Сегодня существует огромное количество колод Таро. Их уже более четырех тысяч, и каждый месяц выходят все новые. Я предлагаю рассмотреть колоды с точки зрения их использования.
В самом начале нам потребуется учебная колода. Конечно, в качестве таковой можно выбрать практически любую колоду, но я обычно рекомендую колоду Райдер-Уэйта. Как мне кажется, это наиболее доступная колода со всех точек зрения. На этой колоде простые, понятные, не перегруженные излишними деталями рисунки. Значения карт хорошо кореллируют с сюжетами рисунков, и, зачастую, связь между ними очевидна.
Некоторые в качестве стартовой колоды предпочитают выбрать что-нибудь посложнее и поинтереснее. Например, очень мощную и красивую колоду Таро Тота авторства Алистера Кроули. Но когда человек учится играть на фортепьяно, он ведь начинает с «Чижика-Пыжика», а не с симфоний Баха, не так ли? Дотошные исследователи подсчитали, что на семидесяти восьми картах Таро Тота размещено порядка тысячи семисот символов. И это не говоря о необходимости хотя бы минимального предварительного знакомства с каббалой, нумерологией и астрологией. Поэтому освоить колоду Райдера-Уэйта существенно проще, лучше с нее и начать.
После того как базовое обучение пройдено, начинающему тарологу потребуется рабочая колода. Сколько же их нужно и как их выбирать?
Сегодня появляется все больше странных и загадочных колод Таро, авторы которых настолько далеко уходят от классических значений, что с Таро их роднит, пожалуй, только название и количество карт.
Я лично предпочитаю старую добрую классику, которая не выходит из моды. И, что еще более важно, – отличается высокой надежностью в работе. Однако стоит учесть, что работа таролога – это в том числе и небольшое шоу, пусть даже для единственного зрителя. И красивые колоды с загадочными рисунками оказывают на посетителей свое магическое воздействие. Но все это будет актуальным уже на более позднем этапе. А при выборе первых рабочих колод следует в первую очередь учитывать критерий «нравится-не нравится». Рисунок, размер карты, фактура бумаги. Все имеет свое значение. Вы тоже в свою очередь должны понравиться колоде. Знакомясь с колодой – особенно вначале – надо подержать ее в руках, всмотреться в рисунки карт, понять, приятно ли будет беседовать и советоваться с ней. Если вы понимаете умом, что колода хорошая, интересная, умная, но ничего при этом к ней не чувствуете, она не ваша. Выбирайте колоду инстинктивно, до конца даже не понимая, почему именно она. Моя и все!
Таролог устает от колоды, колода устает от таролога. Это нормальные закономерные процессы. Поэтому было бы неплохо иметь несколько резервных колод. Это важно еще и потому, что колода может неожиданно выйти из строя. Ей могут быть нанесены физические повреждения, например, лежит она у вас в сумочке, а там соответственно находится бутылка с водой, которая имеет обыкновение проливаться. Или же она может «перегореть» и перестанет с вами работать.
Кроме рабочих, существуют и коллекционные колоды, которые не используются тарологом для работы, а лишь служат средством для удовлетворения его эстетического и познавательного интереса к Таро. Каждый по-своему решает, как формировать свою коллекцию. Но рассматривание карт, сравнение деталей рисунков, чисто тактильные ощущения от колоды и не всегда объяснимые энергетические эманации могут сильно расширить представления и об отдельной карте, и о колоде в целом.