Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к русской культуре

Март

В народе бытовали исконно русские названия этого месяца: протальник, солнцегрей, водотек, капельник, грачевник, и отражали они природные явления этого времени года: затяжную войну тепла и холода. Как ни сильна зима, а март и снегом сеет, и солнцем греет, и настоящее тепло не за горами. Ведь март неверен: то плачет, то смеется. А случись кому в марте веселую песню синички услышать, знайте: пусть холодно еще, снежно, ветрено – синичка песней тепло ворожит.

За первые по-настоящему солнечные, теплые дни, за первые улыбки весны – проталины – называют март утром года. Однако не спешите доверять ему. Март-месяц горазд куролесить. Только начнет согреваться земля, под корой березовый побежит сок, как налетят вдруг лихие морозы, задуют холодные ветры и снова замрет, заледенеет все вокруг.

Непостоянен, дерзок батюшка-март, недаром, видно, в народе его березолом зовут – злой он для берез, так как в этом месяце жгли березу на уголь. А еще называют его «сушец» или «сухий». И он действительно сух – скуп первый весенний месяц на дожди да снегопады, зато ветрами богат. Они-то, ветры мартовские, срубленный в феврале лес сушили. Сжигали его потом рачительные крестьяне, а на гарях – палах (отсюда и слово «поле» пошло) сеяли хлеб. Зима весну пугает, да все равно тает. Хотя с крыш в марте капает, за нос мороз еще крепко цапает. Недаром его называли наследником февраля, младшим братом и позимьем, перезимником и зимобором – он с зимой борется. Он же катыш, детворе утеха – зима на исходе, торопись на санках накататься вволю.


Народные приметы

• Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.

• В марте облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.

• В марте рано затает, долго не растает.

• В марте лед от воды, снег от земли отстает.

• Весенний снег уносит остатки зимнего.

• Как в марте мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.

• Как в марте зима ни злится, а весне покорится.

Игровая обучающая ситуация «Март и снегом сеет и солнцем греет»

Задачи

Образовательные:

– формировать представление о весне на основе ознакомления детей с существенными признаками марта, народным земледельческим календарем;

– учить устанавливать разнообразные связи в природе;

– поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира;

– расширять словарный запас через участие в народных и самодеятельных играх;

– развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.

Развивающие:

– активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи;

– учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию;

– развивать образное мышление.

Воспитательные:

– воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых;

– любовь к художественному слову и продуктивной творческой деятельности;

– развивать эмоциональную сферу.

Словарная работа: март, утро весны, утро года, солнечник, капельник, разнопогодник, зимобор, катыш; на перепутье, синицы тенькают, грачи – вестники весны, день весеннего равноденствия.

Форма проведения речевой работы: беседа-диалог.

Оборудование: цветные мелки, бумага, иллюстрации и картины с изображением ранней весны, предметные картинки с изображением птиц[1] (ласточка, журавль, жаворонок), заготовки из бумаги для изготовления корабликов.

* * *

Игра «Дрозд»

Дети попарно встают друг к другу лицом, образуя общий круг, и начинают вместе проговаривать слова, одновременно выполняя соответствующие движения: показывают указательным пальцем сначала друг на друга, потом на себя. В конце игры весело обнимают друг друга.

Ты – дрозд, я – дрозд,

У тебя – хвост, у меня – хвост,

У тебя – нос, у меня – нос,

У тебя – сладко, у меня – сладко,

У тебя – гладко, у меня – гладко,

Мы любим друг друга!

Педагог (приглашает детей к окну). Какие изменения произошли в природе? Какая сегодня погода? Что интересного вы видите за окном?


Дети отвечают.

Отгадайте мои загадки.

Приходит с добром,

Веет теплом.

Светом солнечным красна,

А зовут ее…

(весна).

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет.

(Сосулька.)


Объясните народную примету «В марте сзади и спереди зима».


Дети отвечают.


Март – первый весенний месяц, стоит на перепутье между зимой и весной. Поэтому почти во всех народных приметах присутствует боязнь слишком раннего тепла в марте, преждевременного наступления весны, за которым неизбежно следует возврат холодов. Этот месяц называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, а небо синим-синим. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев.

На сугроб ложится

Голубая тень,

Тенькают синицы: —

Синий-синий день!

Скачет, как мячик,

Солнечный зайчик

Вверх-вниз

Со стола – на карниз.

Зеркальцем взмахну —

Побежит к окну

И зигзагом по стене

Возвращается ко мне.

Т. Шорыгина


Дети отмечают, что в окно светит яркое солнышко, легко можно запускать солнечных зайчиков.


Проводится игра с зеркалами «Солнечные зайчики».

Педагог. От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель, поэтому другое название марта – капельник. В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд. А серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. Какая птица прилетает в конце марта?

Черный, проворный,

Кричит: «Крак!»

Червякам – враг.

Дети. Грач.

Педагог. Действительно, в конце марта прилетают грачи – вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть еще и такая пословица: если грач на горе, то весна во дворе. А медведь все еще спит в своей берлоге, лапу посасывает. «Медведь одну лапу сосет да всю зиму живет», – так говорят в народе. Лиса и волк по лесу бродят, высматривают добычу. Барсук прячется в норе, а заяц – под кустами, «ведь родной куст и зайцу дорог». Как вы думаете, почему говорят: «Март и снегом сеет и солнцем греет?»

Загрузка...