Раздел первый Путь к себе

«Самосветящаяся душа, пребывающая внутри тела, отлична от видимого грубого и невидимого тонкого тел. Она всегда остается неизменной основой для бесконечно меняющихся тел, подобно тому как эфир всегда остается неизменной основой всех преобразований материи. Таким образом, душа бессмертна и не сравнима ни с чем материальным».

«Шримад-Бхагаватам», 12.5.8

Глава первая Природа души

Личность души

На заре творения ты была чиста как младенец. Тебе и в голову не приходило, что есть рождение и смерть. Ты еще не ведала зла, но лишь слышала о нем. Тебе нравилось думать обо Мне. Но уже не так, как это было раньше, в Моей обители. Тебе стало нравиться думать обо Мне на расстоянии. Это расстояние ты заполняла собой как могла, называя его своим миром. Ты хотела быть как Я. Так ты помнила Меня и так забывала. Ты заполняла свой мир своими потомками и своими названиями. Так ты стала отцом других отцов и все больше и больше осознавала свою значимость. Ты стала великой и время от времени благодарила Меня – согласно распорядку твоей жизни. Так ты все больше отвлекалась на свои дела и все больше забывала о Моих деяниях.

Для души не существует смерти. С этой точки зрения о смерти можно не беспокоиться. Тем не менее, душа может находиться в опасности, потому что опаснее смерти – ее обезличивание. «Но как она, – спросите вы, – являясь частью Великой Личности, может потерять себя и стать безличной?» Поэтому цель этой книги – понять (и таким образом помочь себе и другим), как уберечься от такого страшного явления для нас, как обезличивание. Обезличивание, если выразиться по-другому, – это обесценивание самого себя и последующего за ним вечного бытия. Как денежная купюра, обесцениваясь, теряет также и смысл своего существования, так и душа, обезличиваясь, теряет смысл жизни. К сожалению, мы можем сегодня наблюдать это как массовое явление. Множество людей, устремленных к приобретению безличных богатств, приносят колоссальный вред интересам живой личности. Обезличивание, или обесценивание, несомненно, приводит к деградации и даже гибели личности. Хотя погибший физически человек может продолжать существовать как душа, даже сознавая свою смерть, но погибшая душа – это душа обезличенная, надевшая на себя множество чуждых ей личин и, таким образом, вовсе не сознающая саму себя. Она бездумно водит языком по пище и, широко раскрыв глаза, не может понять практически ничего из того, что видит. Она вынуждена общаться с теми, кто привлечен ее личиной, но не ею как личностью. В итоге, отдавшая себя невежественному бытию, порабощенная иллюзией и ослабевшая, она лишь делает вид, что счастлива. Так, потеряв себя, она продолжает вечно существовать в пучине чуждых ей безразличных сил, которые, подобно непогоде или непроглядной тьме, скрыли ее духовную природу света.

О Полном Целом

К онечно, потерять себя в лабиринте бескрайних энергий Великого Полного Целого немудрено. Все его безграничные проявления – от крупицы атома до вселенского гиганта, от слабых и незначительных до сильных и сверхмогущественных – это всего лишь Его частичные проявления, какими бы грандиозными они ни были. Поэтому, что бы ни отделилось от Полного Целого, оно всегда останется внутри Него Самого. В этом смысле мы не можем быть потерянными, подобно тому, как во всей многокомнатной квартире количество людей не изменится, если один человек выйдет из одной комнаты в другую: мы не можем сказать, что потеряли его. Представим себе еще, что кто-то, совершив дурной поступок, пытается его скрыть от других в комнате своей кармы.

Но с точки зрения Полного Целого, все, что творят люди, – как плохое, так и хорошее, – происходит в одном доме Всевышнего, который является телом Великого Целого и имеет в Себе разум и чувства во всей полноте. От такого Свидетеля невозможно ничего скрыть, наказание или награда неминуемо придет в свое время в той или иной форме. Но, к сожалению, для человека, ослепшего духовно, закон Единого Полного Целого остается непостижим. Еще вопрос неразрушимости и целостности Полного в Самом Себе можно рассмотреть на примере зеркального отражения. Сколько бы ни было таких отражений, они не уменьшают полноты отраженной в зеркале личности, то есть оригинала: его не становится больше или меньше. И хотя это всего лишь отражение, но даже по отражению можно составить более-менее точное представление о самом человеке. Так же и по частичным проявлениям Полного Целого мы можем иметь некоторое представление о самой Личности Бога. Поэтому, как образ и подобие Бога, бесчисленные души, исходя из Тела Полного Свободного Целого, тоже наделены свободой, но в отраженном безличном мире она напоминает свободу одинокого пловца, попавшего в бескрайний океан. Высшая Личность – это обладатель безграничной Полноты, поэтому даже если Он лежит в океане, то океан находится в Его власти.



Но маленькие души порабощаются, войдя в неподвластный им океан вещественного мира. Они пытаются подражать Богу, желая овладеть Его энергиями, властвуя над миром.

Рожденный на чужбине

Этот отделенный или отраженный от Полного Целого материальный мир создан только для определенной категории живых существ, в то время как подавляющее большинство душ вечно пребывает в непроявленном духовном мире. Рожденный на чужбине не знает, кто его отец, и не имеет настоящего понятия о своем происхождении. Тем не менее, он как духовная личность всегда остается в Боге, пребывая в Вечности, и он как душа имеет естественную и вечную связь со всеми душами. Но в этом вещественном мире безличных энергий душа получает возможность скрываться от Бога и любой другой личности при помощи ложных отождествлений и развивая чувство ложной собственности. Это служит причиной обретения новых и новых тел и новых представлений о себе. Таким образом, ложное «я» быстро разобщает души, потому что они видят друг в друге соперников в обладании чем-либо. Так образуется иллюзорный мир и арена для обмана и борьбы между бессмертными душами. На самом деле только сознание связывает личность души с материальной конструкцией тела, а сама душа, излучающая сознание, не принадлежит физическому телу. Душа есть эманация Бога и связана напрямую только с Ним. Она переносится в тело при помощи сознания, точно так же как в теле она переносится в сновидение или бодрствование. Сознание человека можно обмануть или усыпить, но саму душу не обманешь. Потому что сама личность, или душа, изначально связана с Богом, а не с телом. Тело – это всего лишь одежда, покрывающая личность. Одежда может являться частичной или внешней характеристикой человека, но у нее самой нет личностных характеристик, таких как имя, фамилия или родословная. Она лишь копирует человеческую форму. Так же физическое тело, подобно одежде, копирует форму души, но само не имеет никаких духовных характеристик. Но Бог, который находится вовне и внутри всего, – это вездесущая Личность. Его чувства всепроникающие, поэтому Он находится одновременно и в одежде, и в теле, и в душе человека. Душа пользуется материальным телом как футляром, обособляя себя от Полного Целого, и тогда ей кажется, что Личности Бога не существует. Таким способом душа мнит себя независимой. Так маленькая личность получает мнимую свободу с единственной целью: чтобы почувствовать себя единственным богом. Но со временем понимает, что даже в этом освоенном ею материальном мире она чужая.

Чужая душа

В мой дом залетела птица через балконную дверь, а выход стала искать через закрытые окна другой комнаты. Она стала биться о стекло, и мы с женой пришли, чтобы освободить ее. Казалось бы, простая вещь – взять птицу в руки и выпустить, открыв окно. Однако птица не давалась в руки, она панически нас боялась. Таким образом, она сама оказалась причиной своего заточения, не доверяя тем, кто может ее освободить.

К ак только душа вживляется в физическое тело, то сразу же сталкивается со многими противоречиями – она вступает в конфликт с безличной энергией, которая имеет кардинально противоположные ее природе свойства. То есть живая душа пытается соединиться с мертвой материей. В то время как личность души неизменна, а материальное тело постоянно претерпевает изменения во времени. Личность полна жизни, счастливых чувств, надежд и желаний, а тело и окружающий его вещественный мир пассивны, мертвы и внушают страх перемен и возможных грядущих страданий. Личность, как дитя, бескорыстно отдает себя в творчестве, а материя требует постоянного поддержания и личной выгоды. Всю энергию, которую душа использует в своем иллюзорном творчестве, материальное тело крадет и обесценивает труд души. Поэтому, пытаясь решить эти противоречия здесь, на Земле, душа старается создать для себя из мертвого вещества свой желанный «духовный» мир, как бы одухотворяя безжизненную энергию, наделяя ее формами и функциями, создавая предметы, механизмы и образы. Современная цивилизация – это творение энергии души человека. Где человек хочет показать свое величие другим «человекам» и прослыть Богом, хотя каждый из нас смертный «червь земной». Это еще одно противоречие. Несмотря на свою вселенскую незначительность, человек пытается господствовать над миром, забывая о своей вечной духовной позиции – слуги Полного Целого.

Глава вторая Высший смысл

Служение

Каждый из нас, взрослых, когда-то был маленьким царем, и у нас были слуги. Стоило только что-либо захотеть, как верные слуги тут же исполняли наши желания в любое время дня и ночи. Это продолжалось до наших пяти-шести лет. А затем постепенно и довольно болезненно нас приучали к служению. Нелегко это всем давалось, но приходилось учиться все делать самим и, более того, еще угождать другим. Так мы научились служить и стали взрослыми и самостоятельными.

Служение есть вечная функция живой души. Служение – это вечное стремление, это энтузиазм и предприимчивость. Через служение приобретаются и проявляются способности и великие таланты. Слуга – самый внимательный и бодрый, самый разумный и культурный. Слуга – любящий и добрый. Веды говорят, что слуга – лучший из людей. Величайшие жизненные ценности заложены в природе служения, которые поддерживает Верховная Личность, единственный Господин над всеми душами и Он же – наивысшая Ценность. Именно от Него исходят все таланты, как дары Божии. Гончар из глины создает посуду, используя свой талант. При помощи таланта он наделил функцией служения кусок глины, и теперь она служит человеку в форме посуды: служит изысканной, изящной красотой и практическими функциями. Таким образом, любая личность служит своим разумом и талантами всем другим, но использует для этого безличную, бесчувственную материальную энергию. Материальная энергия становится ценной только когда наделена функцией служения, иначе ее называют бесполезной. Также и душа: если она перестает служить, то становится бесполезной. «Ленивый» значит «бесполезный». Или, что еще хуже, человек активный, но не в духе служения, а в духе господства, то есть в духе эксплуатации. Этот дух проявляется особенно по отношению к материальной природе – человек мнит себя хозяином планеты, которая на самом деле ему не принадлежит. Закон таков: когда человек господствует над материальной природой, она становится все более непригодной для жизни, а когда служит Богу и всему живому, тогда природа, обогащенная талантом и щедростью человека, становится все более прекрасной. Таково могущество служения. Пока душа находится в материальном мире, она не может служить непосредственно, напрямую, но использует материальные ингредиенты в роли посредников для своего служения. Мы знаем, что любовь можно легко выразить через дары, а также посредством слов. И в этом тоже есть противоречие или недостаток – душа всегда красноречива и талантлива, но в материальной среде, материальными средствами ей очень трудно выразить эту красоту и мудрость.

Мастерская служения

В ещественный мир сотворен Личностью Бога, высшим талантом, царем всех искусств и наук, Верховным Гением. Сотворен как мастерская для служения. Но, с другой стороны, его можно использовать для господства над многочисленными обитателями этого мира. Это величайшее чудо света – проявление гигантского вещественного мира. Но еще более поразительна сама Творящая Сила, которая дает возможность господам господствовать, а слугам служить, используя одну и ту же деятельность и способности. Однако все самое ценное добывается через служение. Господствующие классы могут процветать только за счет служения других. Поэтому есть только два подлинных чуда во всем мире – это Великая Личность Творца и маленькая со-творящая личность, наделенная духом любви и служения. Для служения существуют мысли, для служения существуют желания, поступки, работа и любые вещи. Таково общее предназначение и смысл – любая энергия проявлена из Полного Целого, и поэтому ее природа – служить Целому. Но поскольку душа – это личность свободная в выборе, то она может и не служить Целому, она может найти укрытие от Личности Бога, приложив к Нему безличную концепцию сознания. В результате безличного понимания Бога каждая маленькая личность считает себя единственным пользователем всей собственности. Таких душ, претендующих на собственность, безграничное множество, и они не могут поделить ресурсы Земли так, чтобы жить мирно. Глупая душа думает, что Бог – это имперсональная энергия, которой она может пользоваться по своему персональному усмотрению. Она думает, что к Полному Целому неприложимо понятие «Кто», но приложимо только понятие «Что». Однако, это еще одно противоречие – если Полное Целое не имеет чего-то или кого-то, значит, оно не обладает всей полнотой. Значит, к Полному Целому приложимы оба понятия – и «Что», и «Кто». И ни в том, ни в другом нет смысла, кроме Него Самого. Другими словами, только «Кто» может владеть тем, что мы называем «Что».

Нет выше смысла

Ливадийскую гору мне показали на карте. Это самая высокая гора в Приморском крае, высотой 1333 метра над уровнем моря. Рассматривая карту приморских джунглей, мы с друзьями решили подняться на эту вершину и собрались в поход. Мне, тогда молодому человеку, подъем на нее казался простым делом, не более чем спортивной пробежкой. Но восхождение на эту гору на самом деле оказалось трудным. Гора таила в себе скрытые препятствия, ловушки и даже серьезные опасности. Как-то я читал в Пуранах[3], что горы – это живые существа, в недрах которых проходят жизненно важные процессы для планеты. И когда-то в далекой-далекой древности горы даже умели летать. В горах совмещается множество климатических поясов – там можно увидеть самые разные ландшафты – от пустынных и тропических до таежных и даже космических. Горы притягивают к себе облака, а затем сливают дождевую воду через свои подножья до самого моря. В недрах гор много минералов, драгоценных камней и целительных источников, а на лугах цветут целебные травы. Вулканические процессы поддерживают и обновляют существование гор. Гора – это пирамида с особым устройством, на вершине которой к человеку приходят вселенские возвышенные мысли. Гора призывает к отречению, и многие люди, сознательно рискуя жизнью, идут в горы, чтобы покорить вершины. Но в процессе восхождения каждому из них на самом деле приходится покорять самого себя.

Мы тоже решили испытать себя и двинулись в путь. Трое молодых парней, первую ночь мы провели на снегу в палатке, просто постеленной на еловых лапах. Ранним утром нам предстояло преодолеть около десяти километров, чтобы дойти до подножия горы. И только на следующее утро, пройдя вверх по руслу реки, мы могли начать подъем к вершине. Тем ранним утром, перед самым восхождением, я посмотрел на вершину и подумал, что это всего лишь 1333 метра. Разве это гора? И действительно, меня не ожидали чрезмерные физические трудности. На этот раз урок был совсем в другом…

Зимой приморская тайга, представляющая из себя настоящие джунгли из переплетенных деревьев и лиан, была изумительно прекрасной. Вдохновленные этой красотой, мы начали восхождение. Снег был ослепительно белым, и хотя утром было морозно, взошедшее солнце палило так, что нам пришлось снять всю одежду до пояса. Наш путь пролегал вверх по гигантским каменным валунам, засыпанным снегом.

Наверное, в каждом человеке живет дух супермена, и мы, наслаждаясь нашей юношеской мускулистостью и задором, через каждые несколько шагов прыгали с одной каменной глыбы на другую, слыша, как под нами громко журчит вода. Один неверный шаг, и можно провалиться на несколько метров сквозь снег между камнями. Нам помогла кабарга, которая совсем недавно прошла этим же путем и оставила, как будто специально для нас, свой след. Сейчас, вспоминая эти события без «суперменства», я понимаю, что наша безопасность была основана только на том, что мы просто шли по следам этой кабарги. Но затем ландшафт резко изменился, и перед нами возник крутой подъем, поросший громадными елями. Хватаясь за деревья, мы продолжали свой путь вверх, по снегу, который становился все глубже и глубже. Сугробы становились уже выше пояса, а затем еще выше, а за елями перед нами проявлялась новая непреодолимая круча, за которой уже в который раз мы надеялись увидеть нашу все еще непокоренную вершину горы. В этот момент солнце закрыли тучи и резко похолодало. Мы оделись, но теплее не становилось, потому что подул ветер и началась снежная буря. Ветер дул, как в турбине. Стало не по себе. По глубине снега стало понятно, что это место и было воздушной турбиной в горах. Похоже, мы выбрали не совсем верный маршрут. Вообще-то у нас не было специальной карты, мы ориентировались на глаз. Ко мне вернулось чувство из далекого детства – чувство, которое когда-то меня охватило на берегу зимнего Охотского моря: СТИХИЯ БЕЗДУШНА. Когда я преодолел эту детскую обиду на погоду, то добавились более трезвые мысли и новые чувства. Я вдруг подумал, что природа невинно работает по своим законам, циклично и безупречно, а что здесь делаю я? Я, наверное, просто должен знать свое место, отведенное мне по ее законам.

Загрузка...