Итак, позволю себе напомнить: разбираться со своими страхами необходимо уже хотя бы потому, что часто страхи становятся теми факторами, которые мешают нашему здоровью, нашему благополучию, нашей удаче, нашему счастью, нашей любви. А вместе с тем, вряд ли можно представить себе нормального человека, который был бы напрочь лишен способности бояться. Не следует ли из этого, что все люди на Земле несчастны? Разумеется, нет, просто человечество, за много веков своего существования не изгнав страхи, все же научилось жить так, чтобы страхи не становились тотально определяющими началами жизни. Теперь мы умеем сосуществовать с нашими фобиями, умеем управлять ими, когда это необходимо. Вот только часто оказывается, что это нашей умение – не более, чем иллюзия. Жизнь может преподнести такую ситуацию, когда мы вдруг понимаем: нам нечего противопоставить нашему страху, страх сильнее нас. И в итоге получаем неприятности на работе, дискомфорт дома, личную несбалансированность и даже недуги. Не повод ли это разбираться со своими страхами? Очевидно, что повод.
Один американский психолог на основе собственных многочисленных опытов составил большую схему, своего рода классификацию потребностей человека. Эта классификация получила широкое распространение в виде пирамиды. Вот она – пирамида потребностей:
Поясним данную схему. Человеческие потребности поделены на семь типов, которые расположены согласно существующей в нашем мире иерархии. Чем ниже ярус пирамиды, тем больше по количеству людей, жаждущих реализовать свои потребности в данном ярусе. Так, нет людей, которые не желали бы, чтобы их физиологические потребности были реализованы, или же почти нет людей, не знающих потребности в безопасности. А вот людей, имеющих эстетические потребности или потребности в самоактуализации, очень немного относительно всего населения; это так называемые элитарные потребности. Вот все семь уровней по их иерархии в процентном (правда, очень приблизительном, округленном в большую сторону) соотношении: физиологические потребности – 100 %, потребности в безопасности – 93 %, потребности в любви, в принадлежности кому-либо или чем-либо – 81 %, потребности в уважении и почитании – 75 %, познавательные потребности – 65 %, эстетические потребности – 38 %, потребности в самоактуализации – 27 %. Примечательно и то, что верх пирамиды – три уровня, близких к вершине (познавательный, эстетический и уровень самоактуализации), создатель пирамиды потребностей называет уровнями потребности в самовыражении или потребности в личностном росте. По мере удовлетворения тех потребностей, которые лежат на низших ярусах, начинают активизироваться и потребности более высокого уровня. Однако глупо было бы полагать, что у человека с удовлетворенными низшими потребностями потребности высшие навсегда вытеснят все остальное. Мы можем на сытый желудок сходить в картинную галерею, но по выходе из галереи ничуть не удивимся, когда снова захотим есть. Кроме того, наши потребности не находятся строго в той последовательности, которая задана в пирамиде, ведь у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться; просто именно такое расположение ярусов наиболее устойчивое и частотное.
Но какова же связь между потребностями человека и темой этой книги – человеческими страхами? За ответом на этот вопрос обратимся к систематизированным взглядам и концепциям современных последователей автора пирамиды. Практически все они сходятся на том, что страх – это эмоциональное состояние, призванное выразить защитную реакцию человека при переживании опасности, угрожающей его здоровью и благополучию; причем опасности не только реальной, но и мнимой.
Согласно пирамиде потребностей, потребность в безопасности является важнейшей (после потребностей физиологических) базовой потребностью человека. Лишенный чувства безопасности, а значит – находящийся в состоянии страха, человек не способен к адекватному проявлению потребностей, которые расположены на более высоких ярусах пирамиды потребностей. Человеку, который опасается за свою безопасность, вряд ли придет в голову жаждать любви, уважения, познания, гармонии или самореализации. Впрочем, все семь ярусов пирамиды потребностей проецируются на наши с вами страхи, просто страх перед опасностью как таковой является более всего обнаженным и показательным. Но прежде чем продолжить разговор о страхах соотносимых с потребностями, укажу на еще одну важную дифференциацию страхов. Подобно многим недугам, наши страхи делятся на хронические и острые. Острый страх во многом мотивирован нашими инстинктами. Вот простой пример: вы идете по лесу и вдруг в шаге от себя видите большую и шипящую змею; даже самый отчаянный человек на какое-то время испытает острый страх. Подобный страх мы переживаем, когда возле нас резко тормозит или свирепо бибикает автомобиль, когда внезапно хлопает дверь от сквозняка прямо над нашими ушами, когда неожиданно громом дает знать о себе подошедшая совсем близко гроза. Все эти и многие другие страхи обитают в нашем подсознании и выходят наружу тогда, когда для этого есть прямые поводы. В целом же острые страхи такого рода отвечают за наш инстинкт самосохранения и порождаются благодаря этому инстинкту. Другое дело – страхи хронические, боязни, фобии, заслоняющие собой полноценную жизнь: страх темноты, страх открытых или, напротив, закрытых пространств, страх высоты, страх перемен, страх за близких… Такого рода страхи тоже нельзя считать в чистом виде патологическими уже хотя бы потому, что большинство из них присущи любому нормальному человеку в виде своего рода опасений, способных вызвать, как минимум, дискомфорт. Но одно дело – опасения, и совсем другое – фобии. Возьмите для сравнения обычного человека, несколько опасающегося высоты, и человека, страдающего страхом перед высотой. Первый, находясь на какой-либо высокой точке, просто будет вести себя осторожнее, чем обычно. Второй даже не сможет находиться в квартире, если та располагается выше первого этажа. Это уже хронический страх в чистом виде, это самая настоящая патологическая фобия, которая существенно осложняет жизнь. С этой фобией надо разбираться во что бы то ни стало и как можно скорее. Таким образом, если острые страхи помогают нам выжить, то страхи хронические чаще всего мешают нам жить.
Предлагаю вам познакомиться с описательной классификацией страхов, основанной на видах опасности. Основных разновидностей тут будет пять.
1. Страх перед реальными опасностями, то есть такими опасностями, которые на самом деле угрожают нашему здоровью и благополучию. Например, страх боли, знакомый не только человеку, и но животным. Этот страх не позволяет в нас зачахнуть инстинкту самосохранения.
2. Страх перед мнимыми опасностями, то есть теми опасностями, которые не угрожают нам, однако воспринимаются все же как угрожающие. К этой разновидности относятся почти все известные науке фобии, ведь согласитесь, что вряд ли высота или темнота, закрытое пространство или открытое несут на себя тот объем страха, который испытывает человек страдающий той или иной разновидностью фобий. Ученые-практики прямо указывают на то, что в основе почти всех фобий лежит самый обыкновенный невроз. Отсюда такие страхи, как страх болезни, страх пожара, страх смерти собственных детей; страх опоздать; страх о не выключенном утюге или плите и многие другие страхи. Не забудем, что к этой разновидности можно отнести и такой страх, как страх отличника – боязнь сделать что-то не очень хорошо, а в итоге это страх стать неудачником. В нашей стране данная фобия является редкостью, но вот в США очень распространена. В какой-то степени из описанного комплекса отличника вырастает следующий вид страха по этой описательной типологии.
3. Страх перед опасностями престижного характера, угрожающими поколебать авторитет личности среди других людей, изменить статус личности в неблагоприятную сторону. Мы часто видим несправедливость, но предпочитаем промолчать. Почему? Да потому что не хотим, как мы себе сами говорим, портить отношения с людьми, боимся прослыть скандалистами, опасаемся за свои достоинство и репутацию. Многие живут по принципу «смочишь – за умного сойдешь». Но это не более чем прикрытие страха перед престижными опасностями, ведь принцип «не высовывайся» и есть самая что ни на есть прямая реализация этого страха. Более того, этот страх перерастает в еще более сложную фобию – страх перед самим собой, то есть, например, опасения за свой внешний вид, боязнь публичных выступления, страх перед собственной несостоятельностью.
4. В результате какой-либо испытанной ранее неприятной ситуации может возникнуть страх условнорефлекторный. Самый простой пример: начинающий водитель едва не попал в аварию, чудом избежал, допустим, столкновения с другим автомобилем. Однако с этого момента стал бояться садится за руль. К условнорефлекторынм страхам относят хронический страх неудачи: он рождается тогда, когда ситуация угрожает опасностью с завидной периодичностью. Приведу пример из того же мира автомобилей. У начинающего шофера на одном и том же перекрестке в тот самый момент, когда надо трогаться на зеленый сигнал светофора, три дня подряд глох двигатель, порождая нервные сигналы тех водителей, что сзади, а потом их же громкие окрики при обгоне. На четвертый день наш водитель уже бессознательно будет страшиться того, что его машина опять заглохнет на этом перекрестке. Это и есть хронический страх неудачи.
5. Еще одни распространенный вид страха – это страх перед новым, неизвестным, неиспытанным, непривычным. Эту разновидность еще иногда именуют робостью. К примеру, человеку впервые в жизни предстоит сдавать устный экзамен; никогда прежде он этого не делал и, конечно, опасается неизведанного. Или девушка перед собственной свадьбой; или гитарист, который всю жизнь играл на гитаре акустической, а теперь ему предстоит сыграть на электрогитаре; или шофер, до этого ездивший на Жигулях, а сегодня пересаживающегося на Мерседес. Все это – примеры одного ряда, указывающие как раз на страх перед чем-то новым. Уникальность этого вида страха в том, что переживание его в момент приобщения к неведомому часто очень болезненно, но зато потом, в случае успеха, остается чаще всего в виде приятного воспоминания. Впрочем, в случае неудачи страх перед новым может перерасти условно рефлекторный страх.
Обозначив виды страхов по данной классификации, вновь сосредоточимся на пирамиде потребностей. Согласно его иерархической типологии выделяется два уровня страхов – страхи материальные и страхи духовные. К материальным относят те страхи, что соответствуют четырем нижним ярусам пирамиды потребностей: физиологические, экзистенциальные, социальные и престижные страхи. К духовным – три верхних яруса: страх познания, эстетический страх, страх самоактуализации. Остановимся на каждом из этих видов подробнее, начав с самого нижнего яруса пирамиды.