В народе бытовали исконно русские названия этого месяца: протальник, солнцегрей, водотек, капельник, грачевник, и отражали они природные явления этого времени года: затяжную войну тепла и холода. Как ни сильна зима, а март и снегом сеет, и солнцем греет, и настоящее тепло не за горами. Ведь март неверен: то плачет, то смеется. А случись кому в марте веселую песню синички услышать, знайте: пусть холодно еще, снежно, ветрено – синичка песней тепло ворожит.
За первые по-настоящему солнечные, теплые дни, за первые улыбки весны – проталины – называют март утром года. Однако не спешите доверять ему. Март-месяц горазд куролесить. Только начнет согреваться земля, под корой березовый побежит сок, как налетят вдруг лихие морозы, задуют холодные ветры и снова замрет, заледенеет все вокруг.
Непостоянен, дерзок батюшка-март, недаром, видно, в народе его березолом зовут – злой он для берез, так как в этом месяце жгли березу на уголь. А еще называют его «сушец» или «сухий». И он действительно сух – скуп первый весенний месяц на дожди да снегопады, зато ветрами богат. Они-то, ветры мартовские, срубленный в феврале лес сушили. Сжигали его потом рачительные крестьяне, а на гарях – палах (отсюда и слово «поле» пошло) сеяли хлеб. Зима весну пугает, да все равно тает. Хотя с крыш в марте капает, за нос мороз еще крепко цапает. Недаром его называли наследником февраля, младшим братом и позимьем, перезимником и зимобором – он с зимой борется. Он же катыш, детворе утеха – зима на исходе, торопись на санках накататься вволю.
Народные приметы
• Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.
• В марте облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.
• В марте рано затает, долго не растает.
• В марте лед от воды, снег от земли отстает.
• Весенний снег уносит остатки зимнего.
• Как в марте мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.
• Как в марте зима ни злится, а весне покорится.
Задачи
Образовательные:
– формировать представление о весне на основе ознакомления детей с существенными признаками марта, народным земледельческим календарем;
– учить устанавливать разнообразные связи в природе;
– поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира;
– расширять словарный запас через участие в народных и самодеятельных играх;
– развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.
Развивающие:
– активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи;
– учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию;
– развивать образное мышление.
Воспитательные:
– воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых;
– любовь к художественному слову и продуктивной творческой деятельности;
– развивать эмоциональную сферу.
Словарная работа: март, утро весны, утро года, солнечник, капельник, разнопогодник, зимобор, катыш; на перепутье, синицы тенькают, грачи – вестники весны, день весеннего равноденствия.
Форма проведения речевой работы: беседа-диалог.
Оборудование: цветные мелки, бумага, иллюстрации и картины с изображением ранней весны, предметные картинки с изображением птиц[1] (ласточка, журавль, жаворонок), заготовки из бумаги для изготовления корабликов.
Дети попарно встают друг к другу лицом, образуя общий круг, и начинают вместе проговаривать слова, одновременно выполняя соответствующие движения: показывают указательным пальцем сначала друг на друга, потом на себя. В конце игры весело обнимают друг друга.
Ты – дрозд, я – дрозд,
У тебя – хвост, у меня – хвост,
У тебя – нос, у меня – нос,
У тебя – сладко, у меня – сладко,
У тебя – гладко, у меня – гладко,
Мы любим друг друга!
Педагог (приглашает детей к окну). Какие изменения произошли в природе? Какая сегодня погода? Что интересного вы видите за окном?
Дети отвечают.
Отгадайте мои загадки.
Приходит с добром,
Веет теплом.
Светом солнечным красна,
А зовут ее…
(весна).
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет.
(Сосулька.)
Объясните народную примету «В марте сзади и спереди зима».
Дети отвечают.
Март – первый весенний месяц, стоит на перепутье между зимой и весной. Поэтому почти во всех народных приметах присутствует боязнь слишком раннего тепла в марте, преждевременного наступления весны, за которым неизбежно следует возврат холодов. Этот месяц называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, а небо синим-синим. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев.
На сугроб ложится
Голубая тень,
Тенькают синицы: —
Синий-синий день!
Скачет, как мячик,
Солнечный зайчик
Вверх-вниз
Со стола – на карниз.
Зеркальцем взмахну —
Побежит к окну
И зигзагом по стене
Возвращается ко мне.
Т. Шорыгина
Дети отмечают, что в окно светит яркое солнышко, легко можно запускать солнечных зайчиков.
Проводится игра с зеркалами «Солнечные зайчики».
Педагог. От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель, поэтому другое название марта – капельник. В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд. А серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. Какая птица прилетает в конце марта?
Черный, проворный,
Кричит: «Крак!»
Червякам – враг.
Дети. Грач.
Педагог. Действительно, в конце марта прилетают грачи – вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть еще и такая пословица: если грач на горе, то весна во дворе. А медведь все еще спит в своей берлоге, лапу посасывает. «Медведь одну лапу сосет да всю зиму живет», – так говорят в народе. Лиса и волк по лесу бродят, высматривают добычу. Барсук прячется в норе, а заяц – под кустами, «ведь родной куст и зайцу дорог». Как вы думаете, почему говорят: «Март и снегом сеет и солнцем греет?»