Предисловие

Случайно ли то, что составителями этой книги выступают три женщины, и случайно ли то, что авторами концепции и составителями программы конференции, по материалам которой написано большинство вошедших в нее статей, стали четыре женщины?

Размышляя об этом, я еще раз взял в руки книгу философа Аннегрет Стопчик «Тело Софии – освобождение мудрости»[1], представляющую собой страстную речь в поддержку телесно-философской или телесно-ориентированной точки зрения, точки зрения, в основе которой, согласно восприятию и описанию автора, лежит преимущественно женский подход к действительности и к жизни. Она выступает за то, чтобы перестать рассматривать и осмыслять мир сквозь призму разума при помощи исчерпавших себя патриархальных понятий, выбраться из тесных рамок логоса и открыть новый канал познания: «телесное чувство» (Leibsinn). «Более всего можно научиться у женского способа бытия в мире – интуитивного и в то же время обладающего способностью к языкам», – пишет она.

Сборник «Воплощения», даже если авторы половины статей – женщины, а половины – мужчины, стал книгой, в которой веет этот дух, читая которую можно испытать эту особую затронутость и погрузиться в «поле всего сразу» (Ричард Бейкер). Ее предмет – это в самом широком смысле телесное и направленное на тело внимание, тело как живой орган восприятия и познания, «отелесненная жизнь». Пересекающиеся в книге центральные темы – это опыт исцеления и телесный опыт, а также новые и очень старые, заново открываемые подходы к решению экзистенциальных вопросов, запросов и бед, подходы, с которыми мы имеем дело в семейной расстановке, дзен-буддизме и многих ритуалах. В традициях познания между мудростью и разумом она выбирает сторону мудрости, целостного взгляда на жизненные процессы и целостного их понимания.

Собранные в одной книге и представляющие очень разные направления статьи наводят мосты между, казалось бы, чуждыми друг другу областями. И всякий раз на передний план выходят новые грани основной темы «тело физическое / тело живое и расстановочная работа». По прочтении книги у меня было ощущение, будто я, любопытствуя и пытаясь сориентироваться, прошелся по множеству мостов и проплыл под ними в самых разных районах города, но раз за разом выходил к одному и тому же Гранд-каналу.

В третьей части книги терапевты и консультанты снова оказываются на более знакомой им территории. Здесь можно с интересом заглянуть в терапевтические мастерские, где на разный лад – в расстановочной работе или в комбинации с ней – экспериментируют с использованием мудрости тела. И хотя я не мог бы потом с уверенностью сказать, каким образом, но эта книга дала мне мощный импульс, после нее я стал с бóльшим вниманием относиться ко многому из того, что происходит в расстановках, и многое делать по-другому. Но, прежде всего, случилось вот что: еще больше возросло мое уважение к тому, что приводится в движение в процессах системной расстановки и благодаря им.

Тщательная редактура и компоновка книги ее составительницами сделала ее чем-то гораздо большим, чем обычный сборник по итогам конференции. Благодаря такому подбору статей она добавляет расстановочной работе еще одну важную перспективу, чем углубляет и обогащает ее.

Гунтхард Вебер, Вислох

Загрузка...