глава 2

Личный состав учебного подразделения размещался в стандартной 4-х-этажной казарме-на 1-м этаже штаб,кинозал и пр. помещения. на 2-м-1-я рота,на 3-м -2-я,на 4-м -третья рота. В 1-й роте учили солдат-курсантов строительным специальностям-маляры,штукату ,каменщики,плиточники,бетонщики сантехники,электрики-электромонтажники электромонтеры,связисты,сварщики. В 3-й-шофера,трактористы, бульдозеристы,экскаваторщики,крановщики . Я слыхал что некоторые товарищи под дембель (увольнение в запас) "делали" себе воинские права а потом на гражданке меняли их на обычные. Я не пытался это сделать,так что подробностей не знаю.

Наше отделение постоянного состава на время карантина разместили в 1-й роте вместе с остальными новенькими и мы каждый день могли наблюдать спектакль в исполнении командира 1-й роты майора Иванова. Майор частенько засиживался в роте видимо не очень желая идти к своей семье. Майора уже отправляли в запас и торжественно проводили с последнего места его службы его ,но при более тщательной проверке документов выяснилось,что ему до увольнения в запас не хватает 1.5 года,поэтому майора Иванова вернули в армию и на это время назначили командиром 1-й роты в учебке.

Капитан Еременко,который раньше был командиром 1-й роты остался в этой же роте заместителем. Начальство понимало,что майор Иванов будет эти 1.5 года чисто опереточным персонажем и постаралось поменьше вносить изменения в офицерский состав. Так что фактически командиром 1-й роты остался капитан Еременко. А майор Иванов любил поговорить с личным составом после вечерней проверки перед отбоем.

Например он частенько обьяснял солдатам как нужно пользоватся бумажкой в туалете и куда ее девать после использования. Причем свои обьяснения майор сопровождал жестами,поясняющими его слова. В общем было довольно весело,если бы спать не хотелось. А спать хотелось-с непривычки-целый день на ногах и частенько бегом так что к 10 часам вечера многие зевали во весь рот и запрыгнув в койку просто вырубались. Летом было жарко и окна в казарме были открыты настежь. А в час ночи дежурный по роте посылал дневальных прикрыть окна чтобы от прохладного сквозняка солдаты не простужались. Как нам неоднократно обьяснял все тот же майор Иванов – в час ночи температура тела человека понижается и человек простужается легче,чем днем.

Наконец карантин закончился и тут же подоспела первая прививка-юг Казахстана был опасен своими вспышками болезней,которых в армии боялись как огня и поэтому при первом подозрении на вспышку инфекционной болезни прививали всех солдат во всех воинских частях,которые могли попасть в зону инфицирования. Делалось это быстро-прививки делали не при помощи шприца,а при помощи пневматического пистолета из которого лекарство в жидком виде выбрасывалось с такой силой,что пробивало кожу и не требовалось протирать место прививки спиртом,так что очередь солдат на прививку двигалась быстро.

А после прививки было весело-когда 1-я рота по команде бежала на обед в столовую 2-я рота,которая ждала своей очереди смеялась над тем,как все солдаты в роте шкандыляют на одну ногу и осторожно двигают рукой. А потом конечно 3-я рота смеялась над 2-й. Вот так весело мы проводили время. Неприятные ощущения от прививки сохранялись до одной недели,но обычно проходили через 2-3 дня. Мы распределились по своим кубрикам и конечно познакомились со "стариками" .

"Старики" в первую очередь пытались отобрать деньги у молодых ,но денег ни у кого уже не было,что "стариков" раздражало,но как-то не очень агрессивно. Правда как-то ночью я проснулся и увидел интересную сцену-один "старик" другому набивал синяк под глазом. Из их разговора я понял,что они пытались отобрать деньги у кого-то из карантина и этот "старик" ударил молодого солдата. Солдат был казах из Казахстана и сказал,что завтра пойдет к командиру части и заявит об этом рукоприкладстве и вымогательстве и другие казахи поднялись и сказали,что подтвердят слова солдата

.Так что "старики" вернулись испуганные и один другому стал набивать синяк,чтобы в случае чего сказать,что была обоюдная драка. Я следующий день провел на занятиях,но насколько я понял эта история закончилась для "стариков" благополучно,но командир части их предупредил-что еще раз-и "здравствуй дисбат" После этого случая стало как-то поспокойнее-ведь дисбат был неподалеку в Караганда-16 и как говорили из части двоих туда отправили.

Я как выпускник техникума по специальности-"техник-электрик" должен был обучать солдат для работы электромонтерами и электромонтажниками. Мне выдали программы для обучения и изучив эти программы я сильно удивился-то,что я изучал в течении 3-х лет и 6 месяцев мне нужно было "вложить в голову" курсантам за 3.5 месяца. Причем есть еще кое-что-в стройбат призывались в основном юноши из республик СССР где русский язык был не очень в ходу.

Русский язык они все конечно знали-в обьеме необходимом для минимального общения,но в данном случае мне нужно будет обьяснять этим солдатам технические законы и термины,которые не всякий русский -то поймет. Я договорился с преподавателями более опытными что я поприсутствую у них на занятиях,чтобы посмотреть как это делается и поучится. Сначала я пошел на занятия к каменщикам. Солдат-преподаватель долго рассказывал солдатам,которые процентов на 80 были из Средней Азии,а остальные 20-с Кавказа,как отличить наружную стенку от внутренней,потом поднял одного из солдат и сказал ему- "Если я сейчас так стукну тебя,что ты прошибешь лбом стену и вылетишь на улицу-это значит,что ты прошиб наружную стенку,а если ты вылетишь в коридор,то ты прошиб внутреннюю стенку.Покажи-где наружная стенка?" Солдат-курсант после длительного размышления неуверенно улыбаясь показал на стенку,которая выходила на улицу.

Преподаватель облегченно вздохнул и сказал-"Молодец,садись на место-ставлю 5!" Ну со стенками все было наглядно,но я не понимал,как обьяснить курсантам с таким знанием русского языка устройство асинхронного электродвигателя. Поэтому я пошел на урок к преподавателю электромонтеров. Преподаватель рассказывал о чисто практических вещах,стараясь поменьше вдаваться в теорию. Я понял и даже одобрил это -зачем тратить время рассказывая о том,что все равно не поймут курсанты. Ну "для галочки" преподаватель скороговоркой рассказывал о магнитных полях, правилах правой руки и левой руки так же как и о "правиле буравчика" но делал это только чтобы курсанты запомнили эти слова и хотя бы примерно поняли о чем речь.

Загрузка...