Указатели пути

Указателем пути при составлении книги нам служило предположение, что целительные или благотворные для жизни процессы раскрывают свое действие в первую очередь тогда, когда терапевтическое взаимодействие строится на методах, признающих и поддерживающих перманентный процесс изменений. Вошедшие в книгу статьи «выросли» на разной почве: это и телесная работа, и дзен-буддизм, и теория науки, и расстановочная работа, и африканская культура, и еще многое другое. Соответственно по-разному звучит и их язык. Однако все они подходят к человеческим вопросам, страданиям, симптомам, трудностям и проблемам с ориентированной на ресурсы и решение позиции. Что касается придерживающихся ее системных походов, то к ним, на наш взгляд, относятся как конструктивистские, так и феноменологические методы. Последние прежде всего тогда, когда они следуют феноменологической ориентированности на момент и не пытаются на основе «увиденного» делать выводы об универсальных, не зависящих от контекста, объективных истинах.

Как тематическая область «тело» рассматривается в книге с двух основных ракурсов.

С одной стороны, мы хотели сосредоточить внимание на теле, которое самым естественным образом служит ключевым органом восприятия и проживания процессов в расстановках. При этом нам казалась важной точка зрения, которая понимает тело как полноценное выражение жизни, видит в нем живое тело (Leib), которое не просто несет в себе физическое тело (Körper) и душу, но само является телом и душой[2]. То есть та точка зрения, которая не придерживается четкого разделения между телом и интеллектом, не превращает тело в инструмент и не сводит его исключительно к функциональному аспекту.

С другой стороны, нас занимали и абсолютно прагматические вопросы: какую форму телесной работы можно комбинировать с системными расстановками? Как это можно делать? И для чего? Какая телесная работа может быть полезна для развития способности к восприятию или других навыков у ведущих и заместителей в расстановках?

Даже среди этих, основанных на практическом опыте, материалов мы взяли те телесно-ориентированные подходы, которые принимают во внимание текучий, включенный во множество связей аспект нашей телесности.

Тема ритуала уводит нас за пределы Европы и направляет наше внимание на понимание тела, мира и исцеления в других культурах. Они напоминают нам о том, что во многих местах мира целительные силы уже давно связываются с принципами, которые – возможно, в новом одеянии – проявляются и в расстановочной работе. Прежде всего это чувственно-телесное переживание «правильного места» в сообществе и все те шаги, которые необходимы, чтобы его найти и занять в постоянно меняющемся мире. Не исключено, что такая дополнительная «оптика» позволит нам глубже и полнее понять происходящие в расстановках процессы.

«Воплощения», которые вы, дорогие читатели, держите сейчас в руках, – это скорее своего рода плод конференции, чем репрезентативный сборник материалов в классическом смысле. Плод, который смог вырасти из того, что там было, плод, который может добавить еще один нюанс богатому столу теории и практики системной расстановочной работы. В этой связи мы хотели бы поблагодарить не только авторов за их статьи, но и всех, кто способствовал успеху конференции и вместе с тем появлению этой книги, и в первую очередь Гудрун Шрайнер, Нурит Зоммер и Гунтхарда Вебера с его командой.

Гуни Лейла Бакса, Кристина Блюменштайн-Эссен, Астрид Хабиба Кресцмайер Санкт-Галлен и Грац, октябрь 2001 г.

Загрузка...