет Шив Дайал Сингх) (1818–1878) на основе тантрических, индийских, сикхистских и суфийских традиций вывел свою собственную космогонию и свой путь духовного развития. Позднее его воззрения оформились в религию под названием Сант Мат («Учение святых»), или Радха Свами («Господь души»), которой в настоящее время придерживаются несколько миллионов человек в Северной Индии.
Хузур Свамиджи учил, что существуют шесть миров, связанных с шестью низшими чакрами, и шесть высших миров. Низший из этих миров связан с коронарной чакрой, высшим энергетическим центром в индийской системе чакр.
Низшие миры состоят из материальной и низшей духовной Вселенной, называемой Линда, «тело». Высшие миры, каждый из которых связывается с божественной мелодией, или вибрацией (шабда, или нада), являются высшими духовными сферами универсального разума (Брахмана). Каждый мир – это небесная область, управляемая соответствующим божеством. До тех пор, пока человек не поднимется над определенным миром, он для него является высшим. Настраивая себя на вибрации высших, или небесных, миров, человек может проходить через различные планы бытия – до тех пор, пока не достигнет уровня Бога, находящегося вне всех миров.
Ниже в таблице представлена космология Хузура Свамиджи.
1. Радха Свами – Бог
2. Промежуточная область -
3. Промежуточная область -
4. 1-я небесная область – Сат Нам, или сатья-лока, Божественный мир
5. 2-я небесная область – Банвар гупха (промежуточная область)
6. 3-я небесная область – Махашунья, Великая Пустота
7. 4-я небесная область – Дашван двар, Пустота освобожденных душ
8. 5-я небесная область – Трикути, область Божественных небес
9. 6-я небесная область – Сахасрадала камала, Коронарная чакра, низшие небеса
10. 1-й ганглий – Аджна, обитель души низших небес
11. 2-й ганглий – Вишуддха; прана, сон
12. 3-й ганглий – Анахата, Шива, тонкое тело
13. 4-й ганглий – Манипура, Вишну, грубая прана
14. 5-й ганглий – Свадхиштхана, Брахма, физический мир
15. 6-й ганглий – Муладхара, Ганеша
Эти термины заимствованы из различных источников. Термин Дашама-двара (здесь Дашван двар, 7-я область сверху), например, происходит из тантры натха и обозначает небольшое отверстие, или пустоту, вверху талу-чакры (нёбной чакры), медитация на которую вводит в трансцендентное состояние сознание. Пять чакр, расположенных выше коронарной чакры, не обязательно представляют высшие состояния сознания. Они могут связываться с тем, что Хузур Свамиджи называл сатъя-лока. В системе 13 чакр выделяется множество промежуточных чакр.