Термин «фольклор», введенный в научный обиход в 1846 г. Уильямом Томсом, широко используется в современной науке, методике преподавания и имеет несколько значений (более подробно см. в гл. 1). В настоящей работе термин в большинстве случаев употребляется в своем «узком» смысле – как близкий по значению терминам «устное народное творчество», «устное народное поэтическое творчество». При этом учитывается синкретическая природа фольклора, его принципиальная связь с другими видами народного творчества; фольклор осмысливается не только как традиционное устное поэтическое творчество народных масс (в основном крестьянства), но и как факт современной городской культуры, как неотъемлемая часть субкультуры младшего школьника. К терминам «народная поэзия», «народная словесность», «народная литература» и другим, бытовавшим в дореволюционной науке и практике преподавания, мы прибегаем в связи с описанием конкретных исторических источников и образовательных контекстов.
Гусев В. Е. Об изучении истории русской фольклористики // Изв. АН СССР. Отделение литературы и языка. – 1956. -Т. XV. – Вып. 3. С. 239.
Например: Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. – М.: Просвещение, 1987. С. 16–21, 172–178; Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. С. 21–29, 39–47, 78-101, 196–199, 290–295.
Результаты выборки опроса студентов педагогических факультетов вузов представлены в Приложении.
Кореневский Е. И. Объяснительное чтение в русской школе (1860–1917) // Изв. АПН РСФСР. 1950. Вып. 27; Сосновская О. В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя начальных классов. – М.: Прометей, 2004. С. 7–101. Чертов В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. – М.: МПГУ, 1994 и др.
Сенькина А. А. Фольклор в школьной хрестоматии XIX века (к вопросу о понятии «детский фольклор») //Детский фольклор и культура детства: Материалы научной конференции «XIII Виноградовские чтения». – СПб., 2006. С. 240–254; «Букварь – это молот»: Учебники для начальной школы на заре советской власти, 1917–1932 гг. Сб. науч. тр. и материалов / Под ред. Т. С. Макаровой, В. Г. Безрогова. – М.: НПБ им. К. Д. Ушинского; Азимут; Тровант, 2011; «Пора читать»: буквари и книги для чтения в предреволюционной России, 1900–1917 гг.: Сб. науч. тр. и материалов / Под ред. Т. С. Макаровой, В. Г. Безрогова. – М.: НПБ им. К. Д. Ушинского; Языки славянской культуры, 2010; Учебный текст в советской школе: Сб. ст. / Сост. С. Г. Леонтьева, К. А. Маслинский. СПб. – М.: Институт логики, когнитологии и развития личности, 2008.
Арзамасцева И. Н. Детская литература: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – М.: Академия; Высшая школа, 2001. С. 36.
Там же.
Педагогика народов мира: История и современность / Под ред. 3. Тажуризиной. – М.: Педагогическое о-во России, 2001. С. 293.
Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество; Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1991. С. 5.
Педагогика народов мира: История и современность / Под ред. 3. Тажуризиной. – М.: Педагогическое о-во России, 2001. С. 294
Основателем этнопедагогики как одного из направлений современной педагогической науки является доктор педагогических наук, профессор Г. Н. Волков.
Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб, для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений. – М.: Академия, 1999. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dmitrysmor.ru/book/show/12 (дата обращения: 05.03.12). С. 3.
Грехнева Г. М., Корепова К. Е. Литературное чтение «Родное слово» // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т. В. Игнатьева. – М.: Дрофа, 2001. С. 221.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4) / Сост. Н. Е. Буслаева и др. – М.: Просвещение, 1996. С. 337–338.
Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб, для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений. – М.: Академия, 1999. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dmitrysmor.ru/book/show/12 (дата обращения: 05.03.2012). С. 6.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994. С. 597.
Там же, с. 603–605.
Там же, с. 528.
народов мира: Энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / Гл. ред. С. А. Токарев. – М.: БРЭ, 1994. С. 161–164.
В качестве причины параллельности между онтогенезом и филогенезом отечественные исследователи указывали и наследственную необходимость повторить индивидуумом стадии развития человеческого общества (Болдуин Д. М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. – М., 1912); ее усматривали и в специфике развития мышления, которое в индивидуальном развитии ребенка подталкивается культурой и движется по биологически заданному для онто– и филогенеза пути (Выготский Л. С., Лурия А. Р и др.), в совпадении видов деятельности и соответствующих этим видам деятельности способов употребления слова в мышлении (П. Тульвисте. К интерпретации параллелей между онтогенезом и историческим развитием мышления // Тр. по знаковым системам. Т. 8 / Отв. ред. 3. Минц. – Тарту, 1977. С. 90–102).
Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. – Ульяновск: Лаборатория культурологии, 1995. С. 7.
Обрядовая поэзия /Сост., предисл., примеч., подгот. текстов В. И. Жекулиной, А. Н. Розова. – М.: Современник, 1989. С. 605, 629.
Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов и притч / Сост. Д. Садовников. – М.: Современный писатель, 1995. С. 126.
Цивьян Т. В. Отгадка в загадке: разгадка загадки? // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Загадка как текст. Вып. 1. – М.: Индрик, 1994. С. 182.
Токарев С. А. Сущность и происхождение магии // Тр. Института этнографии. Т. 51. – М., 1957. С. 21–25; Катаров Е. Г. К вопросу о классификации народных обрядов //Докл. АН СССР. – 1928. – № 11. С. 247–254.
Священник Александр Мень, давая богословскую оценку магии, отмечал, что ее главная цель состояла в «достижении могущества» над природой и в «гордом самодовольстве» ее пользователя, поэтому магия всегда существовала параллельно с различными религиозными системами и «отравляла их своим обрядовым детерминизмом» (Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и единобожие. – М.: Слово, 1991. С. 57).
Цивьян Т. В. Лингвистические основы балканской модели мира /Т. В. Цивьян. – М.: Наука, 1990. С. 51.
Афанасьев А. Н. Народные русские сказки / Изд. подг. Л. Г. Бараг, Н. В. Новиков. В 3 т. Т. 2. – М.: Наука, 1985. С. 191.
Великорусские заклинания: Сборник Л. Н. Майкова / Отв. ред. А. К. Байбурин. – СПб.: Изд-во «Европейский дом», 1994. С. 124.
Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов и притч / Сост. Д. Садовников. – М.: Современный писатель, 1995. С. 228, 308.
Ефимова Е. С. Поэтика страшного в народной культуре: мифологические истоки. – М.: Прометей, 1997. С. 86.
Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / Гл. ред. С. А. Токарев. – М.: БРЭ, 1994. С. 162.
Цивьян Т. В. Лингвистические основы балканской модели мира /Т. В. Цивьян. – М.: Наука, 1990. С. 17.
Новик Е. С. Глубинная структура обрядового текста и его интерпретации //Фольклор: проблемы изучения, сохранения и пропаганды. Всесоюзная науч. – практич. конф. 25–28 апреля. Тезисы в 2 ч. Ч. 1. – М., 1988. С. 149–151.
Громыко М. М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия, 1991. С. 444.
Капица Ф. С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М.: Флинта; Наука, 2002. С. 269. Вопросы взаимосвязи фольклора и христианской культуры привлекают особенное внимание современных педагогов, священников, получают общественный резонанс. См.: Церковь и народное творчество. Сборник докладов. – М.: Отдел Религиозного Образования и Катехизации РПЦ, 2004.
Ефимова Е. С. Поэтика страшного в народной культуре: мифологические истоки. – М.: Прометей, 1997. С. 6. Здесь же автор приводит интересные мысли философа Л. В. Карасева о мифологии: «Миф – это вовсе не целостность, как принято думать, а не более чем воспоминание о целостности… Поэтика мифа – это поэтика изумленного взгляда на разверзающуюся под ногами трещину».
Лихачева В. Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. – Л.: Наука, 1971. С. 56.
Фокеев А. Л. Неиссякаемый источник. Устное народное творчество. – СПб.: Лицей, 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.licey.net/lit/begin/folklor (дата обращения: 05.03.12).
Педагогика народов мира: История и современность / Под ред. 3. Та-журизиной. – М.: Педагогическое о-во России, 2001. С. 301
История русской литературы X–XVII веков: Учеб, пособ. для студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Русский язык и литература» / Под ред. Д. С. Лихачева. – М.: Просвещение, 1980. С. 56.
Срезневский В. И. Описание рукописей и книг, собранных для императорской Академии Наук в Олонецком крае. – Спб., 1913. С. 196–202, 481–513.
Русское народное поэтическое творчество: Учеб, пособие для филологических факультетов пед. институтов / Под ред. Н. И. Кравцова. – М.: Просвещение, 1971. С. 372.
Федотов Г. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам / Вст. ст. Н. И. Толстого. – М.: Прогресс; Гнозис, 1991. С. 22.
Так, например, калики перехожие исцеляют Илию Муромца: Былины / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. – М.: Советская Россия, 1988. С. 104–107.
Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI–XIX веков / Сост., вступ. ст. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина. – М.: Московский рабочий, 1991. С. 6.
Более подробно в нашей статье: Переосмысление агиографического факта в русском народном духовном стихе «Борис и Глеб» // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы. – М.: ПСТБИ, 1999. С. 165–169.
Этот факт отмечен многими исследователями, например: Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / Подготовил к печати Д. И. Абрамович. – Пг., 1916. С. XIII; Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. – Л., 1987. С. 405.
Калики перехожие. Сборник стихов и исследование П. А. Бессонова. Т. 1. – М., 1861. – № 151.
Там же, № 143.
Там же, № 141.
Романов Е. Р. Белорусский сборник. Вып. 5. – Витебск, 1891. – № 20.
Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А. Ф. Некрылова. – М.: Правда, 1989. С. 183–184, 295.
Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. – М.: 1865. С. 8–10; Барсов Е. В.Северные народные сказания о древнерусских князьяхи царях//Древняя и новая Россия. – 1879. – № 9. С. 403.
Недаром народные пословицы публикуются и издательствами РПЦ, например: Христианский дух в народных пословицах. – М.: Издание Сретенского монастыря, 2004.
Работа над тематическими комплексами малых фольклорных жанров позволяет современному младшему школьнику совершенствовать, в частности, умение тематически группировать произведения. Отбор подобных текстов может стать идеальным методическим условием соприкосновения изучения устно-поэтического творчества и основ православной культуры.
Здесь и далее пословицы приводятся по изданию: Пословицы русского народа: Сборник В. И. Даля. В 2 т. / Вступ. слово М. Шолохова. – М.: Художественная литература, 1989.
Здесь и далее загадки приводятся по изданию: Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов и притч / Сост. Д. Садовников. – М.: Современный писатель, 1995.
Науменко Г. М. Народная мудрость и знания о ребенке. – М.: Центрполиграф, 2001. -С. 95, 101.
Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. В 3 т. Т. 1. – М.: Наука, 1985. С. 83. Общеизвестна обработка этой сказки М. Булатовым с названием «Курочка Ряба». Кроме того, различные варианты этой сказки учитель и ученики могут найти в электронной библиотеке: http://ru.wikisource.org/wiki/ Курочка_ряба.
Вопросам антиповедения в народной культуре посвящено немало исследований: Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1994; Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. – М., 1997; Рюмина М. А. Тайна смеха, или Эстетика комического. – М., 1998; Успенский Б. А. Анти-поведение в культуре Древней Руси //Успенский Б. А. Избранные труды в 2 т. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. – М., 1994. С. 320–332 и др.
Важно заметить, что смеховой мир народной культуры соотносим с современным детским смеховым фольклором: садистские стишки, анекдоты, «переделки» классической поэзии и некоторые другие жанры, что дает возможность интересных читательских сопоставлений, они могут позволить младшему школьнику задуматься над истоками и значением смеха в его собственной жизни.
Лк 6, 25.