От авторов

«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности», – писал педагог, публицист Г.Н. Волков.

XXI век – время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Поэтому сегодня актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры.

Одна из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников – формирование общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Народная культура – кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости.

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обряды, праздники и т. д. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, выступают и как разнообразные средства, и как формы воспитания.

К средствам приобщения дошкольников к русской культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.

К формам относятся детские фольклорные праздники, знакомство с обрядами и обычаями, народные игры.

Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, присущие праздничной ситуации, способствуют формированию нравственности как основы духовной культуры. Фольклорные праздники, как правило, выполняют целый комплекс социальных функций.

Народные праздники с обрядами, хороводами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. В них есть не только отдых и веселье, предания и сказания, но и сокрытая история, которую можно при желании увидеть, и глубокие мудрые наблюдения за природой.

Русский народ сохранил и продолжает отмечать многие праздники не только потому, что широк душою, но и потому, что, прежде всего, богат историей, своими корнями, традициями. Народные праздники напрямую связаны с земледельческим циклом.

Народный земледельческий календарь начинался с сентября. В российской образовательной практике этот месяц совпадает с началом учебного года, поэтому содержание работы по приобщению детей к традиционной праздничной культуре можно свободно распределить по месяцам согласно основным событиям фенологического и народного календаря. А содержание разнообразных форм работы направить на решение таких задач, как формирование представлений о сезонных изменениях в природе на основе ознакомления детей с существенными признаками каждого месяца, народным земледельческим календарем.

Русская народная культура – сплав, в котором собрано все, что характеризует русского человека, будь то праздники и обряды, домоводство и образ жизни, наблюдения за природой и земледельческий цикл, устное народное творчество и народные игры, декоративно-прикладное искусство (народные художественные промыслы), т. е. весь круг земного бытия.

Охватить все эти темы в полном объеме, отразить в педагогическом процессе все, что народ собирал и хранил веками, невозможно, поэтому, как показала образовательная практика, необходимо выделить важные составляющие системы работы по приобщению детей к русской народной культуре. При этом важно избежать двух ошибок. Первая – к сожалению, распространенная вульгаризация русской культурной праздничной традиции, т. е. сведение всей работы только к подготовке и проведению народных праздников. Вторая – когда работа сводится только к народно-крестьянским традициям (культура быта – русская изба).

Учитывая вышеизложенное, предлагаем систему работы по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры, важными составляющими которой выступают:

– фольклор (устное народное творчество);

– народные обряды и традиции (культура быта, земледельческий календарь);

– народные промыслы;

– праздничная культурная традиция.

Приобщая старших дошкольников к истокам русской народной культуры, необходимо донести до их сознания, что они являются носителями этой культуры.

Основная цель системы работы в данном направлении – развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, специфике народной культуры. Результат может быть достигнут средствами решения следующих задач:

– знакомить детей с различными формами культуры;

– ценить красоту русской природы и народного искусства;

– поддерживать интерес к познанию жизни своих предков;

– содействовать развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;

– формировать духовно-нравственные и патриотические чувства у старших дошкольников;

– развивать художественно-творческую активность.

Эта система работы реализуется через следующие формы взаимодействия со старшими дошкольниками:

– игровые обучающие ситуации (ИОС) как форма эффективной непрерывной образовательной деятельности детей;

– мастерские-студии как форма организации совместной творческой продуктивной деятельности, направленной на развитие ручной умелости;

– детские фольклорные праздники и развлечения как формы культурно-досуговой деятельности в условиях детского сада.

Основу игровых обучающих ситуаций (ИОС) составляет сценарий активизирующего общения. Реализуя его, педагоги решают важные задачи:

– познавательное и коммуникативное развитие детей;

– пробуждение речевой и познавательной активности каждого ребенка;

– приобщение дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Навыки игрового общения, приобретаемые в ИОС, дети смогут свободно переносить и в самостоятельную деятельность.

Один раз в месяц, обычно на первой неделе, детей знакомят с существенными признаками этого месяца, народным земледельческим календарем, формируя представление об определенном времени года.

Организация мастерской-студии направлена на развитие ручной умелости. Дети по своей природе – созидатели, поэтому приобщение их к конкретной продуктивной деятельности позволяет не только формировать определенные навыки и опыт ручных действий, но и расширять представления о жизнедеятельности наших предков.

На второй неделе каждого месяца в мастерской-студии у детей формируют интерес к народным промыслам с использованием природного или бросового материала.

Культурно-досуговая деятельность в форме детских фольклорных праздников и развлечений направлена на приобщение дошкольников к праздничным традициям и обычаям русского народа средствами создания специальной событийной среды. Она будет способствовать осмыслению детьми исторического наследия и, конечно же, создавать условия для накопления положительных эмоций.

Детский сад – модель общества, где взаимодействуют не только сверстники и взрослые, но и дети разного возраста. В традиционной русской семье младшими детьми занимались не только родители, но и старшие братья и сестры.

Малыши перенимали от старших игровые и поведенческие навыки не путем уроков, а в процессе наблюдения, осмысления и творческого воспроизведения. Так же и в детском саду: дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей. Поэтому очень важно приглашать малышей в гости на праздники и досуги. Они будут наблюдать за старшими дошкольниками, принимать участие в народных и хороводных играх, постепенно, пошагово приобщаясь к русской культуре.

На третьей и четвертой неделях месяца организуется культурнодосуговая деятельность в форме фольклорных праздников и развлечений.

Если дата народного праздника выпадает на вторую неделю месяца согласно народному земледельческому календарю, совместная творческая продуктивная деятельность в форме мастерской-студии переносится на третью или четвертую неделю согласно календарно-тематическому плану работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Календарные обычаи и обряды – важнейший элемент традиционно-бытовой культуры народа. Труд отдельной крестьянской семьи на ее земельном участке носил, как правило, изолированный характер, что порождало замкнутость сельского семейного быта, хозяйственную разобщенность дворов. Вместе с тем сама жизнь диктовала необходимость объединения крестьянских семей в соседскую организацию – община оказывалась одной из гарантий нормального функционирования мелкого индивидуального хозяйства. Стабильность же общинной организации зависела от степени развитости внутри нее различных форм общения, социальных контактов и связей.

Жизнь человека всегда развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: пахота, сев, созревание, уборка урожая. В соответствии с этим появились два основных вида обрядов:

– календарно-земледельческого круга;

– социальные или семейно-бытовые.

Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

Народные игры – традиционное средство педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски старины, реалии ушедшего быта. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее! Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в образовательном процессе.

В данной книге обобщен опыт работы педагогов МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад комбинированного вида № 420 “Сибирячок”».

Г.А. Антонова – руководитель детского сада, она продвигает это направление работы: в ДОО организован этнокультурный музей.

Н.А. Николаева – воспитатель, которая вместе с нами обобщала этот опыт и постоянно работает по данному направлению.

Загрузка...