" Большая часть победителей вернулась домой, и уже, в 1243 году силы Батыя были ничтожны. По завещанию Ченгисхана, его старший сын Джучи получил четыре тысячи монгольских воинов, с разрешением пополнять армию за счет населения покоренных стран. Старший сын Джучи-хана, Орда-Ичэн, имел ставку на берегах Иртыша и по закону получил одну тысячу воинов, это была Белая, то есть старшая орда. От власти Орда-Ичэн отказался. Третий сын – Шейбан – кочевал от Тюмени до Аральского моря с Синей Ордой, в его распоряжении была еще одна тысяча. На долю Батыя, главы Большой.или Золотой Орды, пришлось всего две тысячи: хины /мобилизованные чжурджени/, артиллерия, то есть обслуга военных машин, и мангуты. К этому надо добавить ополчение, число коего Н.Веселовский определял, видимо, правильно – 25 тысяч. Ясно, что без верных друзей такой улус просуществовать 240 лет не мог.Кто же были сторонники ханов Золотой, Синей и Белой орды? Кипчаки.”
“И все народы, населяющие Великую степь в европейской ее части", – добавляет историк А. А. Гордеев, конечно же, имея в виду- бродников, севрюксв, чигов… да и многих других!
“Будучи в абсолютном меньшинстве, – пишет Л.Н.Гумилев, – Золотордынские монголы не имели возможности создать деспотический режим. Поэтому Орда возглавляла конфедерацию местных этносов, удерживаемых в составе государства, угрозой нападения".
А далее монголов постигла участь всех завоевателей: они растворились в завоеванном народе.Это первым отметил Эль-Омар, один из самых наблюдательных путешественников того времени: “В древности это государство было страной кипчаков, но когда ими овладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с кыпчаками, и земля одержала верх над природными и рассовыми качествами их, и все они стали точно кыпчаки, как будто одного с ними рода."
А вот что пишет свидетель покорения Приуралья монах Юлиан:"Во всех завоеваных царствех они убивают князей и вельмож, которые внушают им опасения. Годных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против воли в бой впереди себя. Других.., оставляют для обработки земли… И обязывают тех людей впредь именоваться татарами."
Это важнеишее свидетельство, сделанное в 123б году, сразу разъясняет, откуда взялись "донские татары" и почему первых казаков называли "татарами" . Так стали именовать всех: потомков хазар – бродников, чигов, севрюков, ославяненных половцев, которые сами себя, скорее всего, называли – казаки. Но одно обстоятельство /об этом следует помнить особо/, оказалось крепче, чем навязанное монголами общее имя "татары". Большая часть степных народов связывала крепчайшая общность – христианство.
Чингисхан заповедывал монголам “бояться всех богов” До 1312 года никаких конфликтов в степи не было и монголов, и их ближайших потомков, сохранявших власть, не заботило какую веру исповедуют их подданые “татары, христиане они или мусульмане, или тенгрианцы. И это очень важно для понимания дальнейшего развития событий. Монголы оказались великими разделителями народов. Это происходило независимо от завоевателей, приход монголов просто-напросто этот процесс обозначил и ускорил. Дело в том, что Киевская Русь задолго еше до прихода монголов завоевателей состояла из множества славянских племен; кривичи, поляне, дреговичи, уличи, тиверцы, вятичи, словене, древляне… Киевская Русь объединила эти племена, отделив их от западных славян – предков поляков, чехов, словаков, лужичан… Потом, когда Киевская Русь стала государством, в ней начался другой процесс, который в школьнкх учебниках истории назван "периодом феодальной раздробленности". Киевская Русь распалась на княжества: Киевское, Владимиро-Суздальское, Галическое, Турово-Пинское, Рязанское, Тверское… Границы и территории княжеств возникали не случайно: здесь играли свою роль и географическое положение , и экономическое развитие и, конечно же, население, которое на разных землях хотя и оставалось, в большинстве своем, славянским, да славяне то – разные. Кроме того, они смешивались с местными племенами и ко времени прихода монголов, житель владимиро-суздасьских земель уже сильно отличался от галичанина или волынянина, хлтя оба продолжали считать себя славянами и были в этом совершенно правы. После прихода монголов, процесс раскола общности Киевской Руси принял еще одну форму: княжества, ранее входившие в Киевскую Русь, сформировали – по отношению к Золотой орде – разную политическую ориентацию.Галичские князья и бояре равнялись на запад и начали постепенно готовить прикарпатских славян – к переходу в католичество. Когда состоялось их отделение от Киевской Руси, то возникла новая дорога, по которой пошел народ /тоже весьма неоднородный/– м а л о р у с с к и й. Северо-восточые княжества, примут наиболее прочную ордынкую ориентацию.Эти княжества именовались Великой Русью и именно здесь, с 1380 года, будет складываться в е л и к о р у с с к и й народ. Засевшие в лесах и недоступных болотах, княжества Белой и Черной Руси были независимее всех. Эти земли для азиатских завоевателей недоступны. Тем ни менее, им выбирать пришлось тоже. Неохотно, но стали они сотрудничать с язычниками-литвинами, это нынешние б е л о р у с с ы.
Нужно понимать, что во времена Золотой Орды еще не приходится говорить о русских, об украинцах и белоруссах в современном значении этого слова. Разделение произошло, но княжества, вступившие на разные дороги, не осознавали еще своей новой общности и по-прежнему делили себя на галичан, тверичан, полочан, московитов, владимирцев, суздальцев, новогородпев… . Но признавая свое родство, они уже ощущали раницу.
Иное дело разделение народов, какое монголы проводили сознательно. "Они во всех завоеванных царствах убивают князей и вельмож", заметил, монах Юлиан. Но ведь всех-то перебить невозможно, и монголов не так-то много, да и князья сопротивлялись и разбегались. Как бы мы сейчас сказали – эмигрировали. Да и сделать не трудно, потому что население степи, хотя и придерживалось определенных мест проживания, оставалось все-таки кочевым. Уцелевшая половецкая знать откочевала, вместе со своими приближенными, в Предгорья Кавказа.на места проживания немногочисленных своих соплеменников.Эта часть половцев превратилась со временем в реликт – ныне немногочисленные потомки половцев – куман составляют малый народ – кумыков.
Волжские и камские болгары /имеются в виду их вожди, вельможи, ближайшее окружение/, сбежавшие от монголов на Кавказ, образовали здесь свой народ – балкарцев. Та же история произошла, вероятно, с черными клобуками и торками, их потомками можно считать карачаевцев и гагаузов.
Появилось и еше одно обстятельство, которое усилило разделение народов: религия. Степняки традиционно веротерпимы. На просторах донских, днепровских, волжских степей мирно сосуществовали самые разные религии. Ославяненный лесостепной пояс был христианским. Рядом с православными бродниками, славянами и торками уживались несториане (в том числе, часть монголов) и монофизиты (например, армяне) – тоже христиане, но иного толка. Болгарское Поволжье исповедовало ислам. Часть степняков – тенгрианцы.Сами монголы – исповедовали религию, которую христиане называли язычеством – шаманизм. Асимилированные монголы, попавшие в новые для них природные и социальные условия, потеряли интерес к религии отцов. Вскоре встал перед ними вопрос, который стоял когда-то и перед Киевской Русью и перед волжскими болгарами: какую религию выбрать, чтобы объеденить разноплеменное население степи и потомков Золотой Орды?
В 1З12 году выдающийся деятель востока хан Узбек, чье имя получит позднее целый народ, этнически очень пестрый – узбеки, повелел принять всем своим подданным ислам. Это – попытка объединить жителей степи в единую нацию, в единый большой суперэтнос. Были и конкретные задачи, например, остановить повальную работорговлю, что рацвела в Золотой Орде. Страшное наследие государства кыпчаков, усиленное монголами. Оно разрослось в новой державе до гибельных размеров. Ислам запрещал торговлю единоверцами. Но для того, чтобы остановить страшный промысел нужно, чтобы все стали единоверцами, а они не становились!
Результат оказался трагическим. Впервые за всю историю Великой Степи начались здесь религиозные гонения и войны. Довольно мирный симбиоз (совместное проживание) пришедших в великую Степь монголов и, испокон веков живших здесь стегняков, закончился. Началось то великое разделение, которое, в конечном итоге приведет всех – и вчерашних союзников, и вчераших врагов – на Куликово поле, где в крови родится великорусская нация. Иначе говоря – современные Русские.
Как ни пародоксально это звучит, но тот факт, что татары Золотой Орды приняли ислам, послужил толчком к укреплению Руси. Тысячи православных половецких и татарских воинов / напоминаю, что "татарин" в то время – это еше не национальность, а принадлежность, служба монголам, по подданству/ пополнили ряды русских дружин.
Какое-то время Православие, монголами не преследовалось, эти особые права выговорил Святой, во многом именно за это прославленный, благовернкй князь, один из самых великих людей не только на Руси, но и в мире, сын переяславского князя Ярослава – Александр Невский. Благодаря Александру Ярославичу Невскому появилась на Дону православная епархия. И даже хан Узбек, занятый обращением в ислам Золотой Орды, отчасти, подтвердил привелегии и неприкосновенность Православной церкви.
Православные ордынцы и язычники толпами повалили на Дон, в степные земли, где за воинскую службу Золотой Орде полагалась религиозная неприкосновенность.
Ах, так вот откуда взялись "законные" казаки, казачье сословие?! Ничего подобного! Рано. Это еще не сословие и не этнос, а только одна привилегия. Казаки получат сословный статут позднее, при этом, переставая числиться казаками. Станут “ беломестными или белопоместными” то есть “обеленными за службу от податей” дворянами и “однодвоцами”, чем то вроде подобия мелкой шляхты в Речи Посполитой. Это сословие упразднит Екатерина II за ненадобностью их пограничной службы. Поскольку граница от Белгорода – ( “обеленного” города) передвинется далеко на юг, в Приазовье и Причерноморье. Степь, против которой, собственно, и построена оборонительная линия Елец – Курск – Белгород, к екатерининским временам станет внутренней российской террторией, вместе с населением. Вл времена Екатерины однодворцев было до 700 тыс.
Но вернемся в ХIV век. Скорее всего, уже к началу исламизации некоторые степняки именовали себя казаками.*) Они населяли верховья и окрестности Дона, но этнически оставались неоднородны: бродники, черкасы, севрюки, чиги, ясы, буртасы, потомки славяне-вятичей, кыпчаков – половцев, и потомки иных древнейших племен и народов, чьи имена уже начисто забылись. В основном – тюрки, с большими вкраплениями угров и кое-где славян. Но у них всех одна религия – Православие.
Именно это их объединяло между собой, и отделяло от остальных ордынцев, которые все чаще осознавали себя другой этнической общностью – татарами. В этот же период и казаки начинают осознавать себя общностью, объединенных степью и Православием. Они осознают себя единым целым, несмотря на то, что в посведневной жизни, в домашнем быту продолжают говорить, скорее всего на своих старых родовых языках. Государственный же язык у всех у них один – татарский, или еще точнее старо-кипчакский. Постороннему наблюдателю, тех времен, вероятно, очень трудно было отличить степного татарина и степного казака. Этому способствовала та особая роль, которая отводилась казакам в Золотой Орде.
Огромная территория, которая управлялась из центра – Сарая берке , в Низовья Волги,столицы Золотой Орды позволяла отдельным, особенно дальним, районам жить довольно самостоятельно. Там возникали некие "п р е д г о с у д а р с т в а". К таким “предгосударствам” можно отнести земли д о н с к и х и м а л о р о с с и й с к и х (Днепровских) казаков и других казачьих поселений – казаков Яицких, Терских и Волжских.
Можно ли считать казачьи поселения республиками? Нет. Хотя, как это ни удивительно, в поселениях праказаков и потом в станицах политическая жизнь организована по принципам древне-греческих городов государств – полисов. Как сохранились в степи воспоминаиния об античных городах, как передали свои знания другим народам греческие федераты – загадка. А может просто так совпало. Вернее будет сказать, что обособленные и от Орды и других княжеств, казаки сохраняли остатки р о д о п л е м е н н о й д е м о к р а т и и. Ошибочно считать основой этого устройства войсковой принцип. Не войсковая служба Орде, Москве, Польше породила казачество, а наоборот – остатки родо-племенного строя позволяли использовать казаков в войсковых частях. Кочевое скотоводство давало возможность, высвобождать часть мужчин /в отличии от общин земледельческих, где свободных рук никогда нет!/ для поиска пастбищ, защиты стад и кочевий. Они-то и использовались в качестве наемных войск. Итак, входя в состав коренной территории Золотой Орды, казачье земли, имели относительную автономию, что выражалось /до поры, до времени/ в полной свободе вероисповедания, сохранении своего социального устройства и в экономической независимости. Не платили казаки монголам денежных или натуральных податей. С кочевников вообще собирать дань сложно.Это понимали и в Сарае. Скажем, приезжают к кочевникам сборщики полатей, а они, мгновенно, разбегаются по степи – кочевать-то дело привычное! Так и возникла у казаков одна – единственная форма государственной повинности – воинская. А она – то больше всего и нужна Золотой Орде.Воинскую службу казаки несли охотно. Прежде всего, она позволяла им сохранять с Ордой союзнические отношения. Монголы и их потомки нуждались в войсках всегда. Нуждались в ней и казаки. Они, в этом случае, уже не чувствовали себя одинокими перед Турецкой, Персидской, Польско-Литовской или Московской опасностью. Да была и прямая выгода: казаки принимали участие в дележе добычи. Чувствуя свою независимость /относительную, конечно/, казаки заключали союзнические договоры не только с Ордой, вассалами, которой они, фактически, были, но и с русскими князьями, с Польшей, с Литвой. Основа договоров та же: приглашались отдельные войсковые подразделения – орды, (по тюркски – порядок. Организованные. Отсюда слово орден) на службу к тому или иному князю или государству Вот так, вероятно, и возникали – “рязанские казаки”, “белгородские”, “ московская служилая орда”. А поскольку национальный состав казаков неоднороден, то у современников возникало впечатление, что “татары пришли”.
Собственно, для степняков, кем казаки оставались всегда, ничего пока не изменилось: и столетие назад, точно так же приглашали их предков на воинскую службу князья: киевские, суздальские, поляки, литовцы,.. Иное дело, что теперъ казаки сами начинают осознавать свое отличие и от татар, с кем их теперь, разделяет религия, и от литвинов, и от поляков. Они ощущают собственную принадлежность к новой общности – к казакам.
Историк Гордеев предлагаетет свою концепцию возникновения казачьих войск. Он считал, что, все дело в "полонах." "Полоны" – это отряды молодых мужчин, которые не умеют, не приучены воевать. Кого пригоняли из славянских кияжеств и поселяли среди единоверцев, чтобы те учили их искусству войны. Поскольку "полонов".. великое множество, то, считает Гордеев, в новом населении растворились былые самобытные черты половцев, бродников, черкасов… А из этого нового сообщества, образовалось казачье войско, откуда набирали обслугу для переправ, охраны дорог и ямской гоньбы.Замечания и суждения А.А..Гордеева любопытны, но многое рассыпается от первого же критического взгляда. Например: татары учредили уникальную по тем временам почту и службу на дорогах, ямскую гоньбу, но служили в ней не казаки, а ямщики. Ямщики долго, вплоть до упразднения ямской службы в России, оставались обособленным сословием, но ямщики не составили энической общности и оставались русскими , татарами, чувашами и т.д. А казаки упорно твердили, что они – народ. Что же касается "обрусения" степняков, под влиянием ассимиляции с полонами – слишком просто. Процесс «ославянивания тюрскской степи» много сложнее и длительнее…Итак, на дворе Х1У век. Неспокойно в Золотой Орде. Религиозная реформа хана Узбека -обращение языческих орд в мусульманство – вылилась в тяжелеейшую многолетнюю войну. Принятию ислама в Великой степи сопротивлялись многие. Причем, если в Золото Орде – это вызвало сравнительно небольшие хотя и кровавые столкновения, то в Белой Орде и в Синей Орде война стала затяжной и кровопролитной, а ислам тамошние жители приняли формально.
Теперь Орда налагала на казаков уже не союзнические отчасти вассальные обязательства, а всеобщую повинность. Союзнические отношения с Ордой становятся все опаснее.Значительный казачий корпус был переселен чингизидами на Яик: в его задачу входило разъединение враждующих Белой и Синей Орды. К этому казаки отнеслиись спокойно. Чтобы понять пространственное мышление казака – ордынца, нужно поставить себя в центр степи между Днепром и Уралом: поскольку всю эту территорию казаки и раньше и потом считали своей. Переселение на Урал было простым переходом с одной границы -Московской, на другую – Ордынскую. Но на Дону началось такое, что казаки всё чаще и чаще жались к русским границам к русским княжествам.
В 1341 году умер хан Узбек, правление которого сопровождалось непрерывной резней. Сколь безжалостна она была свидетельствует "традиция": всякий хан, входящий во власть, тут же вырезал всех своих родных братьев. Так хан Джанибек перерезал всех близких хана Узбека. Самого Дженибека убил его собственньый сын Бардибек, которого в свою очередь убил Кульпа. После этого пошла общая жуткая резня, которую назвали “татарской замятней”. Ханы сидели на престоле по нескольку месядев, по нескольку недель и даже всего-навсего по нескольку дней. И всякий последующий вырезал всех сторонников предыдущего. В Причерноморье пришел к власти темник Мамай. Не чингизид. В Средней Азии с 1370 года; начал править Тамерлан, наконец, еще одна беда: в степь пришла чума. Во всей этой круговерти, произошли решающее для Орды события. В 1367 году от Орды отделилась Камская Болгария /нынешний Татарстан/. В семидестые годы – вся Орда распалась на семь улусов. Днепровские козаки оказались первоначально подвластны, формально, Крымской орде, Донские и Яицкие – Ногайской
Казаки – ордынцы, а этого времени уже можно их так называть, следили за происходяшими событиями с большим опасением. К тому же и среди казаков тоже произошло разделение: днепровские казаки /"козаки",' так именовали их поляки/ стали в оппозицию и к татарам, и к их центру в Крыму, приняв сторону Европы и, в частности, Польско-литовского королевства.
Донские казаки оказались в очень сложном, почти безысходном положении. Географически они в самом центре Орды, а этот мир становится исламским. Крепнущее Московское государство, добиваясь независимости от Орды вело, непонятную для казаков – ордынцев политику: то сотрудничало с Ордой, то конфликтовало. Жернов Орды и жернов Москвы все чаще вращались несогласованно. Между жерновами оказывались южные русские княжества, в частности, Рязанское княжество,… и казаки.
XIV век! Такой кровавый, страшный. Для Руси – решающий век. Век рождения великорусской нации. Резня и чума погнали казаков в Московское княжество, в возвышении и защите которого они видели свое спасение. В 1380 году приносят донские казаки (?) на Куликово поле икону Донской Божьей Матери и становятся в ряды бойцов Дмитрия Донского. Только не надо обольщаться! В войске Мамая их не меньше. И если мы будем считать, что на поле Куликовом произошло межнациональное столкновение русских и татар (так как мы говорим об этих двух народах сегодня), то мы вообще ничего не поймем.
Татарами, назывались самые разные народы и у Дмитрия Донского и у Мамая. Неизвестно кого татарами считать. С точки зрения знаменитого арабского путешественника Ибн Батуты, что побывал во владениях Золотой Орды, все ее жители – татары, примерно, как сегодня все жители Российской Федерации – россияне. А то, что «татары» того времени говорили на разных языках и по разному молились ибн Батута не заметил.
Христиане? И у Дмитрия Донского, и у Мамая. В войске ордынцев – генуэзцы, ясы (осетины), фрязи (скорее всего немцы) и армены…Поэтому, когда иной любитель истории восклицает: “ На Куликовом поле победили наши!” Мне всегда хочется спросить? “ Ваши это кто? Вы уверены, что ваши были у Дмитрия Донского?” Битва произошла без малого 700 лет назад, тогда у каждого из нас – два в двадцать пятой, в тридцатой степени предков!…Так что на тему- «наши, не наши» рассуждать трудно.” Кстати, Дмитрий Донской и Мамай, оба – предки Ивана Грозного. Это два его прапрадеда. Елена Глинская – мама Грозного – правнучка Мамая!
Так что же произошло там, на берегах Дона и Непрядвы? Кто кого победил, и что за этим воспоследовало. Ну, во первых это была не первая и не последняя битва и победа московских ратей над супротивником. И после этого были поражения. Так что главный итог в другом. Куликовская битва – день рождения Русской нации Русских. Однако, рождение нации это не рождения человека, здесь требуется время. И великорусская нация складывается за столетие: от Куликовской битвы в 1380 году, до знаменитого стояния на Угре в 1480 году, за четыре поколения, ко временам Василия Темного. Но на Куликовом поле воины, стоявшие рядом с Дмитрием Донским ощутили себя одним народом – будущими русскими, проведя черту между собою и войском Мамая “это – мы , а то – они!”
Ближайшим итогом сражения Москва воспользоваться не смогла. Через два года после Куликовской победы ее сжег Тохтамыш. Все Московские земли подверглись разорению ,а в Золотой Орде началось истребление христиан. До наших дней дошла поговорка “Как Мамай войной прошел”. Так ведь он и в самом деле трижды прошелся по казачьим христианским землям, уничтожая на своем пути, вся и всех. За ним, в залитые кровью степи, дважды приходила чума. После этого донские степи стали ареной столкновения наследников Золотой Орды с Тамерланом. Шестнадцатилетняя вражда хана Тохтамыша (он убил Мамая) с Тамерланом не прошли даром для степняков. Дважды доходил Тамерлан до Волга, вытоптал конями воронежские земли, сжег вместе с жителями Елец, а в Крыму уничтожил все! Начисто! Полыхал весь юг. Пожары и резня по всему степному поясу вплоть до самой Монголии… Да и в самой Монголии анархия и резня!…
Вот тут то и начался исход казаков со своих родовых земель и кочевий. Козаки днепровские потянулись в Польшу и на Карпаты. Казаки донские отступили на земли русских княжеств и докатились до Крайнего Севера, составив, скажем, в Великом Устюге пятую часть населения. Глубже в горы ушли терские казаки из Предкавказья. Спасаясь по берегам рек и в непроходимых плавнях, как когда то хазары, спасались астраханские, волжские и яицкие казачьи общины. Бежали, однако, не все и степь значительно обезлюдев, все таки пустыней не стала. Есть свидетельство о том, что Дон в XIV веке был густо населен. В полном собрании русских летописей есть история хождения московского митрополита Пимена в Царьград, которое он совершил в 1389 году. Через девять лет после Куликовской битвы. Подозреваю, что историки читали это произведение не особенно внимательно, не отслеживая его по географияческой карте и оставаясь в плену убежденности, что Дикое поле было пустыней
Русская, как бы сказали мы сейчас, «делегация» по Оке на стругах выплыла к Рязани Путивльской, то есть к современной Рязани, после этого прошла мимо Ельца, где их встречал елецкий князь. Далее, действительно, началась «пустыня», территория без населения, заросшая лесами и наполненная изобильно всевозможным зверьем: лосями, медведями , лисами, зайцами и т. п. Затем вышли к Медведице, где лесостепь все также изобиловала всевозможными животными. Люди не встречались, но только до переезда через реку. Судя по описанию, это переправа чрез Дон, примерно, в районе Калача. А вот дальше митрополит, со страхом и изумлением, видит толпы «татар», ( «как листьев в лесу и как песка на бреге морском») огромные кочевья , неисчислимые стада и табуны. Эти «береговые татары» спрашивали путешественников откуда они и куда путь держат, но те «ради страха великого» им не отвечали. Что не мешало «татарам» изобильно давать им всякое пропитание и поить молоком (как это принято, даже и до нынешнего времени, на Дону. А.Б.). Значит, эти «татары» были христиане?
Плавание среди густонаселенных берегов закончилось в большом и цветущем граде Азове. Повторяю это 1389 год! Значит, «Мамаево разорение» уже состоялось, а населения в степи не убавилось? В 1395 году через эти места стремительно пройдут орды Тамерлана, сожгут Елец и в Воронежских степях иссекут рать золотоордынцев. Но население в степи, все равно, осталось. Тамерлан пронесся как вихрь, колонны его конницы не прочесывали и не могли бы прочесать всю бескрайнюю степь. А кочевое население изловить и уничтожить много сложнее чем, скажем, взять город и сжечь его дотла. Для этого потребны годы. А весь поход Железного хромца длился чуть больше месяца. Даже чума, посетившая степь, унесла жизней меньше, чем в других государствах и землях, поскольку народ жил не скученно, как в средневековых европейских городах.Учитывая, что до конца XVI века, все что не было русским, и не платило дань князьям, именовалось татарами, смею предположить, это обильное население и было пра-казаками.
Именно к ним, в их все еще державшиеся в степи кочевья, устремлялись и возвращавшиеся православные казаки и примкнувшие к ним беглецы из России, Польши, Крыма и Турции. Они были той основой, той почвой, откуда выросло вольное казачество! Возвращаться или как писали русские летописцы «бежать в Дикое поле» они будут вплоть до XVII века, сильно изменившись и уже полностью став либо украинцами, либо русскими, но отделяя себя от тех и других считая себя козаками и казаками.