Я сходил в библиотеку части и взял там кое-какие учебники по своей специальности,чтобы освежить знания предмета. По примеру бывалых преподавателей я начал писать конспекты будущих занятий с курсантами. Получалось не очень и отнимало массу времени. Через неделю меня обрадовали-принимай курсантов-твоя преподавательская деятельность начинается. Начинался курс электромонтеров. Я построил прибывших,разместил в одном кубрике ,дождался пока все разложат свои вещи и застелят кровати и повел курсантов в свою аудиторию,которую закрепили за мной. Там все расселись и я начал заполнять журнал -первым вызвал здоровенного парня с восточным лицом -ззаписал ФИО,национальность-осетин.
Тогда я как-то знал,насколько широка страна моя родная и сколько в ней живет разных народов, но знал не точно. Я переспросил- "Грузин?" Я знал,что в Грузии живет много народов, но вроде как все считаются грузинами. Но парень слегка покривился и повторил- "Нет,я осетин" Ну осетин,так осетин-я записал постепенно всех. Русских с украинцами оказалось 5 человек из 30. Большинство было казахами и узбеками. Ну и так по мелочи-киргизы и т.п. Мне даже интересно стало- как им преподавать.если 70% группы с трудом говорит по русски? Пошел посоветовался с более опытным товарищем-он подсказал-отбери среди азиатов более -менее говорящих по русски и пусть переводят как смогут на свои языки.
Вот так и начали заниматься-я старался не углубляться в теорию-потому что углубленная теория им просто не нужна,а показывать различные практические вещи-кабели,провода,лампы ,патроны для эл.ламп и пр. Все это было в "моей" аудитории. Моя группа считалась взводом,а я соответственно ее командиром. Командир 2-й роты майор Сергеев как-то во время развода посмотрел на мои "лысые" погоны рядового и сказал между прочим- "Командир взвода – рядовой,да еще и беспартийный-это нужно исправить" Все 3.5 года обучения в техникуме нас 5-х -тех,кто жил в одной комнате в Глебовке на сельхозработах пытались принять в ряды комсомола,отчего мы упорно уклонялись и так и закончили техникум беспартийными. Но здесь-армия и по приказу меня быстренько приняли в комсомол. Ну а "лычки" на погоны пообещали дать позже.
Я назначил этого здоровенного осетина своим заместителем-он любил физкультуру и отныне после подьема он строил взвод и водил его на физзарядку а я в это время писал конспекты в Ленинской комнате. Была еще одна причина моей "нелюбви" физзарядок по утрам-во время движения взвода на плацу дежурный по части или другой офицер запросто мог остановить взвод и приказать вытащить одну ногу из сапога и показать,что на ноге намотаны портянки,а я портянки как не умел мотать так за два года и не научился-проходил 2 года в носках. Покупал их в "чипоке"-нашем магазине за свои деньги.
Так сказать пользовался своим положением. На завтрак я конечно вел группу-взвод сам, поскольку кушать хотелось. Во время первого медобследования медики записали мой вес-82 кг без сапог. После первого года службы я даже похудел на 1 кг. Ну а домой в запас (на дембель) поехал с таким же весом,как и приехал-82 килограмма-чем огорчил медиков-обычно солдаты набирают за время службы от 3-х до 5 килограмм .Так что попортил я медикам статистику.
Но что реально омрачало жизнь так это то,что в части на тот момент было только два электрика и оба -преподаватели,так что если надо было что-то срочно сделать или мне или старшему электрику приходилось оставлять группу на заместителя,хватать инструментальную сумку и крупной рысью бежать устранять проблему. Мы оба систематически и периодически при каждом удобном случае "капали на мозги" командиру нашей роты об этой проблеме-ухудшается учебный процесс,теряется время ,а его и так мало и т.д. Майор кивал не возражая-все было действительно так,как мы говорили. Наконец и он при случае "капнул на мозги" командиру части-майору Петрову и тот пообещал отправить заказ на пару электриков без образования.
Я сдружился с парой из Самары (Куйбышева) -два парня старше меня на пол-года призывом-Жорик и Александр . Они закончили техникум связи перед армией и учились в одной группе. В учебке Александр был преподавателем связистов, а Жорик "приштырился" более интересно-он был на должностях киномеханика,почтальона и заодно ремонтировал различные электронные приборы в том числе и аппаратуру нашего ВИА-вокально-инструментального ансамбля. Непосредственым начальником Жорика был наш замполит-и Жорик его обманывал как-то автоматически. Как-то я пришел в комнату Жорика в штабе-и постучал-Жорик настороженно выглянул увидел меня,сказал- "А, это ты-заходи"
Я вошел , Жорик закрыл за мной дверь и усевшись на стул стал смотреть в лежащий на столе небольшой квадратный кинескоп скорее всего от осцилографа-на столе была мешанина различных проводов и радиодеталей подсоединенных к кинескопу и приглядевшись я понял,что этот кинескоп работает как телевизор и показывает какой-то фильм идущий по 1-у каналу ТВ и звук шел из маленького динамика. Вскоре фильм закончился и Жорик быстро разобрал провода и радиодетали,убрал все по ящикам.
Вскоре пришел замполит,спросил Жорика о количестве писем и все ли в порядке с посылками и заодно сказал-"Жора,здесь жара стоит-дышать нечем-выключите обогреватель немедленно!" Жорик без раздумий сказал "Слушаюсь" и выдернул какую-то вилку из тройника. Замполит постоял и сказал-"Ну вот-дышать легче стало" и ушел. А я видел, что Жорик отключил электропаяльник,который ему больше был не нужен а электрообогреватель как работал,так и продолжал работать.
Вскоре мы с Жориком вместе пошли на репетицию нашего ансамбля. На репетициях я обычно помогал Жорику настраивать усилители. Жорик сказал мне-"Из Киргизии прислали одного солдатика-закончил музыкальную школу по классу пения-поет хорошо,но страшный...... Сам посмотришь" И я посмотрел-новенький пел очень хорошо,но лицо было очень смуглое и толстый он был настолько,что солдатский ремень на нем едва застегивался. Этот киргиз вместе с ансамблем спел несколько песен и ребята вместе с ним пошли к замполиту,чтобы через командира части перевести этого солдата в постоянный состав учебки.